Гидра - Drake III

fed

Приветствую, коллеги!

Как то так получилось, что за многие годы в моделизме, так и не довелось построить ничего гидро-летающего, а очень хочется!
Да и условия к этому располагают. Есть хорошие пруды поблизости, да и есть компания гидролетчиков и гонщиков на бензиновых лодках, с которыми интересно совместить полеты.

Решил начать с чего-нибудь совсем простого, чтобы почувствовать водную стихию и подходы к ней.
Увидел вживую, как ведет в воздухе небольшой гидросамолетик Drake и захотелось чего-то подобного. На нем можно летать не только с воды но и с рук на травяных площадках, коих здесь достаточно.

Этот популярный гидроплан неоднократно описывался на разных форумах, в том числе и здесь:
rcopen.com/forum/f81/topic220473
rcopen.com/forum/f81/topic182727

Но решил создать все-же свою свежую темку, так как хочется построить его динамично, за неделю, провести ряд исследований и экспериментов по гидродинамике взлета - посадки, чтобы получить опыт для последующего гидростроения.
К тому же, естественно, я хочу внести ряд изменений в конструкцию и геометрию. Возможно это кому-то покажется интересным.

Собственно за основу берется вот этот популярный чертеж:

Размеры модели решил чуть увеличить.
Промасштабировал чертеж до размаха 1200мм.
В Автокаде сделал чертеж боковой проекции фюзеляжа. При этом внес некоторые изменения:

  • немного увеличил плечо ГО (на 30мм)
  • увеличил расстояние от корневой хорды крыла до строительной горизотали на 10мм.
  • увеличил вынос мотора вверх от строительной горизонтали так, чтобы проходил 10-дюймовый винт.
  • сделал носовой гаргрот фюзеляжа и передний фонарь полукруглым для лучшей эстетики.
  • сделал килеватость по редану в пределах 15 град. с увеличением к носу.
  • будет добавлен водный руль.
  • крыло будет не цельным как на исходном чертеже, а состоять из двух консолей на сосновом штыре.
  • боковые поплавки будут крепиться не к фюзеляжу а к стойкам на концах консолей крыла
  • увеличено удлинение крыла до 1300мм при той-же хорде 200мм

Все это позволило, с чистой совестью, назвать новую модификацию - Drake III 😃

Итак, ДЕНЬ 1-й:

Внутренняя палуба, она же строительная горизонталь, и верхние части шпангоутов

возможное расположение аккумулятора.
нижнее центральное ребро, шпангоуты и силовая вставка для моторамы
Боковины
Зашивка днища зареданной зоны
стабилизатор из трех слоев потолочки со средним слоем только по периметру. Профиль стабилизатора немного несущий, с плоским низом и профилированным верхом.

fed

ДЕНЬ 2-й

Крылья.
Классическая потолочная технология.
2-х полочный сосновый лонжерон (полки 6 х 2.5), стенка из пенопласта. В корне пенал под сосновый штырь, с боковинами из 1мм фанеры.
профиль Clark-Y 14%. Вес уже закрытой консоли - 50гр. Вся склейка на Титане.

ions

Подпишусь на эту тему. Сам такой построил по этим чертежам, размах 1200 мм. Летает как по рельсам, планирует хорошо. С воды не взлетал, а со снега всю весну тренировался. Руль направления в полете не работает, видимо мешают два расположенные параллельных киля. Летал на зиппи компакт 2200 мАч, нужно увеличивать батарейный отсек вширь, плохо влезают. Удачи в постройке и облете. Я когда делал самолет, у меня повело хвостовую часть, обнаружилось в полете, летает криво. Но я решил эту проблему триммированием.

fed:

стабилизатор из трех слоев потолочки со средним слоем только по периметру.

У меня в 2 слоя стабилизатор - пришлось в нос ложить 25 гр. дроби. Лучше в 2 слоя. И перед (отсек АКБ) считаю нужно делать из 2-х потолочек. При вытаскивании АКБ лопается по стыку.

fed

Спасибо, Владимир! Да, очень интересен опыт постройки и эксплуатации этой гидры в разных реализациях! Интересно фото бы увидеть.
Насчет плохой работы руля направления - интересное замечание. Начну летать - посмотрю как с путевой устойчивостью, может уменьшу величину боковых шайб, или может сделаю на них тоже рули направления…

ДЕНЬ 3-й

Готовые консоли. Задняя кромка окантовывается 1,5 мм бальзой.

Снизу законцовки имеют скос, что существенно увеличивает поперечную устойчивость.

Рулевые поверхности имеют бальзовую переднюю кромку, куда потом врезаются петли подвески. Задние кромки рулевых поверхностей делаются не толще 1,5 мм, что имеет большое значение для комфортности и отзывчивости управления.

петли навески из тонкого (0,5мм) стеклотекстолита, с обмоткой 8-ркой тонкой капроновой нитью. Много лет на самых разных моделях использую эти петли. Нет ничего надежней!

Задние кромки стабилизатора и киля также окантовываются 2-мм бальзой.

Нос имеет бальзовую 10-мм пластину. Установлен мотор. виден сосновый штырь навески консолей и стыковочные нервюры фюзеляжа

Навеска всех рулевых поверхностей.

Здесьхорошо видна скошенная законцовка крыла

килеватость передней части днища

аккумулятор 2200мА 3s можно расположить вертикально. Вроде получается нужная центровка.

Первая сборка Гидры. Планер практически закончен. Можно начинать монтаж управления…
Вес планера в таком состоянии с мотором - 350гр.

kvn543
fed:

Насчет плохой работы руля направления - интересное замечание

Встряну. Не заметил плохой работы РН за несколько лет эксплуатации Дрейка. Есть видео дрифта на воде, где работает только РН, даже при небольшой скорости. Самолет очень устойчивый что по крену, что по тангажу. Можно поставить в неглубокий вираж и поставить передатчик на землю. 2-3минуты летает сам, пока ветром не сдвинет в сторону. С акком 1300mAh самолет летает до 15мин. И еще, мне кажется, зря Вы отступили от схемы Дрейка с плоским днищем и поплавками на консолях. Много доп. возможностей потеряли. С килеватым днищем и поплавками на крыле он превратится в обычный гидросамолет

ions
kvn543:

Не заметил плохой работы РН за несколько лет эксплуатации Дрейка.

А у меня в воздухе им совсем не рулится. Даже пожалел, что поставил серву на него. Рулю только элеронами. С воды не взлетал, только со снега.

fed
kvn543:

С килеватым днищем и поплавками на крыле он превратится в обычный гидросамолет

😃 Да, это и является моей целью! Пересмотрел много материалов как раз о постройке и полетах “Drake”. Встречал информацию, что как раз плоское днище способствует “скачке” гидросамолета по поверхности и при взлете самолет как бы прилипает к воде, а килеватость как раз и дает возможность более плавно взлетать и приводняться и способствует путевой устойчивости на воде.
Пока имею нулевой опыт эксплуатации гидролетов, кроме теоретических сведений, которыми постарался максимально обогатится перед постройкой. Поэтому хочется это все почувствовать, перед более глобальными проектами.

ДЕНЬ 4-й

Боудены тяг традиционно много лет делаю из соломы, обмотав концы тонкой нитью.
Кабанчики из 1-мм стеклотекстолита приклеиваются на 88-м клее к полосочкам бальзы и потом это все вклеивается в руль. Чрезвычайно надежный узел получается. Это кабанчик руля направления и оконцовка соломенного боудена 
Кабанчик руля высоты. Половинки рулей соединяются между собой П-образной скобой 2мм и вставляются в бальзовые бобышки
Фонарь кабины, он же съемный люк аккумуляторного отсека
Обтекатель мотогондолы из пенопласта. Внутри будет регулятор. Он будет несколько мощнее требуемого, чтобы не было сильного нагрева, и он будет закрыт в мотогондоле. Крыльевые рульмашинки устанавливаются в пенопластовые колодцы на верхней поверхности крыльев для уменьшения попадания воды.
Высота мотогондолы позволяет устанавливать 10-дюймовый винт 
Можно начинать отделку …

kvn543
fed:

при взлете самолет как бы прилипает к воде

Это да. Если не трогать РВ, то Дрейк плывет как баржа и даже не разгоняется. Но если поддернуть ручку на себя, он выскакивает на редан и легко взлетает.

ions
fed:

Боудены тяг традиционно много лет делаю из соломы, обмотав концы тонкой нитью.

Можно поподробнее, из фото пока не ясно. Это бамбучины из подставки для тарелок? Что является оболочкой для них?

maksim_maks
fed:

Приветствую, коллеги!

С возвращением уважаемый МАСТЕР на форум!!! Как всегда вкусный проект!!! Жду с нетерпением продолжения темы и многих других Ваших начатых проектов!!!

vlad_den
ions:

Можно поподробнее, из фото пока не ясно. Это бамбучины из подставки для тарелок? Что является оболочкой для них?

Солома по определнию - стебель злаковых - пшеница, рожь, ячмень…😒. Это трубочка - внутри полая. То есть - оболочка, как бы;). Про тяги пока речи не было, наверное будут обычные - проволочные. Но подождем автора;)

fed

Абсолютно верно насчет соломы! У меня солома от полевых трав диаметром от 0.8 до 1.5 мм с длиной колена порядка 30 - 40см . Очень жесткая. Всегда осенью в полях собираю 😃 (отличный материал и для комнатных копий резиномоторных, и для раскосов на F3P, и для боуденов тяг) Тяги проволочные - от 0.8мм до 1,2мм , в зависимости от самолета. На “Дрейке” тяги только буду ставить скоро - покажу.

ДЕНЬ 5-й
Концевые шайбы на стабилизатор решил уменьшить в размерах. По теории, они увеличивают эффективность ГО и немного добавляют путевой устойчивости и … эстетики 😃 . Посмотрим, полетаем, поэкспериментируем…

И начал, потихоньку отделку скотчем. Теперь уже окончательно вклеены рули и можно ставить тяги…

Пока черный верх… Потом будет переплет кабины… может быть… 😃
… брюшко. Виден накладной редан (как на Ш-2) Думаю, будет помогать глиссированию…😃 Может со временем появятся и продольные реданы и брызгоотбойники. Интересно поэкспериментировать с гидродинамикой…
Предварительная сборка. … Еще крылья надо немного обтянуть и крыльевые поплавки…

В данном состоянии, с аккумулятором 2200 МА 3s, без регулятора - взлетный вес 610 гр. Это очень радует! 😃

DonPedro

Интересный вариант раскраски. Поплавки обязательно нужно.

ions
DonPedro:

Поплавки обязательно нужно.

Соглашусь с этим. Мой разгоняясь по снегу, без поплавков заваливался на крыло, поставил поплавки - опираясь на них успешно взлетает.

fed:

Концевые шайбы на стабилизатор решил уменьшить в размерах.

С такими точно будет рулить в полете.

DonPedro

По снегу не принципиально есть поплавки или нет. А вот для воды уже беда.
Да простит меня fed.
Видео на снегу

Видео на воде

На крыльях поплавки не понравились, очень сильно разворачивают самолёт. Ну конечно поплавками это назвать трудно.
В реинкарнированном самолёте всё сделано по другому.

Я уже жду не дождусь облёта. Полёт в паре, было бы прикольно.

fed

Еще дополню Петра.
Небольшая фотосессия вчерашнего “обплыва” его “Дрейка” с реинкарнированным фюзеляжем, который тоже обрел килеватость…😃

показалось, что боковые поплавки несколько глубоко опущены по отношению к лодке.

Спуск на воду нового фюзеляжа.
Остойчивость, конечно, великолепная!


Уже смеркалось, да и ветер был от берега, так что Петр немного порулил по воде и был небольшой подлет.
По курсу “Дрейк” вполне адекватно рулится. По выходу на глиссирование, пока не совсем понятна картина, так как уже было темновато и далековато…

В общем, надеюсь, в ближайшее время спустится на воду и мой “Дрейк”. Тогда можно будет сравнить их поведение и полетать в паре.

vlad_den

Там видео “На воде” - открыть бы. А то прайвет.

DonPedro

Огромное спасибо за фотосессию.
С глиссером будем разбираться на другом водоёме. Если что поплавки переделать всегда модно.
Сейчас будем причёсывать новый фюзеляж.
Во всяком случае такой вариант мне гораздо больше нравится.

Прошу прощения за качество видео.
В другой раз будет лучше.

vlad_den:

Там видео “На воде” - открыть бы. А то прайвет.

Исправил.

3DSMax

Ура!!! Андрей Батькович в строю!!!
С удовольствием подписываюсь на тему! Тоже руки давно чешутся Дрейка сделать…

3DSMax

Андрей, подскажите пожалуйста- та соломка, которую вы используете- это Чий?

ions
3DSMax:

Андрей, подскажите пожалуйста- та соломка, которую вы используете- это Чий?

Еще интересует проволока, которая через нее будет проходить. Какого диаметра и от куда вы ее берете?

fed

Приветствую, коллеги!

DonPedro:

Продолжение будет?

А как же иначе? просто два дня не мог попасть в моделку… дела всякие…
Но в грядущие выходные, надеюсь спустить на воду этого “Drake” 😃 Так что готовься, может полетим в паре…😛

Кстати. Как оказалость, “Drake” в переводе означает “Селезень” или “мужчина-утка”. А я и не знал, пока жена перевод не нашла 😃
Это же надо! Теперь понятно, почему у него такие растопыренные боковые поплавки и нос эдакий тупой ( я имею в виду исходные чертежи “Drake”)😛

3DSMax:

та соломка, которую вы используете- это Чий?

Честное слово, не знаю:) Просто в полях попадается очень высокая сильная трава с большими коленами. Кто это, сейчас уже трудно сказать. В этом году буду тоже буду заготавливать, проведем биологическую экспертизу с женой 😎

Сегодня как раз буду тяги делать - покажу. Проволока - обычная типа ОВС диаметром 0,8мм - 1мм. Заказываю с ХК. прутки по 1000мм. Или на соревнованиях, в модельных магазинах покупаю.

Вчера вечером немножко обтянул крыло и элероны.
Решил поставить подкосы. Они очень “просятся” на эту аэродинамическую схему, так как консоли съемные и длинные. И поплавки будут крепится к крылу как раз в месте примыкания подкоса. Должно все получится очень логично и жестко. И интересно в плане эстетики, я надеюсь.😃
Все покажу скоро…

DonPedro
fed:

А как же иначе? просто два дня не мог попасть в моделку… дела всякие…

А я уж думаю куда пропал.

fed:

Но в грядущие выходные, надеюсь спустить на воду этого “Drake” Так что готовься, может полетим в паре…

Конечно. Я как раз перекрашу крыло. Сделаю красивым.
Повезло бы только с погодой.

ions:

Еще интересует проволока, которая через нее будет проходить. Какого диаметра и от куда вы ее берете?

Как вариант использование проволки от сварочного полуавтомата 0,8 мм 1,0 мм. Забираю остатки с работы.

ions
DonPedro:

Как вариант использование проволки от сварочного полуавтомата 0,8 мм 1,0 мм.

Она стальная или сталь омедненная? Как она по упругости, если сравнивать с ОВС? Ржавеет?