2m ASW-28 EPO

baldhead
MxM:

ветер наверху постоянно около 2, порывы до 3,5 м/с,

недостаток тяги ощущается?

MxM

Cегодня была почти безветренная погода и -11
попробовал полетать на поле.

недостатка тяги я не ощутил. на полгаза плавненько лезет верх где то под 10-15 градусов
можно было бы даже еще уменьшить если бы это дало облегчение по весу.

А вот как настоящий планер эта моделька конечно не оправдала 😦 (хотя собственно всё было ожидаемо)
на малых скоростях начинает проваливаться, то есть нужно постоянно держать скорость. эффект штопорения удалось сгладить миксом руль->элероны
при таком весе это скорее планирующий самолет нежели планер

мой резюм
увеличивать элероны (чтоб активнее крутиться в слопе) и дальше уменьшать вес. думаю что еще грамм 30 вполне удастся снять без изменения центровки

flysnake
MxM:

на малых скоростях начинает проваливаться, то есть нужно постоянно держать скорость.

Оптимальную скорость этого планера (как планера) можно ценить как 6-7 м/с (раза в полтора быстрее классической металки). Если он проваливается на этой скорости, то попробуй поставить турбулизатор - это может резко улучшить полет на малых скоростях.
Для пробы временные турбулизаторы я делал двумя способами:
1 Приклеивал обычным медом очень толстую нитку - несколько полетов прекрасно выдерживает и очень легко смывается.
2 Узкой полоской двухстороннего скотча (тонкого) наклеивал узкую полоску наждачной бумаги ( N100 ) на тонкой основе.

wws
flysnake:

Оптимальную скорость этого планера (как планера) можно ценить как 6-7 м/с (раза в полтора быстрее классической металки).

У меня модель мотопланера тоже с взлетным весом от 500, до 550 гр (без баласта, в зависисмости от акка 650 или 1300 ), с той же площадью, при RG15 профиле. Но размах всего 1500 (Hawk-1500). Могу полностью подтвердить, что медленней 7 м/с (без ветра) оно не летает. Да и 7, это на грани срыва. Аппарат почти невозможно поймать в руку (в безветрие). Однако, не соглашусь, что это планирующий самолет. Летом, и такой агрегат вполне может ловить термики и набирать высоту, но и без них, имхо, ни один “самолет” с размахом 1.5 -2 м не вылетает 50 минут на 1300 аккуме.

Интересно какое аэродинамическое качество у данного ASW-28 получилось? Если хотя бы 12 набегает (а я думаю должно быть 14-16), то я бы однозначно этот самолет, все-таки в планеры записал. Кстати, у прототипа качество около 45.

10 months later
wws

Где-то 3-4 недели назад заказал себе такой в ситях… И стал тепреливо ждать, ибо попал в бакордер… Уже терпение стало подходить к концу, но сегодня радостная новость - привезли, будут отсылать. С доставкой 133 у.е. вышло.

Если кому надо - поторопитесь, ибо 51 штука это совсем не много. Я остановил свой выбор именно на нём из за хорошего удлинения, высокой прочности и очень удобного (для размещения поворотной камеры) фонаря. Буду FPV-планер сооружать, чтоб летать высоко и далеко. Ксати, комплект телеметрии OSD-pro, жду с тех же ситей…

Там тоже пара позиций в бакордере. Если кому интересно, ставить буду следующее
MicroPower Brushless Motor RPM Sen
Airspeed Expander V3 - думаю попробовать заюзать его как вариометр, если не выдет - оставлю по прямому назначению
Eagle Tree Video OSD Pro Expander
MicroPower V3 E-Logger - пока бакордер
Altitude MicroSensor (standalone o - пока бакордер
GPS Expander for R/C V3 DataRecord
MicroPower Micro Temperature Senso

На элероны планирую ставить Hyperion DS09 SCD Digital Servo, вместо родного г-на.
На рули наверное или Dymond D47 ,или футабу s3114 (надо все площади глазами увидеть), а может и родные машинки оставлю (надо их посмотреть/потестить)

В качесте серв поворота камеры думаю BMS307 или теже D47, но слегка жабень душит такие хорошие машинки, на такое применение.

MxM

все таки заказал 😃
нормальные там машинки стоят. адекватные примененному материалу.я бы оставил как есть.
законцовки крыльев проклеить не помешает…

2 months later
baychi
MxM:

сначала про штатную - моторчик типа звонок.вполне себе ничего. намотка в 3 провода по 0.3мм количество витков не смотрел. ток тоже не мерял но судя по отзывам на rcgroups где то 12-15А винт близко к 10х4 или 10х5 на нем никаких обозначений нет.

Штатный винт 10х6. Замерил мотор Emetr-ом. Получил при 12В 9.1А, 110 Вт, 5880 об/мин. Статичиская тяга - немного больше собственного веса, а вес - 620 гр (с батарейкой 2100). То есть грамм 650. Но скорость потока по расчетам не более 15 м/c. Что маловато. Как и показал полет, - с выключенным двигателем планер летит явно быстрее. 😦
Вероятно такая мотоустановка рассчитана на затяжку в режиме хотлайнера, потому как при весе менее 500 гр, можно просто ползти вертикально вверх (у меня получалось градусов под 60), но все-это на пределе управляемости (скорость то будет не более 6-7 м/c). А любое промежуточное значение мощности двигателя (кроме максимального) практически бессмысленно. Если только как тормоз при посадке использовать.

wws
baychi:

А в качестве тормоза можно использовать штатную мотоустоновку. При половинной тяге, винт естественным образом будет ограничивать скорость полета на уровне 8-12 м/c. 😃
Кстати, какуой аккумулятор Вы в него ставите? Я хочу использовать большой: на 2100-2200 мАч (пр меньшей энергетики, считаю, что АП и телеметрия треяют смысл.)
А это вынуждает использовать кабину не только под камеру…

Уж больно жалко такой тормоз при посадке 😃

У меня акки 3s1050 по 100 гр. Зато их 4-штуки. Мне всего-то надо, чтоб акка на одну затяжку хватило, а дальше, как в реальной жизни, пайпер ушел и выкарабкивайся как умеешь 😃

Я думаю, что будет разумным размешение большого акка в средней части, под консолями. Надо только пару-тройку слоев стекла внизу снаружи положить, чтоб сохранить жесткость, которую давал выкуроченный под акк EPO. Я вот впереди сразу уголь и стекло положил, поскольку знал, что буду стенки ковырять.

P.S.
Мне очень не понравилось штатное крепление тяг со стороны сервомашинок. На элеронах - сразу разболталось. Надо или гнуть и циакринить или термоусадку надевать, и только потом под винт.

P.P.S.

Чтоб не потерять! Фотки моего барахла внутри ASW-28 rcopen.com/forum/f90/topic146474/336

baychi
wws:

Уж больно жалко такой тормоз при посадке

Так перед касанием - не забыть выключить. 😃

wws:

Я думаю, что будет разумным размешение большого акка в средней части, под консолями.

Мысль интересная, но там тяги относительно неглубоко. И при жесткой марковке, вся впередистоящая электроника - всмятку. 😃

wws
baychi:

И при жесткой марковке, вся впередистоящая электроника - всмятку.

Значит судьба… А в масштабе 1:1 там, вообще-то, человек сидит.

Кстати, как штатный двигатель, от 3s с родным пропеллером выдержит минуту-две? Или можно сразу менять?

baychi
wws:

Кстати, как штатный двигатель, от 3s с родным пропеллером выдержит минуту-две?

Да сколько угодно он выдержит. Движок явно Ватт на 150, а сейчас там даже в статике не более 110 Вт. Жаль неизвестен макс. ток регулятора, но не думаю что меньше 15 А. Вот скорость потока - меня очень смущает. Применительно к FPV, это означает, что возврат домой через АП - только на полной тяге, да еще неизвестно как он против ветра в 10 м/c вытянит ли вообще? В планирующем полете, можно гораздо сильнее разогнаться, но разве автопилоту это объяснишь? 😃

Кстати, я так понял Вы камеру под фонарь ставить будете? У меня пластик фонаря с неровностями, искажать и бликовать будет. Для просто полета - это не очень страшно, но красивой съемки не получится. Я буду выносить камеру над крылом, на небольшом пилоне.

wws

У меня пластик прозрачный и совершенно изумительный. Я специально все делал так, чтоб камера, объективом была поближе к пластику. Я ожидал худшего, а когда посмотрел - мне картинка очень понравилась. Получилось, почти как из реального планера. Чуть чуть похуже, поскольку камера чуть низковата.

Качественной съемки я и не жду. Да и вообще необходимость инверсного полета для того, чтобы просто посмотреть вниз, не располагет к примению планера для съемки ландшафта. У меня стоит задача видеть подошвы облаков и объекты на земле, что на траверзе (чтоб не заблудиться).

Да, а я себе поставил регуль Маркус 20.

13 days later
baychi

Напичкал ASW-28 электроникой по самое нехочу. Телеметрия, атопилот, видеокамера с поворотной сервой и акком в 200 гр, все это вылилось в 920 гр массы (против рекомендованных 500-550г). Нормально тянуть такой вес, штатная 100 Вт ВМГ явно не в сотоянии. Вот первый полет. 😃

www.vimeo.com/10153394

Как ни странно, сугроб попался глубоким и модель почти не повредилась…
Теперь вот думаю, что делать? Сначала с пропеллером поиграться (нужно снять Ватт 150-200 мощности при скорости потока 20-25 м/c) или сразу движок менять? И на сколько все-таки рассчитан шатный регуль?

wws

А я всё никак не могу дособирать. На металки отвлекаюсь ибо подготовка к соревнованиям важнее, а этот - по остаточному принципу. Да и не вся нужная электроника еще пришла.

Что-то, по полётному видео, мне подсказывает, что

  1. Расходы по элеронам великоваты
  2. Центровка планера тщательно не выверялась
  3. Все-таки, 920 грамм это перебор.

А по пропеллеру… А попроовать поставить что-нибудь с шагом побольше? Раз с таким шагом про явно тормозит. Ну и родной регуль… Он же только на две банки расчитан. Вот медленно и крутит.

Т.е. мне кажется, что по-любому

  1. сперва регуль менять и на трехбаночное питание переходить
  2. потом с шагом играться
baychi
wws:
  1. Расходы по элеронам великоваты

Возможно.

wws:
  1. Центровка планера тщательно не выверялась

Центровка согласно мануала - 4 мм от передней кромки крышки канала карбонового прутка.

wws:
  1. Все-таки, 920 грамм это перебор.

Меньше с FPV никак, а без FPV мне этот планер - неинтересен. 😃

wws:

Ну и родной регуль… Он же только на две банки расчитан. Вот медленно и крутит.

Родной регуль в комплекте от Пилотажа рассчитан на 3 банки и акк там идет 3LiPo. Я тоже использовал 3 LiPo (2100 или 2200 мАч).
Про ВМГ я уже писал:
“Штатный винт 10х6. Замерил мотор Emetr-ом. Получил при 12В 9.1А, 110 Вт, 5880 об/мин. Статичиская тяга - немного больше собственного веса, а вес - 620 гр (с батарейкой 2100). То есть грамм 650. Но скорость потока по расчетам не более 15 м/c.”

Остается с шагом играться. А если мотор или регуль сгорят, буду менять на более адекватные. Хочу поднять мощность до 150-160 Вт и скорость потока до 20-22 м/c. Так как по телеметрии получил скорость планирования 15-16 м/c.

wws
baychi:

Родной регуль в комплекте от Пилотажа рассчитан на 3 банки и акк там идет 3LiPo. Я тоже использовал 3 LiPo (2100 или 2200 мАч).

Так как по телеметрии получил скорость планирования 15-16 м/c.

  1. У меня родной регуль от ХС - исключительно на 2 банки. Так в мануале и написано. Т.е. версия ПЖ - отлична от версии ХС.

  2. 15-16 м/с, при вашей нагрузке под 45 гр./дм, это очень даже не много. Даже мало… Удивительно мало. Не может такое крыло с такой нагрузкой так летать. Видимо это уже не полет а парашютирование. Может поэтому и ВМГ не справляется.

  3. У меня пока выходит на 100-120 грамм легче. Как раз на разницу в акке, который всего 1050 мАч…

8 days later
wws
baychi:

Теперь вот думаю, что делать? Сначала с пропеллером поиграться (нужно снять Ватт 150-200 мощности при скорости потока 20-25 м/c) или сразу движок менять?

У меня похожие раздумья. Я наконец довел до летабельного вида вот этот пучок проводов

Вся электроника стоит, но не могу сказать, что работает. Новый GPS пока до меня не доехал, но это всего 7-10 грамм и близко к CG. Зато у меня уже стоит и работает мультиплексор из 7 в 9 каналов. Я посчитал, что скорость у аппарата будет большая и врезал ему закрылки/тормоз, управляемые одним гипперионом. Т.е. превратил я-таки asw-28 в asw-27 😅

Серва стоит посередине, вклеена в одну из консолей. В каждой консоли угольная трубка, на которой и висит закрылок. При стыковке консолей угольные трубки сопрягаются вилкой, которая обеспечивает синхронность хода. Серва тянет за кабанчик и вся конструкция ходит. Вниз ходит на 5-7 мм, вверх - почти до 90 градусов.

На облете воспользоваться тормозом не удалось. Без FPV почти невозможно определить момент превращения ручки из газа в закрылок. Поскольку на облете газ важнее (без газа-то не взлетишь 😃) - закрылки/тормоз оставил пока в покое. Самолет был чутка подкрашен, обклеен декалями и несколько раз сфотографирован



Из недоделок

  • не проверенное согласование антенны видеопередатчика (дальность),
  • не подключенная серва вертикального поворота камеры (жду серво-реверсер)
  • неустановленный серво-экспандер горизонтального поворота камеры. Без последнего д47 машинка крутит камеру лишь на 90 градусов, а хочется крутить почти на 180, чтоб имелась возможность в полёте на консоль посмотреть.

Все это не помешало отбалансировать ЛА, взвесить его и попытаться облетать.
Для попадания в центровку с 3s1000 акком понадобилось прикрутить аж 15 грамм свинца к хвосту. В аккурат симметрично видеопередатчику (на другую сторону киля).

Летательная конфигурация вышла в 770 грамм весом, против 550 рекомендованных производителем. Я ожидал скорость полета не менее 12-17 м/с и для облета решил дождаться сильного ветра (благо опыт пилотирования и облетов есть). Бегать по глубокому снегу с планером почти невозможно и я сильно обрадовался сегодняшним 8 м/с. Сунул планер в машину, благо поместился прямо без разборки - сложил среднее заднее сиденье и вот так поперек машины он и втиснулся.

Приехал на поле к СКК, всё включил, все проверил, встал поперек дующего ветра и начал медитировать (попросту очковать)… Страшно, жуть. Бросать-то надо правой, рулить высотой - тоже правой, а в каком там… правильном положении РВ должен быть - ХЗ. Но повезло, выдохнул, швырнул и, как выяснилось, более менее в положение руля попал.

Удивило то, что модель еле поползла. Бросал в горизонт и пролетев метров 15 (ветер-то о-го-го) плавненько сел. А вот запуск с мотором - чуть не угрохал мне модель. Имейте ввиду! Что-то там китайцы намудрили и при включенном двигле он чуть пикирует. Я еле успел вырубить двигло и дернуть РВ на себя. Пришлось срочно ставить микшер с газа на РВ. У меня (со второй попытки) получилось 6 %, которые стали обеспечивать более-менее нормальный взлет.

А с шагом пропеллера действительно ерунда. Хоть в помещении планер почти висел вертикально (на глазок грамм 650-700 тянуло), но на полном газу планер еле-еле шел против озвученного ветра. Т.е. тяга есть - скорости нет. Так что моторный режим оказался более адреналинистым, чем с выключенным двиглом. Без двигла планер летит немного быстрее, но все равно не так, как я ожидал.

Точно оттриммироваться и подогнать центровку на таком ветру невозможно, но все-равно летит медленновато. Т.е. против ветра в 8 м/с он шел со скоростью 2-3 м\с, а на высоте - так и вообще периодически вставал (надо играться с центровкой). Короче - совсем он не быстрый, хоть и на 200 грамм тяжелее паспортного веса. Рядом Пашка пускал 420-гр. металку, так вон она веселее против ветра шла.

Рулить на удалении оказалось тяжеловато. Красные законцовки и рули не слишком-то облегчают распознавание белого тела в небе. Для тех, кто будет летать не по камере - красьте низ. И красьте полосу поперек крыла.

Но самое стрёмное, это хлипкость всей конструкции. EPO-Консоли на морозе (-3) видать сжались сильнее чем уголь и крыло начало в фюзеляже болтаться. Дома, в тепле, все опять вернулось на место и встало жёстко. Затянуть консоли, чтоб совсем без люфта, в поле, у меня так и не вышло. Буду думать на эту тему. А то стрёмно, когда фюзеляж гуляет градуса на 4-5 вправо-влево.

Но это не самое ужасное. Ужасно, что гуляет само оперение, и гуляет не из-за люфта. Я понимаю, что у меня в хвосте висит 25-30 грамм балласта и электроники, но не настолько же все хлипко. Т.е. попытки рулить РН выглядят весьма забавно - планер виляет хвостом, но не поворачивает. Еще хуже, что при резких маневрах элеронами, хвост на виражах начинает жутко болтать и вилять. Я пару раз чуть по этой причине с планетой не встретился.

В общем по дороге обратно заехал в планету и купил 8 мм угольную трубку. Буду вкрячивать её в хвост, благо количество имеющегося свинца это позволяет. Пока не решил буду-ли резать самолет по вертикальному шву, или прямо так впихну (там парочка каналов есть, в которые я провода пускал).

В общем - самолет цел, а я доволен. Красивый, в т.ч. и в небе… А нормально летать - полетит. Куда он денется. Ведь несмотря на все имеющиеся косяки и кривизну планирует он вполне достойно. Т.е. на хорошей высоте, где терма посильнее, можно будет спокойно летать подолгу.

Да, чуть не забыл. Акка мне хватило на час работы всей электроники и на пяток подъемов на 100 метровую высоту. Был бы проп повеселее, то и на больше бы хватило. А так… Ну прям больно смотреть, как он медленно наверх карабкается.

baychi

Я тоже свой проапгрейдил.
Адекватный пропеллер подобрать не удалось. Выкинул один китайский “колокольчик”, поставил другой - от тренера Сессна (того-же Пилотажа). Новый колокольчик имеет KV раза в 2 больше (ок 1200) и получилось, что с пропеллером 8х6 жрет 30 А при 8000 об/мин (регулятор тоже поменял, черт его знает на сколько был штатный). Так как это перебор, ограничил ток 20-23 А, и то, в статике через минуту начинается запашок.

Полетал в прошлое воскресение.
Теперь мотор тянет - скорость потока порядка 17-18 м/c (7500 об/мин на 20 А). Скороподъемность 2-3 м/c (вес прежний - 900 гр). С этим, вроде, порядок.
Подвел РВ. Тяга к РВ и так хожила туго, аж хвост гнулся да фюзеляж поджимался, а на поле - серва начала “щелкать”. Но "не лететь было обидно и учитывая, что ход РВ “вверх” был нормальным, пару раз взлетел. Как оно было -видно на клипе.

www.vimeo.com/10386589

Модель шустрая, как тормозить на посадке, пока не придумал.
Смикшировать элероны через стандартный флаперонный микшер, что-бы использовть их как тормоз - не удалось, что-то не так с синхронизацией импульсов после АП, - сервы жужат и плохо слушаются. Буду искать дальше.
Пока впечатления от модели не очень: удельные энергозатраты на подъем в 1.5 раза больше чем у Easy Star, способность таскать камеру - хуже (винт мешается), скорость тоже не радует (люблю летать медленно и печально). Огорчают дерьмовые сервы комплектации от ПЖ. А работа РВ - вообще ни в какие ворота…
Родные декали все уже отвалились. Так как белый на белом видно плохо, покрасил крылья в радикально зеленый цвет. Теперь это не Rainbow, а Ипполит Матвеевич, какой-то. 😃

wws
baychi:

Смикшировать элероны через стандартный флаперонный микшер, что-бы использовть их как тормоз - не удалось,

И не получится. Там устройство таково, что поднять элероны на достаточный для торможения угол не удастся. Но, в базовых 550 грамм, как я теперь понял ему это и не надо. При моих почти 800-х я нормально сажал без тормоза, хотя он у меня и был (я же закрылок врезал). Скорость не слишком большая и он нормально плюхается на снег и скользит по нему еще метров 5-8. На посадке летит прикольно, до земли метр, а он все летит и летит и летит. Но я сажаю явно не так, как на видео… У меня глиссада раза в три-четыре положе. Т.е. на дистанции в 50-70 метров высота не более 3-х. Но у вас же камера торчит, может и не долететь.

baychi:

А работа РВ - вообще ни в какие ворота…

Да, там какая-то байда с тягой (она же с изгибом через какое-то устройство идет). Ходит туго, а еще и РВ маленький. Т.е. по тангажу планер не слишком резкий, но ведь это не пилотага. Да и размер РВ говорит о том, что резким он не будет. Я рулил чисто по-планерному и потому дискомфорта не ощутил. Наоборот, быстро перешел на полет на половинных расходах.

baychi
wws:

У меня глиссада раза в три-четыре положе.

Так это у меня от РВ. Там люфт огромный образовался и пока его выберешь, состоняеие меняется резко. Но и без люфта скорость снижения при 40 км/ч явно больше 1 м/c.

wws:

и он нормально плюхается на снег и скользит по нему еще метров 5-8.

У меня 15-20 м по насту или на полноса в рыхлый. Это хорошо, пока снег есть. 😃

wws

Чур меня чур. Люфта в РВ нет.

У меня скорость снижения была куда ниже… Я 1 м/с и более очень хорошо глазом чуствую. Думаю, что все дело в торчащей и тормозящей полет камере. Длина же пробега сильно зависит от смазки лыж температуры и качества снега и наста. Меньше от посадочной скорости. Но наши 150 грамм разницы в весе это довольно существенно. Разница в скорости, при прочих равных, должна быть 30-45 %

Я так и не понял, вы просто поставили в два раза более оборотистый мотор при старом пропеллере? У меня где-то валяется OBL29 , еще от хока-1500. Имеет смысл заморачиваться?