Полукопия современного планера
Чтобы нормально переключать закрылки на нужные мне углы я ранее использовал два переключателя 2х и 3х позиционный, потом подумал что надо бы такое устройство иметь чтобы использовать свободный потенциометр на передатчике и просто жать кнопки. Эту идею хотел реализовать на атмеге328 и цифровом потенциометре, а переключать кнопками к которым привязать разные углы закрылков. Однако нашёл готовое dx.com/…/6-ch-flight-mode-switcher-black-432945 оно используется для полётного контроллера, что мне тоже пригодится для переключения режимов полёта, или использовать на закрылки. Устройство программируется под каждую кнопку. Имею мануал пдф, но не знаю как его сюда вставить.
Здравствуйте коллеги.
Пока осуществить летний запуск с колесной тележки и, или с резинки так и не удалось.
Все готово к летним тестам.
Пока же просто маленький ролик о зимнем старте:
По старой памяти могу сказать: летняя тележка должна быть очень ровной, и бежать сама по себе абсолютно прямо. Иначе до отрыва планера нужно будет бороться по курсу и с планером и с тележкой. Памятен чудный случай в Великих Луках, когда с трудом удержав планер по курсу на разбеге (бетонная широченная взлетка) оторвался от тележки (Ventus 2cx 6m, кто помнит), и начал набирать высоту. Спустя несколько секунд надо полем пронесся радостный взрыв хохота - оказалось, что освободившаяся от непосильной ноши тележка радостно свернула с курса и бодро выбила страйк из пластмассовых стульев судей, вскочивших с оных за секунду до БУМ-С ))
Пока же просто маленький ролик о зимнем старте:
В Томск бы, на фестиваль… а то одни пилотажки, надоели)
Всегда на шасси самолетов делаю “развал и схождение”, как на больших, так и на зальниках.
Может на тележке попробовать? Разницы никакой колеса это, или лыжи.
Точно. Надо попытаться. Спасибо за подсказку.
Лишь бы транспорта не было. Это технологическая дорога на карьер. Работают и в выходные и в праздники. Редко удается успеть собрать и взлететь. Но тележка быстрее собирается. А тележка нового типа еще быстрее и легче - может и разгонится двигателем. Там всего 2 колеса по 950 г. и легкая конструкция.
Кстати. На санях очень хорошо рулится на разбеге рулем направления, конечно есть инерция. Думаю, что на двухколесной тележке направление движения будет так же задавать сам планер.
Имхо, колеса надо как можно ближе к ЦТ, иначе отворачивающий момент значительный может быть… устойчивость по курсу ухудшится.
Меня тут слегка занесло при посадке. Не могу нормально рулить с хвостовым колесиком, соединенным с рудером.
Слишком маневренный получается, чуть дернул стиками и в канаве. На укатанной дороге аппаратик идет юзом, с заносом.
Думаю тележку нужно сделать по “тупее” в управлении, чтобы лучше держала прямое направление. И следовательно длинее.
Но если маленький снежок вполне нормально.
Правда у нас в Вами размеры маленько разные.😃
Может поискать озеро или поле, с лыжами лучше будет держать направление по снегу.
Или как вариант- ставим по прямой, держим за хвостик, даем полный газ и отпускаем. Делал так на площадке ограниченных размеров. Вставать не упевал, так и взлетал на корточках.😃
К стати видел тележку с тормозом.
Принцип такой, когда самолет ложится на телегу он прижимает рычаг и тормозная штука поднимается, когда взлетает рычаг освобождается и опускает тормоз.
Ход рычага длинный, при скачках и подпрыгивании он не реагирует, только когда самолет полностью взлетает, срабатывает система.
Хочу обратить внимание на два взаимосвязанных момента:
Энерговооруженность планера не позволяет разбег по снегу - слишком большое сопротивление движению.
Это и вес самого планера и вес саней и сопротивление снега скольжению, которым в сумме, надо придать скорость взлета, разогнать.
А вот на укатанной дороге лыжи скользят легко, сопротивления практически нет, поэтому так же как легко планер разгоняется, так же легко и рулится исключительно рулем направления.
Проблема взлета с тележки как раз в том, что вес тележки еще больше, а сопротивление качению колес больше чем сопротивление скольжению лыж и нужен очень большой и ровный участок для разгона.
Поскольку тележку труднее разогнать чем сани.
Здесь возникает вопрос об усилении энерговооруженности. Но с другой стороны - она, как бы достаточна, поскольку планер легко набирает высоту под 40-45 градусов к горизонту.
Кроме того, неизвестна возможность корректировки направления разгона на тележке.
Хочу обратить внимание на два взаимосвязанных момента:
Резина вас спасёт…
Добрый день. С праздником.
Резина то готова. Но и с резиной то же не все просто.
Во первых страшно.
Во вторых между резиной и землей всего 5-6 сантиметров. Поскольку между винтом и резиной (шнуром) нет зазора, двигатель можно включать только когда шнур отцепился и уже не сможет попасть в винт.
Степень растяжения можно рассчитать (это уже не вызывает вопросов), а вот момент включения двигателя надо увидеть, угадать. Усложняется тем, что в этот момент планер уже далеко.
По поводу покататься на тележке.
Сегодня сделал несколько попыток пробежки только фюзеляжем.
Вот такие выводы можно сделать.
Похоже, разогнать по ровной полосе возможно.
Два момента: рулится иногда нормально, а иногда с большим трудом (как автомобиль в заносе). Для улучшения стоит отодвинуть точку третьей опоры дальше назад - это придаст большую устойчивость по направлению.
И второй момент, если лыжа наезжает на камешек, которых полно на дороге, то хвост подбрасывает вверх так, что пару раз даже чиркнул винтом по полосе. Нужна амортизация задней опоры.
а вот момент включения двигателя надо увидеть, угадать.
Слетел с крюка парашютик - включайте. Всяко резина не слабее двигателя тянет.
Интересный вариант:
Сказал, что боится того, что парашутик может попасть в зону винта, поэтому использует большое и тяжелое кольцо.
Отходит на 15 - 20 шагов.
Нашел образец телеги.
Добрый день коллеги.
Всегда получается так, что все решения по полетам большого планера реализуются зимой.
Вот и в этот раз.
Как то так получилось, что последнее время использовал через чур тяжелый винт 15*10, что вызывало не критичный нагрев двигателя при работе более минуты на полных оборотах, но разбег оставался очень длинным с предельной дальностью по управлению направлением движения саней с планером. Это видно на этом старом ролике:
По субъективным ощущениям, казалось что этот винт дает максимальную тягу.
Но как выяснилось, в результате натурных измерений, проводимых на новой тележке, фото: Винт 15*10 тяга 4,8 кг; А винт 16*8 - тяга 6,8 кг. При весе планера 5,9 кг.
Занимаясь конструкцией колесной тележке для запуска планера летом. Возможно даже с помощью катапульты. Провел вот такие сравнительные запуски с винтом 16*8.
На лыжных санях:
То же вид с борта:
И взлет с новой, трехколесной тележки. Вес ее меньше килограмма. Но она немного низковата. У нас целый день шел снег и на ролике видно и скорее слышно, как винт зацепил этот свежий снежок, только благодаря достаточной мощности ВМГ удалось, хоть коряво, но взлететь:
Вот думаю, что этот вариант тележки можно попробовать при запуске планера с катапульты. А возможно и с помощью двигателя, если летом найду возможность использовать ВВП метров 30- 40.
Здравствуйте Евгений Николаевич. А при каких оборотах у вас винт16*8 работает на планерочке?
Добрый день Андрей. Обороты я не мерил. Но двигатель 400 об/вольт, 1400 ватт, батарейка 6S.
Энерговооруженность планера не позволяет разбег по снегу - слишком большое сопротивление движению. Это и вес самого планера и вес саней и сопротивление снега скольжению, которым в сумме, надо придать скорость взлета, разогнать.
Добавьте еще аэродинамическое сопротивление. Чтобы его уменьшить, надо стояночный угол тележки принять 0 или минус 1-2, от поляры зависит. Это в режиме разгона. А при взлете тележка должна позволять увеличение угла атаки без чиркания хвостом о полосу.
Добрый день.
Конечно: планер опирается на тележку консолями, расположение опорных частей около - 2 градуса от горизонтали.
Высота передних упоров должна обеспечивать фиксацию планера на тележке во время разгона,
в то же время позволять легкий сход планера с тележки во время взлета.
Учитывая профиль крыла, небольшую подложку для амортизации, высота упоров составляет 40 - 45 мм.
По поводу чиркания хвостом во время взлета: колесная тележка ниже лыжных саней, высота колесной тележки позволяет обеспечивать расстояние между крутящимся винтом и полосой 70 - 80 мм. Я считаю это минимальная высота тележки, при разгоне винтом зацепился за снежный гребешок (слышно на ролике).
На ролике видно , что в момент взлета расстояние между хвостом и полосой не менее 150 мм. (заднее колесо диаметром 130 мм).
По поводу взлета со снега: возможно, с такой мощной ВМГ, взлететь на лыжных санях и удастся, только везде на доступных полянах, такой мощный бурьян, который даже снегом не закрывает. Да и лазить по пояс в снегу не хочется.
Евгений Николаевич, хочу сказать о своём мнении по поводу положения пданера относительно плоскости опоры тележки.
Ваш планер судя по видео отрывается от тележки в момент когда пилот задаёт ему тангаж рулём высоты посчитав, что скорости движения во время разбега уже достаточна. Заметно, что при этом дистанция оцененная пилотом разная.
Предлагаю доработать угол опоры крыла на тележке в сторону увеличения. Например задать угол установки (планера) крыла на тележке 12-15 градусов. Это предварительное положение модели уже и создаст необходимый угол для отрыва модели в момент когда она на разбеге сама достигнет скорости отрыва. Это облегчит взлёт - значительно. Опущеные флапы и флапероны ускорят отрыв и устойчивость по крену при отрыве. При этом если у Вас не настроен на передатчике взлётный режим облегчающий управление планером, то Вам поможет следующая полётная настройка планера по тангажу отклонением оси двигателя: при установке тяги (оборотами) на среднее положение планер должен лететь в горизонте, при увеличении тяги до максимума планер должен переходить в набор высоты с тангажом в диапазоне примерно 10-15 градусов… это тоже очень упростит и облегчит взлёт.
Возможно Вам это всё известно и без меня… я написал только потому, что заметил в видео при взлётах.
С уважением…