Хочу построить горный планер

viktor_p

Тема постройки горных планеров представлена на форуме крайне мало. В основном это небольшие модели из потолочной плитки. Хочется чего-то посерьезней, но по простым технологиям, без матриц и ЧПУ станков. Возможно, что и не нужно строить что-то специальное. Наверно можно взять любой просто планер, и он полетит. У меня есть просто планер с бальзовым фюзеляжем и потолочным крылом. Но он тихоход. С ним хорошо при ветре до 5 м/с, алучше в штиль. Хочется иметь модель для более свежего ветра, ну и для полета в динамическом потоке. Поскольку это будет мой всего лишь второй ру планер(были и другие модели), вопросов не решенных у меня достаточно много. Надеюсь, меня не пошлют рыскать по просторам в поисках крупиц знаний, а чем-нибудь да помогут: Словом ли технически грамотным, или ссылочкой, или картинкой… . Приглашаю также присоединиться тех, кто вынашивает сходные идеи. В общем расчитываю на коллективное сотворчество.
На фото предварительный эскиз модели какой я ее представляю.

Евгений_Николаевич

Полеты на склоне я разделяю на два вида и оба, похоже вы хотите исключить:

Первые: медленные для высшего пилотажа, делаются как правило из ЕРР, элапора, хуже из пенопласта, малый вес и небольшая нагрузка на крыло.
Вторые: скоростные, с очень тонким профилем, делаются как правило композитные. В этом случае малый вес играет скорее отрицательную роль.

На всякий случай:
www.rcgroups.com/dynamic-soaring-126/
www.rcgroups.com/slope-97/

Udjin

Кстати, ваш профиль повторяет профиль MC813F5B c точностью 90.6%
Профиль скоростной.

viktor_p

Игорь, Евгений, большое спасибо за подборку фото-видеоматериалов. У нас с горками похуже. Нужно ехать час - полтора. Евгений Николаевич, у меня есть легкий планер. Есть небольшое видео на Казанской ветке - Полеты в Мирном-Казань - страница 118, пост 4685, и процесс сборки в теме Юрия Гейзерова “Мотопланер из потолочки размах 2м” на 4,5 страницах.
Что касается профиля: Несколько лет перед моим рабочим столом висел листок с нарисованными профилями Квебека разной кривизны - воодушевляли. Потом как-то разонравились. Взялся рисовать. Из полусотни нарисованных выбрал что мне показалось наилучшим и решил увеличить до метра, чтобы точнее снять координаты. Когда на миллиметровке расставил все точки по своим местам - не понравилось. Добавил полноты в носке, чтобы срыв был помягче, и слегка поджал снизу у задней кромки. Это на случай, если придется летать помедленней при слегка отклоненном закрылке. На время творчества все шпаргалки были убраны, чтобы не отвлекать. Но может быть взять МН-30 и не заморачиваться? Профиль МС 813 F5B мне не знаком. Интересно, как определялось сходство?
А теперь о том, как я собираюсь строить:
На кухне и без матриц. ФЮЗЕЛЯЖ. Планирую собрать из нескольких полос бальзы толщиной 2 мм, предварительно изогнутых на болване, с последующей оклейкой стеклотканью. КРЫЛО. Наборное. Бальзовые нервюры, сплошная бальзовая обшивка 1,5 мм удельный вес 0,125 г/см3, стеклоткань Т43 60 г/м2. Лонжерон - углепластик 2,5 х 12 и 2 х 12. Крыло достаточно широкое. При малой относительной толщине боюсь за прочность. Индуктивное сопротивление на больших скоростях не велико, поэтому можно смириться с небольшим удлинением. Впрочем на виражах коэффициент подъемной силы больше и индуктивное сопротивление возрастет. Где находится компромиссное решение - не знаю. Угол установки крыла - 1 градус. Вроде бы маловато, но при скорости 12-13 м/с должен быть оптимальным. СТАБИЛИЗАТОР. Цельноповоротный с обшивкой из 1мм бальзы плотностью 1,1 и с покрытием той же стеклотканью. КИЛЬ из того же, что и стабилизатор.

Udjin

Прекрасная задумка, заслуживающая серьёзного обсуждения.
Расскажите, что планируете. На что затачиваете планер.
Погонять со свистом с минимальным пилотажем. Или пилотаж во всю голову.

Сходство.
Есть такой инструмент. ProfiliPro.
Если база профилей достаточно обширная, то функция анализа и подбора профиля выбросит ворох подобных.
Ваш профиль я оцифровал и занёс в свою базу.

MH30 - отличный профиль. Всё зависит от задачи. Вашей задачи.

viktor_p

К сожалению плохо владею компьютером, и многие вещи мне просто не доступны. Чего я хочу от планера? Я сам толком не знаю. С удовольствием летаю на простенькой пилотажке. С маниакальным упорством выискиваю восходящие потоки в морозном воздухе. Так что наверно где-то посредине между погонять и покрутить пилотаж. Имеющаяся у меня модель весит 850 грамм при площади крыла 44, и очень не маневренна. Отклоняешь элероны на полную, а планер летит, куда летел. Друзья помогли настроить расходы элеронов, и стало получше. Очень большой поперечный угол 5,7 градуса. Бочку не делает даже с разгона. Загрузка балласта 320 грамм на скорости почти никак не отразилась. Со временем переделаю штыри. Чтобы 2-3 градуса осталось. А новый планер на ветер 6 - 12 м/с. Какая будет скорость над склоном крутизной 25-30 градусов не могу даже предположить.

К сожалению плохо владею компьютером, и многие вещи мне просто не доступны. Чего я хочу от планера? Я сам толком не знаю. С удовольствием летаю на простенькой пилотажке. С маниакальным упорством выискиваю восходящие потоки в морозном воздухе. Так что наверно где-то посредине между погонять и покрутить пилотаж. Имеющаяся у меня модель весит 850 грамм при площади крыла 44, и очень не маневренна. Отклоняешь элероны на полную, а планер летит, куда летел. Друзья помогли настроить расходы элеронов, и стало получше. Очень большой поперечный угол 5,7 градуса. Бочку не делает даже с разгона. Загрузка балласта 320 грамм на скорости почти никак не отразилась. Со временем переделаю штыри. Чтобы 2-3 градуса осталось. А новый планер на ветер 6 - 12 м/с. Какая будет скорость над склоном крутизной 25-30 градусов, не могу даже предположить.

Есть такая горка неподалеку. Под нее и рассчитываю. Высота от воды около 130 метров. Протяженность около 2 км.

Udjin

Мне понравился вот этот профиль.

Чуть более летучий, и менее срывной.

Координаты на скрепке.

TP73-60 inch.zip

viktor_p

Очень красивый профиль. Толщина почти совпадает с толщиной моего профиля. Кривизна немного больше. А максимальная высота профиля примерно на 27% от носка! Нас учили, что всё скоростное должно иметь мах где-то на 40% от носка, а то и дальше. Я с большим усилием перенес этот фактор к 30% и, на всякий пожарный продлил почти ровную спину до тех же 40%.

Евгений_Николаевич

Перед этой горой должно быть большое ровное открытое пространство и ветер на склон.
Летать на горе - достаточно большие физические нагрузки.
Неизбежные падения на большой скорости, ремонты. К этому надо быть готовым.

Если говорить об общеизвестных моделях, то прилично летают на склонах металки (с балластом под ветер); неплохо летает Супра;
По моему опыту: и самодельные планера с достаточно тонким (скажем 8% и меньше в корне) профилем и нагрузкой на конкретный ветер.

А бочка, и то очень кривая, у меня получалась только на одном планере. Для этого нужны пилотажные планеры, типа Фокса.

viktor_p

Горка заканчивается большим полем. Профиль у корня таким и будет, около 8%. Не решил только утоньшать на конце или нет. Может крутка желательна что-нибудь около минус 1-го градуса?

Udjin

Установочный угол крыла в ноль.
Крутка … не знаю, нужно поразмышлять. Посадка всегда против ветра. Пожалуй, крутка - перестраховка, а скорость подъест.
А посадка по ветру, это всегда почти шмяк при попытке вырулить без запаса высоты, или прогулка на сотню-другую метров.
V крыла градуса полтора на консоль, больше не нужно. Чтобы в виражах высоту не сливал - держать скорость.
Бочки при V крыла всегда будут кадушками 😃)
У меня бочки даже мётлы делают, с руки. Нужно просто скорость держать.

viktor_p

Ну вот, с поперечным углом я почти угадал. Я планировал 2 градуса. Евгений, а закрылки обязательны? Элероны в половину консоли при ширине в четверть хорды нормально?

Udjin

Закрылки обязательны. Сильно помогут при слабом ветре набрать высоту и забраться на “второй этаж” динамы при слабом лифте и сбросить скорость при посадке.
Ширина элеронов.
22-28% хорды, если не указаны конкретные значения для профиля.

viktor_p

Еще один теоретический вопрос: При полной зашивке крыла бальзой плюс стеклотканью центр масс самого крыла может оказаться далеко позади фокуса крыла, а также позади центра жесткости, что в теории может привести к флаттеру. Нужно ли применять какие-то противофлаттерные меры, или жесткость будет достаточной, чтобы этим не заморачиваться?
Теперь вопросы практические: Бальзовую обшивку покрывать стеклотканью до установки на крыло или после?
Начну с хвоста. В зависимости от веса киля и стабилизатора можно будет уточнить конструкцию фюзеляжа.

Udjin

Разноска центров жёсткости масс и давления будет такой, как предсказываете.
И ЦД будет гулять по хорде.
Бороться с флаттером - жёсткостью крыла и на крутку и на изгиб.

> Бальзовую обшивку покрывать стеклотканью до установки на крыло или после?
Для горного планера не сильно принципиально.
Я покрываю “до”.

viktor_p

Большое спасибо, Евгений. Кратко и доходчиво по всем заданным вопросам ответили. По ходу постройки вопросы еще будут. Кое что буду выкладывать в виде фото отчетов. И еще один момент, который нужно учесть заранее: Какие серво нужны? Из домашних запасов CS-929MG и HS-82MG. Ну и HS-81, которые вообще куда-то ставить страшно. 929-я отлетала больше 800 полетов на руле высоты моделей весом до 700 грамм и пережила 6 штук фюзеляжей. Но наверно маловата. 82-е более-менее держатся, но потери были. 81-х убил 7 штук за 50 полетов. Ломались и от падений и от полетных нагрузок при весе пилотажной модели 1200 грамм. Если нужно что-то помощней, придется приобретать, но не золотые, а все же попроще.

yurbuten

С вашей горкой вполне можно погонять на горном планере,при благоприятных условиях.Пока строите неспешно свой аппарат научитесь летать в слопе.Рядом тема - rcopen.com/forum/f37/topic83600 .Правда Визел “приспособлен” для полётов в ветер от 4-5 м/сек и выше,то для более слабого ветра хороша Алула - rcopen.com/forum/f37/topic120798 .Ещё летаю в слопе на композитном F3K,но с опаской,когда ветер ровный,без порывов и место для приземления достаточно(не всегда удаётся на горке “в руку” посадить.Металка для полётов в слопе хороша,но жаль… ,высока вероятность жёстких посадок,а значит ремонты 😦 .

Lazy

Дайте человеку Puff, я не могу найти топик…

Lazy
HSM:

Поиск сразу дал

Вроде был другой топик…Но всё равно спасибо.

MAX-65
Евгений_Николаевич:

Если говорить об общеизвестных моделях, то прилично летают на склонах металки (с балластом под ветер); неплохо летает Супра;

Я на маленьком стилете совсем не пробивном летаю в очень свежий бриз прям на берегу вообще без всякой горки и без всякой загрузки взлётный вес грамм 230… Пользуясь динамой, от зонтиков шезлонгов, кустов и ближних к берегу построек…

А по маневренности с маленькой метлой думаю вообще ни чего не сравнится…

Лучшего фана я себе просто не представляю, разве только Hot по сравнению с Lift ещё более маневренный…

HSM
Lazy:

Вроде был другой топик…Но всё равно спасибо.

Жаль, но ссылки на чертежи и профили уже не рабочие. Очень хотелось бы поглядеть …

Udjin

Кстати, да.

rcopen.com/blogs/34591?tag=655

Всё для резки.

cloud.mail.ru/public/3z7n/oPDp7AMTc

Сервы.
Я давненько извёл весь свой “зоопарк” сервушек и пришёл к гиперионам с мет. реудкторами.
DS09AMD и DS095FMD.
Хотя, гдей-то трудится несколько футаб мелких и в этом году попробую KST.
Я весьма консервативен в выборе сервомеханизмов …