Хочу построить горный планер

viktor_p

Для стабилизатора использовал бальзу толщиной 0,8 и стеклоткань 18 г/м2. Стеклоткань приклеивал на стекле. Жаль без вакуума. Нервюры делал традиционным способом, в пакете.

viktor_p

Стабилизатор решил собирать в пенопластовом ложементе. Хочется, чтобы было ровно. Обе половинки сделал из одного куска, чтобы равной толщины были. Резал струной по отдельности каждую.

Классический лонжерон в стабилизаторе не предусмотрен. Его роль выполняет задняя кромка стабилизатора и она же передняя кромка руля высоты. Собирается из двух бальзовых реек. На рейках делаю надфилем запилы на половину толщины петель.При сборке они должны совпасть и образовать гнездо для установки петли. Положение лонжерона желательно как-то отметить до приклейки законцовок, чтобы точно знать в каком месте отрезать руль от стабилизатора. А резать нужно будет точно посередине лонжерона.
После приклейки лонжерона к нижней обшивке укладываю ее в ложемент, загружаю грузиками для плотного прилегания и приклеиваю нервюры. В середине стабилизатора липовая бобышка под крепление стабилизатора к фюзеляжу. Кабанчик из пружинной проволоки диаметром 1 мм.

a_centaurus
viktor_p:

Хочется, чтобы было ровно.

Надеюсь, что цель будет достигнута. Очень профессиональная работа и грамотное тех. описание. Одно Вы не озвучили: какой клей использовали при сборке?

viktor_p

Спасибо, Александр. Клей эпоксидный. Смола пластифицированная ЭД20 и отвердитель ПЭПА.

a_centaurus
viktor_p:

ЭД20

В чужом проекте сложно не натоптать. Но попробую спросить: выбор смолы-заполнителя в качестве клея для бальсы вызван какими-то особыми соображениями? Ведь кроме веса у эпоксидки весьма посредственная адгезия к пористо-волокнистому материалу. Сам давно пользуюсь парой UNIPOX (универсальный эластомер с коротким временем подсыхания перед блокировкой деталей), позволающий юстировать детали в сборке и циакрином, идеальным фиксатором найденного положения.

tauber
viktor_p:

Спасибо, Александр. Клей эпоксидный. Смола пластифицированная ЭД20 и отвердитель ПЭПА.

ПВА экспресс попробуйте. Дешево, быстпр, легко, прочно.

a_centaurus
a_centaurus:

попробую спросить

tauber:

экспресс попробуйте.

Один и тот же глагол, используемый в разных наклонениях. Второе - повелительное. Ох как трудно “не натоптать”…

viktor_p

Эпоксидный клей дает время на сборку и подгонку. Это примерно 1,5 часа. Я успеваю аккуратно промазать все нервюры и все остальные элементы без суеты и спешки. С ПВА немного иначе. Пока мажешь последнюю нервюру, на первой клей уже подсох или, по крайней мере, загустел. И уже точно в ноль не прижмешь. Циакрин удобен в отдельных случаях на единичных деталях. Я его использую. Я выписываю в блокнот все предложенные материалы и пробегусь, как нибудь по магазинам.
Перед установкой верхней обшивки был установлен кабанчик руля высоты. Потом приклеена и доработана передняя кромка и законцовки. После этого по ранее нанесенной разметке отрезал руль высоты. Резал по линейке. Чтобы линейка не скользила по гладкой поверхности, закрепил ее малярным скотчем. Кромки руля и стабилизатора доработал шкурилкой и загрунтовал эпоксидкой. После всего этого навесил руль высоты.
Всё. Все основные элементы планера собраны. фотографии практически закончились. К сожалению, не все сфотографировал.

a_centaurus
viktor_p:

Эпоксидный клей дает время на сборку и подгонку.

Про эпокси понятно. В смысле, Вас в этом компаунде устраивает его долгоиграемость? Это важный компонент при сборке узла. Но остальные характеристики, не очень дружелюбные с бальсой, остаются. Про PVA ничего не имею сказать, но эта водная эмульсия. А бальса воду не любит, особенно в точных сборочных узлах. Поэтому многолетняя практика отводит бальсе нитроцеллюлозный клей (наш эмалит), более современный цианакрил, а в качестве “клеевой прищепки”, позволяющей подвижки в течение 15-20 мин, новые поколения эластомеров типа упомянутого мной UNIPOX. Продаётся этот клей в тубах, легко наносится через длинную воронку и разжижается/смывается/деблокируется спиртом. Не растворяет пенопласты. Клеит металл, кожу, ткань и т.д. А также их комбинации.
Сам давно использую гибридные технологии на базе структур из пластиков, напечатанных на 3D принтере, облицованных, обтянутых, усиленных бальсой, фанерой, полиэстером, композитами. Вот как в этом узле “Т” образного оперения для планера (Guppy_S).
P.S. У Вас ещё вся сборка впереди. Так что ждём…

tauber

Есть и «долгий» ПВА, есть ПВА не боящийся воды после застывания. Есть «мгновенный» ПВА, типа циакрина. А так да, выбор клея зависит от задач. И времени, которым располагаешь)

viktor_p

Александр, а можно немного подробнее об этом хвостике. Что из чего и сколько примерно весит?

a_centaurus
viktor_p:

немного подробнее об этом хвостике

Пару лет тому разработал и построил мотопланер “по мотивам” известного бальсового “Guppy”. Идея была внедрить аддитивные методы в классическую констукцию. Так, фюзеляж был сделан по схеме монококк в полнопечатном в арианте. Крыло (1500) гибридное: нервюры, ц/п, законцовки - печать, продольные элементы - сосна, бальса. Обшивка - полиэстер, бальса. Хвостовая балка - трубка PVC 16 mm (каналы электропроводки) с т-образной внутренней вставкой из бальсовых реек 4х10. Внутри каналов проложены боудены для тяг РН и РВ. Крышка люка под RC и батарею - откидная, на магните. Хвостовое оперение состоит из плоскопечатных структурных элементов киля, стаба и поверхностей управления. Профиль - двойная трапеция (2мм >4мм- балка стаба - бальса 3х4>2 мм). Структура толщиной 0.5 мм выполнена из PLA пластика на 3D принтере. Имеет выемку в средней плоскости для снижения веса. Эти же выемки используются как каналы-боудены для разводки тяг. Обшивка киля - бальса 1 мм, стаба, РН, РВ - полиэстер, пропитаный полиуретановым лаком. Кромки изнутри усилены угольными лучинками на циакрине. Сборка велась на клею UNIPOX. Бальсовая обшивка покрыта бесцветным ПУ составом. ХО собрано на напечатанном элементе - скамье, надеваемой на х. балку. Также был изготовлен узел складного пропеллера (по модели udjin). Мотор 1200 kv, 130 W, батарея - 3S 1300 мАh. На первом варианте элероны не ставились. Взлётный вес - 600 г. Модель хорошо планировала с руки, но небо уведела только один раз. Неопытный пилот поднял в воздух, покрутил и не удержал при посадке, угодив в куст колючки, которой изобилует патагонийская степь. Поломка, в общем небольшая (был проломлен сегмент фюза у крепления балки и хвостовоя скамейка). Но, по законам аддитивного жанра проще заменить весь фюз (имеется в наличии) и напечатать новую х. скaмью. Да времени пока на это нет. К тому же хочу сделать ему композитный фюзеляж, благо матрица (запаска) уже готовая. Фотки и вес “хвостика” выложу вечером дома. “Немного” не получилось. Нас учили не экономить на тех. описании 😃

viktor_p

Супер! Каждый шаг, каждая деталь - всё по новому. Я безнадежно отстал от времени. Планер, который я обозначил в начале темы, так и не построен. Я два года потратил на не очень удачные эксперименты, чтобы решить для себя, как не надо делать. Вот и этот проект получается не таким, как хотелось. Хотя, надеюсь, он мне все равно будет интересен на полетах.

a_centaurus
viktor_p:

…всё по новому. Я безнадежно отстал от времени.

Виктор!
…все по-новому, ещё не значит -хорошо и правильно. Я многое делаю как дилетант, который слишком много знает. То есть, мне скучно и уныло делать как все и всё как прописано. С 3D print познакомился по работе уж лет 12 тому. Сразу привлекла та скорость и независимость, которую даёт метод. И логическое завершение процесса 3-мерного моделирования: из виртуального пространства - в реальный обьект. Правда, из тотального увлечения 3D принтером для аэромоделизма я быстро вышел. При всей привлекательности для рабочего процесса, используемый в методе FDM пластик пока слишком тяжёл, хрупок (ещё и со временем охрупчивается) нестоек термически, сложен в доводке (PLA плохо обрабатывается абразивами). Тем не менее, разумная комбинация аддитива и субтрактива позволяет добиться как сокращения времени на заготовительные операции и сборку, так и возможности создания сложных пространственных и обьёмных форм. Вплоть до производства матриц для композитного процесса. Но всё это частные детали. Самое главное в нашем увлечении - это творческий процесс, когда результат в любом случае положителен. Вне разницы, полетела модель или нет. Кстати, у пластика унылый запах. Разве сравнится с деревом:)

a_centaurus
a_centaurus:

Фотки и вес “хвостика” выложу

Вес полной сборки x. оперения планера Guppy_S со “скамейкой”, боуденами, тягами - 74 г.

Udjin

Использование аддитивных технологий при производстве самолетов вполне оправдано, в тех узлах, где они к месту.
Например, при изготовлении всевозможных сложных обтекателей, которые будут крепиться на сложных поверхностях, а собрать матричку “по быстрому”, по какой-либо причине не получается.
Или для всевозможных ложементов сервомеханизмов, которые крепятся черт-те где в фюзеляже.
В любом случае, со временем нарабатывается “авторский стиль” как проектирования, так и изготовления.
Творчество …

a_centaurus
Udjin:

которые крепятся черт-те где в фюзеляже.

К этой фразе Мастера добавлю несколько иллюстраций. В том числе и узел складного пропа, выполненный по его модели, но в аддитиве. Что абсолютно точно, так это свобода творчества, которую даёт владение 3D моделированием+3D print.

viktor_p

Александр, еще раз спасибо за новые идеи. Думаю, это многим пригодится.
Проблема узкого, почти спортивного фюзеляжа - головная боль от того, что нет возможности все расположить, как хочется. После долгого кручения-верчения всех деталей, так и не удалось расположить рулевые машинки без перегибов тяг управления. Боудены из угольных трубочек. Тоненькие фторопластовые трубочки по цене двух серво покупать не стал. Тяги - пружинная проволока диаметром 1,0 мм. Рулевые машинки Corona CS929MG. Сначала нарисовал на картонке, потом вырезал из 1,5 мм фанеры, и еще подклеил 5 ММ бальзу, чтобы можно было закрепить тонкими шурупами сбоку через обшивку фюзеляжа.

Аккумуляторы - пальчиковые металлогидриды емкостью 2,5 Ач. - не помещались в стандартной кассете. Пришлось их расположить ромбом и зафиксировать термоусадкой

tauber
a_centaurus:

Вес полной сборки x. оперения планера Guppy_S со “скамейкой”, боуденами, тягами - 74 г.

Не многовато это? Хотя может быть прочность выше, чем у бальзово-пленочной аналогии, например. Я не имею опыта с пластиками. Однако почти уверен, что собрать оперение с бальзового набора быстрее, чем напечатать.
3д печать развивается, думаю скоро придут технологии которые будут соперничать с классикой на равных. Или выше…

a_centaurus
tauber:

Я не имею опыта с пластиками. Однако почти уверен,

Не читал, но не одобряю, устриц не ел, но о вкусе поспорю… А Вы, Степан, на досуге попробуйте сотворить такой “хвостик” “с бальсового набора”. С креплением стабилизатора к кромке киля, а киля к хвостовой балке, с каналами под боудены, шарнирами на РВ и РН, с обтяжкой бальсой и плёнкой. А потом расскажете публике сколько времени ЭТО у вас заняло и покажете, что у Вас в итоге получилось. Кстати, общее время печати всей структуры на моём принтере 25х25х30 см - 30 мин. А планер из бальсы “Guppy” classic, весит те же 560-600 г. А хвост в сборке “с бальсового набору” у меня лично вышел 54 г. Без креплений и прочего.

karmann
a_centaurus:

попробуйте сотворить такой “хвостик” “с бальсового набора”. С креплением стабилизатора к кромке киля, а киля к хвостовой балке, с каналами под боудены, шарнирами на РВ и РН, с обтяжкой бальсой и плёнкой.

А зачем?
У Т-образного хвостового оперения не самое удачное взаимное расположение киля и стабилизатора((( В том числе и по весовым характеристикам…