По мотивам Супры. Бальза
Всем привет! Что то смотрю, почти никто не строит планера - все больше покупные обсуждают…
Дела давно минувших лет…
Захотелось мне несколько лет назад планер. Посоветовали строить супру.
Первый раз сделать ее в размахе 3.4м не получилось. - Вроде и крыло подготовил под оклейку стеклом, и вакуумный насос сделал. А прочитал чем опасна смола, и решил - ну его нафиг, в однушке да с двумя детками.
Через год посетила мысль - сделать планер в размахе 2.8м под имеющийся моторчик 2830 и регулятор на 30А. Вес модели предполагал - 1200гр.
Прототип выбрал тот же - Супра.
Исходил из принципа, хороший планер - это такая бааальшая металка😒
Материал - бальза. Технология - такая же, как и у металки Манта.
Крыло - разъемное по центру. Соединительный элемент - угольный стержень 8мм.
В процессе строительства, решил что моторчика 2830 модели будет маловато, и заказал:
Turnigy Aerodrive SK3 - 2836-1040kv
HobbyKing 50A ESC 4A UBEC - громоздкий и тяжелый оказался
Аккумулятор - 2200 mAh (планировал использовать 1300 mAh)
Но, т.к. изначально планировал использовать другую электронику, суммарно на 200гр. легче, то ушла центровка в нос на пару см. Пришлось на хвост вешать лишних грамм 40.
Вес с новой электроникой вышел - 1450гр. 😃
Но надо сказать, и размах побольше получился, т.к. консоли сделал пристыковывающиеся к фюзеляжу - мини центроплан, и ушки в дополнение - итоговый размах 3000м.
Думаю, что если бы поставил старую электронику - вышел бы все таки на 1200гр с небольшим 😇. Ну да и ладно.
Сегодня произвел первый облет.
Первый запуск - с руки, мотор отключен. Небольшой разбег, модель над головой, толчок, и она пошла… Я честно говоря прифигел… от того, как долго она не теряет скорость и высоту. Казалось можно еще пару раз вильнуть, и на термике вверх уйти. Ну, или сделав большой разворот вернуться обратно.
Больше с руки запускать не стал - иначе пришлось бы идти через все поле.
Убедившись что она летит, и немного увеличив экспоненту на руле высоты, перешел к следующему этапу - взлет на моторе.
Тут ничего сложного. Газ на 1/3, легкий толчок и она пошла. Высоту плавно набирает на 1/2 газа, побыстрей - на 2/3.
Планирующий полет - вот если честно, нифига пока не понял 😒
В первую очередь оттримировал руль высоты. И вот она летит. Да еще как! По всей видимости, благодаря тонким профилям - небольшое сопротивление и она легко прошивает ветер, кажется будто летит совсем без снижения. Это не сравнимо с металкой!
По управлению пока не прочувствовал до конца, но заметил что рулем направления рулится превосходно. Отсутствует какое-либо рыскание или раскачивание. Сказать что летит как по рельсам нельзя - она крылом реагирует на малейшее колебание воздуха, но каким-то образом сама возвращается в исходное состояние и продолжает полет прежним курсом.
Что понравилось - что относительно ветра летит тем курсом, каким поставишь, ее не разворачивает куда либо.
Также понравилось, что “не висит на ручке”. Отпускаем стики, и она сама ходит. Причем иногда делая небольшие повороты - из-за небольших термиков видимо. Можно отвлечься.
Пробовал срывать в штопор. Сорвать на спирали довольно сложно, надо очень постараться, т.к. остается управляема на минимальной скорости. Но и выход из сваливания мне не понравился. Какая то долгая реакция на элероны и руль высоты что ли.
Пробовал вводить и выводить из пике. Разгоняется быстро очень. Под 45 град. отпускаем ручки - очень медленно выходит в горизонт. Ручку на себя - реакция не сразу. Ощущение того, что ее в пике затягивает. Ручку на себя покруче - выходит из пике с небольшим креном, по крайней мере несколько раз.
Зато, если в пике, выпустить закрылки - то выходит моментом.
Может просто после пилотажки непривычна такая реакция… Но в низу надо будет поосторожнее на маневрах.
Ну а так чего, летучая получилась 😃
Надо немного довести до ума и настраивать дальше.
Полетал всего минут 30. Зеленая зима у нас, а то остался бы побольше.
Если кому интересно - опишу процесс постройки.
Очень интересно.
Только ни одной фотографии не видно. Может только у меня?
Да, видимо что-то с доступом было в Google Фото. Попробуем так:
А чертежы можно посмотреть,приглядывалса к Inside для посабирать зимой,но вот увидел ваш планерок призадумалса.
Что то смотрю, почти никто не строит планера - все больше покупные обсуждают…
Почему не строят:)? Вот по мотивам Супры, только размах 3650 Пена, бальза, стекло, карбон. Все в домашних условиях;).
И для Pukas.
Советую делать Дреловский Bubble Dancer или меньший по размерам Allegro-E-Lite. Летят гарантированно! И чертежи подробнейшие.
Итак, постройка.
Первое, с чем пришлось определится - это с соединительным элементом и лонжероном.
В качестве соединительного элемента приглянулся угольный стержень 8мм.
В качестве лонжеронов сосна
10*3мм - от корня до 650мм
10*2мм - от 650мм до 1150мм
5*2мм - от 1150мм до 1400мм
По опыту металки Manta, такой лонжерон в сочетании с бальзовой стенкой показался мне достаточным. К тому же у модели White Trash и того меньше - 5*4мм, хотя размер такой же.
При постройке старался экономить каждый грамм. Бальзу подбирал легкую.
Шаблоны для нервюр и сами нервюры. Бальза, 2мм. Вся сборка на циакрине.
Центроплан и ушки собираем по отдельности. Зашивка лобика - бальза 2мм.
Ушки собираем точно также.
Закрылки и элероны. Бальза 0.8мм.
Первая примерка 😒
Центроплан. Место соединительного элемента. Длина соединительного элемента - 1/10 к длине консоли. 140мм значит.
Как видно из фото, там где будет трубка под пруток, бальзовую стенку не ставил, а заклеил предварительно расстояние между полками лонжерона бальзой, спереди. Зачем - в дальнейшем будет понятно.
В дальнейшем, вставлю трубки в обе плоскости, в них пруток, и установив плоскости передней кромкой вниз - угол V 1.5град, просто залью трубку смолой. Предварительно заклеив все щели бальзой.
Уже перед самой оклейкой, обмотал лонжерон в двух местах кевларом - на каждой консоли.
Готово.
Соединительный элемент центроплана и ушек выполнен из березы, облегченный отверстиями. Вклеил на смоле, обмотал рыболовным кевларом.
Установка серво
Помятуя о том, что лучше при постройке потратить чуть больше времени, но сделать так, чтобы на поле все разбиралось минимальным кол-вом движений, сделал такие разъемы на консолях:
Ушками из стеклотекстолита консоли фиксируются в фюзеляже.
Вот в таких боксах, вклееных в фюзеляж
Серво еле влезли в ушки. Заклеивать пришлось уже бумагой.
Лючки с серво
Хвостовое оперение такое же наборное, как и элероны с закрылками.
Фюзеляж.
Балка - второе колено от удочки.
Вклеил киль, сделал площадку для стабилизатора.
Приделал временно хвостовое оперение, примотал к балке спереди рейку, а к ней двиг, рег, акк и приемник. Определил, какую длину носа нужно, чтобы попасть в требуемую центровку без догруза. Впоследствии этот способ себя вполне оправдал.
Установочный угол крыла - 5град.
Делаем болванку из дерева. В последствии сделал все же из липы.
В болванке по месту сделал отверстие под соединительный элемент.
Примерка
Добавил к болванке мини центроплан. Зашпаклевал.
Выклейка корок из стеклоткани. Сразу вклеил нервюры из 3мм фанеры. Использовал вакуумный насос. Одна ночь… и достаем
Не распиливая болванку сделал шаблоны для шпангоутов. Вклеиваем их на место сначала в одну половинку. Балка входит в шпангоуты с натягом. Все фиксируем циакрином.
Вот что получилось
Склеиваем половинки. Сверху полоски стекла в два слоя. Вырезаем фонарь. Шпаклевка, окраска.
Если надо, сделаю фото отдельных узлов.
Сегодня переделал управление рулем поворота. Было - тросовое. Троса - рыболовный поводок. Серво перенес назад, в киль. Сдвинул приемник и аккумулятор назад - т.о. удалось избавится от балласта на хвосте и скинуть 30 гр.
Чертежи брал здесь : www.charlesriverrc.org/articles/supra/supra.htm Нервюры распечатал из программы Profili.
Если надо,
Сергей, спасибо за подробный фотоотчёт. Качественная работа и вдумчивый подход. Для полноты картины не хватает весового контроля деталей и узлов. Удачи! Думаю, что первый облёт уже не за- горами!
Оч. хор. 😃
Погода нас не балует. Который день ветер 5-6 м/с с дождем.
Сегодня совершил второй выезд. Немного поснимали, но сильно не красовался, т.к. видео хотелось записать на фоне чистого голубого неба.
Так пока и не настроил режимы закрылков - жду спокойной погоды. Пока только тормоз “бабочкой” настроен.
Перед полетами прошел дождь, поэтому внизу термики были редкие, небольшими пузырями. Модель реагирует на них чутко. Если сбоку - задирает крыло, если по центру - поднимается как на лифте.
Было несколько моментов, заставивших поволноваться.
На первом месте, куда приехали - на холме, сзади метрах в 300 - стояла вышка сотовой связи. Посчитал что мне она не опасна, т.к. летаю на 40 mHz QPCM. Однако через 20 минут словил несколько помех - видно было как включался файл сейв, настроенный в режиме тормоза. А еще через несколько минут полный отказ управления. Модель, пологим пике (сработал файл сейв) пошла к холму и скрылась за ним. Прибежав, обнаружил целую модель, только плоскости, скрепленные скотчем немного разъехались.
Получив таким образом предупреждение, сменил место.
На новом месте ветер дул вдоль холма, даже немного под гору, но делать нечего.
Побаловавшись внизу, решил забраться повыше, метров на 300. Взлетел над собой, и выключив двигатель решил отлететь вперед, против ветра подальше - чтобы лучше было видно модель. Ввел модель в пологое пикирование. А т.к. она была надо мной, то угол пикирования контролировать было трудно.
Сначала она уверенно пробивала ветер, а затем разогнавшись перешла в почти отвесное пике, со свистом. Все произошло очень быстро, видимо она до этого довольно круто пикировала. Как и писал ранее - ее затянуло в пике.
На руль высоты почти никакой реакции. Выдвигаю тормоз, и о чудо, модель резко выскакивает в вверх. Крылья дугой, но выдержали.
Почему она ведет себя так? Причем пробовал пике несколько раз еще - затягивает не всегда, а при достижении некой критической скорости. И единственный вариант выхода - закрылки или тормоз “бабочкой”.
Раньше никогда не сталкивался с этим. Поставить бы камеру, да посмотреть как ведут себя в этот момент плоскости.
Выйдя из пике и отдышавшись продолжил полет. Вроде уж минут 30 налетал с того момента, а даже ни намека на какое-либо снижение. А т.к. летал на этом аккумуляторе уже больше часа, то решил сажать. Выпускаю тормоз, жду - она висит на месте и как будто еще выше поднимается. Начал уже волноваться. Стал спускаться с тормозом крутыми спиралями. Слил метров 200 высоты, в какой то момент отвлекся, и потерял пространственное положение модели. Пока старался понять по реакции модели, сделал бочку и полупетлю. Крылья гнулись от перегрузки. Чем ближе к земле - тем проще, она уже и сама спокойно снижалась на тормозе большими спиралями.
Вот такие дела. Видимо наверху термик сильный был. А что делать в термичную погоду? Никогда не думал, что “слить” высоту может быть проблемой😇
Потерю управляемости при закритическом пикировании из личного опыта могу считать болезнью мягких планеров. Недостаточная жесткость привода и самого РВ, недостаточная жесткость балки, недостаточная жесткость при этом режиме даже крыла, а площядь РВ маленькая и хорошо если он полноповоротный а то и до реверса рулей доходит. Да еще наверняка на большущей скорости РВ в конце концов попадает в зону спутного потока и перестает создавать угол атаки крыла. Принятое вами решение тормозить пожалуй единственно верное. Летая на вашем планере , надо помнить его особенности, быть готовым почти на автомате выгодить из неприятных ситуаций. Ну и я бы всетаки облегчил аппарат другим аккумулятором. Уменшится скорость полета , времени на рулежку будет больше. Сделаете стандартную центровку и полетит еще приятнее.
Поздравляю. Красиво построили и умело спасли.
И еще . Потоки даже с малых (200-300м) высот легко и навсегда уносят планеры. Набирайтесь знаний. Проверте аппаратуру на дальность. Успехов.
Никогда не думал, что “слить” высоту может быть проблемой
Проверте гарантированность остановки винта.
Никогда не думал, что “слить” высоту может быть проблемой
Сталкивался с такой проблемой в масштабе 1:1 (на параплане) когда затягивало в грозовое облако. Смог хот как то начать снижение на 1300…
А вообще хорошая термичка может модель закинуть довольно высоко, вплоть до потери управления и видимости. Тут главное не зевать.
Сталкивался с такой проблемой в масштабе 1:1 (на параплане) когда затягивало в грозовое облако
да, есть такое. приходится использовать “не штатные” приемы, влекущие вероятность появления больших перегрузок или большую нестабильность полета. 😵
В штилевую погоду настроил тормоз так - закрылки под 60град, элероны градусов под 10. Компенсируем рулем высоты кабрирующий момент. В итоге - можно идти в пологом 20-30град. снижении на минимальной поступательной скорости.
По ходу понял причину затягивания в пике при критической скорости - крыло делал как у Дрелы, а там законцовки имеют небольшую обратную крутку, вроде -0.5 град. Я также попытался воспроизвести на модели. Так вот. видимо из-за недостаточной для такой скорости жесткости крыла - законцовки просто подворачивает вниз.
А так летает норм. Рулю практически только рулем направления. Руль высоты не трогаю совсем - нет надобности, элероны тоже вроде как и не нужны, только на очень узких спиралях можно иногда подрулить. А так рулем направления модель прекрасно рулится и перекладывается в нужный крен.
Причем, если поставить в спираль - так и спиралит, не сужая и не расширяя спираль десятками кругов.
2200гр. с акком 4 S 2200.можно было полегче сделать, если хвостовые сервы убрать из хвоста и не красить.А так хвост перетяжелил опять.Так и планер для души и для полётов.Попробовал на крыле профиль HN-354SM.Пока ничего по полёту сказать не могу.летал всего пару раз.В первый раз только успел поднять в воздух ,оттримировать и настроить “бабочку” и надо было срочно ехать "спасать " сына,который умудрился уехать без денег на другой конец города.Во второй раз был сплошной “нисходняк” и я его опробовал на прочность- разгонял и крутил петли.
Развесовка и фото отдельных узлов.
Фюзеляж, без аккумулятора. Надо сказать что здесь очень тяжелый регулятор и кок.
Консоль крыла:
Стабилизатор
Отдельные узлы
Стабилизатор. Наборный, зашит бальзой 0.8мм.
Вклеены трубочки из меди. Середина стабилизатора - усилена несколькими слоями стеклоткани (т.к. несколько ослабил отверстиями)
Киль. Часть киля вклеена в пропил в балке. Обернуто вокруг балки стеклом.
Серво поставил прямо в киль.
Площадка для стабилизатора. Выклеена из бальзы слоями поперек (вертикальной плоскости). Придал обтекаемую форму, оклеил стеклом. Сверху приклеил площадку из фруктовой фанеры, с вклееной гайкой. И сверху еще - площадка под углом - чтобы выровнять угол деградации между крылом и стабилизатором.
Примотал все кевларовыми нитками.
Как крепятся/фиксируются консоли к друг другу и центропланы, или всё только на трении.
Консоли сейчас фиксируются только на трении по сути. Правда сверху клею при сборке полоску скотча. Хотя пожалуй можно и без скотча.
А вообще предполагалось - просверлить отверстия, и вклеить трубочки в оба фиксатора, в которые вставлять по спичке. Но вроде и так норм.
Причем, можно легко настроить нужное трение - капнул циакрином на лепесток из стеклотекстолита - и он уже еле входит в паз. Если нужно посвободнее - подшкурил.
Самое трудное было - вклеить разъемы в консоли и центроплан.
Консоль
Внутри фюза:
Рег. большой и тяжелый…
Антенна на всякий случай на разъеме
Перегородка двигателя. Кстати, мотошпангоут - обычная фанера 3мм.
Аккумулятор пока фиксирую пенопластом. Потом может придумаю что получше.
Разъем на фюзеляже.
Здесь надо сказать, что в центроплан вклеена трубка из стеклоткани. Но она вклеена не просто между нервюрами, но и приклеена к одному из шпангоутов внутри - чтобы могла держать бОльшую нагрузку.
Фонарь вырезал из бальзы. Осталось либо оклеить чем-то, либо покрыть лаком.
Все фото в бОльшем разрешении можно посмотреть в альбоме на Google фото
Я тоже строю,только композитные.
По позитивке крылья формуете?
Расскажите в кратце о технологии. 😃 Интересно же…
Да по позитивной технологии.всё как в этой теме расказано даже добавить нечего.rcopen.com/forum/f37/topic260782Если только,что блоки на панели крыла лучше вырезать по ширине листа XPS - получается жестче на изгиб.
Потихоньку идет эксплуатация. В целом планером доволен - получился из серии “не хочу садится”. Метров со 100 спокойно уходит в точку. Часто по нескольку раз приходится сбрасывать высоту, метров с 500… А вот ниже 50м поднятся трудно - небольшие пузыри получается обрабатывать от силы 1-2 минуты, и они то ли исчезают, то ли куда то уходят. А пока новые ищешь - проваливаешься в нисходняке. У земли лучше на металке, она более юркая. А на высоте термики широкие, сильные - нашел такой и считай дело сделано.
Модель ловлю на посадке рукой навстречу. Когда нет ветра - удобно, в ветер посложнее конечно. Запускать понравилось просто как планер, лишь у земли включая мотор.
Сегодня вот после полетов воткнул модель в землю - решил с сыном посоревноваться у кого модель дальше полетит (сделал ему небольшой планерок). Ну и как обычно, разогнавшись да со всей силы - воткнул его перед собой в землю - как так получилось толком не понял - то ли отвлекся на что-то, то ли взялся неудобно, но отпустил поздно и не под тем углом.
Короче, хрясь… Картина маслом - крылья выворотило. Ну думаю, отлетался… Осматриваю - сломан угольный 8мм стержень - сразу как выходит из фюза, отлетело крепление сервы руля высоты. Аккумулятор, через пенопласт проломил фанерную перегородку между ним и двигателем. Больше повреждений не обнаружил.
В итоге сломалось все как и должно - консоли легко вышли из разъемов и пазов, сломав штырь. При этом трубка в фюзе вроде как целая - она завязана внутри на шпангоут.
Надо восстановить малость и снова в бой.
Предположения подтвердились. Стабилизатор не полноповоротный, хвостоая балка от удочки, а значит не очень жесткая. Реверс РВ на больших скоростях пикирования весьма вероятен. Надежда на предусмотрительность в пилотировании и хорошее торможение.
Достойно. Удачи вам в дальнейших проектах.
На супре выкос двигателя делать?
На супре выкос двигателя делать?
Есть общественное мнение что можно и не делать. Винт малый, элероны большие, вполне справляются. Однако если выкос будет то будет от него и польза, хотя чаще всего незаметная.
На супре выкос двигателя делать?
нет
При работе двигателя не нужен, а при посадке - вреден из-за неравномерной нагрузки по возможных ударах.