По мотивам Супры. Бальза
Если надо,
Сергей, спасибо за подробный фотоотчёт. Качественная работа и вдумчивый подход. Для полноты картины не хватает весового контроля деталей и узлов. Удачи! Думаю, что первый облёт уже не за- горами!
Оч. хор. 😃
Погода нас не балует. Который день ветер 5-6 м/с с дождем.
Сегодня совершил второй выезд. Немного поснимали, но сильно не красовался, т.к. видео хотелось записать на фоне чистого голубого неба.
Так пока и не настроил режимы закрылков - жду спокойной погоды. Пока только тормоз “бабочкой” настроен.
Перед полетами прошел дождь, поэтому внизу термики были редкие, небольшими пузырями. Модель реагирует на них чутко. Если сбоку - задирает крыло, если по центру - поднимается как на лифте.
Было несколько моментов, заставивших поволноваться.
На первом месте, куда приехали - на холме, сзади метрах в 300 - стояла вышка сотовой связи. Посчитал что мне она не опасна, т.к. летаю на 40 mHz QPCM. Однако через 20 минут словил несколько помех - видно было как включался файл сейв, настроенный в режиме тормоза. А еще через несколько минут полный отказ управления. Модель, пологим пике (сработал файл сейв) пошла к холму и скрылась за ним. Прибежав, обнаружил целую модель, только плоскости, скрепленные скотчем немного разъехались.
Получив таким образом предупреждение, сменил место.
На новом месте ветер дул вдоль холма, даже немного под гору, но делать нечего.
Побаловавшись внизу, решил забраться повыше, метров на 300. Взлетел над собой, и выключив двигатель решил отлететь вперед, против ветра подальше - чтобы лучше было видно модель. Ввел модель в пологое пикирование. А т.к. она была надо мной, то угол пикирования контролировать было трудно.
Сначала она уверенно пробивала ветер, а затем разогнавшись перешла в почти отвесное пике, со свистом. Все произошло очень быстро, видимо она до этого довольно круто пикировала. Как и писал ранее - ее затянуло в пике.
На руль высоты почти никакой реакции. Выдвигаю тормоз, и о чудо, модель резко выскакивает в вверх. Крылья дугой, но выдержали.
Почему она ведет себя так? Причем пробовал пике несколько раз еще - затягивает не всегда, а при достижении некой критической скорости. И единственный вариант выхода - закрылки или тормоз “бабочкой”.
Раньше никогда не сталкивался с этим. Поставить бы камеру, да посмотреть как ведут себя в этот момент плоскости.
Выйдя из пике и отдышавшись продолжил полет. Вроде уж минут 30 налетал с того момента, а даже ни намека на какое-либо снижение. А т.к. летал на этом аккумуляторе уже больше часа, то решил сажать. Выпускаю тормоз, жду - она висит на месте и как будто еще выше поднимается. Начал уже волноваться. Стал спускаться с тормозом крутыми спиралями. Слил метров 200 высоты, в какой то момент отвлекся, и потерял пространственное положение модели. Пока старался понять по реакции модели, сделал бочку и полупетлю. Крылья гнулись от перегрузки. Чем ближе к земле - тем проще, она уже и сама спокойно снижалась на тормозе большими спиралями.
Вот такие дела. Видимо наверху термик сильный был. А что делать в термичную погоду? Никогда не думал, что “слить” высоту может быть проблемой😇
Потерю управляемости при закритическом пикировании из личного опыта могу считать болезнью мягких планеров. Недостаточная жесткость привода и самого РВ, недостаточная жесткость балки, недостаточная жесткость при этом режиме даже крыла, а площядь РВ маленькая и хорошо если он полноповоротный а то и до реверса рулей доходит. Да еще наверняка на большущей скорости РВ в конце концов попадает в зону спутного потока и перестает создавать угол атаки крыла. Принятое вами решение тормозить пожалуй единственно верное. Летая на вашем планере , надо помнить его особенности, быть готовым почти на автомате выгодить из неприятных ситуаций. Ну и я бы всетаки облегчил аппарат другим аккумулятором. Уменшится скорость полета , времени на рулежку будет больше. Сделаете стандартную центровку и полетит еще приятнее.
Поздравляю. Красиво построили и умело спасли.
И еще . Потоки даже с малых (200-300м) высот легко и навсегда уносят планеры. Набирайтесь знаний. Проверте аппаратуру на дальность. Успехов.
Никогда не думал, что “слить” высоту может быть проблемой
Проверте гарантированность остановки винта.
Никогда не думал, что “слить” высоту может быть проблемой
Сталкивался с такой проблемой в масштабе 1:1 (на параплане) когда затягивало в грозовое облако. Смог хот как то начать снижение на 1300…
А вообще хорошая термичка может модель закинуть довольно высоко, вплоть до потери управления и видимости. Тут главное не зевать.
Сталкивался с такой проблемой в масштабе 1:1 (на параплане) когда затягивало в грозовое облако
да, есть такое. приходится использовать “не штатные” приемы, влекущие вероятность появления больших перегрузок или большую нестабильность полета. 😵
В штилевую погоду настроил тормоз так - закрылки под 60град, элероны градусов под 10. Компенсируем рулем высоты кабрирующий момент. В итоге - можно идти в пологом 20-30град. снижении на минимальной поступательной скорости.
По ходу понял причину затягивания в пике при критической скорости - крыло делал как у Дрелы, а там законцовки имеют небольшую обратную крутку, вроде -0.5 град. Я также попытался воспроизвести на модели. Так вот. видимо из-за недостаточной для такой скорости жесткости крыла - законцовки просто подворачивает вниз.
А так летает норм. Рулю практически только рулем направления. Руль высоты не трогаю совсем - нет надобности, элероны тоже вроде как и не нужны, только на очень узких спиралях можно иногда подрулить. А так рулем направления модель прекрасно рулится и перекладывается в нужный крен.
Причем, если поставить в спираль - так и спиралит, не сужая и не расширяя спираль десятками кругов.
2200гр. с акком 4 S 2200.можно было полегче сделать, если хвостовые сервы убрать из хвоста и не красить.А так хвост перетяжелил опять.Так и планер для души и для полётов.Попробовал на крыле профиль HN-354SM.Пока ничего по полёту сказать не могу.летал всего пару раз.В первый раз только успел поднять в воздух ,оттримировать и настроить “бабочку” и надо было срочно ехать "спасать " сына,который умудрился уехать без денег на другой конец города.Во второй раз был сплошной “нисходняк” и я его опробовал на прочность- разгонял и крутил петли.
Развесовка и фото отдельных узлов.
Фюзеляж, без аккумулятора. Надо сказать что здесь очень тяжелый регулятор и кок.
Консоль крыла:
Стабилизатор
Отдельные узлы
Стабилизатор. Наборный, зашит бальзой 0.8мм.
Вклеены трубочки из меди. Середина стабилизатора - усилена несколькими слоями стеклоткани (т.к. несколько ослабил отверстиями)
Киль. Часть киля вклеена в пропил в балке. Обернуто вокруг балки стеклом.
Серво поставил прямо в киль.
Площадка для стабилизатора. Выклеена из бальзы слоями поперек (вертикальной плоскости). Придал обтекаемую форму, оклеил стеклом. Сверху приклеил площадку из фруктовой фанеры, с вклееной гайкой. И сверху еще - площадка под углом - чтобы выровнять угол деградации между крылом и стабилизатором.
Примотал все кевларовыми нитками.
Как крепятся/фиксируются консоли к друг другу и центропланы, или всё только на трении.
Консоли сейчас фиксируются только на трении по сути. Правда сверху клею при сборке полоску скотча. Хотя пожалуй можно и без скотча.
А вообще предполагалось - просверлить отверстия, и вклеить трубочки в оба фиксатора, в которые вставлять по спичке. Но вроде и так норм.
Причем, можно легко настроить нужное трение - капнул циакрином на лепесток из стеклотекстолита - и он уже еле входит в паз. Если нужно посвободнее - подшкурил.
Самое трудное было - вклеить разъемы в консоли и центроплан.
Консоль
Внутри фюза:
Рег. большой и тяжелый…
Антенна на всякий случай на разъеме
Перегородка двигателя. Кстати, мотошпангоут - обычная фанера 3мм.
Аккумулятор пока фиксирую пенопластом. Потом может придумаю что получше.
Разъем на фюзеляже.
Здесь надо сказать, что в центроплан вклеена трубка из стеклоткани. Но она вклеена не просто между нервюрами, но и приклеена к одному из шпангоутов внутри - чтобы могла держать бОльшую нагрузку.
Фонарь вырезал из бальзы. Осталось либо оклеить чем-то, либо покрыть лаком.
Все фото в бОльшем разрешении можно посмотреть в альбоме на Google фото
Я тоже строю,только композитные.
По позитивке крылья формуете?
Расскажите в кратце о технологии. 😃 Интересно же…
Да по позитивной технологии.всё как в этой теме расказано даже добавить нечего.rcopen.com/forum/f37/topic260782Если только,что блоки на панели крыла лучше вырезать по ширине листа XPS - получается жестче на изгиб.
Потихоньку идет эксплуатация. В целом планером доволен - получился из серии “не хочу садится”. Метров со 100 спокойно уходит в точку. Часто по нескольку раз приходится сбрасывать высоту, метров с 500… А вот ниже 50м поднятся трудно - небольшие пузыри получается обрабатывать от силы 1-2 минуты, и они то ли исчезают, то ли куда то уходят. А пока новые ищешь - проваливаешься в нисходняке. У земли лучше на металке, она более юркая. А на высоте термики широкие, сильные - нашел такой и считай дело сделано.
Модель ловлю на посадке рукой навстречу. Когда нет ветра - удобно, в ветер посложнее конечно. Запускать понравилось просто как планер, лишь у земли включая мотор.
Сегодня вот после полетов воткнул модель в землю - решил с сыном посоревноваться у кого модель дальше полетит (сделал ему небольшой планерок). Ну и как обычно, разогнавшись да со всей силы - воткнул его перед собой в землю - как так получилось толком не понял - то ли отвлекся на что-то, то ли взялся неудобно, но отпустил поздно и не под тем углом.
Короче, хрясь… Картина маслом - крылья выворотило. Ну думаю, отлетался… Осматриваю - сломан угольный 8мм стержень - сразу как выходит из фюза, отлетело крепление сервы руля высоты. Аккумулятор, через пенопласт проломил фанерную перегородку между ним и двигателем. Больше повреждений не обнаружил.
В итоге сломалось все как и должно - консоли легко вышли из разъемов и пазов, сломав штырь. При этом трубка в фюзе вроде как целая - она завязана внутри на шпангоут.
Надо восстановить малость и снова в бой.
Предположения подтвердились. Стабилизатор не полноповоротный, хвостоая балка от удочки, а значит не очень жесткая. Реверс РВ на больших скоростях пикирования весьма вероятен. Надежда на предусмотрительность в пилотировании и хорошее торможение.
Достойно. Удачи вам в дальнейших проектах.
На супре выкос двигателя делать?
На супре выкос двигателя делать?
Есть общественное мнение что можно и не делать. Винт малый, элероны большие, вполне справляются. Однако если выкос будет то будет от него и польза, хотя чаще всего незаметная.
На супре выкос двигателя делать?
нет
При работе двигателя не нужен, а при посадке - вреден из-за неравномерной нагрузки по возможных ударах.
Предположения подтвердились. Стабилизатор не полноповоротный, хвостоая балка от удочки, а значит не очень жесткая. Реверс РВ на больших скоростях пикирования весьма вероятен. Надежда на предусмотрительность в пилотировании и хорошее торможение.
Я видимо ввел в заблуждение - я его с руки воткнул, с разбегу - прямо перед собой 😃
А на счет стабилизатора - вполне хватает и такого, для планирующего полета. Возможно на больших скоростях цельноповоротный был бы лучше. Но я пошел по пути упрощения и упрочнения конструкции.