Multiplex Cularis
Всем Доброго времени суток!
Закончил сборку планера, возник вопрос: как-то напрягают пупырки на плоскостях, никто их не срезал?
Забить на них. Тем более, что рекордов ставить не требуется.
На “полетать” и так сойдет.
Не так давно купил “изик про”, так там крылья уже без пупырышков. На старых моделях были.
Крылья у меня есть с пупырками и без. Разницы не заметил, потому как ни черта не понимаю в тонкостях.
Летает и ладно.
А нос стоит усилить стеклом? заметил, что брюхо царапается при посадках даже в траву. Хотел просто скотчем армированным затянуть, но стеклом как-то эстетичнее…
К слову говоря, у товарища неделю назад одно перо винта вылетело, и следом вырвало мотор с куском моторамы от вибрации, предполагаю это следствие ряда посадок с повреждением носовой части, перо оторвалось в конце комлевой части (на изгибе) а не в проушине.
в хвост вклеил 1 шарик, согласно руководства, при условии, что мотор весит 139 гр.
FPV пока не планирую, пробовал трижды управлять им, зацепило и не отпускает. Хочется практически понять что такое термики …
И еще вопрос по воздушному тормозу… сильно ли гасит поступательную скорость? кто-то вроде писал, что при включении планер можно в руку поймать.
я так БАБОЧКУ и не смог настроить, правда лета в самолётной программе(спектрум DX8)
попробую настроить и облетать…
У меня при включении бабочки начинает “присасывать” к земле. А скорость не сильно гасит.
Пытаюсь центровку вывести, надо было 2 шарика вклеивать…
С бабочкой и прочей нечистью буду экспериментировать на безопасных высотах, может попробую к закрылкам добавить флаппероны, хотя думается что это лишнее, да и управляемость по крену сильно ухудшится, но почему-то очень хочется попробовать…
Первые впечатления от сборки: все хорошо, но петли очень тугие, вроде бы разработал и кремиком смазал, а рули все равно выгибает в местах крепления кабанчиков и залил циакрином разъем правого элерона, пришлось отдельно удлинитель тянуть.
и еще вопрос:
а как выставить нейтраль стабилизатора? по шву стыковки киля с фюзеляжем или по центру окошка управляющей качалки?
А я поставил более легкий регулятор, укоротил провода до мотора и убрал бананы. В итоге с носа ушло около 25 грамм. Руддер повесил на нейлоновые петли - на хвост добавилось несколько грамм.
В итоге центровка чуть позади пипок безо всяких шариков.
Вчера без мотора забрался с 200 до 440 метров )) На фоне чистого неба самолет видно не очень - страшно моргнуть. На фоне облака видно прекрасно, но без вариометра вертикальную скорость и высоту оценить крайне сложно.
Арсений! Может тогда подскажите, если в курсе, для подключения вариометра нужна телеметрия или есть какие нибудь отдельные приемники с передатчиками только для этой функции?
На Кулярисе достаточно закрылки + миксом РВ на пикирование. Если умеренный встречный ветер, то и того не надо, посадочная скорость приемлимая. Бабочку пробовал, отказался категорически планер становится неуправляем, а это хуже чем призрачная выгода от уменьшения посадочной скорости.
Арсений! Может тогда подскажите, если в курсе, для подключения вариометра нужна телеметрия или есть какие нибудь отдельные приемники с передатчиками только для этой функции?
Были здесь www.1slon.ru . Сейчас в наличии нет. попробуйте позвонить. Сигнал от модуля приходит на портативную радиостанцию.
Ну или иметь аппу с телеметрией .
нужна телеметрия или есть какие нибудь отдельные приемники с передатчиками только для этой функции?
Ну вариантов тут много. У меня телеметрия встроенная в аппу + датчик высоты воткнут в приемник. Из минусов - есть ощутимая задержка между изменением высоты и писком из передатчика.
Есть вариометры с передачей в аналоговый радиоканал с приемом на обычную рацию, например - это целая отдельная тема.
Бабочку пробовал, отказался категорически
У меня на посадке “бабочка” такая:
Закрылки при включении посадочного режима максимально вниз, элероны на месте. Но тренерским тумблером я могу задрать элероны в любой момент.
Получается, что на посадке если все хорошо, то бабочка и не нужна - закрылки тормозят. А если нужно оперативно придавить высоту без пикирования, жму тумблер. Если вдруг проблемы с управляемостью - бросаю тумблер и выравниваю планер.
Это все пока больше теория - на практике еще надо привыкнуть. Вчера, например, садился в обычном режиме даже без закрылок - сложный ветер
Спасибо за советы!
Да уж, от бабочки пока отказываюсь. При очередном заходе скорость оказалась большая и чтобы не влететь в бруствер я включил бабочку. итог - кабрирование до высоты около 5 метров и носом в грунт… Надо сказать, что на высоте эту самую бабочку отрегулировал, вроде тормозила без взмываний. Это ладно, нос помял и на полном газе появились какие-то резонансные явления, но летать можно. Потом опять же при заходе скорость оказалась велика и я решил сделать вираж над полосой, чтобы ее загасить, на этот раз потеря скорости и сваливание на той же высоте, в общем нос будет ждать кипяточка для выравнивания. С выпущенными закрылками снижаться не хочет, ветерок сегодня хороший был…
Кстати, не стал тянуть нос стеклом, усилил армированным скотчем, благодаря чему планер ремонтопригоден с минимальными трудозатратами…
В общем день отлетал, полет шикарный, но принципы парящего полета пока не усвоил. Мне понравилось, но все-таки полеты на планере еще та наука, благо рядом человек, который в этом понимает и дает советы. Заинтересовался вариометром…
Буду учиться дальше…
Прежде чем пользоваться бабочкой, надо её настроить. Планер при раскрытии ни в коем случае не должен взмывать, а для этого закрылки должны открываться не чуть-чуть, а на максимально возможный угол, одновременно элероны вверх чтобы “испортить” крыло и, что очень важно - РВ прилично вниз, планер ни в коем случае не должен терять энергию, а при раскрытых тормозах единственный путь к этому: вниз, вниз, вниз…
P.S. Вариометр вещь хорошая, но летать он не учит, скорее наоборот. Попробовать можно, поможет увидеть в первый раз поток, но чем раньше его выбросите - тем лучше.
так вот чтобы он перестал взмывать, пришлось РВ на упор ставить и угол отклонения закрылков значительно уменьшить…а элероны вверх на упор…
пришлось РВ на упор ставить
Странно, у меня даже без элеронов вверх для предотвращения кабрирования требуется не такая уж большая поправка на РВ. А именно -7 по отношению к нормальному режиму. При условии, что полный ход РВ у меня это +100/-100
Если на приличной скорости выпустить закрылки, планер набирает сколько-то высоты, но угол тангажа не меняется, то есть кабрирования нет.
С варио - я согласен, что это зло, особенно в перспективе участия в соревнованиях. Но когда ты единственный планеровод в тусовке и спросить о потоках некого, приходится спрашивать прибор 😉 Теории конечно в сети много, но это теория.
Почему-то вчера тащило на высотах 150+, а совсем хорошо на 300+, зато сегодня налетался гораздо ближе, 70-140 метров, и поведение видно, и по мелким птичкам хорошо ориентироваться, тут уже и без варио что-то стало получаться.
Удовольствия море - всю морду сжег на солнце. А было с собой всего-то две батарейки 3S 2.2 😃
Если на приличной скорости выпустить закрылки, планер набирает сколько-то высоты
Думаю проблема у Сергея как раз в этом: прилетел, надо попадать на площадку, поэтому нос вниз, набрал скорость а потом выпустил закрылки. Планер не самолёт, заход считать надо заранее, и тормозить “до того как…”, а не после.
Но это просто надо набрать опыта и руку набить, со временем будет само получаться.
Ох опыт нужен это точно - уж сколько я на всяких пенолетах налетал, а все равно сегодня на куларисе был близок к провалу (морковке). Начал резкий разворот на небольшой высоте и сорвался - еле вырулил - повезло.
Надо вбить себе в голову, что все резкие маневры надо делать высоко, а у земли оччччень нежно.
Еще, сегодня сделал наконец дифференциал на элероны (в терминах футабы 75%/100%), кажется планер преобразился на поворотах - такое ощущение, что РН теперь можно вообще отключить. В общем нет у меня пока понимания того, как им (РН) нужно работать правильно.
Закрылки выпускаю не перед самой посадкой, а глубоко заранее, где-то между 3м и 4м разворотом. Скорость не терять. Если уход на второй круг, то закрылки убираем ПОСЛЕ набора высоты-скорости, иначе возможно сваливание. Микс флап>РВ на пикирование обязателен. И вообще при посадке поменьше дёрганья по тангажу, не получилось- лучше уйти и посадить “красиво”.
Ох опыт нужен это точно - уж сколько я на всяких пенолетах налетал, а все равно сегодня на куларисе был близок к провалу (морковке). Начал резкий разворот на небольшой высоте и сорвался - еле вырулил - повезло.
Надо вбить себе в голову, что все резкие маневры надо делать высоко, а у земли оччччень нежно.
Еще, сегодня сделал наконец дифференциал на элероны (в терминах футабы 75%/100%), кажется планер преобразился на поворотах - такое ощущение, что РН теперь можно вообще отключить. В общем нет у меня пока понимания того, как им (РН) нужно работать правильно.
Про дифференциал распишите, если можно, поподробнее. Я так понял внешний элерон надо “гнуть” меньше внутреннего? Пока моя текущая аппа не позволяет сделать такой микс, но едет более продвинутый агрегат, там хочу настроить всё что только можно 😃
внешний элерон надо “гнуть” меньше внутреннего?
Именно так.
Под крылом давление выше и при равном отклонении, и элерон, который уходит вниз получается внешним, в итоге от тормозит больше, чем отклоненный вверх внутренний элерон и мешает развороту.
По идее это можно настроить просто обрезав расходы элеронов в нижней части хода, но зависит уже от конкретной аппы.
Хе хе, вот пишу это и понимаю, что настроил-то я себе наоборот! 😃 От чего у планера выросла “поворачиваемость” - загадка. Видать - великая сила самоубеждения. Может потому и сорвался сегодня…
Дифференциал элеронов - вещь сугубо уникальная. На одних планерах работает и помогает, на других - ХЗ, вроде как даже мешает.
Опять же, от погоды зависит, в жаркий летний полдень и в прохладный вечер работает по иному, да и сам планер летит совершенно иначе.
И прежде чем дать какой то совет по настройкам надо 5 раз подумать, ибо не зря говорят: что русскому хорошо, немцу - смерть…
При выпуске закрылков планер вообще снижаться не хочет, в общем я мыслю по самолетному. Как оно обычно происходит, все знаю, все умею , а тут оказывается другие принципы управления. Правильно сказал Дмитрий, только закрылки выпущены заранее. при заходе понимаю что будет перелет, снижаюсь в пикировании, начинаю выравнивать, а он опять взбухает - скорость набрал. На самолете проще. В общем учиться, учиться и учиться…
Отклонение элерона вниз - приближает границу сваливания и может сильно тормозить внешнюю консоль.
Смотрите для вашего профиля, ваши рабочие числа рейнольдса в зоне элерона, на скоростях с которыми совершается термический разворот, это обычно предельно малые скорости. (Программа Profili 2)
Найдите такой угол отклонения элерона вниз, при котором не будет наступать явный срыв, на выбранной вами скорости. Это и будет предельный угол для “внешнего” элерона. Расход по углу подъема внутреннего элерона можно смело взять как вдвое больший.
Дифф. отклонение элеронов полезно на медленных термичных планерах и бесполезно на слоперно-пилотажных скоростных, часто летающих в перевернутом положении. Но если на слоперах захочется крутить термики, придется включать такую опцию, чтобы не терять скорость. Это заметно снижает колебания по курсу из за действий по крену.