Multiplex Cularis
попробую настроить и облетать…
У меня при включении бабочки начинает “присасывать” к земле. А скорость не сильно гасит.
Пытаюсь центровку вывести, надо было 2 шарика вклеивать…
С бабочкой и прочей нечистью буду экспериментировать на безопасных высотах, может попробую к закрылкам добавить флаппероны, хотя думается что это лишнее, да и управляемость по крену сильно ухудшится, но почему-то очень хочется попробовать…
Первые впечатления от сборки: все хорошо, но петли очень тугие, вроде бы разработал и кремиком смазал, а рули все равно выгибает в местах крепления кабанчиков и залил циакрином разъем правого элерона, пришлось отдельно удлинитель тянуть.
и еще вопрос:
а как выставить нейтраль стабилизатора? по шву стыковки киля с фюзеляжем или по центру окошка управляющей качалки?
А я поставил более легкий регулятор, укоротил провода до мотора и убрал бананы. В итоге с носа ушло около 25 грамм. Руддер повесил на нейлоновые петли - на хвост добавилось несколько грамм.
В итоге центровка чуть позади пипок безо всяких шариков.
Вчера без мотора забрался с 200 до 440 метров )) На фоне чистого неба самолет видно не очень - страшно моргнуть. На фоне облака видно прекрасно, но без вариометра вертикальную скорость и высоту оценить крайне сложно.
Арсений! Может тогда подскажите, если в курсе, для подключения вариометра нужна телеметрия или есть какие нибудь отдельные приемники с передатчиками только для этой функции?
На Кулярисе достаточно закрылки + миксом РВ на пикирование. Если умеренный встречный ветер, то и того не надо, посадочная скорость приемлимая. Бабочку пробовал, отказался категорически планер становится неуправляем, а это хуже чем призрачная выгода от уменьшения посадочной скорости.
Арсений! Может тогда подскажите, если в курсе, для подключения вариометра нужна телеметрия или есть какие нибудь отдельные приемники с передатчиками только для этой функции?
Были здесь www.1slon.ru . Сейчас в наличии нет. попробуйте позвонить. Сигнал от модуля приходит на портативную радиостанцию.
Ну или иметь аппу с телеметрией .
нужна телеметрия или есть какие нибудь отдельные приемники с передатчиками только для этой функции?
Ну вариантов тут много. У меня телеметрия встроенная в аппу + датчик высоты воткнут в приемник. Из минусов - есть ощутимая задержка между изменением высоты и писком из передатчика.
Есть вариометры с передачей в аналоговый радиоканал с приемом на обычную рацию, например - это целая отдельная тема.
Бабочку пробовал, отказался категорически
У меня на посадке “бабочка” такая:
Закрылки при включении посадочного режима максимально вниз, элероны на месте. Но тренерским тумблером я могу задрать элероны в любой момент.
Получается, что на посадке если все хорошо, то бабочка и не нужна - закрылки тормозят. А если нужно оперативно придавить высоту без пикирования, жму тумблер. Если вдруг проблемы с управляемостью - бросаю тумблер и выравниваю планер.
Это все пока больше теория - на практике еще надо привыкнуть. Вчера, например, садился в обычном режиме даже без закрылок - сложный ветер
Спасибо за советы!
Да уж, от бабочки пока отказываюсь. При очередном заходе скорость оказалась большая и чтобы не влететь в бруствер я включил бабочку. итог - кабрирование до высоты около 5 метров и носом в грунт… Надо сказать, что на высоте эту самую бабочку отрегулировал, вроде тормозила без взмываний. Это ладно, нос помял и на полном газе появились какие-то резонансные явления, но летать можно. Потом опять же при заходе скорость оказалась велика и я решил сделать вираж над полосой, чтобы ее загасить, на этот раз потеря скорости и сваливание на той же высоте, в общем нос будет ждать кипяточка для выравнивания. С выпущенными закрылками снижаться не хочет, ветерок сегодня хороший был…
Кстати, не стал тянуть нос стеклом, усилил армированным скотчем, благодаря чему планер ремонтопригоден с минимальными трудозатратами…
В общем день отлетал, полет шикарный, но принципы парящего полета пока не усвоил. Мне понравилось, но все-таки полеты на планере еще та наука, благо рядом человек, который в этом понимает и дает советы. Заинтересовался вариометром…
Буду учиться дальше…
Прежде чем пользоваться бабочкой, надо её настроить. Планер при раскрытии ни в коем случае не должен взмывать, а для этого закрылки должны открываться не чуть-чуть, а на максимально возможный угол, одновременно элероны вверх чтобы “испортить” крыло и, что очень важно - РВ прилично вниз, планер ни в коем случае не должен терять энергию, а при раскрытых тормозах единственный путь к этому: вниз, вниз, вниз…
P.S. Вариометр вещь хорошая, но летать он не учит, скорее наоборот. Попробовать можно, поможет увидеть в первый раз поток, но чем раньше его выбросите - тем лучше.
так вот чтобы он перестал взмывать, пришлось РВ на упор ставить и угол отклонения закрылков значительно уменьшить…а элероны вверх на упор…
пришлось РВ на упор ставить
Странно, у меня даже без элеронов вверх для предотвращения кабрирования требуется не такая уж большая поправка на РВ. А именно -7 по отношению к нормальному режиму. При условии, что полный ход РВ у меня это +100/-100
Если на приличной скорости выпустить закрылки, планер набирает сколько-то высоты, но угол тангажа не меняется, то есть кабрирования нет.
С варио - я согласен, что это зло, особенно в перспективе участия в соревнованиях. Но когда ты единственный планеровод в тусовке и спросить о потоках некого, приходится спрашивать прибор 😉 Теории конечно в сети много, но это теория.
Почему-то вчера тащило на высотах 150+, а совсем хорошо на 300+, зато сегодня налетался гораздо ближе, 70-140 метров, и поведение видно, и по мелким птичкам хорошо ориентироваться, тут уже и без варио что-то стало получаться.
Удовольствия море - всю морду сжег на солнце. А было с собой всего-то две батарейки 3S 2.2 😃
Если на приличной скорости выпустить закрылки, планер набирает сколько-то высоты
Думаю проблема у Сергея как раз в этом: прилетел, надо попадать на площадку, поэтому нос вниз, набрал скорость а потом выпустил закрылки. Планер не самолёт, заход считать надо заранее, и тормозить “до того как…”, а не после.
Но это просто надо набрать опыта и руку набить, со временем будет само получаться.
Ох опыт нужен это точно - уж сколько я на всяких пенолетах налетал, а все равно сегодня на куларисе был близок к провалу (морковке). Начал резкий разворот на небольшой высоте и сорвался - еле вырулил - повезло.
Надо вбить себе в голову, что все резкие маневры надо делать высоко, а у земли оччччень нежно.
Еще, сегодня сделал наконец дифференциал на элероны (в терминах футабы 75%/100%), кажется планер преобразился на поворотах - такое ощущение, что РН теперь можно вообще отключить. В общем нет у меня пока понимания того, как им (РН) нужно работать правильно.
Закрылки выпускаю не перед самой посадкой, а глубоко заранее, где-то между 3м и 4м разворотом. Скорость не терять. Если уход на второй круг, то закрылки убираем ПОСЛЕ набора высоты-скорости, иначе возможно сваливание. Микс флап>РВ на пикирование обязателен. И вообще при посадке поменьше дёрганья по тангажу, не получилось- лучше уйти и посадить “красиво”.
Ох опыт нужен это точно - уж сколько я на всяких пенолетах налетал, а все равно сегодня на куларисе был близок к провалу (морковке). Начал резкий разворот на небольшой высоте и сорвался - еле вырулил - повезло.
Надо вбить себе в голову, что все резкие маневры надо делать высоко, а у земли оччччень нежно.
Еще, сегодня сделал наконец дифференциал на элероны (в терминах футабы 75%/100%), кажется планер преобразился на поворотах - такое ощущение, что РН теперь можно вообще отключить. В общем нет у меня пока понимания того, как им (РН) нужно работать правильно.
Про дифференциал распишите, если можно, поподробнее. Я так понял внешний элерон надо “гнуть” меньше внутреннего? Пока моя текущая аппа не позволяет сделать такой микс, но едет более продвинутый агрегат, там хочу настроить всё что только можно 😃
внешний элерон надо “гнуть” меньше внутреннего?
Именно так.
Под крылом давление выше и при равном отклонении, и элерон, который уходит вниз получается внешним, в итоге от тормозит больше, чем отклоненный вверх внутренний элерон и мешает развороту.
По идее это можно настроить просто обрезав расходы элеронов в нижней части хода, но зависит уже от конкретной аппы.
Хе хе, вот пишу это и понимаю, что настроил-то я себе наоборот! 😃 От чего у планера выросла “поворачиваемость” - загадка. Видать - великая сила самоубеждения. Может потому и сорвался сегодня…
Дифференциал элеронов - вещь сугубо уникальная. На одних планерах работает и помогает, на других - ХЗ, вроде как даже мешает.
Опять же, от погоды зависит, в жаркий летний полдень и в прохладный вечер работает по иному, да и сам планер летит совершенно иначе.
И прежде чем дать какой то совет по настройкам надо 5 раз подумать, ибо не зря говорят: что русскому хорошо, немцу - смерть…
При выпуске закрылков планер вообще снижаться не хочет, в общем я мыслю по самолетному. Как оно обычно происходит, все знаю, все умею , а тут оказывается другие принципы управления. Правильно сказал Дмитрий, только закрылки выпущены заранее. при заходе понимаю что будет перелет, снижаюсь в пикировании, начинаю выравнивать, а он опять взбухает - скорость набрал. На самолете проще. В общем учиться, учиться и учиться…
Отклонение элерона вниз - приближает границу сваливания и может сильно тормозить внешнюю консоль.
Смотрите для вашего профиля, ваши рабочие числа рейнольдса в зоне элерона, на скоростях с которыми совершается термический разворот, это обычно предельно малые скорости. (Программа Profili 2)
Найдите такой угол отклонения элерона вниз, при котором не будет наступать явный срыв, на выбранной вами скорости. Это и будет предельный угол для “внешнего” элерона. Расход по углу подъема внутреннего элерона можно смело взять как вдвое больший.
Дифф. отклонение элеронов полезно на медленных термичных планерах и бесполезно на слоперно-пилотажных скоростных, часто летающих в перевернутом положении. Но если на слоперах захочется крутить термики, придется включать такую опцию, чтобы не терять скорость. Это заметно снижает колебания по курсу из за действий по крену.
при заходе понимаю что будет перелет, снижаюсь в пикировании, начинаю выравнивать, а он опять взбухает - скорость набрал.
Сергей, если аппаратура позволяет, настройте по следующему принципу (удобно с использованием кривых):
- Закрылки вниз на максимум (не менее 60-70град) - можно даже тумблером, желательно использовать небольшое замедление на выпуск.
- Одновременно (микс) РВ вниз, достаточно сильно, планер ни в коем случае не должен терять скорость, можно даже небольшой разгон.
- Элероны вверх - плавно, стиком, одновременно должен микшироваться РВ еще немного вниз, если будет много, перед землёй подтянете на себя. Это и будет ваш тормоз и инструмент для попадания на точку посадки - при сильном подьёме элеронов планер “проседает”, его глиссада становится раза в 2 круче.
P.S. Элероны “вниз” гнуть на посадке нельзя не в коем случае, малые углы не тормозят, планер вспухает, а большие углы ведут к сваливанию, что вблизи земли чревато крупными ремонтами. Поэтому элероны ТОЛЬКО вверх, причем сильно (30-45 град) - при крутой глиссаде оно хорошо тормозится, планер буквально проваливается ниже глиссады, только не забывайте про микс на РВ, лучше сильнее вниз, чем задрать нос. Лишнее “вниз” по РВ подправите вручную самой перед землей…
Сергей, если аппаратура позволяет,
Спасибо!
Аппаратура позволяет - Футаба десятка
Замедления на закрылки нет, но есть замедление в миксе на РВ (хотя при быстрых закрылках это только во вред ). Попробую в выходные с миксами поиграться.
Попутно возник вопрос:
Получил замечание за отсутствие двойных расходов и экспонент.
Хватит ли экспоненты 20%, я так на самолетах выставляю.
На сколько надо зажать расходы рулей для полетов на планировании? как я понял резкие эволюции чреваты потерей скорости…
зажать расходы рулей для полетов на планировании? как я понял резкие эволюции чреваты потерей скорости…
Намного. Но экспонента 20% маловато, бОльшая экспонента + аккуратная работа стиками в центре позволит и энергию экономить и в случае небходимости управляемость сохранит.