Мультифан (Multifun Telink). Отчет чайника.
Аппарат собран без мотора, короткое крыло с ушками и элеронаим. Вес - 410г. Центровка - передняя грань штатного диапазона.
Старт - 4 рыболовных резинки по 5 метров параллельно + леер 0,8мм длиной 45м.
Это первый опыт полетов.
Предыдущий опыт - МС по F1A, 106 кафедра МАИ, виндсерфинг, FMS с джойстиком, потом с китайским пультом.
Начну с минусов, вполне, впрочем, ожидаемых.
Снижается планер быстро, описанный старт загоняет его на 15-20 метров, что позволяет пролететь немного против ветра, метров 100-150 по ветру, развернуться и аккуратно посадить. Запасти энергию невозможно; такое впечатление, что он летает с постоянной скоростью.
НО!
Аппарат вполне устойчиво летает с брошенными ручками. Управляемость потрясающая: на этой своей крейсерской скорости он разворачивается на 180 градусов с радиусом метра два без намеков на срывы. За два десятка полетов ни одной грубой посадки.
Руль направления не нужен:)
Буду пробовать обклеивать скотчем, догрузка на 50г немного увеличила скорость - и все.
Уже хочу в динаму!
Это он? www.telink.cz/cz/katalog/multifun.htm
В наборе несколько разных крыльев?
Или все-таки надо выбрать что-то одно?
Похоже у вас версия Sport
Что-то низкий старт 😦 получается.
Наверное на старте крылья выворачивает?
Как они крепятся? Неужели только ЕПП без усиления?
Не пробовали поиграть центровкой?
Это он.
В наборе короткое крыло и ушки. Решил сразу приклеить. Без них просто самолет получается:)
U-образное крыло продается отдельно за 700р. Куплено, но есть проблемы с комплектацией и сборкой. Оно без элеронов.
В крылья вклеивается угольная труба 8х6. Консоли стыкуются на стальной штырь. Лонжерон почти на 50% хорды. Боялся флаттера, но его нет. ни на крыле, ни на ГО. Может, из-за низкой температуры.
Старт низкий из-за слабого ветра, низкого качества и короткой резинки. Надо 10 метров в 4 нитки. Но я уже на динаму переключился.
Боюсь, что разницы в центорвке пока не почувствую, опыта мало. Сейчас по всем моим представлениям она нормальная.
в рыб-х магазах, нитка резины 15 метров, в принципе однотипный планер (4 нити *3 мм*15 м + 50 метров лески) в прошлом году взлетал довольно высоко…
И я о том же.
Я в мотке 20м намерил, разрезал на 4 части.
Еще один моток есть.
И я о том же.
Я в мотке 20м намерил, разрезал на 4 части.
Еще один моток есть.
Ну тем более, я супруге делал и 50 метровый леер и 100 метровый, но лохонулся, с леером брал то что было 1 мм Клинская леска (тяжеловата она). В небольшой ветер хорошо поднимаеться, чуток рулями подрабатывая, для большего натяга резинки…
Был у меня мультик - вариант спорт. Руль направления я ему сразу закрепил жестко.
Да устойчивый. Но ужасно нелетючий. Такое очючение, что не летит, а парашутирует. Просто слишком он весь шероховатый и крылья насквозь продуваються - EPP дырявый. После того как я его обтянул скочем он у меня более ли мение полетел - скорость появилась и какчество раза в полтора выросло.
Летал я на нем в динаме и с резинки. В динаме управляемость отличная.
Резинку я ему делал 2х7м 2мм в диаметре рыболовная резинка + 15м лески. Выбрасываю под 75 градусов к горизонту - на 30-35 метров заплевывает его влегкую. При старте так же подрабатываю рулем высоты, но это редко требуеться - главное правильно крючек поставить. Крючек ставил на 20мм ближе к носу от центра тяжести, центровка при этом середина между штатными порогами.
слишком он весь шероховатый и крылья насквозь продуваються - EPP дырявый. После того как я его обтянул скочем он у меня более ли мение полетел - скорость появилась и какчество раза в полтора выросло.
Спасибо.
Ощущение шершавости и мысль - “не полетит” возникли у меня прямо при сборке.
Я не умею работать с современными материалами, но насколько понял - нужен аэрозольный ухопор и обычный скотч в рулоне. По прикодкам 60-80г добавит. А рули жестче не станут? Или - наплевать? А фюзеляж как правильно обтянуть, чтобы не морщило? И еще смущает необратимость изменений.
Я обтягивал только крылья и стабелик. Верхнюю поверхность обтягивал полностью, а нижнюю только до петель. Скочь никакой жесткости петлям не добавил. Хотя петли действительно жестковаты сами по себе, поэтому я брал элероны и руль высоты (естественно с отсоедененными тягами) выварачивал на 180 градусов и петлю с внутренней стороны прошкуривал мелким наждаком (главное не перестараться).
Обтягивал обычным скочем на аэрозольном UHU, только ухе надо хороше дать просохнуть, а то она зараза под скочем вообще не сохнет. Скочь укладывал с небольшим нахлестом. При покрытии скочем поначалу поверхность получалась не очень, но потом поверх прошелся горячим утюгом и все стало класно. Утюгом можно не бояться по крылу (ну конечно не надо утюг до красна греть, греть так чтоб только скочь натягивал) - у епп температура плавления высокая. И не бойтесь что нить испортить, если не так что то ляжет то завсегда можно отодрать и поновой наклеить, только краски немного со скочем уйдет. И аккуратно с натяжкой скоча - равномерно со всех сторон, чтоб крыло не повело.
И что то мне показалось, что уха слишком тяжелым слоем ложиться, яб попробывал развести клей момент растворителем и просто этим расствором промазать поверхности и после полного высыхания наклеить скочь. А вообще можно попробывать обтянуть крыло пленкой, а не скочем.
Спасибо.
Ощущение шершавости и мысль - “не полетит” возникли у меня прямо при сборке.
Я не умею работать с современными материалами, но насколько понял - нужен аэрозольный ухопор и обычный скотч в рулоне. По прикодкам 60-80г добавит. А рули жестче не станут? Или - наплевать? А фюзеляж как правильно обтянуть, чтобы не морщило? И еще смущает необратимость изменений.
Я обтягивал епп безо всякого спрея. Через 5 см капли ухопора обычного и пальцем равномерно растер. Делов то.
Самолетина эта имхо только для динамы в качестве планера. И для хорошего ветра. Так что милости просим на склон.
Так что милости просим на склон.
Так я уже…😃
Мы, кстати, виделись в яме. Я зарядник у Евгения покупал и смотрел, как Вы на крылышке летали.
Обтянул канцелярской термопленкой целиком. Без грунта. Летал вчера с резинки, вроде - держится.
Стало получше. Со стартом проблемы снялись: вторая резинка, и кидать вверх надо, а не отпускать по горизонту.
Аппарат летит, но склонен иногда “ссыпаться”. Не любит скольжений из-за большой площади фюзеляжа. Иногда какие-то проблемы со скоростью. Думаю, ГО в струе от крыла. Попробую центровку вперед.
Боковая устойчивость слабо выражена, в общем, надо тщательно следить за режимом полета, тогда - сносно.
Буду U-образное крыло собирать. Но так как без элеронов - не жизнь, хочу винжеронное управление, конструкция позволяет.
Сделал винжеронный вариант из U-образного крыла. Подъем ушей уменьшил до 40мм, придал им стреловидность для компенсации заднего расположения лонжерона (оси вращения). Сегодня облетывал с резинки. На взлете требуется коррекция рулем направления, на элеронном крыле обходился только элеронами. Расхода по углу атаки не хватило, пришлось сместить ноль машинок крыла, пожертвовав расходом на пикирование. Проверял на трех центровках.
Итог.
С фиксированным РВ вполне сносное управление, не отличающееся от классичесного. На базе этого крыла собираюсь делать планер для динамы с неподвижным оперением. Должен получиться более летучий, чем Мультик с его огромням фюзеляжем.
Тяги машинок крыльев фиксируются в фюзеляже на подпружиненных шариках с усилием 1,3кг. ( И для сборки удобно) Мертвые петли и взлет держат, а на одной посадке, с виду нормальной, одну тягу сорвало. Машинка цела, так что предохранитель такой - нужная вещь!
Крыло стреловидное и хорда большая.
Но несколько более передняя, чем рекомендовано - лучше.
Сделал винжеронный вариант из U-образного крыла.
Миш, эти слова не так впечатляют, как картинка!!! Супер же штука! Особенно имхо для планера. Нет драг-эфекта от элеронов. По этому он так и летает.
Показал бы на фотках, как реализовано, как работает.
А вот Денис говорит, что это бесперспективно. Я в Коломенском летал в варианте: крылья - только по крену. Самому не очень понравилось. Попробовал и элеронное крыло. Вроде - лучше рулится, но летит хуже.
В общем - надо еще поиграть.
Да уж, расскажите про ваши “игры”, сам хотел на размахе > 2 м. подобное сделать. Очень интересуюсь сейчас. А тут прямо живая модель.
А в чем именно выражается “летит хуже”?
Дмитрий.
Снижается быстрее. Но не факт.
А вообще - винжеронное управление, как мне показалось, требует обратного дифференциала элеронов. То есть на плюс больше, чем на минус. И при полетах на Сходне, что есть на видео, так и было. А в Коломенском я симметрично сделал. Но дождик крапал временами, и крутить настройки времени не было.
И еще - нужны бОльшие расходы, а конструктив не позволяет.
Рисую на базе этого крыла планерок с неподвижным оперением.
Снижается быстрее. Но не факт.
Абсолютно не факт.
И еще - нужны бОльшие расходы, а конструктив не позволяет.
Не только конструктив. При больших расходах срыв потока гарантирован.
Винжероны ставят на DS модели (“ракеты”) для которых как таковое управление по кренам нужно только для небольшей коректировки полета, и то я таких моделей в инете встречал только парочку из сотен. Винжероны никогда не дадут той же эффективности, что и элероны (Михаил, а вы кстати не пробывали бочки с винжеронами крутить ???). Винжероны никогда не станут закрылками.
Не только конструктив. При больших расходах срыв потока гарантирован.Винжероны никогда не станут закрылками.
😢
Плачу о их нелегкой судьбе.
А если серьезно, то мультик этот - не пилотажный планер и не агресивный DS летун, а “соул - флаер”(ТМ).
Плавно парить и получать удовольствие - вот как мне кажется его задача. Ну и нафиг ему закрылки с большими расходами?
А винжероны со своей задачей справляются на ура, не тормозя его в виражах. Как мне кажется. Отсюда и такая летучесть.
А если серьезно, то мультик этот - не пилотажный планер и не агресивный DS летун, а “соул - флаер”(ТМ).
Тогда непойму зачем ему винжероны или элероны, достаточно хорошего V крыла и рулей поворота и высоты.
Как по мне весь кайф динамы это виражи петли бочки … (высший пилотаж) без потери высоты и “бензина”, а просто грациозно попарить можно и со 100 метровой катапульты.