ASP FT-160
У нас в Перми есть кордовик- копиист Саша Чучулин, может слышали копия СУ-12, общаюсь с ним часто. Вот фото на мире в Швеции 2006 ,призеры-крайний слева А.Чучулин, затем В.Булатников, В.Чубатов В… Саша собирается делать радиоуправляемый СУ-12, так под капот как раз подходит ОС-160 по габаритам. Но там еще копийные жалюзи и капот более “плотный” чем на FW-190. Как считаете, исходя из вашего опыта, температуру головки сколько держать на ОС-160,так, что б с небольшим запасом? И по моему мнению, исходя из опыта эксплуатации 4т. “осиков” -моторы надежные, предсказуемые.Ваше мнение?
С наступающим Новым Годом!
C наступившим Новым Годом, удачи и новых побед!
ОСы 120/160 эксплуатирую давно, правда почти всегда в искровом варианте с зажиганием от Бекера с автоматическим опережением угла. Сейчас в варианте с помпой PD-02 и карбом 70N от 91го ОСа и на топливе почти без нитры (макс. 5%).
Касательно температуры головок - греется мотор не сильно, при обычном полете температура не поднимается больше 95 - 100 град. От перегрева мотор не клинит - теряет мощность и все. Правда мы делали для него и гладкие пары (ААС), тогда можно было греть очень сильно (думаю до 180) алюминий просто розоветь стал. Винт МА16х8 пластиковый (прямоугольные лопасти) крутил 9.300 1/мин. С парами при этом ничего не произошло - остыли и дальше работают. Проблемы появляются с шатунами - при перегреве задирает. Еще одно слабое место - средний подшипник коленвала (28х13х1/4"), приходится менять часов через 30 работы из-за большого осевого люфта (до 1 мм). По поводу температуры - думаю в пределах до 100 - 110 градусов проблем не будет никаких.
Касательно винтов - мне кажется (особо не экспериментировал) наиболее подходящие винты МА 16х8 при 8.700 - 9.000 1/мин или МА 18х6 при 8.200 1/мин. Винты тяжелые с ними мотор хорошо держит ХХ - 900 - 1.200 1/мин и достаточно резво без провала набирает обороты. Тяга на земле доходит до 6.5 - 7.0 кг (замерял безменом).
В общем, по моему мнению, мотор очень надежный, безпроблемный и даже легко допускает переделку на бензин.
Почитал темку, которая была ранее " искровое зажигание на калильный мотор".Так и не понял, может что-то пропустил, поясните, пожалуйста, - переделывается на бензин без изменения ст. сжатия?
Да, степень сжатия менять не надо - она и так не очень велика, если не ошибаюсь для ОСа-160го ок. 8. Для работы на бензине вполне достаточно. Можно конечно и увеличить скажем до 10, но тогда нужно будет использовать 98й бензин и теплонапряженность мотора сильно возрастет.
Вот смотрите- октан. метанола до 150, зависит от степени очистки, бензин понятно 92-98 .Теоритически, меняя метанол на бензин, доложна происходить детонация.Но видимо, этот вывод приемлим только для двигателей с калильным зажиганием, с искровым же воспламененение смеси происходит несколько иначе и при такой ст. сжатия -8, о детонации на бензине говорить не приходиться. А вот искровое зажигание на метаноле, при увеличении ст.сж… видимо может дать положительные результаты?
Какую задачу Вы хотели бы решить? Если просто перевести мотор на работу на бензине, то механику переделывать не надо. Если стоит задача поднять мощность при работе на метаноле, то да, можно увеличить степень сжатия (думаю) до 13 с получением соответсвующего результата. Правда на этих моторах (ОС-120/160, РН-160, и пр. похожие оппозитники - практические клоны ОСа) форма камеры сгорания не позволит сильно увеличить степень сжатия без дополнительных ухищрений.
Для работы на метаноле и искровом зажигании мы увеличивали степень сжатия до 10. Мотор на метаноле + 10% масла работал нормально, прирост мощности был существенный, но он был связан не только с увеличением степени сжатия - карбюратор большего сечения (от ОС-91го), помпа, искровое зажигание, гладкие пары ААС, керамический средний подшипник. Разделить эти эффекты не пытались.
Разделить эти эффекты не пытались.
Профессиональный подход-все логично! Какое масло используете? Может что-то особенное в теплонагруженных случаях?
Обычно использую Klotz - это синтетика с добавлением 20%касторки. Топливо мешаю сам, масла 12% достаточно. Нитру не добавляю, с искровым зажиганием нужды нет. В экстремальных условиях двигатели обычно не эксплуатирую - полукопии все же, поэтому ничего особенного не использую.
В регулировке клапанов по зазорам придерживаетесь какой- либо своей методики, например, я обычно делаю в выпускном клапане зазор несколько больше,чем в впускном, или придерживаетесь общепринятой, как в мануале.
Общепринятая, как в инструкции. Все эти мелочи возможно и дадут эффект, но он будет слабо заметен на практике.
По моим наблюдениям, когда выставляют зазор у выпускного клапана по минимуму рекомендуемому, наблюдается износ ( большая выработка, чем у впускного) в месте контакта коромысла и штока клапана и вследствии большей теплонапряженности происходит “увод” зазора. Замечал это особенно на 4т. бензинке FG-36 Saito, здесь на форуме тоже жаловались на подобные дефекты.
Для работы на бензине вполне возможно, я использую в основном метанольные смеси и на моторах меньшей кубатуры (одного цилиндра). К тому же я не стараюсь установить зазор точно по минимуму - как правило получается что-то среднее между 4мя сотками и десяткой. Выработки коромысел вообще не наблюдал - обычно вырабатывается посадочное место на клапане (по седлу) - образуется канавка и клапан перестает быть герметичным.
А по Саите думаю просто пережимают клапана и возможно, наблюдается масляное голодание в этом месте.
обычно вырабатывается посадочное место на клапане (по седлу)
Да, дефект достаточно распрастраненный. Обкатку как производите? Хотя бы на примере того же ОС-160.Когда считаете заканчивается основной цикл обкатки? Я обкатываю, как правило, “долго и нудно”, после стендовой обкатки, продолжаю на модели ( как пишут в некоторых мануалах до 20 полетов на обогощенной смеси), летаю без капота, если позволяет конструкция самолета и повышенном содержании масла.Постоянный контроль температуры, который держу на обкатке несколько ниже рабочей. Один из ОС 91 активно пролетал три сезона, в т.ч. и холодное время года.Была только промывка, регулировка, чистка от нагара в основном выпускного клапана и протирка раствор. составами седла от налета.После краша пришлось все разобрать-состояние двигателя было безупречное, сам был удивлен. Теперь не знаю, кому медальку вручать, себе или производителям😒
Медаль думаю надо Вам вручать, так относятся к технике совсем немногие. Правда и качество у ОСов тоже на высоте. Я миндальничаю гораздо меньше - чуть богаче смесь и на самолет. Главное не перегревать, особо не чищу, но использую синтетику без нитры, чтобы не ржавел. А так результат примерно как у Вас (до крешей).
Отправил Вам в личку ссылочку , по моему мнению, на очень интересное масло. Не совсем правда понятно, то ли это касторка, плюс синтетич. присадки; то ли касторка, как базовое масло, используется для производства того же синтетич. продукта, плюс те же синтетич. присадки.Тут производители, как правило, сути не раскрывают до конца.Что еще интересно, его можно использовать как в бензиновых, так и метанольных двиг.!, по крайней мере так написано.Если Вы, или Ваши коллеги, попробуют данный вид масла, пожалуйста, отпишите результаты.