Народный автомобиль Прохорова
Есть такое понятие - инжиниринговая школа. Есть ауди-етрон, приус и так далее. И есть сомнения, что несколько камрадов 30 лет смогут ни стого ни с сего достичь схожего с конкурентами результата. Просто так - ничего не происходит. Работать надо постоянно, а не импульсивно от отката до отката.
Фишка одна - почему появился етрон? Потому что это нужно копмании Ауди. Почему появился приус, потому что это нужно компании Тойота. Почему появилась Маруся V1/V2, потому что это нужно компании Маруша.
Почему должен был появиться ё мобиль, если до недавних пор просто не было никого, кому это было бы действительно нужно?
Как только появляется тот, кому это дествительно нужно, появляется и результат.
Я думаю что ё мобиль, если он все-таки уйдет в серию, не будет конкурентом не етрону ни приусу, т.к. ниша просто другая.
Почему появился приус, потому что это нужно
Помимо “нужно” , нужны еще и те кто это сделает. А с этим у нас проблема. На голом энтузиазме и PR’e проекты не делаются. Говоря русским языком - нужны инженеры и современная производственная база. Ни того, ни другого в РФ нет.
Тут вот еще какая мысль: и приус, и етрон спонсируются вполне традиционными технологиями ауди и тойоты, мощнейшей инженерной поддержкой и финансовыми влияними. Не забываем - что с финансовой точки зрения это убыточные проекты. В емобиле из всего этого есть только финансовая часть (и то довольно мутная).
думаю что ё мобиль, если он все-таки уйдет в серию
Индусы честно сделали такое под брендом ТаТа без всяких нанослов. По крайней мере - честно.
Пожелать то можно. Вот только надо оглядеть мир и осознать факт: если б ё-мобиль был возможен в том виде, в котором говорят авторы: то он бы уже массово продавался. Но его нема. Мое мнение - под флагом емобиля нам впарят фигню с каркасом из водопроводных труб типа “Мишка” (был такой суперпроект, педалируемый сельхоз министерством), обзовут это нано технологией и будут продавать. Примерно как с российским телефоном 4го поколения. Есть такое понятие - инжиниринговая школа. Есть ауди-етрон, приус и так далее. И есть сомнения, что несколько камрадов 30 лет смогут ни стого ни с сего достичь схожего с конкурентами результата. Просто так - ничего не происходит. Работать надо постоянно, а не импульсивно от отката до отката.
ну, допустим, каркасы принято делать из холоднодеформируемых труб, они безшовные, прочные. каркасы безопасности на ралийках делают из таких труб, стойкость грамотной клетки глупо подвергать сомнению. вобщем это совсем не то же самое, что и водопроводные трубы.
а кроме инжиниринговой школы можно добавить понятия: нездоровый консерватизм, инерционность, сопротивление окружающей среды. приус гавно, по другому быть не может, себя он не оправдывает. и квалификация Тойоты тут ни при чём. Просто они сделали машину с обычным весом, вкорячив туда гибрид. Как я уже отмечал выше, подобные проекты могут иметь успех только при пересмотре многих факторов и правил. Сама платформа у ёмобиля проста и не вызывает никаких вопросов (Ну кроме чудодвс от сибирского самородка. То что на видео - работать не сможет даже в тепличных условиях, имхо. Более того, смысла в нём нет, вообще. Если производители моторов потрудятся уделить внимание надёжности ДВС, даже просто применив те наработки что есть на сегодня, вывести из строя такой мотор будет крайне затруднительно. Особенно учитывая стабильные условия работы (разговор о гибридах)). Осталось наладить их массовое производство и жёстко задавить продажу “классических” авто. Также жёстко ограничить фактические скорости, для экономии на безопасности. Заодно междугороднее сообщение получит новых пассажиров. В России это сделать вполне реально, никто особо не вякнет. Так что моё пожелание удачи ёмобилю больше пожелание правительству применить комплексный инновационный подход к частному автотранспорту. П другому это не заработает, сделать дешовый приус Прохоров действительно не сможет, другое дело что этого и не требуется (так как ветка такого плана гибридов тупиковая).
Чисто для примера, кто живёт в Москве наверняка обратили внимание на то, что сотни старых домов утеплены, окна заменены на пластиковые с мощьными стеклопакетами. Знаете какая экономия по энергии в таких домах? Ноль, в некоторых даже отмечен перерасход. Хотя и окна и стены действительно держат тепло. Вот тут тоже подошли к проблеме экономии энергии однобоко, как Тойота к своему приусу. Результаты те же.
нездоровый консерватизм, инерционность, сопротивление
И тут приходят новые русские парни без инерционности мышления(и вообще без всяких знаний) и делают тойоту. Самим то не смешно ?
приус гавно, по другому быть не может, себя он не оправдывает
Кто вам это сказал ? В парижском такси ездит еще как.
каркасы безопасности на ралийках делают из таких труб
Начнем с того, что раллийный каркас безопасности вварен в очень жесткий и прочный несущий кузов. Во вторых, в раллийных машинах есть шлемы и 5 точечные ремни. Что неприменимо для ЕМобиля. Так что аналогия не подходит. Да, ферменный кузов используется на суперкарах - но размер там другой самой конструкции.
Также жёстко ограничить фактические скорости, для экономии на безопасности
Это потребует как минимум внесений изменений в ПДД. А как максимум - некие противоречия с нормами сертификации. Рекомендую ознакомиться с тестами EuronCapa в части скорости столкновения. Там нету мегаскоростей. Или вы хотите ограничить скорость 20 км ч ?
Если производители моторов потрудятся уделить внимание надёжности ДВС
Это какие ? Традиционные с нездоровым консерватизмом или “новой волны представители” ?
Осталось наладить их массовое производство
Всего то лишь мелочевка - двигатель изобрести. по прежнему неясно - кто двигатель то изобретать будет.
как Тойота к своему приусу
Я уже писал - что у Тойоты это демонстратор технологий, не более. прибыль там из приуса никто извлекать не собирался. Но тойота слово сдержала - довела гибрид до серии. Надо заметить, бу вполне сносно бегает даже у нас.
Интервью с Главным конструктором
rusautomobile.livejournal.com/145107.html#cutid1
Избранное:
Силовая структура будет комбинированной, композитно-металлической. Я переспросил: замкнутый каркас будет металлическим? Нет, говорит, не будет, будут элементы из металла и пластикового композита, гибридная структура из пластика с металлическими включениями. Как, спрашиваю, вы обеспечите нужную жёсткость, как вообще можно сочетать разные материалы в замкнутых силовых структурах? Они по определению должны быть однородными. Ну, отвечает Андрей, там будет одно из наших ноу-хау.
Но с виду блок радиаторов компактен и даже изящен. «Что, тоже сами сделали?» – спрашиваю. «Нет», краснеют – «с «Приуса» сняли».
Теперь позволю себе ещё одну цитату, это ответ на вопрос о том, как Андрей Гинзбург пришёл в автопром:
- Я работал в телекоммуникационной компании главным инженером. Компания занималась созданием систем цифрового телевидения. Я с детства занимался авто- и мотоспортом. Никогда не прекращал помогать друзьям-гонщикам отстраивать системы управления двигателями в спортивных машинах, я с 14 лет езжу на мотоцикле, я построил несколько мотоциклов собственными руками, потом в мастерской по созданию кастомбайков.
-Андрей, а сколько вам лет?
-35
я с 14 лет езжу на мотоцикле, я построил несколько мотоциклов собственными руками,
Против такого аргУмента- просто нечего возразить 😉
“Гвозди бы делать из этих людей…” (С)
А машины- лучше не надо 😦
"Страна вечнозеленых помидор и воинствующих дилетантов " (С)
Сообщение от impreza_wrx Если производители моторов потрудятся уделить внимание надёжности ДВС Это какие ? Традиционные с нездоровым консерватизмом или “новой волны представители” ?
любые, почитай обзоры последней роторной мазды, интерьвью с ихними мотористами. они в ротор для надёжности напихали давно известные технологии с мотоциклов (покрытия камер, уплотнения). в традиционных двс этому внимания не уделяют, считается что продукт должен отработать некий небольшой (по сравнению с авто 80-90годов) срок и всё. Ради экономии в десяток кг делают блоки из алюминия, бмв уже давно дошли до ал сердцевины с рубашкой из магния (для топ моторов). При этом машины весят с каждым годом всё больше и больше. А надёжность падает. К тому же для гибрида характерна скорее равномерный ритм на оптимальных оборотах, типа как на вариаторе. Для надёжности это плюс. Собственно это я и говорил, разберись в теме 1:1, потому коментируй ))
Сообщение от impreza_wrx нездоровый консерватизм, инерционность, сопротивление И тут приходят новые русские парни без инерционности мышления(и вообще без всяких знаний) и делают тойоту. Самим то не смешно ?
у меня было написано что в силах сделать Прохоров, про то что приус они не сделаю была отдельная строчка. что за тролистко-либерастный приём передёргивать и приписывать свои слова оппоненту?
Кто вам это сказал ? В парижском такси ездит еще как.
в Калифорнии тоже ездят, там на них большие льготы дали. основная информация о невеликой экономии идёт оттуда. ну и сама Калифорния в очень тяжком положении, уже года два как банкрот.
Это потребует как минимум внесений изменений в ПДД. А как максимум - некие противоречия с нормами сертификации. Рекомендую ознакомиться с тестами EuronCapa в части скорости столкновения. Там нету мегаскоростей. Или вы хотите ограничить скорость 20 км ч ?
опять же, читаем внимательно “ограничить фактические скорости” с тестами я знаком, в том числе и с периодическим читерством при получении звёзд. типа сигнал пиликнул о ремне +звезда. хотя тесты хорошии, на них и надо ровняться.
И я написал, придётся пересмотреть не только ПДД, всё намного сложнее.
Начнем с того, что раллийный каркас безопасности вварен в очень жесткий и прочный несущий кузов. Во вторых, в раллийных машинах есть шлемы и 5 точечные ремни. Что неприменимо для ЕМобиля. Так что аналогия не подходит. Да, ферменный кузов используется на суперкарах - но размер там другой самой конструкции.
5 баллов. ралийные каркасы вваривают в уазики, зубила, старые субы итп. блин, да даже с нуля из одного каркаса собирают спортмашины. изначального кузова вообще нет. работают они так же как и в “прочных несущих кузовах”. и почему 5-точечные ремни не применимы в гражданском авто?
в общем засирать всегда легче, команде ёмобиля просто надо за год два проработать все варианты на тестах, акки, кондёры, разные моторы, топлива. потом выбрать лучший. сама конструкция ничего сложного и особенного не представляет, гораздо важнее провести сопутствующие мероприятия, они и обойдутся дороже, и выполнить их будет нелегко, а уж несогласных будет совсем много ))) возможно РФ первой встанет на путь экономии энергии, ёмобиль первый шаг. а может и нет. Я надеюсь на первое, сложностей для этого не вижу, достаточно воли пары человек (да да , опять Володя и Дима 😃 ) и желание Прохорова. Повторять путь Тойоты в тупик смысла никакого, кстати про инерционность и консерватизм. Можно почитать историю впрыска, японцы доусложняли карбюратор до невозможности надёжной работы, европейцы пользовали механический впрыск (штука надёжная, пока новая и не хандрит). японцы раньше соскочили на электронный (хотя думаю как всегда украли его у Боша). Сначала тормозили японцы, потом европейцы (тут в основном про немцев). Так что консерватизм никуда не деть. Американцы до сих пор мастодонтов строят, фишка у них такая. Какой нафиг экономизм и гибриды с такими массами? И с привычкой разгонятся до сотни менее чем за 10 секунд? И лететь по трассе влёгкую 180 и выше. С такими техзапросами гибриды бесполезны, как и чистые электро. Технологии не позволят. А сделать грубо говоря тележку способную ездить со скоростями до сотни максимум и держать лобовой удар на 65-проблем нет. а гибридность должна снизить расход.
так что я повторюсь) желаю ёмобилю старта, не пытаться изобрести чудомобиль, а Прохорову начать компанию по пересмотру отношения к личному транспорту. Путь Приуса тупиковый (ну блин даже тут в теме есть записи о том, что этот проект для Тойоты убыточен, тем не менее сам Приус одна из самых дорогих машин в своём классе. Думаете автопроизводители и дальше будут спонсировать переход на гибриды? Не, они влупят на них нормальную цену и будет городская помойка стоить как сейчас эволюшен 😃)) И с расходом у них не всё так красиво, разве что на рекорды ехать, только так можно интересных цифр добиться. А в динамичной езде ,по тестам ТопГир, Приус пожрал топлива больше чем едущая за ним в хвосте М3, а М3 это сила ))) )
до сотни максимум и держать лобовой удар на 65-проблем нет. а гибридность должна снизить расход.
Справка: стандартная скорость для краш-тестов: 56 км/час.
При этой скорости морда у нормального авто- сминается аж до лобового стекла (в инете-полно видео на эту тему)
А тележка с плоской рамой- просто уедет вперёд (пассивной безопасности то, обеспечиваемой именно сминанием кузовных элеметов при ударе, в ней нет) , оставив счастливых пассажиров Ё-мобиля наедине с бетонным кубом.
Справка2: уж много раз показывали тупорылым мамам, ездящим с ребёнком на коленях, что ни одна, мать её, тьфу- материнская любовь- не способна удержать на себе 3тн (три тонны), в которые превращается тело весом 70 кГ при резкой остановке со скорости 50 км/час до “0”
“любые, почитай обзоры последней роторной мазды,” (с)
А чего их нам- читать то?
Мы от Мазды- на другой планете 😦 Хоть с Ё, хоть- без 😃
И нам их трудности- даже не снятся…
. работают они так же как и в “прочных несущих кузовах”. и почему 5-точечные ремни не применимы в гражданском авто?
Потому что в гражданских авто ремни инерционные, а в раллийных - подгоняются по фигуре водителя внатяг. Что неприменимо для конечного пользователя. И не путайте колхозный автоспорт с ржавыми жигулями с нормальными технологиями. А то читать смешно.
Про RX-8: это очень своеобразный двигатель, требующий своеобразного общения. Основная проблема роторов - плохая вписываемость в экологию. Вторая - капризность. Ту же RX8 надо каждый 2 дня доводить до максимальных оборотов, чтобы дать прогореть отложениям. И крайне не рекомендуется глушить холодную машину сразу после запуска. Еше - частая смена масла. И вообше, причем тут роторы и мотоциклы ? На мотоциклах РПД нет. Вообще, что РПД , что двигатели мотоциклов - это высокооборотные моторы. Со всеми вытекающими последствиями.
Справка: стандартная скорость для краш-тестов: 56 км/час.
стандартная на каких тестах? на Евроэнкап 64, и удар в алюминий, а не в бетон. справка неправильная.
так же удар производится с перекрытием морды авто 40%, сминаться там остаётся только крылу, арке, прочей малосиловой жестянке и рычагам колеса. композитный кузов тоже будет поглощать энергию, с чего бы происходить иному? Всё равно будут испытывать, если пойдёт в серию, будут доводить энергопоглощение. Не забываем что масса должна быть уменьшенной, и энергии придётся поглошать меньше. Я вот дал моделькой другу порулить, он её в забор вкатил километрах на 50. Ничё, погнулась ось одного рычага и сломался один рычаг с диском. Вот и зависимость от массы. У рамных джипов кузов что-то не слетает, наверное волшебный. ну и каркас интегрировать наверняка будут.
А чего их нам- читать то? Мы от Мазды- на другой планете Хоть с Ё, хоть- без И нам их трудности- даже не снятся…
ну правильно, что читать то , пургу гнать легче. а про то, что инженеры одной одной высокотехнологичной автокомпании практически впрямую говорят что всем пох на надёжность это мимо. и нет у производителей жажды поживы, нет нездорового консерватизма. поймите, вертела Тойота, Мазда и прочие все эти “зелёные технологии”, их задача постоянно впаривать новое, а так как из старья вынимаются ресурсы пока с трудом, они ведут себя как вирусы, пожирая всё новые и новые ресурсы. Прохоров, в этом смысле, ничем от них не отличается, просто концепция простой, лёгкой, дешовой машины это то, что сейчас нужно. ну или в недалёком будущем. А так как сделать Приус или Теслу он не сможет (хотя Теслу можно, там у производителя вроде ничего своего серьёзного нет) , получился ёмобиль, который и отвечает (имхо) требованиям настоящего и ближайшего будущего. Только за это я и желаю ему успехов, пойдут подобные машины в массы, начнуться и изменения необходимые для их нормальной эксплуатации.
Собственно это я и говорил, разберись в теме 1:1, потому коментируй ))
Ну и где двигатель то емобиля ? Откуда он появится ? С мазды возьмут ?
в Калифорнии тоже ездят, там на них большие льготы
У меня под окном бушный стоит. Тоже, наверное, от налоговых льгот.
хотя тесты хорошии, на них и надо ровняться.
Только авторы емобиля по ЕвроНКапу машину бить не хотят почему то.
доусложняли карбюратор до невозможности надёжной работы
Никогда не слышал, чтобы японцы усложняли карбюратор жигулей, славящийся своей ненадежной работой.
ни одна, мать её, тьфу- материнская любовь- не способна удержать на себе 3тн (три тонны), в которые превращается тело весом 70 кГ при резкой остановке со скорости 50 км/час до “0”
Всё правильно.
Вспомните Ильфа и Петрова, “Золотая Антилопа”. Помните, там арбузы кидали героям автопробега? Так этих героев (уже из документалистики) убивало нахрен этими 5-10-ти, а то, бывало и 20-ти киллограммовыми арбузами…
Кинетическую энергию никто не отменял!.
И не путайте колхозный автоспорт с ржавыми жигулями с нормальными технологиями. А то читать смешно.
А не смешно применять “чистый спорт” к обывательской машинке???
Ту же RX8 надо каждый 2 дня доводить до максимальных оборотов, чтобы дать прогореть отложениям. И крайне не рекомендуется глушить холодную машину сразу после запуска.
Я не владелец какого-либо авто, но у меня есть друзья-“гонщеги”, которые свято верят, что любой высокооборотистый двиг надо крутить всегда (а РПД всегда сверхоборотист), а уж глушить его на холодную или после длительных холостых=кощунство!
Извините, если не прав.
стандартная на каких тестах?
Справка правильная у коллеги, а вам в очередной раз могу посоветовать учить матчасть Прохоров собирается сертифицировать Е-мобиль по креш тесту ГОСТУ(или директива 94 ООН), а не про Евронкапу. По госту скорость как раз 50 км ч.
А не смешно применять “чистый спорт” к обывательской машинке???
Инженерный принципы обеспечения безопасности при наличии несущего кузова одинаковы.
Про RX-8: это очень своеобразный двигатель, требующий своеобразного общения. Основная проблема роторов - плохая вписываемость в экологию. Вторая - капризность. Ту же RX8 надо каждый 2 дня доводить до максимальных оборотов, чтобы дать прогореть отложениям. И крайне не рекомендуется глушить холодную машину сразу после запуска. Еше - частая смена масла. И вообше, причем тут роторы и мотоциклы ? На мотоциклах РПД нет. Вообще, что РПД , что двигатели мотоциклов - это высокооборотные моторы. Со всеми вытекающими последствиями.
понятно, идёт тролизм, причём тут РПД. я говорил о технологиях позволяющих ему иметь хоть какой-то разумный ресурс. это: различные покрытия металлов грубо говоря камер сгорания и материалы уплотнений. Мазда пользовала эти решения из мотоциклетных двигателей. Сами мотоциклы тут нипричём. Читаем по диагонали?
Главная проблема роторов никакой ресурс и огромный расход, экология плохая из расхода, можно ещё сказать что кпд у него хреновый относительно массы сгораемого топлива.
Потому что в гражданских авто ремни инерционные, а в раллийных - подгоняются по фигуре водителя внатяг. Что неприменимо для конечного пользователя. И не путайте колхозный автоспорт с ржавыми жигулями с нормальными технологиями. А то читать смешно.
инерционные ремни для удобства, раньше так же подгонялись. и в чём проблема подогнать ремень? никогда на детских креслах хотя бы не подгонял? или в самолёте? или на рюкзаке?
один из знакомых “колхозников” работает в частной московской команде, два года ездил на Дакар механиком(а так он в команде конструктором-сборщиком-сварщиком, образование вроде позволяет, хотя и не профильное, с машинами с детства вроде), на этот новый год поехали на соседскую с Дакаром гонку, постоянно ездят по России. Работают их машины-каркасы. У них и в аренду берут машины, бывает бъются, ничё, все живы здоровы. В чём проблема на уровне большого предприятия сделать тот же каркас? Да, там он должен быть интегрирован в композитный кузов, выполнять свою задачу несколько по другому, но проблемы нет. Да пара толковых человек на разработку и бабла на опыты-материалы, через год всё будет.
Никогда не слышал, чтобы японцы усложняли карбюратор жигулей, славящийся своей ненадежной работой.
каких жигулей, не тупи. пока они не скопировали разработки Боша по электронному впрыску у них был обычный карб, и позднее карб с электронным управлением. Сейчас просто и машин с ним почти не осталось (имеется ввиду что в РФ, несмотря на потоки реально старых машин из Япы), может владельцы меняли их на обычные карбы, фиг знает. Известно что их малореально заставить работать нормально. Да и вообще азиаты копипастеры по жизни.
По госту скорость как раз 50 км ч.
ты писал 56, так что всё равно не правильная справка была. я спросил на каких тестах скорость 56? а евроэнкап в пример просто.
Извините, если не прав.
Ну, друзья-гонщики - это авторитет. С этим даже спорить не буду. Но вот сколько езжу на авто - двигатель особо не кручу и проблем не имею. А вот граждане с роторными маздами - очень даже.
Инженерный принципы обеспечения безопасности при наличии несущего кузова одинаковы.
понятно, идёт тролизм
Мне добавить нечего… К сожалению…
Ну, друзья-гонщики - это авторитет.
Кавычки заметили? Или лишьБы???
Я высказал своё мнение, привёл “типа доводы” “типа гонщеГоф”…
Сарказм моего сообщения до сих пор не понятен???
ты писал 56, так что всё равно не правильная справка была. я спросил на каких тестах скорость 56? а евроэнкап в пример просто.
Правило № 94 ЕЭК ООН, он же наш ГОСТ. Если в РФ примут ЕвронКап как обязательный, то заднеприводные вазы и самары придется запретить.
Да и вообще азиаты копипастеры по жизни.
А емобиль с блоком от приуса и с неизвестным двигателем, очевидно - первооткрыватели. Соглашусь, такого попила в японии не знали.
эти решения из мотоциклетных двигателей.
Какие решения были использованы из мотоциклетных двигателей, которые являются обычными ДВСами, в роторной конструкции, лишенной основной детали ДВСа ?
и в чём проблема подогнать ремень?
Ну как бы на это тоже есть требования и нормы. И в настоящее время нормы гласят, что ремни должны быть инерционнными. Именно поэтому на той же Оке когда то ремни были заменены с подгоняемых на инерционные. Связано это с тем, что при неподогнанном ремне травмы будут тяжелее, чем при подогнанном. При этом, хорошо подогнанный ремень ремень защищает лучше инерционного.
никогда на детских креслах хотя бы не подгонял?
Смотря на каких: старше 4 лет ремни пользуются штатные.
Кстати, еще одно замечание про каркас: при вваривании каркаса использование шлемов всеми членами экипажа - ОБЯЗАТЕЛЬНО. Cпроси у механика , слившего дакар - онг подтвердит.
Да пара толковых человек на разработку и бабла на опыты-материалы, через год всё будет.
А почему во всем миреж это еще не сделали ?
два года ездил на Дакар механиком
Татра намедни их объехала.
А емобиль с блоком от приуса и с неизвестным двигателем, очевидно - первооткрыватели. Соглашусь, такого попила в японии не знали
блоком чего? радиаторов? всё так же читаем по диагонали?
повторюсь, концепция в общем важней, она у ёмобиля отличается от Приуса. Я за концепцию, а будет всё таки ёмобиль и РФ первыми или нет - покажет время. Я же желаю удачи.
Какие решения были использованы из мотоциклетных двигателей, которые являются обычными ДВСами, в роторной конструкции ?
ПОКРЫТИЯ КАМЕР/ПОРШНЕЙ/ПАР ТРЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ УПЛОТНЕНИЙ. Сам ротор тут нипричём.
Сарказм моего сообщения до сих пор не понятен???
Жаль, что вы не поняли мой сарказм про гонщиков.
Сообщение от impreza_wrx понятно, идёт тролизм
Мне добавить нечего… К сожалению…
это было к посту kraftwerk`a
ПОКРЫТИЯ КАМЕР/ПОРШНЕЙ/ПАР ТРЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ УПЛОТНЕНИЙ
Поведайте нам, какие есть уплотнения в паре поршень/цилиндр ? И что в мотоциклетных моторах в части покрытий есть такое, чего нет в автомобильных ?