Электрический скутер, дискуссия.

Brandvik

Стандартное сцепление в скуторе срабатывает на оборотах повыше 4х тыс. Поэтому я спросил выше о двигателе используемом в тестах с вариатором.

ds5
Brandvik:

на оборотах повыше 4х тыс

От оборотов двигателя зависит, я встречал с “оборотами сцепления” ~ в 1/5 от максимальных.

ДАК

Несколько раз читал отзывы, что регенерация на самом деле возвращает энергии гораздо меньше, чем кажется.

Brandvik

Ну поскольку речь идет о 50ти кубовом скуторе, то там макс обороты как правило 12 тыс. А полочка где размазана макс мощность на оборотах от 4-5 до 8-10 тыс Все остальное это скажем так мало распространенные отклонения от “нормы” Вообще же, от центробежного сцепления можно отказаться и оставить только вариатор. Хотя в любом сл. вариатор для электро скутера повседневного пользования под большим вопросом.

fornara
Brandvik:

Ну поскольку речь идет о 50ти кубовом скуторе, то там макс обороты как правило 12 тыс. А полочка где размазана макс мощность на оборотах от 4-5 до 8-10 тыс Все остальное это скажем так мало распространенные отклонения от “нормы” Вообще же, от центробежного сцепления можно отказаться и оставить только вариатор. Хотя в любом сл. вариатор для электро скутера повседневного пользования под большим вопросом.

Аргументируйте, месье! 😃 вай? Ты что друг!!! какие 12??? это ты с литровой Хондой перепутал, ну или с Формулой 1))))

ds5:

От оборотов двигателя зависит, я встречал с “оборотами сцепления” ~ в 1/5 от максимальных.

Сцепа настраивается же жесткостью пружин, т.к она (сцепа) центробежная, я настраивал на стенде что уже при 800 оборотах брала ведомый!

ds5:

Да достаточно вес деталей: мотор, акки, электроника… Если “на стенде”, то может с вариатором просто механически неудачно совместилось? Или вариатор… Если работает нормально с двс-ом, и глядя на вполне нормальные обороты, (даже низковатые, кстати, поскольку там обычно стоит и центробежное сцепление, срабатывающее на 1000-1500 об/мин - может это оно пошаливает?), то должно и с вариатором нормально работать.

Глянул мотор - нормальный! ДолжОн с вариатором работать…

Ну как бы механически состыковалось все не то чтобы сложно, были по первой сложности с несоосностью, но они (сложности) были побеждены, я такой вывод сделал для себя, что на двс крутящий по нарастающей, а вот электро он как бы с опережением работает, то есть ремень в разнос идет как только ручку крутанешь…у тещи ДР, прошу не пинать, пешу подшафе)ем)

Brandvik:

Простите извините, но вы вариаторный вариант тоже с этим мотором испытывали???

Именно с ним, тема ведь определить преимущества относительно хабмотора!

Brandvik
fornara:

я настраивал на стенде что уже при 800 оборотах брала ведомый!

Ага, вот уже интереснее и понятнее.
Попробую аргументировать.
Первое, отказ от сцепления. Вариатор позволяет трогаться так сказать с “первой передачи” Поэтому старт движка уже не такой тяжелый по развиваемому моменту на валу, к тому же у вас движек с датчиком положения похоже. И контроллер должно быть соответствующий… Если же это не так, тогда только эксперимент покажет, возможен ли старт без сцепления.
А вот наличие самого вариатора который кушает полезную энергию, которой и так мало в аккумах, в скутерах для спокойной езды совсем не нужен. Достаточно программно ограничить максимальный ток и все (это если конроллер позволит).

На счет рекуперации, придется городить контроллер, 3х фазный выпрямитель -> DC\DC конвертер-контроллер, который будет поддерживать заданный ток(от педали тормоза) торможения и ток зарядки. Ведь в процессе замедления напряжение на выходе из движка будет меняться скажем от 30В до 5В А тормозить мы хотим с постоянным “замедлением” скажем 50А значит нагрузка на движке должна уменьшать свое сопротивление от 30В/50А=0.6Ом до 5В/50В=0,1Ом И выдать на другом конце стабилизированные токи и напряжения, а так же гасить часть “лишней энергии” на какой нить активной нагрузке когда в аккум больше не лезет. Это идеалный вариант рекуператора которым бы было удобно пользоваться, где эффективность торможения при нажатии на педаль тормоза независила бы от состояния батареи и скорости скутера.
На практике проще всего будет организовать просто стабилизатор тока и напряжения. Но тогда эффективность торможения будет зависить от скорости и состояния батареии

fornara
Brandvik:

На счет рекуперации, придется городить контроллер, 3х фазный выпрямитель -> DC\DC конвертер-контроллер, который будет поддерживать заданный ток(от педали тормоза) торможения и ток зарядки. Ведь в процессе замедления напряжение на выходе из движка будет меняться скажем от 30В до 5В А тормозить мы хотим с постоянным “замедлением” скажем 50А значит нагрузка на движке должна уменьшать свое сопротивление от 30В/50А=0.6Ом до 5В/50В=0,1Ом И выдать на другом конце стабилизированные токи и напряжения, а так же гасить часть “лишней энергии” на какой нить активной нагрузке когда в аккум больше не лезет. Это идеалный вариант рекуператора которым бы было удобно пользоваться, где эффективность торможения при нажатии на педаль тормоза независила бы от состояния батареи и скорости скутера.
На практике проще всего будет организовать просто стабилизатор тока и напряжения. Но тогда эффективность торможения будет зависить от скорости и состояния батареии

Есть может быть у Вас ссылки на подобные проекты? мой поставщик китайский предлагает готовое решение, но…то ли сам не знает, то ли раскрывать не хочет принцип работы

Brandvik

Нет, ссылок нету. Я этой темой так вплотную не интересовался.

ds5
fornara:

я такой вывод сделал для себя, что на двс крутящий по нарастающей, а вот электро он как бы с опережением работает

Довольно образно 😁 Вообще это называется “мягкая нагрузочная характеристика” (у двс) и “жесткая” (у электро). И проблема, видимо, действительно в большей мере в этом. Мягкость характеристики у электромотора можно получить контролером, но есть ли в этом смысл? Как вариант - простейший демпфер крутильных колебаний, которые стоят во всех автомобильных сцеплениях.

По поводу 12000 - это на каких-то оттюненных и перефорсированных. У моего - 6000. Но раз всё было подстраиваемое, то это, безусловно, самое надёжное решение. Просто из “главного конструктора” 😉 всю информацию приходится “побайтово” вытаскивать:), то и куча разных вопросов и советов, совершенно лишних, если бы знать заранее все подробности. Ну это уж издержки форумной формы общения.

По поводу 😁 сцепления: тут всё будет сильно зависить от стартовой и заторможенной характеристик двигателя в дуэте с конкретным контроллером. Может получится и так, и эдак.

По поводу 😁 вариатора… Для пробы идей можно и без него, а в рабочей конструкции конкурентного (с двс) уровня - нужен.

Brandvik

Ой, признаюсь, про обороты максимальные обороты я заблуждался да еще и всех пытался ввести в заблуждение. Но вот то что вариатор и сцепление для двухтактников как правило настроены на обороты от 4х до 8 тыс это так и есть. Хотя верхняя граница как правило задушена разными примочками что бы обороты не росли быше 6-7 тыс.

serj
Brandvik:

На счет рекуперации, придется городить контроллер, 3х фазный выпрямитель -> DC\DC конвертер-контроллер, который будет поддерживать заданный ток(от педали тормоза) торможения и ток зарядки. Ведь в процессе замедления напряжение на выходе из движка будет меняться скажем от 30В до 5В А тормозить мы хотим с постоянным “замедлением” скажем 50А значит нагрузка на движке должна уменьшать свое сопротивление от 30В/50А=0.6Ом до 5В/50В=0,1Ом И выдать на другом конце стабилизированные токи и напряжения, а так же гасить часть “лишней энергии” на какой нить активной нагрузке когда в аккум больше не лезет.

Это если делать " в лоб" 😃 … а если модернизировать софт контроллера то ничего лишнего городить не придется.

ds5
Brandvik:

На счет рекуперации, придется городить контроллер

Наверняка за основу можно взять контролер от ветряка - процесс, собственно, один и тот же - постоянная напруга на выходе и изменяющееся напряжение на входе. Наверное даже можно и регулировать силу “торможения”, но, видимо, надо отдельную ручку “Сила замедления при рекуперации”.

Constantine

Нету в ветряке никакого контроллера (ну по крайней мере в ветряке мощностью до двух трех киловатт).
Есть диодный мост, а напряжение и прочее - если слабый ветер - он просто вхолостую крутится и все (автаматичиске).

ds5
Constantine:

Нету в ветряке никакого контроллера

Ну это, наверное, в самодельной мельнице? Вот, первое что попадается: _http://www.vetrogenerator.ru/#3 Ветрогенератор 1KW-24V WIND TURBINE с контроллером

Brandvik

Придется, ведь перепрошивкой контроллера не получится преобразовать 5В 50А в скажем 30В - 8А которые пойдут на зарядку аккума. Это если с толком делать.

Constantine
ds5:

Ну это, наверное, в самодельной мельнице? Вот, первое что попадается: _http://www.vetrogenerator.ru/#3 Ветрогенератор 1KW-24V WIND TURBINE с контроллером

да там такой же контроллер как и в автомобиле - выше чем определенная напруга - заряжай аккумуляторы - ниже - не заряжай.
Ну максимум это если сильно большая поппа - на паразитную нагрузку переключи.
Не думаю что там стоит преобразователь напряжения. Преобразователь на 1 квт (с запасом - два квт) будет стоить пол этой всей конструкции.

serj
Brandvik:

Придется, ведь перепрошивкой контроллера не получится преобразовать 5В 50А в скажем 30В - 8А которые пойдут на зарядку аккума. Это если с толком делать.

Получится, если контроллер может измерять напряжение на фазах и напряжение питания. (а не только внешние компараторы по фазам).
Большинство контроллеров это умеют. Единственная проблема в скорости работы. Но, учитывая невысокие обороты по полю, с этим справится и АVR-ка.
Хотя отдельные компараторы были бы желательны- точность будет повыше.

Более того, даже у Марка даже такой контроллер есть, только он его не продает пока. 😃

Brandvik

Сергей, я наверное чего-то не знаю, но как коммутатор (коим и является по сути контроллер БК движка) способен преобразовать 5В в 30В ? По сути нам нужно повысить напряжение…

ds5
Brandvik:

По сути нам нужно повысить напряжение

Ну можно и так, хотя правильнее step-up+step_down в одном флаконе. Таких контролеров достаточно на рынке + силовые ключи на нужную мощность.

Constantine:

да там такой же контроллер как и в автомобиле - выше чем определенная напруга - заряжай аккумуляторы - ниже - не заряжай. Ну максимум это если сильно большая поппа - на паразитную нагрузку переключи.

Ну так это и нужно на начальной стадии - просто рекуперировать без контроля торможения. Про стоимость: а кто говорил, что будет дёшево? Причём основную стоимость будут силовые ключи нести и заменить контролер на более “интеллектуальный” получится практически в одну цену.

fornara

Дайте ссылок на отечественные такие контроллеры!

И как его включать в схему?

ds5:

По поводу 😁 сцепления: тут всё будет сильно зависить от стартовой и заторможенной характеристик двигателя в дуэте с конкретным контроллером. Может получится и так, и эдак.

Так вроде выглядит в работе двигатель обсуждаемый

Constantine
ds5:

Ну можно и так, хотя правильнее step-up+step_down в одном флаконе. Таких контролеров достаточно на рынке + силовые ключи на нужную мощность.

Ну так это и нужно на начальной стадии - просто рекуперировать без контроля торможения. Про стоимость: а кто говорил, что будет дёшево? Причём основную стоимость будут силовые ключи нести и заменить контролер на более “интеллектуальный” получится практически в одну цену.

по уму нужно рекуперировать в мощный конденсатор - что нибудь на 2-3фарада и рекуперировать с ШИМ - чтобы регулировать силу торможения - но задача настолько замороченная (нужно в параллель иметь нормальные тормоза для дублирования и т.п.) что не уверен что это имеет большой смысл, ибо выигрыш - 10-20%.

fornara

20% это 20 км пробега, что очень важно в целом 😃

Constantine
fornara:

20% это 20 км пробега, что очень важно в целом 😃

Неа, нихрена это не важно, потому что по трассе это не даст ничего, а в городе - вместо 20км пробега (без рекуператора с разгонами и торможениями) вы получите 24.

ds5
Constantine:

рекуперировать с ШИМ

Совершенно согласен. А вот в конденсатор - это будет лишний элемент и потеря кпд. Нужен просто нормальный контроллер. На первое время (а может и на всегда) достаточно step-up dc-dc. Готового решения прямо “под ключ” я не знаю, а принцип такой: _http://beriled.biz/product_285.html Там есть регулировка выходного тока (т.е. силы рекуперации-торможения), ну, понятное дело, надо умощнять внешними элементами. Или LM3421 / LM3423

Constantine:

Неа, нихрена это не важно

Да ладно… Люди за 1% борются, а тут 20 кидаться? Это же не единичка, это - принцип, подход: либо на всё пилюём, либо везде, где можно, по 1-2% экономим и в итоге получаем очень и очень даже… А ручек тормозных и так 2шт. Будет ещё одна, типа триммера…

Constantine

За тот геммор и дополнительную стоимость вумного контроллера - проще докупить на 20% больше аккумуляторов и все.

проценты экономят гонщики формулы один и инженеры аэрокосмической промышленности.
а в данном случае у вас скутер.
Вы же не делаете на нем раму Титан и обшивку Карбон.
Вы можете сэкономить на весе значительно больше 20%, почему не экономите?

Кстати - к сведению
коэффициент зарядки аккумулятора - порядка 70%.
Т.е. только 70% энергии потраченной на зарядку будет потом выдано.
А вот в Конденсаторе эта величина близка к 100%.
Плюс - мощность тормозов примерно в 6 раз выше мощности двигателя, т.е. аккумуляторы будут просто не способны воспринять мощность от рекуперативного торможения - поэтому то и нужны ионистры либо гидролиты.
Третий пункт - у аккумуляторов конечное число циклов заряда/разряда, раздра…я его рекуперацией хорошо вы аккумулятору не делаете.