Космос - вчера и сегодня

SAN
Concord:

шаттл Dream Chaser совершил первую в истории успешную посадку.

После того как его скинули с вертолёта с трёх километров высоты…

зы Чей-то маловато для историчности…

Алекс_Ю
SAN:

После того как его скинули с вертолёта с трёх километров высоты…

Работы по “БОРам” начались в 1966 г.
Первый цельнодеревянный “БОР-1” длиной 3 м и массой 800 кг являлся масштабной (М 1:3) копией ОС и был запущен РН “Космос-2” (11К65) 15 июля 1969 г. по суборбитальной траектории на высоту 100 км. При входе в плотные слои атмосферы со скоростью 13000 км/ч аппарат, естественно, сгорел, но еще на высоте 60-70 км по радиотелеметрии была получена ценная информация о возможности устойчивого управляемого спуска несущего корпуса выбранной формы.www.buran.ru/htm/bors.htm

Алекс_Ю
Sputnik:

почти 50 лет назад, а в центре эта же мыльница…

Примерно тоже время. В поисковиках ранее было видео, еще черно-белое .На нем испытания радиоуправляемой модели несущего корпуса одного из КБ СССР. Первый полет.
К сожалению сейчас найти не могу. Поисковики успешно вымарываются.

Р. S. Спасибо оппонентам за помидоры в #2744 , значит попал в точку.

V_Alex
Concord:

Компактный шаттл создан на основе американского орбитального самолета HL-20, который, в свою очередь, был скомпонован по образцу советского беспилотного ракетоплана БОР-4

Судя по фасону, дизайн драли с тапков Меркурия. Был такой бог в древности 😃

Алекс_Ю
Sputnik:

почти 50 лет назад, а в центре эта же мыльница…

Вы, Вадим, наверняка в курсе, что…

Эта “мыльница или тапки”, модели " ЮГ " были реализованы еще в дипломном проекте Ю.А. Гагарина www.buran.ru/images/jpg/img_5948.jpg

Окончательный облик КЛА (с расчетным определением основных геометрических параметров) был утвержден в 1966 г. Самолет имел несущий фюзеляж, по форме напоминавший крыло большой толщины, что упрощало теплозащиту и улучшало несущие свойства аппарата на гиперзвуковом режиме полета, и подвижные консоли крыла. На гиперзвуковом участке полета консоли были подняты, оставаясь как бы в тени, что снимало остроту проблемы их теплозащиты, и раскладывались перед посадкой, становясь продолжением крыла-фюзеляжа.
После первичного определения облика аппарата по чертежу-эскизу Ю.Гагарина была изготовлена деревянная модель для аэродинамических исследований в АДТ, получившая из-за соображений секретности обозначение модель «ЮГ» («Юрий Гагарин»)…

…Для исследования динамики посадки в ВВИА на кафедре динамики полета с помощью аналоговой вычисли¬тельной машины и другого оборудования был смонтирован моделирующий стенд-тренажер, на котором Гагарин самостоятельно совершил около 200 зачетных «посадок». Этот стенд можно с полным основанием считать первым в нашей стране пилотажным стендом, по крайней мере — моделирующим безмоторную посадку.

virtualcosmos.ru/index.php/2016/03/09/buran-68/

А-50
Алекс_Ю:

Этот стенд можно с полным основанием считать первым в нашей стране пилотажным стендом

Первый летно-моделирующий стенд был сделан еще в 1956г в Жуковском (ОКБ Ла/ЛИИ), для отработки системы управления и обеспечения испытаний Ла-250.
Второй в 1959 в Ахтубинске(ГК НИИ ВВС) для отработки процессов перехвата и стрельбы УР.

SAN

А почему они на носовом колесе экономят?
Чтоб тормоза не ставить?

Lёlik

Да, интересное и упрощенное решение, скорее всего будут каждый раз менять деталь, касающуюся полосы и дело с концом. На видео видно как при касании передней стойкой сильно жахнуло от нее дымом, от сильного трения по полосе. Спорное решение, немного сэкономили на весе, не более того, а скорее всего места там спереди не было для размещения полноценного шасси…

Tornatos
Lёlik:

Спорное решение, немного сэкономили на весе, не более того, а скорее всего места там спереди не было для размещения полноценного шасси…

Что-то мне подсказывает, что если они полетет на нем в космос то и с задних стоек колеса тоже заменять на костыли… Одна из прицин скорее всего компановка, а другая, как мне кажеться, это температурные нагрузки на нежнюю поверхность аппарата при спуске… Большая вероятность потерять целостность/повредиь колесо…

Concord

Из журнала “Ask magazine”
"Впервые Марк Сирангело увидел модель, на которой базируется Dream Chaser Сьерра-Невады, в 2005 году она находилась в углу огромного ангара в исследовательском центре NASA Langley Research Center в Хэмптоне, штат Вирджиния. «Он был покрыт пылью и другими вещами, о которых я, вероятно, лучше не упомянуть», - сказал Сиранджело, возглавляющий Сьерра-Невада.

Основываясь на прошлом.
Многие говорили нам, что нам нужно начать с чистого листа - сказал Сиранжело. «Мы решили, что не хотим этого делать. Мы хотели что-то, над чем можно надумать».
3 июня 1982 года, когда свернулась «холодная война», в Индийском океане, недалеко от Кокосовых островов, патрулировал разведывательный самолет Royal Australian P-3 Orion, который засек советское судно, пытающееся захватить объект в воде и доставить его на борт. Этот объект, BOR-4, был беспилотным прототипом космический корабль, используемый для тестирования идей теплозащиты для программы советского космического челнока. По мере того, как аппарат все больше появлялся из океана, камеры на борту P-3 не переставали его снимать. «Это действительно была ключевая вещь, - сказал Дель Фриман, инженер Лэнгли и NASA. Он также был одним из немногих в центре, кто имел допуск просмотреть фотографии, привезенные в Хэмптон агентами разведки США. Изображения BOR-4, как в воде, так и на борту судна, показали приблизительное положение центра масс, которое стало отправной точкой для Лэнгли, чтобы «перепроектировать» 11-дюймовую модель вишневого дерева и испытать в гелиевой аэродинамической трубе центра. (Использование гелия позволяет проводить высокоскоростные испытания при комнатной температуре.)
«С самого первого дня были получены отличные характеристики при входе в атмосферу, от Маха 20 до высоких скоростей трансзвука», сказал Фримен. «Характеристики были действительно хорошими». Испытания показали, что самолет имел естественную точку самобалансировки и нуждался в лишь в небольших отклонениях рулевых поверхностей, чтобы оставаться стабильным. Крылообразные плавники вдоль каждой стороны корабля направляли воздух на короткий киль. «Мы поняли, что этот маленький, маленький киль был убирающимся», Фримен сказал. Большой объем испытаний показал влияние более раннего американского корабля, HL-10, на советский дизайн. Он был частью программы NАSА по «несущему фюзеляжу», которая началась в 1950-х годах, а затем интерес к ней угас и агентство приняло конфигурацию Space Shuttle в 1970 году. Финансирование исследований HL-20 постепенно было свернуто с падением интереса к космическому такси. «Оно изначально должно было быть спасательной шлюпкой на космической станции»- сказал Сиранжело.
После получения этой модели и горы данных NАSА в Колорадо Сьерра-Невада мы говорили с несколькими инженерами из Лэнгли, которые работали на HL-20. Некоторые из них все еще находятся в центре. Большинство из них ушли на пенсию, но были готовы принять участие. «У HL-20 была лучшая комбинация: много истории, много испытаний на ней», - сказал Сиранжело. «Кроме того, люди, которые работали над этим, все еще живы и заняты, поэтому у нас была возможность получить эту историю». Среди этих людей бывший аэродинамик Лэнгли Джордж Уэр, который возглавлял аэродинамические испытания HL-20 и HL-10. Другой - Брюс Джексон, который работал над симуляцией снижения и посадки для HL-20 и является техническим советником Dream Chaser в этих областях. «Они взяли данные из NАSА и уточнили их», - сказал Джексон. «Они построили контуры из того, что мы сделали, и провели новые испытания в аэродинамической трубе. Но это все еще HL-20 с небольшими отличиями». Среди них немного отличная форма крыла и кокпит, который был перемещен. В Сьерра-Неваде также появился бывший астронавт Джим Восс, его директор по специальным проектам, работающий над проектом Dream Chaser. «Это нам помогает, потому что он понимает запросы NАSА". Инженеры и пенсионеры Лэнгли участвуют в финансируемых Сьерра-Невадой работах, таких как аэродинамические испытания, моделирование навигации и управления. Планируется анализ аэронагрева. Они также помогли разработать симулятор кабины экипажа на объекте Сьерра-Невады. Он в значительной степени повторяет тот, который все еще существует в Лэнгли. «У нас был симулятор полного движения, и нам удалось сохранить его на протяжении многих лет», - сказал Мартин. «Кабина является общей, но программное обеспечение разрабатывается совместно со студентами. Мы даже удержали HL-20 как тему для студентов, поэтому все эти годы она остается в наших учебных планах"

Wit

чуток йумора под ракетную тему )))

Алекс_Ю

В результате, американцы отказались от такой аэродинамической компоновки…😃.

В ходе летных испытаний были выявлены основные проблемы существующей конструкции. Как и предшественник, новый M2-F2 показал склонность к нестабильному поведению. В определенных условиях начинались самопроизвольные колебания по рысканью и крену. Кроме того, машина с характерным аэродинамическим обликом заметно реагировала на боковой ветер.

Concord
Алекс_Ю:

В результате, американцы отказались от такой аэродинамической компоновки…

Все развивается по спирали. Сначала отказались, теперь вернулись. Где теперь наш БОР, Спираль, Буря, Буран? (список бесконечен)

Lёlik

Что-то мне подсказывает, что если брать доставку-спуск к МКС, то наш российский, современный вариант, как сейчас летают, он наилучший, без Спиралей, БОРов и прочих вариантов вроде “шаттлов”.
Американцев понять можно, они хотят реализовать свой вариант доставки на МКС, но не копировать же наши современные аппараты! Они на это принципиально не пойдут, не китайцы же. А схема типа “шаттл” им известна, отработана, им деваться некуда, будут строить мини-шаттл и сделают рано или поздно, им нужна независимость от российских ВКС.