Космос - вчера и сегодня
Из журнала “Ask magazine”
"Впервые Марк Сирангело увидел модель, на которой базируется Dream Chaser Сьерра-Невады, в 2005 году она находилась в углу огромного ангара в исследовательском центре NASA Langley Research Center в Хэмптоне, штат Вирджиния. «Он был покрыт пылью и другими вещами, о которых я, вероятно, лучше не упомянуть», - сказал Сиранджело, возглавляющий Сьерра-Невада.
Основываясь на прошлом.
Многие говорили нам, что нам нужно начать с чистого листа - сказал Сиранжело. «Мы решили, что не хотим этого делать. Мы хотели что-то, над чем можно надумать».
3 июня 1982 года, когда свернулась «холодная война», в Индийском океане, недалеко от Кокосовых островов, патрулировал разведывательный самолет Royal Australian P-3 Orion, который засек советское судно, пытающееся захватить объект в воде и доставить его на борт. Этот объект, BOR-4, был беспилотным прототипом космический корабль, используемый для тестирования идей теплозащиты для программы советского космического челнока. По мере того, как аппарат все больше появлялся из океана, камеры на борту P-3 не переставали его снимать. «Это действительно была ключевая вещь, - сказал Дель Фриман, инженер Лэнгли и NASA. Он также был одним из немногих в центре, кто имел допуск просмотреть фотографии, привезенные в Хэмптон агентами разведки США. Изображения BOR-4, как в воде, так и на борту судна, показали приблизительное положение центра масс, которое стало отправной точкой для Лэнгли, чтобы «перепроектировать» 11-дюймовую модель вишневого дерева и испытать в гелиевой аэродинамической трубе центра. (Использование гелия позволяет проводить высокоскоростные испытания при комнатной температуре.)
«С самого первого дня были получены отличные характеристики при входе в атмосферу, от Маха 20 до высоких скоростей трансзвука», сказал Фримен. «Характеристики были действительно хорошими». Испытания показали, что самолет имел естественную точку самобалансировки и нуждался в лишь в небольших отклонениях рулевых поверхностей, чтобы оставаться стабильным. Крылообразные плавники вдоль каждой стороны корабля направляли воздух на короткий киль. «Мы поняли, что этот маленький, маленький киль был убирающимся», Фримен сказал. Большой объем испытаний показал влияние более раннего американского корабля, HL-10, на советский дизайн. Он был частью программы NАSА по «несущему фюзеляжу», которая началась в 1950-х годах, а затем интерес к ней угас и агентство приняло конфигурацию Space Shuttle в 1970 году. Финансирование исследований HL-20 постепенно было свернуто с падением интереса к космическому такси. «Оно изначально должно было быть спасательной шлюпкой на космической станции»- сказал Сиранжело.
После получения этой модели и горы данных NАSА в Колорадо Сьерра-Невада мы говорили с несколькими инженерами из Лэнгли, которые работали на HL-20. Некоторые из них все еще находятся в центре. Большинство из них ушли на пенсию, но были готовы принять участие. «У HL-20 была лучшая комбинация: много истории, много испытаний на ней», - сказал Сиранжело. «Кроме того, люди, которые работали над этим, все еще живы и заняты, поэтому у нас была возможность получить эту историю». Среди этих людей бывший аэродинамик Лэнгли Джордж Уэр, который возглавлял аэродинамические испытания HL-20 и HL-10. Другой - Брюс Джексон, который работал над симуляцией снижения и посадки для HL-20 и является техническим советником Dream Chaser в этих областях. «Они взяли данные из NАSА и уточнили их», - сказал Джексон. «Они построили контуры из того, что мы сделали, и провели новые испытания в аэродинамической трубе. Но это все еще HL-20 с небольшими отличиями». Среди них немного отличная форма крыла и кокпит, который был перемещен. В Сьерра-Неваде также появился бывший астронавт Джим Восс, его директор по специальным проектам, работающий над проектом Dream Chaser. «Это нам помогает, потому что он понимает запросы NАSА". Инженеры и пенсионеры Лэнгли участвуют в финансируемых Сьерра-Невадой работах, таких как аэродинамические испытания, моделирование навигации и управления. Планируется анализ аэронагрева. Они также помогли разработать симулятор кабины экипажа на объекте Сьерра-Невады. Он в значительной степени повторяет тот, который все еще существует в Лэнгли. «У нас был симулятор полного движения, и нам удалось сохранить его на протяжении многих лет», - сказал Мартин. «Кабина является общей, но программное обеспечение разрабатывается совместно со студентами. Мы даже удержали HL-20 как тему для студентов, поэтому все эти годы она остается в наших учебных планах"
Посадка “Спирали”
чуток йумора под ракетную тему )))
Лопоть гниёт в Монине…Монино
Опытный образец NASA / Northrop M2-F2
topwar.ru/122696-eksperimentalnyy-letatelnyy-appar…
В результате, американцы отказались от такой аэродинамической компоновки…😃.
В ходе летных испытаний были выявлены основные проблемы существующей конструкции. Как и предшественник, новый M2-F2 показал склонность к нестабильному поведению. В определенных условиях начинались самопроизвольные колебания по рысканью и крену. Кроме того, машина с характерным аэродинамическим обликом заметно реагировала на боковой ветер.
В результате, американцы отказались от такой аэродинамической компоновки…
Все развивается по спирали. Сначала отказались, теперь вернулись. Где теперь наш БОР, Спираль, Буря, Буран? (список бесконечен)
Что-то мне подсказывает, что если брать доставку-спуск к МКС, то наш российский, современный вариант, как сейчас летают, он наилучший, без Спиралей, БОРов и прочих вариантов вроде “шаттлов”.
Американцев понять можно, они хотят реализовать свой вариант доставки на МКС, но не копировать же наши современные аппараты! Они на это принципиально не пойдут, не китайцы же. А схема типа “шаттл” им известна, отработана, им деваться некуда, будут строить мини-шаттл и сделают рано или поздно, им нужна независимость от российских ВКС.
Где теперь наш БОР, Спираль, Буря, Буран? (список бесконечен)
А Вы и не знаете?
БОРами, Спиралью , Бураном прочими достижениями Отечественной науки и техники оплачены счета за наивно-преступную “дружбу” с Западом.
Если не берете в расчет наши источники, так читайте хотя бы импортные inosmi.ru/world/20061110/230991.html
“Ну и кто же во всем виноват?
-Соединенные Штаты Америки” (песенка из популярного клипа)
Штампами шарашите, однако.
Разруха в наших сортирах - тоже их рук дело 😃
Можете больше не стараться, я вас вычеркиваю - неинтересно.
читайте хотя бы импортные
Полезное напоминание о “дружбе и помощи”
Можете больше не стараться, я вас вычеркиваю - неинтересно.
Обычно это делают тихо и без рекламы.
Уже второй год ношу мысль замутить Бурю, все отговаривают, стенд просрешь.
Боры планировалось поставлять на орбиту Буранами. В которых, для этой цели, были смонтированы револьверные контейнеры и манипулятор.
копировать же наши современные аппараты
“Современные” аппараты в основе которых, лежат разработки полувековой давности!
в основе которых, лежат разработки полувековой давности!
Юноша, представте тока, в моём мерине стоит двигатель, в основе которого лежит дизель, заработавший аж в 1897 году! Ужоснах! 😲
неее… современным мой мерин назвать никак низя! 😁😁😁
Уже второй год ношу мысль замутить Бурю, все отговаривают, стенд
Бурю со всей пусковой установкой (пантограф и пр.) проблема только сделать, уж судьи бы это оценили
Да где же информацию нарыть??? В этом ключевая проблема
Фирменную документацию достать нереально, ее скорее все и нет (дабы врагу не досталась)
Это у нас стандартный подход (ни врагу, ни себе)
Останки пускового комплекса ржавеют в астраханской степи (есть фильм на трубе)
Бурю со всей пусковой установкой
Другой ракурс:
Кусочек площадки по верхнему краю фото - это уже стартовый комплекс, откуда запускались БОРы.
Останки пускового комплекса ржавеют в астраханской степи
Комплекс на спутниковом снимке.
“БОР-овский” расположен юго-западнее. Вокруг него дорога делает петлю.
Вообще на нём отрабатывались САС “Союзов” и запускались имитаторы МБР для испытаний систем ПРО.
Как раз близость этого комплекса, благодаря чему вся территория этой группы стартовых комплексов охранялась, спасла от дербана “металлистами” в мутные 90-е. А так с полигона, с его размерами и бизостью к границе с Казахстаном, всё металлическое резалось и перлось.
Ну а то, что само прилетало, утилизировалось в домашнем подсобном хозяйстве.
Кусочек площадки по верхнему краю фото - это уже стартовый комплекс, откуда запускались БОРы.
Служил же там, в части этой, только на точке в 30 км. И знать не знал.
А ведь и работал по ним, скорее всего.
При вертикальном старте зачем-то был предусмотрен и поворот всей пусковой по типу круга в паровозном депо?
Кто-нибудь знает зачем?
“Кабина” на спине Бури обеспечивала астронавигацию по звездному небу. Такой тип наведения не очень точен, зато отлично помехозащищен.
При том объеме боевой части (находилась в конусе входного устройства СПВРД) точность была не так важна.
Конус на конечном участке полета отделялся от носителя.
В книге Бориса Чертока. “Ракеты и люди” описан интересный случай, предшествовавший закрытию темы Бури. После успешного испытания Королевской ракеты Хрущеву напели, что скорость ее почти 30 Махов. Помошники Хрущева выложили этот “аргумент” на совещании о судьбе Бури. У вас 3 Маха, а у Королева 30… Этим дубарям было невдомек, что 3 Маха в атмосфере это совсем не то, что 30 в космосе. Министр не смог отстоять творение КБ Лавочкина - Бурю, хотя она после нескольких неудачных пусков уже начала уверенно летать…
topwar.ru/37326-mezhkontinentalnaya-krylataya-rake…