Самодельная машинка для души

SPIRITUS

Постепенно моделька заполняется деталями. Вот первый грубый вариант для предварительных набросков. Но даже он показал, что со стоковым движком не сделать задуманное.

Постепенно подтягиваю ранее сделанные и проверенные детали. Что можно использую хотя бы на первых порах для сокращения времени изготовления.

По этим моделькам прикидываю стоит ли что то изменить или доработать с точки зрения прочности, веса и т.п.

Max_SL

Юра, умоляю - не используй ты эти внешние фаски…красота-красотой, но их же на чем-то делать надо будет…

Alibaba

буду следить за вашей разработкой, хотелось бы увидеть более детально, а свое буду модернизировать, учась на хорошем примере.
а фаски напильником нельзя снимать? а то я все ножевкой, да напильником.

SPIRITUS
Max_SL:

Юра, умоляю - не используй ты эти внешние фаски…красота-красотой, но их же на чем-то делать надо будет…

Не буду 😉
Просто эта рулевая уже готовая была от предыдущего проекта, даже картинка готовая и фотка, так сказать для понтов. Себе я обычно делаю все без затей, а потом уже, если время есть, разбираю и вручняк или подручным инструментом отгламуриваю долгими зимними вечерами))))) Тем более, мне нравятся объекты зафинишированные руками, они какие то более “теплые и душевные” чем просто резаные на станках.

Не, напильником снимать неудобно и долго. Есть специальный шабер(нож в виде бумеранга) он используется для снятия заусенцев. Но им можно и фаски делать на мягких материалах, вопрос времени…но по сравнению с напильником получается быстрее и ровнее при определенном опыте.

ЗЫ Кстати, для начинающих самодельщиков совет: Сначала делать деталь без гламура и фасок, что бы лучше понимать геометрию детали. Фаски меняют восприятие объемов, толщин и прочности.

SPIRITUS

Попутно рассматриваем альтернативные варианты. Например модернизацию с помощью новых деталей предыдущих проектов с задним расположением движка и смещением ЦД назад.

К плюсам заднего расположения двигателя можно отнести:

  • лучшую динамику разгона при хорошем зацепе
  • идеальное прохождение трамплинов
  • отличная проходимость(передок не зарывается в мягкий грунт\снег и не втыкается в препятствия)

Плюсы переднего расположения

  • лучшая управляемость
  • стабильность на большой корости. на скользком покрытии
  • расположение двигателя в зоне максимально чистоты
  • позволяет сделать машину предельно компактной с использованием кузовов типа пикап. Движок помещается в кабину, что позволяет предельно опустить кузов

Попутно с общими размышлениями, начинаем попытку виртуально дорабатывать компоненты “виртуальным напильником”.

его плюс в том, что в любой момент можно все вернуть обратно, в отличии от реального напильника😈
Добившись нужного результата, нужный контур превращаем в бумажный шаблончик и распечатав на принтере этот контур и вырезав ножницами, прикладываем к детали и пилим до нужного размера уже реальным напильником

Max_SL
SPIRITUS:

Движок помещается в кабину, что позволяет предельно опустить кузов

Мне думается, что кузов - не самая тяжелая деталь на этой машинке 😉 . Но, конечно, все, что можно занизить - надо занизить.

SPIRITUS

Это конечно не главное, но…багийные кузова надоели. Шортовые дороги и ломучи, а уж прыгать с трамплинов с ними просто…отстой )))
Остаются типа пикапа(тем более я их большой поклонник и в 1:1).

А кузова весят прилично у 1\5, но самое главное, что кузов приходится защищать, иначе слишком быстро убивается и протирается. Вот каркас+ кузов+ защитные накладки имеют вес приличный и сильно зависимый от высоты.
Кроме того, чем ниже кузов, тем легче его самостоятельно делать, особенно формовкой. Да и материала меньше уходит это особо важно не столько для лексана(ПЭТа) а скорее для каркаса(материал дорогой) и форм для формовки(с увеличением высоты гемор увеличивается в квадрате, а то и в кубе).
Отсюда и моя любовь к заниженным кузовам 😉

ЗЫ Первые прикидки показали, что в отличии от стока(например монстр МСД),
кузов удастся опустить местами до 100-120мм. Даже в предыдущем прпоекте, вместо огромной дыры между декой и кузовом, кузов лег так низко, что вышел за пределы деки и его пришлось резать снизу. Тут от кузова похоже останется только половина))))
А вообще все начиналось с попытки оптимизировать монстра МСД, который был куплен по случаю.

Вот некоторые первые варианты, фотки которых сохранились

там были заменены или доработаны почти все вспомогательные детали типа сервопалуб, распорок, креплений кузова и т.п. Сдвинута к центру моторама с движком, скинуто пару кг веса и т.д…Пилена дека и большая часть трансмиссии.
Машинка ехала довольно интересно…Но результат не устроил прежде всего своей банальностью… Захотелось большего именно для души, тем более соревнования в нашем классе пока проходят вяленько и смысла делать чисто гоночный аппарат просто нет 😦

SPIRITUS

Продолжаем…
Для того, чтобы сотворить мотораму и опору ЦД, требуется воспроизвестивсе крепежные отверстия, ниши под подши и т.п.
Для этого собираем в векторном виде отдельно все что касается мотора и отдельно все касаемое ЦД. Далее ставим эти сборки на расстояние, которое соответствует расстоянию по центрам пиньона и спура. Я передаточное не расчитывал, поскольку уже более менее отработал вариантик под свой движок. Затем обрисовываем все это скопление контуров внешним контуром моторамы и второй опоры дифа. Получается нечто в этом роде:

Теперь разбираем эту кучу векторов на детали и нарезаем на фрезере из пластика чтобы провереть точность совпадения крепежа, зазор в паре спур-пиньон и просто что бы посмотреть на узел в реальности.
Параллельно перекидываем вектора в Солид и превращаем их в твердотельную модель узла для дальнейшего проектирования окружения…Но это уже завтра

SPIRITUS

Интересный вариантик, но я любитель оффроуда, и там, где катаюсь, эта штука не проживет и одной поездки 😉
Да и технологии у нас совсем разные. Увы, не смог освоить пространственные каркасы. Сварка и пайка прутиков меня не вдохновила, так что изыскания в этом направлении бросил.

BERSERK80

Помню скидывал тебе что то с этого сайта , проверить не могу , даже не пытается загрузится с моей скоростью 😃

SPIRITUS

Да уж, я долго слюнями исходил по тем шедеврам…Но может и мы дорастем 😉

А пока вот:


Пока еще есть проблемки, но вцелом все вроде встает и довольно компактно.

Теперь переходим к шасси, что бы не так уныло было ковырятся. Хочется же что бы тачка хоть как то уже ездила.
Но для этого сразу начинаем набрасывать электровариант, поскольку на нем и тестить проще и мне электрички просто приятней когда возишся. К тому же осень на дворе, а электричка надеюсь будет “герметична” и ей грязь особо не страшна.

BERSERK80

Слушай а модульный вариант и с этой рамой покатит

SPIRITUS

А почему нет? Вопрос в том, что считать модулем)))))Вариантов куча 😉

  1. Отворачиваешь бензиныч и четырех лучевую звезду, и втыкай электро со своим подрамником
  2. Отцепляешь весь центр с куском деки и всеми бензопричендалами
  3. Не снимая бензиныча, электро ставится с противоположной стороны от глушака, на своей моторамке (с муфтой). И работает как вместе с бензинычем, так и самостоятельно

На самом деле вариант установки не проблема, поскольку я окончательно перешел от непосредственного подвеса мотора на мотораму к варианту с отдельно стоящего мотора и соеденительной муфты к валу пиньона. Тем более это позволяет сделать простой и компактный демпфер.

SPIRITUS

Проектирование подвески начинаем с кронштейнов рычагов, основу геометрии берем с МСД4, но вносим некоторые коррективы под свои желания(увеличенный ход подвески) и под более прочные чем у МСД оси(которые в стоке частенько гнуться и очень быстро истираются).

Оси рычагов бдут зажиматься внутренними кронштейнами, а на внешних будут стопорные винтики на случай, если потребуется вынуть только одну ось.

Пока ажурными детали делать не стал. “Мясо” может пригодится для технологического крепежа, доработок напильником и т.п. Лишнее срежем позже, если потребуется.

Для любителей подсчетов:
Итого, на все детали(моторама+кронштейны рычагов на 2моста) потребовался кусок дюрали 10мм менее 200х200мм. Цена примерно 300-350руб.
Плюс остались обрезки для всякой мелочи, втулки, проставочки и т.п.

В дальнейшем, если будет желание, пластиковые коробки заменю на алюминиевые опоры. Но пока не определился от какого донора использовать дифы, начинать эту работу безсмысленно.

SPIRITUS

Продолжим…
Бензиновая версия была собрана и немного обкатана на небольшой скорости. Есть косяки, но вцелом все устроило. Жаль фоток не успел наделать…но как только будет время, обязательно соберу и пофоткаю.

Далее. я скинул с деки бензиныча и буквально на стяжках и скотче примотал электро агрегаты и погонял отдуши подвеску. Многое не понравилось, но после переделки получил геометрию близкую к желаемой. Теперь накидываю агрегаты уже для серьезных испытаний на большой скорости и трамплинах.
Вот что получается:

Краткие ТТХ:

  • регуль Хоббивинг 150А
  • мотор Кастловский 1717
  • АКБ ЛиПо в различных комбинациях от 3х банок (на 10Ач) до 6ти банок (5Ач)
  • борт ЛиФе 2100
  • серва Хайтек 5755МГ
  • общее передаточное примерно 12
  • максималку пока не давал, но порядка 30 км\ч разгонял первый вариант на меньших по диаметру колесах
  • вес в снаряженном состоянии(с двумя 5ти баночными АКБ по 4200Ач) но без кузова около 9кг
  • максимальный дорожный просвет под передним мостом 100мм, под задним мостом более 120мм (на колесах ХПИ от 5Т)
  • диагоналка при среднем положении подвески более 220мм (размер пачки бумаги формат А4 на фото)
  • ход подвески передней более 100мм, задней более 150мм
  • поднимает передок на стенку с углом до 80градусов, а с некоторыми напрягами и на вертикальную. Т.е. по сути способна ехать на любой уклон, пока покрышки имеют зацеп.

Впечатления от теста положительные. Машинка аки краулер ездит по куче камней и бревнам, но и вполне сносно гоняет по трассе. Работа подвески завораживает, особенно при преодолении распаханой джипами дороги, пересекая колеи и плавно перепрыгивая комья глины. 😈

SPIRITUS

Да. совсем забыл про фишку 😉
Специально для детворы на электричку поставил “трещетку”, имитирующую звук ДВС. Устройство примитивное. Маленький электромоторчик, который эксцентриком стукает по пластинке(аналог велосипедной трещетки по спицам))))))

ЗЫ Посовещавшись, выбрали название данной машинке(точнее проекту) - Игуана. Говорят подвеска похожа на лапки ящерицы. особенно когда по камням карабкается 😃

Alibaba

не могли бы вы указать размеры рычагов, и показать фото рулевой сервы.
какая жесткость ваших пружин, какой нибудь простой тест. у меня пружины самодельные и может я не угадал с жесткостью. у меня так диагональ не вывешивается. у вас здорово!

и еще: у вас основание имеет отбортовку для жесткости

SPIRITUS
Alibaba:

не могли бы вы указать размеры рычагов, и показать фото рулевой сервы.
какая жесткость ваших пружин, какой нибудь простой тест. у меня пружины самодельные и может я не угадал с жесткостью. у меня так диагональ не вывешивается. у вас здорово!

и еще: у вас основание имеет отбортовку для жесткости

перед примрно 150мм, зад около 160мм
Серва пиленая под конкретное шасси. Боюсь что сфоткать в ближайшее время не получится. Эти то фотки случайно получилось получить.

Дело не в жесткости пружин, а в геометрии подвески. Пока вы не завалите аморты хотя бы под углом 45градусов. вы не получите большой ход. Или надо аморты делать просто с огромным ходом, а это опасно, они начнут ломаться.
Как вариант, при самодельных рычагах, могу посоветовать сместить точку крепления штоков к рычагу к центру шасси. Для этого приверните к рычагам два уголка от детского конструктора с кучей отверстий и переставляя по ним отрегулируйте нужный ход. Только осторожно, нельзя превышать угол работы костей. Проверьте, подклинивания и закусывания быть не должно.
И еще, у меня фишка в геометрии. Подвуеска имеет правильные углы в среднем положении, а при максимальном просвете колеса развалены как у грузовика Татра)))) Только так удалось получить краулерные ходы подвески. Если у вас подвеска чистый параллелограмм, то такое не получится сделать.

SPIRITUS

Сейчас проверил, жесткость примерно такая: стоящая на столе пружина, из свободного состояния под грузом 2кг прожимается примерно на 15-20мм.
Установленная на авто, в среднем(гоночном) положении подвески, пружина поджата примерно на 20-30мм.

На деке нет отбортовок. То что на фотке, это моя “экспериментальная” плита с кучей отверстий. На ней проверяю компоновку, тестирую. А потом уже буду делать деку из дюрали. Но отбортовки скорее всего не будет. Мало того, что мне ее нечем делать, дык еще и работать дальше с гнутым основанием сложнее. По проекту, ребра жесткости будут одновременно деталями чего либо. Например грязезащитным кожухом, боксом для АКБ, каркасом, защитой днища и т.п. В сумме это даст приличную жесткость, к тому же ее можно будет регулировать под разные условия, поскольку на асфальте жесткость основания жолжна быть максимальна, а когда триалю по камням минимальна.

ЗЫ Фотки бензо варианта будут ориентировочно в воскресенье-понедельник. Договорился, коллега поможет в выхи пофоткать. Если у кого есть вопросы, требующие фото, пишите, пофоткаю, а то когда будет следующая фотосессия неизвестно.

Alibaba

*Сейчас проверил, жесткость примерно такая: стоящая на столе пружина, из свободного состояния под грузом 2кг прожимается примерно на 15-20мм.
спасибо, буду исправлять у себя. а вариант бензо-электро вполне достойная штука. надо будет тоже подумать. а можно фотки дифа посмотреть. на НК есть под ремень, но это не очень удобно