Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)
Итоги года (часть первая):
Ну вот, год заканчивается и можно подвести некоторые итоги. Я не так много писал в этой теме в 2016 году – просто не было времени. Но сделано было немало, поэтому попытаюсь хоть вкратце, но вспомнить всё, что заслуживает внимания.
- было сделано несколько лёгких полукопий-бойцовок в масштабе 1:12, и с полётным весом 250г (или около того).
Это: МиГ-3,Ла-7, Як-7Б, ФВ-190
Про них я писал в этой теме: rcopen.com/forum/f81/topic337088/841
посты 871, 923, 928
И в этой тоже: rcopen.com/forum/f84/topic441714
Модели были успешно облётаны, опробованы в бою в марте
(писал про это здесь: rcopen.com/forum/f81/topic337088/881 пост №890)
и принимали участие с соревнованиях по СОЮЗ-500:
- 9 апреля в Буграх (rcopen.com/forum/f84/topic450081/41 пост № 65), и
- 9мая в ЦПКиО (rcopen.com/forum/f84/topic454619/121 пост № 126), наравне с СОЮЗными моделями весом 500грамм.
9 апреля в Буграх на моих моделях воевали двое: Василий Лукашов и я . Василий на моём Ла-7 занял 4 место, я же – ближе к концу списка. Старты выявили слабость силовой установки подобных лёгких моделей в сравнении с мощными, заряженными 500-граммовыми бойцовками.
По результатам стартов в Буграх сетапы на всех этих моделях были немного изменены в сторону увеличения мощности: движки весом по 35…38 г были заменены на движки весом по 45г (серии 2826), расходами по газу ток был поднят до 9…9,5А (было 7…7,5А) и батарейки 0,5А/ч были заменены на 0,8 А/ч. Соответственно, подросли скорость, тяговооружённость, и полётный вес (до 290…320).
9 мая в ЦПКиО на моих моделях воевали уже трое: Костя Куц, Василий Лукашов и я.
Костя Куц воевал ровно, у меня же в двух боях – два тарана. Жёстко пострадали Ла-7 и ФВ-190:
Василий же Лукашов, летая на моей «Ташке» (Та-152), взял второе место, лишь самую капельку уступив Чемпиёну всея Руси и Европы (СОЮЗ + АСИС) Максимилиану Лялису. Правда, и у Василия была куча таранов: у Ташки были серьёзно повреждены оба крыла (длинное и короткое):
Также был неоднократно смят ( и неоднократно выправлен) капот.
Тем не менее, на этом одном самолёте он отлетал четыре боя +финал. Я был у Василия за механика, за что он мне и презентовал свой кубок за 2-е место. При этом я тоже отвоевал 4 боя, успевал кое-что снимать на видео и на микрофоне прокомментировал несколько боёв (Фигаро здесь-Фигаро там). Горячий был денёк…
Почти все эти модели здравствуют и сейчас (фоккер уже с новым крылом):
У Та-152 оба крыла тоже были приведены в более-менее лётное состояние. Вот фото с уже восстановленным крылом:
хорошо видна помятая при таранах морда.
Для Фоккера новое крыло пришлось делать «с нуля»:
И лишь Ла-7 с поломатым крылом пока сиротливо лежит в гараже. Ничего, придёт и его время.
Все «лёгкие» модели осенью прошли ещё один этап модернизации: у всех хилые 10А регули были заменены на 18-Амперные, и расходами по газу ток был поднят до 12,5…13А. Моторы и батарейки остались те же (серии 2826 и 11,1В;0,8А/ч)
Теперь это реальные звери: маневренные, вёрткие и быстрые. Як-7Б, МиГ-3 и Ме-109 сейчас весят 310….320г, и только ФВ-190 потяжелее – 350г. Управляемость очень близка к 250-граммовым моделям, а вот скоростные данные – уже как у СОЮЗых бойцовок. Правда, есть и минусы (куда ж без них?): прочность таких лёгких бойцовок обратно пропорциональна их весу. При столкновении с 500-граммовой бойцовкой более лёгкая (320…350г) пострадает сильнее.
Правда, в закрытии сезона по СОЮЗу rcopen.com/forum/f84/topic472399
они участия не принимали, но, думаю, у них ещё всё впереди!
Завершая рассказ про эти модели, скажу следующее: по моему глубокому убеждению делать небольшую модельку с размахом крыла 83….85см тяжёлой, доводя её полётный вес до 500 грамм – тупиковый путь.
В нынешней ситуации существование подобных тяжёлых и «крепких» СОЮЗных бойцовок оправдывается только сложившейся практикой боёв СОЮЗа-500: газмяс-тараны-дрова.
Подобные небольшие модели при весе 450…500 грамм – «кирпичи с крылышками» - они хорошо рулятся только на больших скоростях, на посадку идут камнем.
Если же мы укладываем такой самолётик в 300…350 грамм (я проверил, ничего сложного), то мы получаем модель, которая в воздухе ведёт себя гораздо адекватнее: улучшается маневренность, управляемость во всём диапазоне скоростей (и на малых в том числе). «На ручке» такой лёгкий самолётик ощущается гораздо приятнее, чем 500-граммовый «кирпич» такого же размера. На выходе мы имеем самолёт для получения удовольствия. Собственно говоря, такими и были Питерские бойцовки до появления СОЮЗа-500.
…
- в конце прошлого года я помогал освоить бутылочную технологию в авиамодельном кружке Фрунзенского района (отчёт здесь: rcopen.com/forum/f84/topic432672/361 пост №363). Тогда пионеры-кружковцы освоили производство ФВ-190 и уже три раза участвовали на них в стартах.
Недавно Андрей Пушков (руководитель этого кружка) посетил мою мастерскую и взял на время болванки ещё четырёх самолётов: Р-39 «Аэрокобра», МиГ-3, «Харрикейн» и Ки-61 «Хиен». Думается, что и эти самолёты, сделанные пионерами-кружковцами, мы скоро увидим на наших стартах.
…
- Летом удивил мой Ю-87: в одном из полётов во время выкрутасов слетел винт, и пришлось идти на аварийную посадку. Разворачивать его я не стал (высоты мало, тяги нет) сажал его по ветру, да немного не рассчитал: как назло, на траектории посадки оказалась бетонная труба, в которую он и прилетел. Хряп! Идём смотреть аппарат. Подвесные 37мм пушки-мандолины лежат рядом, но это и понятно – они к крылу были на соплях приделаны. А всё остальное цело! Даже шасси. А ведь он ими-то об балку и швакнулся! Поставил винт, полетел снова. Но самое интересное было, когда стал отсматривать снятое видео:
очень хорошо видно, как Ю-87 ударился стойками шасси об балку, а на замедленном просмотре я увидел НЕЧТО: при покадровой прокрутке прекрасно видно, что в момент удара, при опрокидывании самолёта через голову, на какие-то доли секунды его фюзеляж сложился под 90 градусов, а потом отыграл обратно, выпрямившись в исходное состояние! Я же, осматривая самолёт после удара, в тот момент даже не понял, что произошло – ну появилась пара вмятин на фюзеляже, ну и что? Поставил винт и полетел снова.
Таким образом, в очередной раз подтвердилась феноменальная прочность бутылочного фюзеляжа. А также правильность моего подхода при изготовлении шасси (rcopen.com/forum/f81/topic337088/321 пост №329).
п.с. завтра - часть вторая.
итоги года (вторая часть).
- Пе-8.
Хотя у моего Пе-8 есть отдельная тема (rcopen.com/forum/f82/topic178430/921 ), но так как он тоже бутылко-пенолёт, то про него можно написать и в этой теме. В этом году я трижды вывозил его на поле (17июля, 21августа и 25сентября):
rcopen.com/forum/f82/topic178430/921 посты № 936; 939; 960.
И совершил он при этом шесть полётов (№14,15,16,17,18,19). В 17-м полёте он потерпел аварию.
там же, в теме, и подробный «разбор полётов».
После этого некоторое время он был в ремонте и через 5 недель снова в небе. В полёте №18 и 19 был испытан самолёт-снаряд 10Х (ФАУ-1). Он подвешивался на пилоне под крылом Пе-8 и сбрасывался в полёте. После этого, управляемый пилотом (Алексей Киргинцев), он совершал самостоятельный полёт и посадку. Это был занимательный эксперимент. Про сам самолёт-снаряд я писал ранее в этой теме. rcopen.com/forum/f81/topic337088/921 пост №957
Также был проведён интереснейший эксперимент с вживлением в Пе-8 звукового модуля - rcopen.com/forum/f82/topic178430/921 пост №923. Отныне он летает с «всамделишным» звуком.
……………………………………………………………………………………
- заложил новую серию самолётов «на заказ». Не секрет, что я делаю самолёты не только для себя, но и всем желающим.
Пока было ещё не очень холодно (конец октября - начало ноября), и я их покрасил. Были заложены 2шт МиГ-3, 3шт Ла-7, Ил-2, Зеро и Уайлдкэт. Последнего было решено оставить себе, в личное пользование. Вот некоторые фотки процесса:
Перед покраской:
Может быть чуть попозже, я напишу про это поподробнее…
………………………………………………………………………………………
- Грумман F4F «Уайлдкэт».
Был сделан и доведён до лётного состояния. Понятное дело, облётан. Вот некоторые фотки:
О нём обязательно напишу подробнее (опять же, попозже).
……………………………………………………………………………………….
- Фокке-Вульф-189 «Рама».
Для этого самолёта была заведена отдельная тема: rcopen.com/forum/f82/topic475196
Хоть этот ФВ-189 и бутылко-пенолёт, но он имеет убирающиеся шасси и в дальнейшем предполагается серьёзно поработать с интерьером кабины (оборудование, приборные доски, экипаж, и т.д.).
И поэтому, как мне показалось, он достоин быть в теме «копии и полукопии».
Самолёт был заложен давно – болванку на него я начал делать 2 года назад, и процесс потихоньку шёл всё это время, но вот только сейчас довёл самолёт до лётного состояния.
На данный момент самолёт совершил всего два полёта. Ждём хорошую погоду….
……………………………………………………………………………………….
- наконец-то дошли руки и до Ил-4. Болванку на него, опять же, я начал делать год назад, но буквально на днях довёл её до конца. На фото для масштаба рядом с болванкой Ил-4 поставил И-16 (оба 1:12):
Про него открою отдельную тему в разделе «паркфлаеры и пенолёты».
Почему не в «копиях и полукопиях»? Учитывая, что у него тоже будут и ретракты, и экипаж, и проработанный интерьер кабины?
Всё просто: во-первых, раздел про паркфлаеры и пенолёты даже более посещаемый, чем раздел с копиями и полукопиями, а во-вторых, копиисты – народ особенный. Там быстрые и эффективные технологии не «в фаворе». Тем более, из таких «некопийных» материалов, как бутылка и пена. Там «рулят» палочки, фанерки, карбон и композиты. И чем дольше, тем лучше. То есть процесс вызывает эмоций больше, чем результат.
………………………………………………………………………………………….
- весной сделал видео-инструкцию про процесс раздутия бутылок
и видео-инструкцию про изготовление мягких травмо-безопасных коков.
Обе киношки лежат здесь: rcopen.com/forum/f84/topic441714/241
Посты № 259 и 260
………………………………………………………………………………………….
- также написал материал про правильное использование пропсейвера на моделях. Размещал здесь:
rcopen.com/forum/f84/topic272820/481 пост № 498
может, для кого-то это окажется полезным.
……………………………………………………………………………………………
Ну, и под конец, всех с наступающим Новым Годом!
В очередной раз выкладываю видео с летающей ёлочкой (видео было снято ровно 7 лет назад, 31декабря 2009г):
Всех с наступающим Новым Годом!
Большущее спасибо за тему и впечатляющий отчет Денис!!!
Твой пример помогает многим “войти в тему”, понять технологию и сократить до минимума ошибки в проектировании и постройке самолетов.
С Новым Годом!
Да, Денис, Ваша продуктивность просто поражает.
Мои <успехи> меркнут, но я для себя считаю и это достижением.
Не удалось вписаться в 250 гр. Политики это ограничение отменили, но думаю, что вовсе не потому что осознали свою дурь, просто не отработали очередную схему поборов. Как показывает практика за ними не заржавеет.
Но главное, я умудрился продать планер Як-9 (только сервы, мотор, регуль, приемник и акк ставь и лети, даже тяги там были). Фишка в приборной панели. 2 недели на вырученные деньги не просыхал, ведь это первое авиамодельное мое, что продать уговорили в смысле деньги всучили, до этого так раздавал.
С Новым Годом!!! Успехов и здоровья.
Понравилось! В качестве стапеля при фотографировании - какое-то жалкое крыло от Спитфайера?
какое-то жалкое крыло от Спитфайера?
Почему же жалкое?
Просто показалось смешным, что в качестве постамента для “бутылко-пенолета” подложено крыло от большого Спита. Извините.
Просто показалось смешным, что в качестве постамента для “бутылко-пенолета” подложено крыло от большого Спита.
Я же в гараже колдую, все места к сожалению заняты. Вот и приходится в качестве постамента использовать.
Валерий, если не затруднит, то покажите пожалуйста, как у Вас на моделях организованно размещение АКБ, это на моих бутылках самый больной вопрос…
Алексей на бутылочниках ничего нового, здесь простая липучка.
как у Вас организован доступ к батарейке?
Пост #997 на фото видна вставка из сотового полистирола это и есть люк
Грумман «Уайлдкэт» F4F
www.airwar.ru/enc/fww2/f4f.html
Интересный самолёт, который не отнесёшь к особо удачным конструкциям и который не добился впечатляющих побед в той войне. Но этот неказистый самолётик, безусловно, оставил заметный след в авиации. И на своих плечах вынес первые, самые тяжёлые годы войны на Тихом океане.
Можно даже провести некую умозрительную параллель: у нас был И-16, у американцев – «Уайлдкэт». Самолёты, естественно, разные, противники у них были тоже разные, но есть в их судьбах и нечто общее:
оба встретили войну в качестве основного истребителя (И-16 – на суше, F4F – на море);
оба были рабочими лошадками в первый год войны;
оба «звёзд с неба не хватали», но при этом честно и достойно несли свою боевую службу;
обоим приходилось воевать против более сильного противника;
Думаю, что этот самолёт достоин того, чтобы воспроизвести его в виде летающей модели.
Уже 11 лет я все полукопии боевых самолётов делаю в едином масштабе – 1:12. Так проще, а самое главное – наглядно. Особенно, когда ставишь рядом для сравнения несколько моделей.
Болванка на него у меня была сделана достаточно давно:
Рядом с болванками Спитфайра и Як-9:
Первого своего «Уайлдкэта» с этой болванки я сделал пару лет назад:
но как-то так получилась, что весь процесс остался «за кадром», а потом я и вовсе распрощался с этим занятным самолётом – у него появился новый хозяин. Да так быстро, что я им даже наиграться-то толком не успел! А душа просит, тоскует!
Решено, делаем снова! Ещё один «Уайлдкэт», с учётом всех прошлых ошибок.
Ошибка № 1: я немного исказил форму крыла – у того, первого, «Уайлдкэта», законцовки крыла почему-то получились значительно уже, чем надо (на пару сантиметров), что делало его похожим на Хеллкэт (см. предыдущее фото).
На новом крыле я эту ошибку учёл, и сделал его максимально приближённым к чертежу.
Вот консоли:
Они же рядом с консолями Як-7:
Хорошо видна разница в размерах (у обоих масштаб 1:12)
Готовое обтянутое крыло в процессе вырезки элеронов:
За кадром осталась вырезка и обтяжка крыла, но я так часто размещаю здесь подобные фото, что считаю: выкладывать здесь в очередной раз эти рутинные подробности – это уже лишнее.
На фюзеляж, как и тогда, пошли большие 6-литровки. Иначе никак: «Уайлдкэт» - американский толстопуз. У них почти все такие - видать, иначе не получается….
Натянул дополнительное усиливающее «кольцо в нос». Весит 4 грамма:
Хвост.
Как обычно, сделал хвостовое оперение из потолочки, ламинированной скотчем. Для обеспечения жёсткости прорезаем в стабилизаторе щель и вклеиваем туда лонжерон:
То же самое повторяем и на киле:
На этом «Уайлдкэте» я исправил ещё одну свою недоделку, которая была на первом: там не было руля направления. В принципе, на бойцовке он не особенно и нужен, но данный «Уайлдкэт» – это, скорее «самолёт для души», чем бойцовка, поэтому Р.Н. желателен
(хотя это никак не влияет на его способность вести воздушный бой, и я не исключаю того, что он будет участвовать в соревнованиях ИВБ или СОЮЗ-500 в качестве бойцовки).
Накладки на законцовки (они же и нижние отрубные):
Накладки делаю из плоской ПЭТ-пластинки (бутылка, усаженная на болванке-доске).
Вес планера перед покраской 177 грамм
Среди прочих «собратьев» (Ла-7, МиГ-3, Ил-2 и «Зеро») в очереди на покраску:
В кадре – последняя травка. Красил ещё по осени, до первых морозов.
Крепление крыла
Как известно, Уайлдкэт – среднеплан, что, в сравнении с низкопланом, немного усложняет крепление крыла. Особенно, если мы не вклеиваем крыло «намертво», а предусматриваем разборность конструкции. Не повседневную, а, скажем так, «после-аварийную». В том смысле, что у самолёта крыло постоянно закреплено, но в случае аварии (повреждении крыла, к примеру) есть возможность его снять.
На самом деле всё не так сложно: в фюзе режется щель под крыло и на нижней, прямолинейной части этой щели к фюзу клеится (на момент) пара длинных уголков из ПЭТ-пластины. В них – 6 отверстий, а в крыло вклеиваются шесть деревянных сухариков. И уголки с помощью маленьких саморезиков крепятся к крылу:
продолжение следует…
Покраска.
В предыдущем «Уайлдкэте» был ещё один косячок. На этот раз в покраске. Для покраски верхних поверхностей самолёта я в тот раз использовал насыщённо-яркий колер синего цвета. Такой цвет в палубной авиации вряд ли применяли – слишком заметен. Получается антикамуфляж.
Реально вариантов окраски «Уайлдкэтов» было очень много, но мне нравится трёхцветный, наподобие этого:
В принципе, я и в прошлый раз пытался воспроизвести нечто подобное, но ошибся в колере. На этот раз верхние поверхности было решено красить в тусклый серо-голубой цвет (вариант «атлантик»):
Долго размешивал «пал-литру», наконец, приступил.
И тем не менее, ошибся во второй раз! Получилось слишком тёмного оттенка. Пришлось перекрашивать. Отсюда набрал грамм 15 лишнего веса…
Перекраска фюза (пузо:светло-серое, бока: серо-голубые, верх: тёмно-серо-голубой)
Вес планера перед покраской был 177 грамм
После покраски – 217 грамм.
Устанавливаем начинку.
Намечаем место под сервы на Р.Н режем отверстия:
В прошлом Уайлдкэте у меня был довольно хитрый батарейный отсек – он являлся одновременно и лючком доступа во внутрь фюзеляжа. Умно, но уж очень хитрожопно…
Здесь поступил проще. Батарейный отсек оформил, как обычно это делаю на своих самолётах – в виде шахты из вклеенной от борта до борта лёгкой серой трубки для утепления водопроводных труб:
А для установки регуля и преемника решил использовать большое фронтальное отверстие в морде, как это делал к примеру, на И-16 и И-153.
Регулятор хода и приёмник в нос:
Провода, чтобы не лезли к мотору, прихватываем липучкой:
Да и для центровки пользительно. Центровка как у всех моих самолётов – 25%.
Мотор на мотораме перед установкой:
Как и у всех моих самолётов моторама – алюминиевая пластина.
Винт – обязательно на пропсейве.
Резинка на пропсейве – отрезанное колечко (2…3шт) или от катетера Пеццера или от резинки для рогатки.
Сервы: на элеронах – по 9 грамм, руль высоты – 5 грамм, Р.Н. – 3,7 грамма.
Мотор: серии 2830, кв 1350
Регуль: плюш 25А
Батарея: 1300мА/ч, три банки.
Винтик: 9х5 GWS
Использовал плоско-выпуклый профиль 12% кларк-Y.
Наклейки.
Делаем врукопашную из самоклейки.
Звёзды:
Расшивка.
Рисовать расшивку на своих самолётах я стал давно, ещё в 2008 году. Вот, к примеру, Ишачок:
Сейчас он находится в экспозиции Военного музея карельского перешейка в Выборге.
Для наглядности сделал фото в процессе нанесения расшивки. Можно сравнить: одно крыло с расшивкой, второе – без.
Для полного антуража наклеил из самоклейки имитацию прижатых к пузу колёс:
Размеры опознавательных знаков и номеров брал с этого снимка:
Для сравнения: рядом с Як-7Б, Ки-43 и Ки-61:
(у всех масштаб 1:12)
Что получилось в итоге?
В итоге получился тот самый «самолёт для души».
Само собой, на этом «Диком коте» можно с успехом воевать в СОЮЗе-500.
И в руках опытного бойца шансы победить у него очень хорошие.
Если с чем-то сравнивать, то ближе всего «Зеро» или «Харрикейн» в 12 масштабе - примерно те же характеристики управляемости, такая же небольшая скорость, сравнимая с «Зеро» или «Харрикейном» маневренность.
Вот видео:
В целом самолёт получился очень устойчивым, послушным. «На ручке» очень приятен. Космические скорости – явно не его конёк, сказывается большой лоб. Ну, так и у прототипа было то же самое. 😃
Само собой, на этом «Диком коте» можно с успехом воевать в СОЮЗе-500.
И в руках опытного бойца шансы победить у него очень хорошие.
Воевать можно . И даже наверно победить .
Но !
Регулятор хода и приёмник в нос:
Вот это решение - явно не из боя . Почему - сами ответите ?
////
Вот это решение - явно не из боя . Почему - сами ответите ?
регуль и приемник сбоку - нестрашно.
гораздо больше пугает акк сразу за движком.
даже в в мягкой трубе рискованное решение.
ЗЫ красавец самолетик!!😃😃😃
Ясен пень - расположение “борта” в самом носу несёт определённые проблемы:
- при таране и втыке в землю - наиболее повреждаемое место
- при посадке в снег или в лужу: вся вода - туда.
может быть есть что-то ещё, что я упустил?
С другой стороны: основное назначение этого самолёта - тешить душу. Вопрос боя для него - вторичен. В моём арсенале дюжина других бойцов (если воевать, то на них): Як-7, Ла-7, МиГ-3, И-185, И-153, Bf-109, FW-190,Та-152, Р-39, Зеро, Ки-43, Ки-61. Все они проходят и по правилам ИВБ, и по СОЮЗу.
Денис, эт уже полукопии. Красивые. Как-то аж жалко такое воевать:)
гораздо больше пугает акк сразу за движком.
даже в в мягкой трубе рискованное решение.
всё может быть - какой-то большой статистики у меня нет. Был обрыв (с последующим вываливанием акка) подобного батарейного отсека на Р-39, но там такая труба стоит сикось-накось, непонятно как приклеенная - загрузка акка через боковую дверь в кабине. Но во всех остальных случаях, где подобная трубка приклеена “от борта до борта”, там всё железобетонно. Захочешь - не вырвешь.