УТ-1 "Аэроклубный истребитель"

Grebe_P
Orel:

вленки валенки,не подшиты стареньки.

чудные ПЫМЫ 😁

Orel

[QUOTE=чудные ПЫМЫ 😁[/QUOTE]
Люблю прототипы с обтекателями стоек шасси.Да наверное они многим нравятся:)

Так . Костыль - задняя точка опоры самолёта. Что-то я и не подумал конкретно из чего же его делать. Вернее не мог выбрать материал. Можно из чего угодно , но только лёгкий … лёгонький. И уголь предполагал и текстолит ,и наборный из пружин от часов, и просто из шпона берёзы . Пока не взялся за изготовление ,варианта небыло. Достал пластину Д16Т , сохранилась от крыла Як-40, крылья которого случайным образом оказались на промзоне нашего города ещё лет надцать назад . Удивительно лёгким костыль оказался . Сама рессора весит 0.7 гр с приклёпанными к ней алюминиевыми штырями . Когда одел её в бальзу , не вышла за пределы 1-го грамма (0.950гр).
А теперь начнём грузить носовую часть. Нос у выбранного прототипа УТ–1 , надо сказать, с гулькин нос и для необходимой центровки его нужно загружать основательно , т.к плечо от ЦТ очень мало .За счёт лёгкого двигателя акк всё-таки оставлю прежний 850мач 2S1P (53гр) …
Для выставления моторамы необходимо знать на каком расстоянии от двигателя будет находиться винт на своей оси. Для более копийного его крепления был выточен адаптор винта с осью Ф5мм . Вариант с нарезанием резьбы в полом валу не пройдёт - особовысоколигированная сталь , тупит сверло не то что метчик… Вес его 2гр . теперь стало известно расстояние от заднего крепления двигателя до фланца тянущего винта - 29мм. На мотораму остаётся 17мм. Делаем мотораму… Но для этого необходимо сначала выклеить капот двигателя … Выклеиваем капот , приставляем , примеряем , отмечаем и наращиваем основание для крепление моторного шпангоута на коем и будет зиждится сам эл.двигатель.
Капот из двух слоёв стеклоткани с промежуточным слоем угля , который здесь не очень и нужен , но коль он есть вналичии , применил . Опробованное крепление капота однажды, применил и на этой модели… ( о капотирование двигателя чуть позже)
костыль


одет в бальзу

и вклеен
на трёх опорах


удлинитель вала двигателя


Orel

После установки моторного шпангоута из" фруктовой" фанеры и установки двигателя , картина ещё более прояснилась. Винт пока привинтил(каламбур) от У-2 , но зато по диаметру точь-в-точь . Загрузил всю начинку , выверил центровку.Вес модели в таком виде почти готовой к обтяжке составляет 215 гр . ЦТ находится на 3% САХ. Потому есть возможность применить более лёгкий акк . Всегда после такой примерки без обшивки стараюсь вывести центровку на 5-8 % , после обтяжки и окраски она выходит на нужные 20%.Но надо учитывать ещё и вес муляжа двигателя. Вес капота 6 гр.
Конечно в установленный желаемый полётный вес не уложусь , жаль , тем сложнее будет держать маленькую модель в воздухе .
… установил фартуки перед цилиндрами двигателя и пенал -ложемент аккумулятора. Есть одно преимущество в компоновке - не мешается контроллер, т.к встроен в корпус б/к.

выклейка на болване
примерка


моторный шпангоут
капот загрунтован .винт пока от У-2

под покрас

окрашен

Orel

Уже нетерпится начать обтяжку модели , но подготовка к ней требует ещё устранения некоторых ( многих) мелких недоделок … Обшил лобик крыла шпоном 1мм увеличив существенно жёсткость, установил боковые подкосы ( липа) обтекателей шасси , оформил подкапотное пространство … осталась ещё малость - зализы и ещё кое-чего . Верхнюю часть консолей решил обшить полностью, как у прототипа . Так будет лучше … Тем более вес 1мм обшивки добавил всего 1.5гр на консоль. Ну-у, понесло . С трудом сдерживаю себя от полной зашиви консолей , хотя лимит веса позволяет.Жёсткая обшивка даёт немного веса ( 7гр) , но прочность и жёсткость крыла вырастает на порядок.
Планер модели в таком состоянии сейчас имеет 140гр … с вычетом веса трёх серво ( 20гр) имеем 120 гр. Может ещё и уложусь в четвертушку(250гр). Обшивка -микалентная бумага. Удельный вес её 20 гр/м2 . Это прекрасный вес… но он утраивается при пропитке её эмалитом ( замеряно). Начал , как у меня водится, с хвоста.Зализы!Это самое нежное и красивое место в самолете.Сам по себе УТ очень изящьная машина,а его зализы довершают это впечатление.

перед обтяжкой проверка на крутку крыла
моторама и ложемент аккумулятора
ложемент
зашил верхнюю сторону консолей бальзой



и низ
лючки машинного отсека

зализы отформованы на нагревателе паяльника

правый
левый

VOX

Привет Валера!

Что-то япервый раз в этой теме, хотя твои шедевры у меня скачаны все полностью…Наши в клубе смотрят и обалдевают от рук твоих…Молодец! Снимаю шляпу!
Я тоже очень рад, т.к. такая копия у меня в планах этого года. Правда полностью композитная под мотор 250см3. Да вот сомнения тоже мучают насчёт центровки… Теперь на твой вот аппарат гляну. Ты где планируешь ЦТ “поиметь”??

Orel

Спасибо,Альберт! Центровку на УТ-1 я высталял 20 %-ную.Обычно на всех своих моделях выставляю такую центровку для первого полёта, а потом корректирую…

Продолжу.
…Про обтяжку микалентой рассказывать не надо , это классика авиамоделизма , по крайней мере была лет 20 назад. Сейчас всё больше плёнки используют. Но я по старинке…
Вся поверхность модели на раз покрыта слоем жидкого АК-20 + эмалит ( целлулоид на Растворителе 646), в равных пропорциях. Что это даёт? Это даёт промежуточную плёнку между бальзой и заводским эмалитом ,не позволяющему последнему после обтяжки микалентой коробить каркас и обшивку.
Оперение и все рулевые поверхности уже обтянуты .Вес их в обтянутом виде 8 гр… Всегда даю ( и приветствую тех, кто это делает в своих темах) весовые данные частей модели для коллег ,задумавших построить что-нибудь аналогичное. Им будет легче определиться с выбором материалов и вообще иметь какую-то ориентировку в постройке . Это , конечно, касается моделей-копий , ибо любого другого класса модель будет выглядеть гораздо легче , поэтому равняться необходимо на модели того класса в котором имеете удовольствие удовлетворять свою страсть к Хобби…
…Модель полуобшита. Пока борта фюзеляжа открыты для лучшего доступа к оформлению кабины пилота. Обтяжка микалентной бумагой всех несущих и рулевых поверхностей с двойным покрытием жидким эмалитом прибавила 8 гр. Оклеенная площадь порядка 25дм/2 . На вес микаленты следовательно приходится 5гр, значит на пропитку ушло всего 3 гр эмалита. Не плохо… Никогда не радуюсь лёгкому каркасу , эмоции уместны лишь после полной отделке модели …
…Фюзеляж обшит микалентной бумагой.На обтяжку ушло 30дм ,т.е 6 гр микаленты , с тройным покрытием бумаги жидким эмалитом полный вес обшивки составил 12 гр. Эта микалента ,в отличии от крашенной ,не ворсиста и не впитывает жадным образом клей, что даёт в итоге небольшой вес обшивки с удельным весом 40гр/м2. Но на неё ещё ляжет краска …
…Полётный вес обшитой модели с бортом 233 гр . Но её уже можно поднять в воздух в полукопийном варианте.
киль обтянут

и все рулевые поверхности…
оперение обтянуто


тянем крыло микалентной бумагой (в процессе обтяжки).Момент обтяжки микалентой : от середины к краям консоли , и тогда всё получится без складок ( лишь бы не было двойной кривизны).

створки кабины всё же сделал открывающимися
оформление кабины пилота.Кабина обшита 0.8мм бальзовым шпоном. Борта сначала подогнаны окрашены и потом вклеены на место , тем самым дополнительно усилив слабое место конструкции.
на просвет

boroda_de
VOX:

Да вот сомнения тоже мучают насчёт центровки…

WinLaengs пока не подводила. Рекомендую.
P.S. для полукопий можно начинать с 18-20% устойчивости.

mebelchik

Модель просто великолепна! Прочитал на одном дыхании.
Что касается двигателя, ссылка на калькулятор electrofly.free.fr/file/Dualsky_Calc_v308.zip
Что обещают с винтом GWS 8040-DD на 2S
тяга 323гр
скорость 49км/ч
ток 7.7А
57W

Сам двигатель очень не плох и довольно уверенно таскает бриза (весом в 210гр), но не лучше-ли поставить Tyrnigy 2730-1700

Orel
mebelchik:

Что обещают с винтом GWS 8040-DD на 2S
тяга 323гр
скорость 49км/ч
ток 7.7А
57W
не лучше-ли поставить Tyrnigy 2730-1700

Да,энерговооружённости этому двигателю (2812)не хватало,но более 220 гр тяги он не давал. В нём стоит рег на 6А.Превышение этого параметра ведёт к его выходу из строя. Скажу наперёд : сейчас на УТ-1 стоит двигатель с рекомендованными вами параметрами ,но Дуальский 2826 СА18 980об/в с тягой на 3S1P 450мач 350 гр…

…Нет, это ещё не окраска… это грунт . Грунтовку применил светлую , чтобы минимизировать слой белого красителя. Вес нанесённого грунта 11 гр .
Окрашенная на предпоследний слой краски модель получает необходимую расшивку… гелевой авторучкой.После нанесения крайнего слоя расшивка получит не ярко выраженный оттенок , как видно на переднем гаргроте. При конструировании модели отвожу на обшивку ( микалента, грунт, краска) порядка 15-20% веса планера. От этого не убежишь. Покрытие плёнками тоже требует хорошей грунтовки перед обтяжкой ,иначе структура бальзы будет проступать через неё. Специально на этой модели отслеживал всю весовую сводку обшивки. Покрытие бумагой на эмалите, грунтовка и окраска дали почти 30гр веса. Это равноценно покрытию плёнкой с удельным весом 100гр/м. Есть повод для размышлений… .Ещё хочу заострить внимание на первоначальном предполагаемом весе модели… Всегда стремитесь к идеальному минимальному весу , хотя и нереальному, ибо стремление к реальному даст зареальный результат. Свои реальные 250 я уже перешагнул , но к этому я был готов …
Модель покрыта крайним слоем краски. Вес планера 160 гр .

грунтовка


створки кабины пилота .фанера 0.8 на петлях


рисунок Кости Скачинского храню до сих пор… и в память о Джузеппэ…безвременно ушедшего от нас друга…

Окрашен белой автоэмалью


salat

что такое АК-20 и чем вы грунтуете?

Orel
salat:

что такое АК-20 и чем вы грунтуете?

АК-20 ,это Авиационный Клей .Грунт автомобильный применяю.

…Незнаю всех свойств многочисленных вариантов плёнок кроме тех которыми пользовался. Их неприятное свойство терять натяжку меня настораживает … и пока применяю “чижолый” способ обтяжки - микалента, органза на эмалите. Так же на полномасштабных копиях микаленту пропитывал эпоксдной смолой , для покрытия пенопластовых панелей замечательно, не тянет каркас и приобретается дополнительная возможность покрытия нитроэмалями .Шкурится .Вес не определял , но ненамного тяжелее эмаличенной.
…Однажды , двое моих уже неплохо подготовленных моделистов, построив полукопию Як-50 стали её окрашивать аэрографом в копийный окрас. И владели уже неплохо им , но испортили весь вид модели до невозможности . Окрас был кремово-красный. Тем кто не пробовал наносить красный цвет на белый надо дать подсказку - закрывать от струй аэрографа все неокрашиваемые места полностью , ибо красный цвет своим контрастом заляпает все открытые места и не смыть его не закрасить уже будет невозможно . Если любой другой цвет( брызги) ещё можно смыть керосином , то красный вьедается насмерть. …
Я обажаю белокрасную окраску самолётов, хотя вариантов окраски УТ-1 предостаточно. Ещё надо сказать , что белая окраска всегда будет иметь больший вес , чем остальные, поскольку менее укрывиста . Так что бело-красный окрас не так уж и хорошь с точки зрения веса и технологичности , но красота наверное перекрывает эти минусы…
…Трап из самоклейкой декоративной плёнки приклеил (лентами по 1.2 мм) , после фотографирования верхний глянец был снят мелкой шкуркой ( ещё не установил на него две ступеньки). Окрас парадный , поэтому не хотелось иметь матовую поверхность самой модели. Под конец дня расчалил оперение … капроновой нитью , кевлара под рукой не оказалось. После установки всего борта, центровка немного задняя. Полётный вес сейчас 265гр (с лёгким акком).

маска .малярный скотч.

нанесение красного цвета
модель окрашена и нанесены опознавательные знаки

хвостовое оперение

стендовый братишка


небольшая панорама


boroda_de

Красотища.
Насчёт красного - в самою точку. Тяжелый окрас. Лучше наносить первым и потом маскировать.
Но зато смотрится отлично. 😃

PILOTon99
boroda_de:

Лучше наносить первым и потом маскировать.

Да, но перекрыть красный одним слоем удаётся только серебрянкой, или я неправильными красками пользуюсь?!)

boroda_de

Естественно край должен быть маскирован как уже требуется. Лёгкую пыль покрывают многие укрывистые краски (кроме белой, желтой). Краски пользую акриловые и энамель от ModelMaster и Schminke.

С шедеврами от Валерия конечно не сравнить, но тоже красный:
Ещё не закрашено по красному
тут закрашено

Orel

Для облёта были сделаны лыжи в которые обуты “валенки” . Посадка в рыхлый снег всё-равно сопровождается нередко капотированием , поэтому лыжи сделаны попрочнее. Вес лыж вышел почти как у колёс -10 гр ( хотелось полегче).
Дождавшись вечера и зарядив аккумуляторы , поехал уже один потренироваться на УТ-1 . Полный газ , модель пошла ровно , держу по крену не дёргая элеронами , набрав немного высоты миллиметровыми движениями ввожу в левый вмраж не теряя скорости , иначе последует срыв . Большими виражами набрал высоту метров 40 . Надо привыкнуть к управлению , немного триммирую элероны и РВ . Модель летит устойчиво . После 5-минутного полёта на скорости сажу модель к ногам . Ура , первый полноценный полёт состоялся . Попробовал ещё несколько раз на ослабшем акке поднять модель , но при даче руля высоты модель валится на крыло . Нужна хорошая энерговооружённость для полёта. Ставлю свежий акк на 850 мач( запасной) и снова модель уходит на взлёт . Перевожу в вираж и набираю побольше высоты. Уже почувствовав модель , делаю петлю , в верхней точке срываюсь в штопор … Убрав газ модель сама выходит из него , а может я помог в 5 -7 метрах от земли ( снега) , снова набираю высоту и вожу по горизонту на полгаза . Адреналиновый полёт . Сажу модель на четверти газа , на приличной скорости с пологим снижением . Без газа планирует хорошо , но постоянно надо держать скорость на много большую, чем скорость сваливания. … И всё же я обуздал ретивый норов " Утёнка" . В общем провёл в воздухе около 12 мин. Жаль некому было запечатлеть полёт …😦

лыжи




Но на видео УТ-1 всё же запечатлён .Посадку не удалось снять ,аккум сел … Нет,не бортовой … в цифровике.😒

Муляж цилиндров двигателя уже руки не дошли сделать после первых полётов .С таким норовом “утёнка” мне их не сохранить. Может быть ещё и займусь ими…

spyder3

Одна из немногих моделей кои я видел на форуме, которую хочется поставить на стол как украшение.

loomis

Красивая модель, и очень аккуратная!
Поздравляю!
😃
… и большое Вам спасибо за подробный рассказ!!

flying_yogurt

Да,Валер,модель отличная!Превосходный стендовый вид.Но главное,что ты её научил летать хорошо.

air_vic
Orel:

Про обтяжку микалентой рассказывать не надо , это классика авиамоделизма , по крайней мере была лет 20 назад. Сейчас всё больше плёнки используют. Но я по старинке…

Доброго времени суток.Вас наверно не первый раз спрашивают про микаленту,но тем неменее хотел спросить еще раз,что такое микалента(папиросная бумага?)или я что то путаю и где ее можно достать,спасибо

Rolling

Эту спецбумагу применяют при реставрации картин,ищите в этом направлении.

Orel
air_vic:

(папиросная бумага?)или я что то путаю

Да,вы что-то путаете.😒 воспользуйтесь поиском…

www.google.com/search?client=opera&rls=ru&q=длинно…

Чтобы не оббивать консоли крыла, налепил на них полоски малярного скотча .Аэродинамика ухудшилась и в одном из полётов утёнок при выполнении мёртвых петель у самой земли схлопотал хорошую морковку - сорвался.Лопнул капот и потрескалась моторама.Конечно же всё восстановлено,но полёты на нём произвожу теперь только зимой . Это УТ-1 с более мощным двигателем и аккумулятором.Ещё и увеличившаяся нагрузка на крыло до 30 гр/дм2 сыграла свою роль
летние полёты УТ-1




Спасибо всем за интерес к теме !