Полукопия УТ-2
Денис,думаю,что съемность ни какой пользы вам не принесёт.Съемность потребует качественного пересмотра жёсткости каркаса крыла.
И,наоборот-зафиксированное шасси нуждается только в дублировании опорных нервюр фруктовой фанерой и элементарной ,Z,образной стальной стойки.Обтекатель -съемный для обеспечения доступа к оси и стойке колеса.Если будете серьёзно эксплуатировать модель,потребуется частая рихтовка стоек.
Доброго времени!
Отличная работа Денис, приятно смотреть! В который раз убеждаюсь - бальса - совершенно особый материал, живой. Успехов Вам в постройке, следим внимательно) По стойкам - а как насчет применения алюминиевой проволоки, диаметром 3-4 мм?
С уважением
Долго думал над конструкцией шасси, рассматривал разные варианты. Были мысли сделать простообтекатели из бальзы куда вклеить ось с колесом и так все это к крылу и приклеить. Но в итоге решил по другому.
Шасси идеологически будет соответствовать прототипу. Тоесть распорочная кракозябра. 😃
Материалом для изготовления стояк послужат углепластиковые трубки/прутки, дюраль 1 мм и нитки. Ну и 1.5 мм болтики в качестве крепежа. Делать шасси из стальной проволоки может быть было бы и проще но точно не легче.
Сегодня занялся изготовлением основной стойки шасси. Ее основа - углепластиковая трубка диаметром 4 мм.
На нее с помошью ниток на клею приматываются кронштейники крепления подковы колеса.
Сама подкова - просто согнутый дюраль. думаю по отверстиям в подкове и в кронштейнах на оси понятно как это все крепится друг г другу. Ось колеса - болт 3 мм.
Сдесь уже навешаны верхние кронштейны, которыми сие безобразие крепится к крылу.
Вес стоек с колесами - 32 грамма, из которых 24 гр - колеса.
В крыло вклеены фанерные площадки (держатся за лонжерон, нерфюру и обшивку лобика) на которых установлены кронштейны крепления стоей. Ничего особенного - обычный шарнирный узел. Учитывая что стойка будет поддерживаться еще двумя подкосами - в самый раз, а нагрузку на срез выдержит (таки прочность стали на срез в районе 70 кг/мм2, тут болтик 1.5мм, врят ли нагрузка на стойку будет больше.)
Примерил, посмотрел
Все вместе 130 граммов 😃
…Одна посадка…
Денис,нужна сталь.Уголь не выдерживает ударов-сыпется.Аллюминиевые вилки можно для красоты положить поверх стальной проволоки в качестве имитации.
А как из стали то сделать такую пространственную конструкцию? И потом, вроде бы нагрузка распределяется между тремя элементами все таки…
Паять,предварительно плотно обмотав узлы медной проволокой.
Очень хорошо для этой цели подходит жилки многожильных электрических кабелей.
По стойкам - у стали всегда есть преимущество - пластичность. Деформированной, при нештатной посадке, стойке всегда можно вернуть первоначальную форму буквально руками. И лучше, конечно, применять сталистую проволоку, она более упруга. Для облегчения процесса пайки неплохо было бы изготовить приспособление, наподобие вот этих
Успехов!
… Аллюминиевые вилки можно для красоты положить поверх …
Полностью согласен с Костей. А вилки у прототипа не такие уж и “объемные”. Они такие же по диаметру как и основные стойки.
Я бы сделал силовую конструкцию из 2-х отрезков стальной проволоки (на рисунке красным цветом), стянутых бандажом из медной проволоки и пролуженных.
Для объема стойку можно одеть в “рубашку” из тонкостенных латунных труб или свернуть из жести. Кницы (2 на схеме) тоже из жести.
А вот эту черную сеточку можно заменить пружинкой
Долго думал над конструкцией шасси, рассматривал разные варианты. Были мысли сделать простообтекатели из бальзы куда вклеить ось с колесом и так все это к крылу и приклеить. Но в итоге решил по другому.
Шасси идеологически будет соответствовать прототипу. Тоесть распорочная кракозябра. 😃
Правильно,что выбрал кракозябру😒 с подкосами , проще. В этой теме тоже про УТ только одноместный rcopen.com/forum/f82/topic170268 . А тут похожие стойки шасси есть ,только убирающиеся rcopen.com/forum/f82/topic171780
Спасибо, Валерий. СОбственно эти две темы и предложили мне варианты для шасси. Дела такие. Стальной проволоки у меня пока нету, и у нас пока еще зима, поэтому взлет будет производиться по снегу, как и посадка. Думаю для таких нагрузок шасси подойдет и такое, с угольными стойками. Потом, когда весна настанет и откроется асфальт можно будет озаботиться стальными, если видно будет что угольные не держат. Все ж таки полетный вес пол кило максимум…
Ну вот я снова добрался до проекта. Продолжил изготовление шасси, теперь на очереди подкосы. ИХ конструкция вцелом такая же как и стоек, только вместо трубки использовался угольный пруток 3х1 мм. К нему приматывались нитками на клею дюралевые элементы крепления, само крепление осуществлялось болтиками 1.5 мм. Теперь передние стойки можно считать готовыми (осталось снять, покрасить в белый цвет:)
Получились очень жесткие стойки при небольшой массе. Осталось выяснить каковы они будут в эксплуатации.
Заодно, коль уж работал по нижней поверхности крыла, обтянул ее бальзой 1 мм. Вот что точно дает набрать вес.
И еще у меня вопрос есть. Как лучше организовать управление элеронами - через одну серву с тягами в крыле или через две сервы на каждый элерон.
И еще один вопрос по поводу задней стойки шасси. На прототипе там костыль, вот и хотел спросить, нормально ли взлетают модели с костылем, или лучше поставить небольшое колесо?
Как лучше организовать управление элеронами - через одну серву с тягами в крыле или через две сервы на каждый элерон.
И еще один вопрос по поводу задней стойки шасси. На прототипе там костыль, вот и хотел спросить, нормально ли взлетают модели с костылем, или лучше поставить небольшое колесо?
По весу практически выходит одинаково , одна серво +2боудена =две серво+короткие тяги + удлинители. При одной р/м используют более мощную . Для двух серво надо делать лючки ( заметны швы) ,либо хоронить их в крыле.Подсказка: врезать лючки ,обтянуть,но не прорезать до первой необходимости извлечения и замены серво. Колёс не нужно ставить , взлёт нормальный.С колесом ,правда,рыскания по курсу на взлёте исключены.
само крепление осуществлялось болтиками 1.5 мм.
Я бы посоветовал заменить болтики саморезами 2мм. Если их завинтить в накладки из фанеры 3-4 мм, то будут держать очень надёжно. При грубой посадке саморезы вырывает из отверстий и конструкция остаётся целой. Проверено неоднократно. Восстанавливается соединение каплей смолы в отверстие и завинчиванием самореза смазанного мылом. Болтики вырываются вместе с гайкой, разрушающей конструкцию.
Дык болтики 1.5 мм - это для соединения металла с металлом. К крылу кронштейны приклеены, в одном месте для верности стоит болтик 1.5 мм, но он - тоже не клею.
К крылу кронштейны приклеены, в одном месте для верности стоит болтик 1.5 мм, но он - тоже не клею.
Винт на клею - это тоже нормально. Задача в том, чтобы при критической нагрузке разрушались места крепления, а не элементы конструкции. Симпатична модель получается.
Занялся законцовками и элеронами. Законцовки для простоты изготовления решил делать из пенопласа - вес небольшой, обрабатывается легко. Задняя часть законцовки - легкая бальза.
Так же сделал таврики на нервюры и оформил заднюю кромку крыла.
Пока клеяются законцовки (на ПВА) собрал каркас элеронов. Простая бальзовая конструкция. Вес каждого - 3 гр.
В заднюю кромку вставлены шарниры. Нравятс мне эти шарниры, вставляются куда угодно и очень надежные, люфты сведены к минимуму.
После высыхания ПВА обработал законцовку и повесил элероны.
Законцовку еще покрою тонким слоем эпоксидки ( мы так в моделке пенопластовые законцовки в свое время делали) - и прочность придаст и даст нормально обтягивать или красить.
А вес то все набегает и набегает, крыло после обшивания и появления тавриков значительно потяжелело - сейчас 180 грамм.
Закончил работы по крылу (не считая обшивки) Решил все таки одну машинку поставить в крыло, мне показалось так будет удобнее. И снять ее если что проще.
Проводку управления до элеронов сделал с помощью жестких тяг (угольных) . Диаметр прутка 1,8 мм. Жесткости хватает.
Вот качалки, осужествляющие поворот тяг к елеронам:
Вся система целиком: Закрепление основной тяги, идущей через крыло регулируемое.
Раньше я сам делал тяги, качалки, наконечники, но потом открыл для себя что купить фирменную фурнитуру не так уж и дорого, да и внешний вид и качество всеж таки получше будут. К тому же намного легче избежать люфтов. Так и здесь, люфтов в канале управления элеронами не обнаружено.
Окончательно дообтянул крыло.
Осталась только обшивка. Получилось крыло тяжелое, на мой взгляд…200 грамм. Правда жесткое и прочное. Возможно наверно было сделать легче…
Тема затихла?
Прошло 2 месяца - время уже вылетать!
Как успехи?
Денис, подскажите по элеронам!
Размеры оставляли копийные?
Хватает ли в полете?
Сейчас готовлю чертежи в Rhino под сборку полукопии УТ-2 (пока в варианте из потолочки) вот и гложут сомнения…
Хватит ли ширины элеронов в 30 мм. для управляемости???
В полете не проверял, самолет находится на стадии обтяжки пленкой. Но элероны я удлинил по размаху( на одну нервюру) и увеличил по хорде (с 35 до 45 мм). Тоже опасался что не хватит. Точно так же поступил с рулем высоты (увеличение хорды) и так же увеличена площадь всего стабилизатора процентов на 10.