Вопрос о двух и многомоторных самолётах
потерять в полёте лопасть и нормально посадить - уважуха.
Жить захочеш посадиш. А мы бывало и мотор теряли.
потерять в полёте лопасть и нормально посадить - уважуха.
Так и сказал Станиславу Григорьевичу!А ещё чуть выключатель питания не снесла эта лопасть!
Решил тут поделиться о модели P-38 от Хобби Про. Т.х. можно здесь посмотреть www.rcuniverse.com/magazine/article_display.cfm?ar….
Это второй мой АРФ в жизни . Впечатление о самом арф-е не самое приятное. Собрано не плохо , но проклеено отвратительно. Силовой шпангоут сразу же эпоксидкой забеспечил. Остальное ПВА , но как оказалось не все. Это первая моя ошибочка.
Планер обтянут пленкой и весь покрашен какой-то непонятной краской. Я решил перекрасить в цвет реального самолета . Поленился смыть старую краску и это было второй ошибкой. Тем не менее получилось такое :
Двигатели управляются от двух каналов , отсинхронизированы кривыми газа . Настраивал их без капотов.
Дошло дело до облета. Сразу после первого взлета остановился правый мотор . Действия пилота в этой ситуации признаны правильными и модель совершила аварийную , но мягкую посадку в траву . Причина отказа двигателя установлена.
Игла от вибрации контактировала с капотом и забеднила мотор . На фото дырка уже расковырена в полевых условиях.
Второй полет прошел успешно. Модель отлично летит , очень послушная . Даже триммировать не пришлось. Вот тут впечатление очень приятное. Тяги моторов хватает на огро-о-о-о-о-мную петлю.
Дальше у правого мотора начались какие-то капризы. То беднится , то богатится. Но я решил взлететь. ( загорелось в одном месте ).
После первого поворота он , гад, все таки заглох. Пилот опять немедленно отреагировал и ничто не предвещало беды. Но на подлете к полосе , по курсу самолета неожиданно и внезапно выросла березка метров трех высотой. Самолет задел верхушку правым крылом , скорость упала. Опять мягкая посадка на траву. Каково же было удивление когда подошли к самолету , не заглох даже работавший двигатель. Он спокойно молотил на холостых . К сожалению ни фото , ни видеотехники с собой ни у кого не было.
- последствия зацепа о дерево и второй моей ошибке ( О краске и о покраске ).
Хоть приземление не было очень жестким , но тут сказалась первая моя ошибка ( О непроклее ) -
- треснуло там где клея абсолютно я не обнаружил. Но это поправимо, ничего страшного.
Еще пара фот.
Технологическая перекладина для транспортировки.
- бобышки с грибками для нее.
Да, еще. Предусмотрены бортовые подкалы , отдельные для каждого двигателя что бы не тащить длинные свечные провода. Но облетывал без них т.к. один не подает признаков жизни. И после отстройки моторов будет установлен синхронизатор.
Пока такое у меня начало с этим недостойным представителем АРФ-ов. Буду держать в курсе о новостях эксплуатации.
С горем пополам освоил синхронизатор. Мешал лингвистический дибилизм. 😃
Пару слов о устройстве.
Для управления двигателями нужен только один штатный канал газа. А так же что бы приводы заслонок работали более-менее одинаково . Я сначала пытался с Y-кабелем отстроить моторы как можно одинаковей ( гемор еще тот ), а потом плюнул и более точно сделал только холостые. Дальше разница была 500 и больше об./мин.
Девайс программируется очень просто и быстро. Галетник для выбора функций и две кнопки для фиксации параметров. Выставляется порог мин.оборотов до которых их сбрасывает синх. при остановке мотора. И выставляется диапазон ( мин. и макс. ) когда синх. следит за оборотами. Все это по положению стика газа. Можно реверсировать сервы газа независимо.
На синхро. есть еще дополнительный вход . Отдельным каналом при помощи тумблеров можно устройство отключить , отключать двигатели попеременно .А самое интересное - это микс с рудером . Рудер ведущий. Т. е. можно рулежку не колесом , а оборотами двигателей. Но это, мне представляется, актуально для заднеколесных самолетов . Таких как Ту-2, например. 😃 Но если не рулежка , то можно в воздухе что-нибудь изобразить. Я до этих доп. функций пока не дошел.
Вот таким образом я установил датчик.
Магнит.
Сам девайс.
В общем Y-кабель - отстой, два отдельных канала газа с синхронизацией по кривым - терпимо, но не очень, т.к. чувствительно к любым изменениям состава смеси и приходится подстраивать. На первое место я ставлю этот чудо-прибор. Но это мое мнение , каждый выбирает сам.
Точность синхронизации заявлена 25-130 об/мин. У меня получилась 50-100 .
Серва газа Hitec HS-85MG.
И вот мое дебютное, коротенькое кино
Звук душевный…
Надо на Вдову два полтинника Моки брать… Вместе с этой приблудой.
Надо на Вдову два полтинника Моки брать…
Даже трудно сказать что к чему получится , то ли моторы к самолету , то ли самолет к моторам . С одной стороны самолет эффектный , к которому просятся приличные моторы . А с другой звук будет обалденный , к которому нужен хороший самолет. Но вместе это будет что-то !😃
Отважился я поучавствовать в ЧР. Понимал что с такой моделью никого не победить по-этому и задачу ставил скромную. Т.е. ровненько и без приключений пролететь на двухмоторнике и , по возможности, не занять последнее место. Со времен когда летал Денис на Б-25 никто с такими самолетами не выступал. Да и ехать далеко не надо было. Вот и решил разбавить одномоторную братву и поиметь некоторый соревновательский опыт. Но выступление это иначе как позорным не назовешь.😊
За «стенд» получил целых 500 баллов. Да и то за то , наверно, что качественно покрыл модель лаком.😃 А так я думал что по очкам уйду в минусы. Но вся надежда была на полетные туры.
В первом туре после взлета ничего понимаю – модель прет вверх , горизонт не поймать. Фигуры кривые, между фигурами пытаюсь триммировать, не помогает. На «конвеере» даже земли не коснулся. А приземление состоялось почти за пределами ВВП.
А дело было в том что при сборке модели я по невнимательности не вставил разъем левой сервы РВ в повер бокс. После сборки разумеется подергал стики , вроде все шевелится … А проводов там не очень много , но порядочно.
РВ управляется двумя сервами которые находятся в балках под крылом. Соответственно на концах РВ по кабанчику. И пришлось одной бедной серве двигать через боуден РВ , РВ через такой же боуден редуктор не работающей сервы которая в свою очередь тормозила весь процесс руления . У-жос. Вечером все исправил , подлетнул, оттриммировал и все вернулось на место.
Во втором туре попал под дождик. Особенно он припустил когда вырулил на стартовую позицию. В этот момент , справедливости ради надо сказать, судьи предложили отложить взлет. Но настрой был лететь и я полетел. Сделал три первые фигуры и на развороте на «полет на постоянной высоте « вдруг перестал слышать звук моторов . Не успел подумать что один мотор стал и передернуть стик газа чтобы хоть понять какой из двух как вернулась тяга, даже за линию судей чуть не перелетел.Пронесло. Но как только объявил начало фигуры опять тишина со стороны самолета . Да еще за спиной музыка играла ( не траурная ). Тут я решил что какой-то мотор точно заглох , винтов я еще не мог разглядеть. Скинул газ и посадил самолет. Уже на земле газанул и оказалось что все моторы работают. Так и добрался до старта своим ходом только на колесах. Это были какие-то перебои или затыки - то ли воду хлебал один из моторов , то ли просто надо было смесь подрегулировать под такую погоду. В этой ситуации синхронизатор отрабатывал отлично , самолет нисколько даже не дернулся в сторону . И даже не знаю какой из моторов капризничал. Есть подозрение на левый , потому что он заглох когда выруливал на старт , пришлось возвращаться в бокс и заводить вновь.
В общем не случайно мне достался 13-й стартовый номер.😁
Во какой отчет-оправдание получился.
Во какой отчет-оправдание получился.
Ничего! за одного битого двух небитых дают. А предполетный мандраж, отход по малой нужде, это нормально!
В следующий раз все будет как в первый раз, но уже с опытом!
Ничего! за одного битого двух небитых дают.
+100500
даже не знаю какой из моторов
Телеметрия или логгер на борту не думаете ставить? Телеметрия интереснее, хоть уверенность даст в том, что моторы ещё крутятся, хоть музыка пусть оборётся сзади…
Телеметрия или логгер на борту не думаете ставить? Телеметрия интереснее, хоть уверенность даст в том, что моторы ещё крутятся, хоть музыка пусть оборётся сзади…
С этими системами я не знаком. Да и в таких ситуациях некогда разглядывать чего там показывает телеметрия. Это как минимум мне надо быстро одеть очки для близи и быстро их снять что б лететь дальше. Ничего страшного не произошло , от греха подальше прекратил полет . Новичковский мандраж имел место быть.😊 В следующий раз буду лучше готовиться.
Телеметрия или логгер на борту не думаете ставить? Телеметрия интереснее, хоть уверенность даст в том, что моторы ещё крутятся, хоть музыка пусть оборётся сзади…
Юрий, а что по телеметрии присоветуете? У меня JR11zero DSM2. Джеты и большие копии.
Независимо от пользуемой Р/У системы работает например Eagle Tree. Достаточно изветсная и солидная марка.
У нас час´то пользуют weatronik ( Джеты и большие копии) и сей´час добаволся Hott от граупнера (пользую его, но ни джетов ни большин моделей нет)
некогда разглядывать чего там показывает телеметрия
Некоторые и на ухо может сказать обороты, температуру и пр. Или автоматически (при установленом пороге срабатывания) или регулярно или командой с передатчика. И/или механику на портативный компутер/смартфон.
Некоторые и на ухо может сказать обороты, температуру и пр.
Не спорю, это здОрово ! Пожалуй стоит задуматься. Еще бы и причину перебоев докладывали бы … ( температура , вода , мусор , бедная/богатая смесь )😃.
хоть уверенность даст в том, что моторы ещё крутятся,
Это легко проверить дав чуть газа. На видео выше я показывал как работает синхронизатор . Пережимал топливо , двиг. глох , другой мотор тут же скидывал обороты до заранее установленных ( чуть выше холостых ), не зависимо где в тот момент стик газа. Что бы восстановить контроль над мотором надо всего лишь " передернуть " газ. Но у меня никогда не было такого что бы случались просто перебои в каком-то моторе , только глохли. Вот это и ввело меня в … А синхронизатор свое дело делал. Тоже наука , понимаешь . Это я все к тому что надо без телеметрии пока досканально разобраться что и как работает.
Кста , синх. и на электрички ставится .😉
Телеметрия интереснее
а в правилах не запрещено? (новых не читал)
…синхронизатор…
…Пару слов о устройстве…
Александр, а не подскажете, что это за уст-во, где про него подробнее посмотреть и купить можно?
Спасибо!
Александр, а не подскажете, что это за уст-во, где про него подробнее посмотреть и купить можно?
Спасибо!
www.troybuiltmodels.com/items/WRCTWINSYNC.html , там и мануал есть.
там и мануал есть
Спасибо, изучаю!
Надо держать скорость и будет счастье.
В этом случае немного легче,и приборы, и попкой чувствует…