Nemere 1:4 (1936г.)
Кирилл-прототип просто шикарный.Сам не ровно дышу ко всяким там деревянненьким.Слежу за постройкой.
Продолжаем реалити-шоу 😉
Итак, 11:30 - кофебрейк. Что есть на утро:
Склеено.
Пока сохнет - делается хвостовая часть.
Половинка снята. попью кофе, и переверну шаблон.
Кирюха, привет!! Облётывать на месте (ВЛ) будете или тут? Если в районе гыМосква, то хотелось бы за руку подержаццо и глянуть на сие действо. В нашем тандэме Серёге 4.1метра пришёл, летом тоже тягать бум, хотелось “визуального опытУ” набратся:)
Лёхам привет;)
привет! Я думаю в ВЛ (если успеем). Тут негде пока. Потом, если у меня на даче поля все не скупят - опять выкосим полосу под это дело.
Окей. Буду за вами следить;)
Прислали мне тут ссылку на сайт копиистов - там единственное цветное фото прототипа.
Сайт:
…newgoo.net/t80-nemere-egyuleses-teljesitmeny-vito…
Если что-то оттуда надо пояснить, сообщи😒
ООО! Спасибо огромное!
Уфф… Очередное чаепитие у компа 😉
Вопщем, первая переделка.
Вот это - штаный привод цельноповоротного руля высоты. Туда вставлена трубочка, которая вращается в деревянных боковинах хвоста. Как-бы эээ… стремновато…
Посему в закромах родины был добыт 6мм текстолит, и вырезан новый привод:
Призван вращаться уже в текстолитовых втулках:
Если кому интересно - поближе:
Пока каша сохнет, занялся рулем направления.
Его еще зашивать фанеркой 0,6мм, но это будет чуть позже.
Пока сохнет руль, решил прикинуть половинки фюза вместе:
Состояние перед уходом на чай:
Ну, вроде темп пока приемлемый. Интересно, насколько меня хватит 😁
После чая попробую срастить фюзеляж, и если останутся силы - врезать хвост. К 21:00 хочу еще разок выйти в эфир, и потом валить домой, а то крыша поедет 😒
😃
Такими темпами облёт через две недели?
Рассово правильный трактор вместо империалистической Цесны в правильном масштабе:
Рассматривал, еще перед вильгой 😉 Есть у Аирворлда, за адовы деньги (типа 2800 евро, или что-то там около). Но красивый 😃
Строит Leshij, за соседним верстаком
Открыл тему Piper Pawnee PA-25 1/4 Schneider Model
Чето быстро я сдулся… К восьми вечера стал уже “ни гу-гу” - видимо переводить дерево в пыль 11 часов к ряду слишком муторно. День закончился на руле направления, убил 1,5 часа на казалось бы нехитрую задачу - зашить фанеркой руль. Оказалось не так просто по ряду причин. Первое - набор-набором, но к обшивке это набор не готов, и его нужно привести бальзой к поверхности, на которую можно клеить фанеру. Кромки плоские, нервюры - схоятся в ноль, накладных кромок не подразумевается. Вопщем - на#удохался всласть. Без накладной кромки обойтись не удалось - верхняя передняя кромка накладная, из полоски фанеры, вышкуреной в профиль. Остальное, да - цельная фанейро 0,6мм, натянутая хоть и на небольшую, но таки двойную кривизну, со всеми вытекающими радостями… Радует подход автора, типа - “вот набор нервюрок с плоской окантовкой, вот фанерка 0,6. А там как-нить зашьешь, чай не дурак”… 😃
Еще предстоит цельноповоротный стабилизатор по той же технологии, только с еще более выраженным профилем. Решил что если будет совсем туго - фанерку буду подрезать по явным складкам.
Теперь теоретическая часть, по которой хочу испросить совета бывалых…
В чем проблема. Фюзеляж, лоб крыла, элероны и хвостовое оперение у прототипа фанерные. КИТ в моей комплектации подразумевает сплошную зашивку бальзой, без дальнейших рекомендаций по отделке. От варианта зашивки фанерой (и лакировки) я отказался, понимая во что это выльется по трудозатратам - я просто не успею. Я видел много фанерных зашивок на этом планере - это та еще инкрустация, особенно в районе приливов крыла к фюзу и носовой части, и на отделку фанерой люди тратят половину времени. У меня же его просто нет. Вернее - нет на фюзеляж и лоб крыла. Фанера у меня на элеронах и хвостовом оперении есть - их естессно отлакировать и забыть. Варианта вижу два.
Первый - мое собственное предположение (примеров пока не видел).
Зашить по бальзе легким шпоном 0,6мм с ярковыраженной деревянной текстурой. Плюсы, которые я вижу: сильно большая эластичность чем у фанеры, простота подрезки (хорошим скальпелем), достаточная твердость при аккуратной эксплуатации, хороший внешний вид. Клеить предполагаю утюгом по подсохшему с обоих строн ПВА (забор из шпангоутов и стрингеров очень плотный- бальзу не продавлю). Далее дунуть автомобильным лаком, который будет хорошей защитой от царапин и мелких воздействий. Что смущает - в принципе ничего, кроме того что все меня от этого отговаривают, не приводя при этом убедительных доводов. Типа - на клее вес наберешь, и т.д. Вес меня не смущает - этот чемодан по отзывам летит одинаково хорошо при +/- килограмм. Тем более некоторые его зашивают фанерой 0,6 по бальзе (так же на ПВА утюгом), что еще тяжелее.
Второй варинат - общепринятый. Стекло на аквалаке, по тонированной бальзе. Типа, будет прозрачно. Смущает то, что у меня прозрачно не получалось, и текстура стекла прет ужасно - я уже тянул пенобальзовые крылья, и знаю как у меня получается. Сверху ведро грунтовки нужно, чтоб просто порасить. Почему должно получиццо красиво на этот раз - я не знаю…Крашенный фюзеляж очень уж не хочеццо.
Что скажете? Как вариант со шпоном?
В поддержку твоей идеи по шпону
www.rcural.ru/product/213330/
Честно говоря, не претендуя на первенство, скажу что увидев этот планер сразу подумал, о шпоне.
Кирилл самая правильная мысль, она всегда первой приходит, а последующие размышлизмы это уже от лещего, пардрон, от лукавого 😁
Я за шпон! Делал им корпуса кораблей. Если еще намочить горячей водой, двойную кривизну можно вытянуть без подрезки
Я целиком за шпон! Хотя соображения другие - скорее моральные… Не гоже, по моему на модели планера 1936 г - композит! Я тут скачал венгерскую книжку 88 года по планерам, там страниц 25-30 по него, описаны и обрисованы многие узлы. Если чего надо - могу прислать.
Извиняюсь, что встреваю, но какой смысл - сначала бальзой, потом шпоном. Почему не сразу шпоном? По весу бальза+клей+шпон - не многовато ли будет?
Как бывший судомоделист скажу, шпон - замечательная вещь! Размоченному с забинтовыванием можно элементарно двойную кривизну придать. А под лаком он приобретает вполне приличную прочность.
0,6 шпон очень тонко, как бумага, а 1-1,5мм (1,5 еще найди) - уже жестко. С бальзой все понятно, это я сделаю без проблем.
Если попробовать такой вариант - сначала переклеить бальзу со шпоном, а потом оклеивать элементы. Для придания заготовке предварительной необходимой кривизны переклей можно делать на подходящем обрезке трубы большого диаметра. Также в этом случае перед переклейкой на примитивной шкуровалке можно прошкурить бальзу на толщину шпона, это снизит вес и облегчит дальнейшую подгонку к каркасу 😉.
Не, Паш, это не прокатит. Это будет уже легкая фанера. Тут смысл двух этапов в чем - бальза очень легко ложится и обрабатывается. Сложные места вообще заклеиваются брусками и выводятся наждачкой до нужно формы (руками, на глаз). По такой поверхности клеить шпон уже удобно.
Собссно, краткий “кофейный” отчет:
Переклеил крепление крыла. 6 слоев березовой фанеры.
Т.к. фанера у нас 3,2-3,5мм, а австриец считает ее как 3мм - разумеется этот пакет между шпангоутами уже не лезет. Пришлось крепить все это к ЧПУ станку, и в режиме ручной подачи снять лишние 1,5 мм торцевой 30мм фрезой. Не было бы под рукой станка - еще бы вышкуривал, думаю 😁 А так ушло 10 минут.
Грибки под фиксацию штырей крыла. Австриец в картинках показывает как для этих целей припаять гайки к латунной пластинке. Рукодельный мужик. Вышлю ему пакетик грибков (и новую фрезу).
Собссно - сборка фюза. Бесстапельная технология показала свои недостатки - при установке переклееного пенала вылезли отколонения в углах вклейки шпангоутов. Несмотря на использование стальных призм кое-где углы увело. Пришлось прорезать клеевы швы на стрингерах, и ровнять шпангоуты на месте. Пока не стал проливать их клеем - дождусь установки лонжерона и сверки его с хвостовым оперением. Для этого есть пара лазерных невилиров, займусь этим в конеце, перед обшивкой. Хорошо что вчера под вечер не начал сборку - неизбежно накосячил бы. Утром голова свежее.
Как-то так. Пора приращивать хвост…
Не успел кофе выпить - как обед подошел 😉
Вобщем - все встало ровно, как ни странно. Взял у лелика ровный бальзово-угольный лонжерон от какогото большого планера в качестве рейшины, поставил нивелир, и прострелял по всем осям. Все хорошо. Хвост вклеил на ЦА (просто пролил все пазы), чтоб не стронуть установочные углы и не провоцировать какую-нить крутку.
Так же проверил продольную ось - 2-метровое правило приложил ко шву между полушпангоутами от носа до хвоста. Есть прогиб вправо на хвостовой балке около 1мм. Именно проиб, т.к. к хвосту линия опять выравнивается. Думаю на длине 2м это не сильно критично, т.к. при обшивке его еще будет гнуть туда-сюда.
Обалденный проект:) Кирил а на какой клей птицу собираете?