Nemere 1:4 (1936г.)

collapse

привет! Я думаю в ВЛ (если успеем). Тут негде пока. Потом, если у меня на даче поля все не скупят - опять выкосим полосу под это дело.

collapse

Уфф… Очередное чаепитие у компа 😉

Вопщем, первая переделка.

Вот это - штаный привод цельноповоротного руля высоты. Туда вставлена трубочка, которая вращается в деревянных боковинах хвоста. Как-бы эээ… стремновато…

Посему в закромах родины был добыт 6мм текстолит, и вырезан новый привод:

Призван вращаться уже в текстолитовых втулках:

Если кому интересно - поближе:

Пока каша сохнет, занялся рулем направления.

Его еще зашивать фанеркой 0,6мм, но это будет чуть позже.

Пока сохнет руль, решил прикинуть половинки фюза вместе:

Состояние перед уходом на чай:

Ну, вроде темп пока приемлемый. Интересно, насколько меня хватит 😁

После чая попробую срастить фюзеляж, и если останутся силы - врезать хвост. К 21:00 хочу еще разок выйти в эфир, и потом валить домой, а то крыша поедет 😒

collapse

Рассматривал, еще перед вильгой 😉 Есть у Аирворлда, за адовы деньги (типа 2800 евро, или что-то там около). Но красивый 😃

collapse

Чето быстро я сдулся… К восьми вечера стал уже “ни гу-гу” - видимо переводить дерево в пыль 11 часов к ряду слишком муторно. День закончился на руле направления, убил 1,5 часа на казалось бы нехитрую задачу - зашить фанеркой руль. Оказалось не так просто по ряду причин. Первое - набор-набором, но к обшивке это набор не готов, и его нужно привести бальзой к поверхности, на которую можно клеить фанеру. Кромки плоские, нервюры - схоятся в ноль, накладных кромок не подразумевается. Вопщем - на#удохался всласть. Без накладной кромки обойтись не удалось - верхняя передняя кромка накладная, из полоски фанеры, вышкуреной в профиль. Остальное, да - цельная фанейро 0,6мм, натянутая хоть и на небольшую, но таки двойную кривизну, со всеми вытекающими радостями… Радует подход автора, типа - “вот набор нервюрок с плоской окантовкой, вот фанерка 0,6. А там как-нить зашьешь, чай не дурак”… 😃

Еще предстоит цельноповоротный стабилизатор по той же технологии, только с еще более выраженным профилем. Решил что если будет совсем туго - фанерку буду подрезать по явным складкам.

Теперь теоретическая часть, по которой хочу испросить совета бывалых…
В чем проблема. Фюзеляж, лоб крыла, элероны и хвостовое оперение у прототипа фанерные. КИТ в моей комплектации подразумевает сплошную зашивку бальзой, без дальнейших рекомендаций по отделке. От варианта зашивки фанерой (и лакировки) я отказался, понимая во что это выльется по трудозатратам - я просто не успею. Я видел много фанерных зашивок на этом планере - это та еще инкрустация, особенно в районе приливов крыла к фюзу и носовой части, и на отделку фанерой люди тратят половину времени. У меня же его просто нет. Вернее - нет на фюзеляж и лоб крыла. Фанера у меня на элеронах и хвостовом оперении есть - их естессно отлакировать и забыть. Варианта вижу два.
Первый - мое собственное предположение (примеров пока не видел).
Зашить по бальзе легким шпоном 0,6мм с ярковыраженной деревянной текстурой. Плюсы, которые я вижу: сильно большая эластичность чем у фанеры, простота подрезки (хорошим скальпелем), достаточная твердость при аккуратной эксплуатации, хороший внешний вид. Клеить предполагаю утюгом по подсохшему с обоих строн ПВА (забор из шпангоутов и стрингеров очень плотный- бальзу не продавлю). Далее дунуть автомобильным лаком, который будет хорошей защитой от царапин и мелких воздействий. Что смущает - в принципе ничего, кроме того что все меня от этого отговаривают, не приводя при этом убедительных доводов. Типа - на клее вес наберешь, и т.д. Вес меня не смущает - этот чемодан по отзывам летит одинаково хорошо при +/- килограмм. Тем более некоторые его зашивают фанерой 0,6 по бальзе (так же на ПВА утюгом), что еще тяжелее.
Второй варинат - общепринятый. Стекло на аквалаке, по тонированной бальзе. Типа, будет прозрачно. Смущает то, что у меня прозрачно не получалось, и текстура стекла прет ужасно - я уже тянул пенобальзовые крылья, и знаю как у меня получается. Сверху ведро грунтовки нужно, чтоб просто порасить. Почему должно получиццо красиво на этот раз - я не знаю…Крашенный фюзеляж очень уж не хочеццо.
Что скажете? Как вариант со шпоном?

avtandil

В поддержку твоей идеи по шпону
www.rcural.ru/product/213330/
Честно говоря, не претендуя на первенство, скажу что увидев этот планер сразу подумал, о шпоне.
Кирилл самая правильная мысль, она всегда первой приходит, а последующие размышлизмы это уже от лещего, пардрон, от лукавого 😁

kvn543

Я за шпон! Делал им корпуса кораблей. Если еще намочить горячей водой, двойную кривизну можно вытянуть без подрезки

vlad_den

Я целиком за шпон! Хотя соображения другие - скорее моральные… Не гоже, по моему на модели планера 1936 г - композит! Я тут скачал венгерскую книжку 88 года по планерам, там страниц 25-30 по него, описаны и обрисованы многие узлы. Если чего надо - могу прислать.

Hainov

Извиняюсь, что встреваю, но какой смысл - сначала бальзой, потом шпоном. Почему не сразу шпоном? По весу бальза+клей+шпон - не многовато ли будет?

Как бывший судомоделист скажу, шпон - замечательная вещь! Размоченному с забинтовыванием можно элементарно двойную кривизну придать. А под лаком он приобретает вполне приличную прочность.

collapse

0,6 шпон очень тонко, как бумага, а 1-1,5мм (1,5 еще найди) - уже жестко. С бальзой все понятно, это я сделаю без проблем.

Klassevich

Если попробовать такой вариант - сначала переклеить бальзу со шпоном, а потом оклеивать элементы. Для придания заготовке предварительной необходимой кривизны переклей можно делать на подходящем обрезке трубы большого диаметра. Также в этом случае перед переклейкой на примитивной шкуровалке можно прошкурить бальзу на толщину шпона, это снизит вес и облегчит дальнейшую подгонку к каркасу 😉.

collapse

Не, Паш, это не прокатит. Это будет уже легкая фанера. Тут смысл двух этапов в чем - бальза очень легко ложится и обрабатывается. Сложные места вообще заклеиваются брусками и выводятся наждачкой до нужно формы (руками, на глаз). По такой поверхности клеить шпон уже удобно.

Собссно, краткий “кофейный” отчет:

Переклеил крепление крыла. 6 слоев березовой фанеры.

Т.к. фанера у нас 3,2-3,5мм, а австриец считает ее как 3мм - разумеется этот пакет между шпангоутами уже не лезет. Пришлось крепить все это к ЧПУ станку, и в режиме ручной подачи снять лишние 1,5 мм торцевой 30мм фрезой. Не было бы под рукой станка - еще бы вышкуривал, думаю 😁 А так ушло 10 минут.

Грибки под фиксацию штырей крыла. Австриец в картинках показывает как для этих целей припаять гайки к латунной пластинке. Рукодельный мужик. Вышлю ему пакетик грибков (и новую фрезу).

Собссно - сборка фюза. Бесстапельная технология показала свои недостатки - при установке переклееного пенала вылезли отколонения в углах вклейки шпангоутов. Несмотря на использование стальных призм кое-где углы увело. Пришлось прорезать клеевы швы на стрингерах, и ровнять шпангоуты на месте. Пока не стал проливать их клеем - дождусь установки лонжерона и сверки его с хвостовым оперением. Для этого есть пара лазерных невилиров, займусь этим в конеце, перед обшивкой. Хорошо что вчера под вечер не начал сборку - неизбежно накосячил бы. Утром голова свежее.

Как-то так. Пора приращивать хвост…

collapse

Не успел кофе выпить - как обед подошел 😉
Вобщем - все встало ровно, как ни странно. Взял у лелика ровный бальзово-угольный лонжерон от какогото большого планера в качестве рейшины, поставил нивелир, и прострелял по всем осям. Все хорошо. Хвост вклеил на ЦА (просто пролил все пазы), чтоб не стронуть установочные углы и не провоцировать какую-нить крутку.
Так же проверил продольную ось - 2-метровое правило приложил ко шву между полушпангоутами от носа до хвоста. Есть прогиб вправо на хвостовой балке около 1мм. Именно проиб, т.к. к хвосту линия опять выравнивается. Думаю на длине 2м это не сильно критично, т.к. при обшивке его еще будет гнуть туда-сюда.

Muller

Обалденный проект:) Кирил а на какой клей птицу собираете?

Артур66

Кирилл-по поводу оклейки шпоном мысля правильная.я сам такое применяю на своем Сименсе. Только предварительно намочи шпон и убери лишнюю воду перед приклейкой. Клея тоже не наноси очень много-могут пойти лопухи,они конечно тоже исправляются,но это уже-доп работы и времени на кофффе может не хватить

collapse
Muller:

Обалденный проект:) Кирил а на какой клей птицу собираете?

На Супер-ПВА, который “момент”. Схватывает быстро, и шов остается эластичным. Т.е. острым ножом можно прорезать клеевое соединение в течении нескольких дней, чем уже воспользовался 😉. Ну и вибрацию должен держать. Изредка циакрином (Cosmofen 12), там где хорошая подгонка, и необходимо очень быстро что-то прихватить.

ЗЫ. У нас тут целый выводок, кстати. Коллегам лень писать (кроме Лешего с трактором), посему я один тут отдуваюсь 😉

Airliner-rc
collapse:

привет! Я думаю в ВЛ (если успеем). Тут негде пока. Потом, если у меня на даче поля все не скупят - опять выкосим полосу под это дело.

если 100 км от Москвы не западло скаконуть, то можно съездить в Ступино на аэродром. У них по понедельникам летом выходной, контакт коменданта аэродрома есть, видился с ним, добро на полеты получено. Так что можно летать, места там немеряно - все же настоящий аэродром 😃
Так что готов составить компанию и помочь в организации полетного времени.