И-15 бис: долгий путь к мечте

MIM
Щорс:

Ситуация несколько улучшилась: штоки начали амортизировать уже на 30 км/ч. Работы с шасси на этом этапе пока остановлены – Чапай думает.

Сергей, приветствую! Во-первых удачи в новом проекте. Прототип красивый, значит и модель в таком масштабе будет красивой. Во-вторых, знаю, что знаком с моими проектами по RYAN-STA и АИР-7. На этих моделях я применял мебельные газовые упоры в качестве деталей шасси. Так вот, может мои умозаключения помогут в вопросе строительства шасси. При облете на АИР-7 вилки шасси немного подгибались, хотя конструкция довольно крепкая и надежная. Применил в сочленениях даже подшипники 4х8х3 для исключения люфтов. Но у мня возник вопрос, почему на Ryan, при еще более жестких посадках шасси оставалось целехонько, а на АИР-7 его сильно корежило? Думаю, а скорее уверен- на RYAN стойки шасси мягкие( газ стравлен из патронов, залито масло, установлены пружины), в статике они прожимаются на процентов 10 и на посадке активно гасят вертикальную скорость, а на АИР-7 я поставил газовые упоры с нагрузкой 8 кг. и они оказались очень жесткие для веса модели 11 кг. И при жесткой посадке гнулись сначала стойки шасси, а потом вступали в работу стойки. Но они свою работу делают хорошо, главное -подобрать усилие сжатия. Надеюсь моя тирада будет полезной. Удачи.

Щорс:

Так-же изготовлено три комплекта деталей стоек.

А из какого металла изготовлена рама шасси??

kiselev_sergei

Сергей, по опыту могу сказать, для этого размаха ДЛЕ-55 будет мало. Будет летать тяжело и только блинчиком, а это истребитель. Поищи что-то побольше.

sergey56gr
ANT53:

… А вообще-то я уже видел такое название темы. Тебе стоит поменять её, а то прёт плагиатом. Если чё, могу подсказать:)

Вспоминается эпизод из всеми любимого “В бой идут одни старики”, когда “Кузнечик” переводил послание “бубновым”
А именно - что потом “Маэстро” ему сказал :- " После войны редактором будешь."

Щорс
MIM:

А из какого металла изготовлена рама шасси??

Спасибо, Игорь. Рама шасси из листовой стали 1 мм.
Вообще при проектировании шасси я ориентировался на опыт Валерия Орлова: он разрешил на шасси 10%. Сейчас шасси весит 900 г., так что в запасе есть еще 300 - на обтекатели. А так как нос короткий, то я шасси сильно не облегчал - для центровки полезно. Отсюда и стальная конструкция.

kiselev_sergei:

Сергей, по опыту могу сказать, для этого размаха ДЛЕ-55 будет мало. Будет летать тяжело и только блинчиком, а это истребитель. Поищи что-то побольше.

У меня опыт по бензину только с Retro-3. Там взлетный вес 9 кг, размаз - 3м. ДЛЕ его таскает со свистом - в пол-газа можно пилотаж крутить. В общем, на этот опыт и ориентировался.
Retro-3 - тренировочный проект, на нем отрабатывал “реечно-палочные” технологии и учусь работать с бензинкой. Ну и ресурс планера проверить.

Щорс

Одновременно с работами по железу шла разработка конструкции модели. Вдохновившись работами коллег по копийному цеху – Валерия Орлова, Андрея Федоренко, Максима Сыкало и, конечно-же, легендарного ФАО, Феликса Александровича Овчинникова – конструкцию модели решил делать, в основном, из дерева (да и пластик я не люблю, но применяю).
Так как кабина «биса» открытая и хорошо просматривается, то для максимальной копийности решил сделать каркас фюзеляжа составным: силовая часть из фанеры разных видов, передняя часть фермы из круглых ясеневых реек, имитирующих настоящую ферму самолета, задняя – из липовых. Читал тему Андрея Федоренко про АИР-ы, и аж зуб крошился, как хотелось из круглых реек что-нибудь сваять. И вот представилась прекрасная возможность.

К тому-же была давнишняя «хотелка» - доработать «Умелые руки». Новый проект – прекрасная мотивация уделить этому время. Опять помогли минские моделисты – нашли материал и фрезернули детали. Получился замечательный станок, пилить – одно удовольствие.

Если с липовыми рейками 6*3 проблем никаких, то рейки из ясеня нужны длиной 1 метр и диаметром 6 мм., и много. Покумекав, придумал такой круглый резец и направляющую из старого токарного резца

резец зажимается в патрон, выставляется направляющая по высоте и вылету - и вперед! Квадратную рейку аккуратно и равномерно проталкиваю руками, потом вытаскиваю не выключая станка. Направляющая не дает проворачиваться квадратной рейке и безопаснее с ней. Прогиб рейки на длине 1 м. – 2 мм.


Для начала сделать «пробники» узлов фермы

и поломал их. Склейка с врезкой фанеры ожидаемо оказалась крепче.

sergey56gr

А ясень где брал? Извиняюсь за каламбур, но ведь ясен пень, что просто на складах лесоматериалов этот ясень вроде как не водится…

Щорс

вагонку на рынке купил: ясень, липа, сосна. Хороший сухой материал. Можно повыбирать что нравиться - продавцы относятся с пониманием.

sergey56gr

Ни разу не встречал вагоку и не вагонку - ясень

Borcha
Щорс:

Для начала сделать «пробники» узлов фермы i.ibb.co/JnNfcwq/DSC05796.jpg и поломал их.

Сергей такие вещи надо ещё кроме клея соединять “штифтом”(стальная проволока ВС или ОВС,толщина 0.5 мм).засверливаешь с торца,чтоб отверстие проходило через все соединения,и вставляешь в отверстие на всю глубину проволоку,откусываешь.на циакрин.

AirMax

Здравствуйте, Сергей!

Я желаю вам удачи в постройке и доведения этого замечательного самолета! Надо отметить, что самолет очень сложный как прототип. Тут работа и с металлом и деревом и все технологии что можно вообразить прийдется освоить и на этом пути. Но с вашим серьёзным подходом все должно получиться!

Когда то давно, я нацеливался на этот самолет, но так и не решился по причине тогдашнего малого опыта и отсутствие живого прототипа. С того времени у меня остались даже фотографии из Монино. Был там такой самолет без камуфляжа в плохом состоянии. Не знаю жив ли он сейчас, но фотокарточки остались. Могу дать.

Щорс

Спасибо, Максим. Я стараюсь собирать информацию по конкретному борту - №19. Новосибирцы изготовили несколько “бисов”, но даже они имеют отличия друг от друга. А от довоенных самолетов - еще больше.
А осваивать технологии - это очень интересно! Буду получать удовольствие.

Horizont

Приветствую Сергей ! Спасибо за отличную тему ! Раздел форума оживает !
Прекрасный самолет, самолеты той эпохи вообще самые самые ! С удовольствием буду глазеть на постройку ! Одна из моих “хотелок”, очень похожа на твой самолет ! Был такой ИС-1 !

Щорс

О! ИС-1 - очень интересный прототип! Если решишься - будет классный проект!

yablokov

По поводу шасси)Сделайте схождение на основных стойках шасси.Это улучшит устойчивость на разбеге-пробеге.Самолет перестанет рыскать и раскачиваться.Для примера скажу,что на настоящем Pitts схождение основных колес составляет 6 градусов!Да да,я не ошибся.Именно 6 градусов.По 3 гр. на колесо.

Щорс
yablokov:

По поводу шасси)Сделайте схождение на основных стойках шасси.Это улучшит устойчивость на разбеге-пробеге.Самолет перестанет рыскать и раскачиваться.Для примера скажу,что на настоящем Pitts схождение основных колес составляет 6 градусов!Да да,я не ошибся.Именно 6 градусов.По 3 гр. на колесо.

majoro:

Я бы бронзовые втулки предусмотрел.

Думаю, это и будет решением вопроса. Зимой доработаю экспериментальное шасси.

Можно было приступать к ферме, но решил начать всё же с силовой части фюзеляжа – уже из тополиной и березовой фанеры. Конструкция была слегка доработана – с учетом опытной сборки «тележки». Детали нарезаны фрезером, сборка – на смоле. Попутно где нужно вклеены стальные грибки М4.





Дальневосточник
Щорс:

Покумекав, придумал такой круглый резец и направляющую из старого токарного резца

Класс! У меня бы тяму не хватило. Вопрос, почему ясень, ведь у него плотность как у дуба, а не к примеру, та-же сосна?

Щорс

То-же долго думал на эту тему, а потом просто спросил у Андрея Федоренко - он подсказал. В конструкции АИР-ов Андрей использовал бук, я выбирал из доступного мне. Да и в литературе то-же рекомендован ясень как конструкционный материал.
Ясень - прочный и гибкий материал, не склонный к растрескиванию. В сравнении с сосной, структура более равномерная и плотная. По факту, для изготовления фермы хорошо подошел. Готовые рейки не погнуло, не покрутило - значит, нет неравномерных напряжений внутри материала.

Дальневосточник
Щорс:

Ясень - прочный и гибкий материал, не склонный к растрескиванию.

sergey56gr:

но ведь ясен пень

Спросил потому, что не совсем был ясен пень. У нас ясень используют в мебельной промышленности, а народ в деревнях, как топливо, болшая теплоотдача и дрова ХОРОШО КОЛЯТСЯ. Разобрался, оказывается у вас европейский ясень, а у нас ясень маньчжурский.

sergey56gr
Дальневосточник:

Спросил потому, что не совсем был ясен пень. У нас ясень используют в мебельной промышленности, а народ в деревнях, как топливо, болшая теплоотдача и дрова ХОРОШО КОЛЯТСЯ. Разобрался, оказывается у вас европейский ясень, а у нас ясень маньчжурский.

У нас тоже используют в частных мастерских по изготовлению мебельных фасадов, но у них даже отходов, кроме опилок и стружек не остается, потому что , заказывают точно по потребности и где-то из далека и совсем даже не дешево. У меня пару обрезков от штапиков оставалось, пробовал из него что-то делать - надо сказать что ох твердый же он… но текстура сказочная . А у нас на Северном Кавказе в аулах я видел горы дров из бука и граба, спросил - можно ли пару чурок взять- разрешили и не пару, вот только в экскурсионный автобус много не возьмешь…

Щорс

Наконец-то приступил к сборке фермы.

Начал с боковин

Для сборки так же понадобились круглые короткие рейки диаметром от 3 до 5 мм. Получил их из имеющихся D6 при помощи дрели и нужной плашки

Передняя часть фермы

На стапеле собрал силовую часть с передней фермой

Нижняя панель задней части фермы из липовых реек 6*3

Боковые поверхности задней части фермы собираются на каркасе. Для этого нужно точно выставить нижнюю панель относительно собранной конструкции. Это удалось сделать при помощи шпангоута и собранного хвостового узла (фото его сборки, к сожалению, пропали).

Собранный каркас

Не хватает еще части силовых элементов, но это впереди.

Дальневосточник
Щорс:

Для сборки так же понадобились круглые короткие рейки диаметром от 3 до 5 мм. Получил их из имеющихся D6 при помощи дрели и нужной плашки

Здорово, век живи - век учись.