И-15 бис: долгий путь к мечте
Здравствуйте, уважаемые форумчане.
Долго думал, но всё же решился открыть тему о постройке модели – копии И-15 бис. Модель уже в процессе строительства, но обо всём по порядку.
Предисловие.
Когда-то очень давно возникло желание построить модель - копию поликарповского биплана, причем с прицелом на соревнования. Идеи были разные: от И-3 и дальше. В итоге выбор пал на И-15. Решение было больше эмоциональным, чем рациональным.
Собирал по И-15 всякую информацию, есть «Моделист», несколько книг, перекопал интернет. Лазая по просторам всемирной паутины и находя фото поликарповских машин, сохранял в свой архив. Попутно в Auto-Cad делал чертежи модели 1:4, выточил форму на резину колеса, форму на литье дисков колес, деревянные болванки на капот. Пока был запал, сделали с другом модельку в десятом масштабе – на пробу. Такую-же модель по моим чертежам изготовил еще один моделист из Гомеля.
Вот тут меня ждало первое разочарование: модели никак не хотели адекватно летать. При попытке выполнения виража И-15 просто ложился на бок и продолжал лететь «на ноже». Развернуть его удавалось только совместными действиями элеронов, руля направления и руля высоты. Двигали центровку вперед, меняли расходы рулей, вводили микшеры – управляемость улучшилась, но до конца не помогло.
И тут я вспомнил, что нечто похожее у меня когда-то было с «Мораном-ж». Там всё вылечилось увеличением киля. Тогда на И-15 для эксперимента приклеили из потолочки большой форкиль – проблема решилась, модель стала управляться хорошо. Но при очередной, не самой грубой, посадке, нагруженный мотором, балластом, капотом и макетом двигателя передний шпангоут отвалился. Несчастный «Чато» отправился пылиться на полку.
В довершение ко всему, Валерий Орлов открыл свою тему о постройке И-15. В очередной раз «садиться на хвост» мастеру не хотелось. К тому-же критически оценив имеющуюся документацию, понял, что для серьезных соревнований её недостаточно – нет качественных фото и схем окраски. К слову, плохая управляемость маленького И-15, я полагаю, явилась следствием именно малого масштаба – от имитации двигателя, «чайки» верхнего крыла и открытой кабины образовывался турбулентный вихрь, который сильно снижал эффективность хвостового оперения, особенно киля.
Следующим кандидатом на копию стал И-153. На него уже имелась более серьезная документация и цветные фото новоделов, но сложная кинематика убирающегося шасси и печальный опыт И-15 удержали меня от этого проекта. К тому-же, убирающееся шасси больших бонусов на соревнованиях не приносит, а проблемы и потерю очков может создавать.
Рождение проекта.
Через какое-то время, просматривая свой архив, я с удивлением обнаружил, что у меня собралась неплохая подборка цветных фото по И-15 бис, причем по одному конкретному борту – 19. Недельку мысль зрела и бродила в голове, находились новые плюсы: простое шасси с обтекателями, хвостовое колесо вместо костыля, увеличенный киль, прямое верхнее крыло, форму под вулканизацию покрышки И-15 можно было расточить под размер И-15 бис. и т.д. Что - бы окончательно утвердиться в своем намерении, я решил возродить малыша И-15 – быстренько переделать его в ДИТ (двухместный вариант И-15 бис).
Модель порадовала своими летными качествами – пилотировалась приятно и предсказуемо. Были вопросы только на посадке, но доработав шасси решился и этот вопрос. Большой передний капот позволяет удобно разместить в нем всё, что нужно – то же плюс. В общем, в зиму 2017 года я вошел вдохновленным и с новым проектом.
Оценив имеющиеся в литературе чертежи И-15 бис, нашел ряд отличий от новодела – борта 19. Засел за компьютер, в Auto-Cad начал чертить самолет (прототип, не модель), параллельно строить 3-D модель. К завершению всего набрался смелости, и обратился на фирму – изготовитель с просьбой помочь чертежами. К удивлению и радости, мне не отказали и прислали в электронном виде много чертежей узлов и схемы с размерами. Это помогло более точно разработать чертежи и 3-D модель. На это ушло примерно полгода. Занимаясь чертежами, я не прекращал копать инет, но уже с конкретной целью – поиск фото И-15 бис борт 19. К счастью, их не мало. Удалось найти около трехсот качественных, в хорошем разрешении, фото на земле, в воздухе, интерьера кабины и крупных планов отдельных узлов и фрагментов самолета. Всё это позволило собрать хорошую документацию и разработать альбом. Качественно напечатать его в наших условиях оказалось той еще задачей, но с помощью друзей – моделистов из Минска, решил и этот вопрос. В финале распечатанные альбомы отправил в Новосибирск, где директор подписал чертежи и поставили печати.
Теперь, имея хорошую документацию, можно было начинать строительство модели.
В финале распечатанные альбомы отправил в Новосибирск, где директор подписал чертежи и поставили печати.
Теперь, имея хорошую документацию, можно было начинать строительство модели.
Новосибирцы молодцы, моделистам не отказывают. Я на Ил-2 документацию тоже у них заверял.
Поехали!
Прототип: И-15бис борт №19, реплика 2002 года постройки, изготовитель ООО «Авиареставрация», г. Новосибирск.
Модель: масштаб 1:4, размах верхнего крыла 2,5 м., основной материал – фанера, сосна, липа, бальза. Мотор (предварительно) - DLE-55, бензин.
Как и в случае с И-15, строительство модели начал с шасси. Такой подход обусловлен тем, что эта работа началась летом 2018, а летом у меня получается работать в основном с металлами – такая вот особенность производства. Форма под резину колес была успешно доработана, опробована и принята в эксплуатацию. Из какого-то алюминиевого сплава выточены детали ступицы и дисков, собраны пробные колеса. Так-же изготовлено три комплекта деталей стоек.
Собранные стойки шасси озадачили: при попытке сжать то-ли клинили штоки из-за большого плеча, то-ли колеса упирались в грунт. Всё дело в том, что направление хода штока не параллельно нагрузке, а под углом 22,5 град., из-за чего при сжатии стоек колеса перемещаются в осевом направлении. Решил устроить шасси ходовые испытания. К сезону 2019 г. разработка силовой части фюзеляжа уже была завершена, поэтому я купил обычной строительной фанеры, друг нарезал деталей на фрезере, я склеил переднюю силовую часть и собрал такой вот ходовой макет. Заодно и конструкцию фюзеляжа проверил на собираемость и прочность.
«Тележка» нагружена бутылками с водой до 15 кг., и испытывалась на скорости до 60 км/ч. Нормальная работа амортизаторов начиналась примерно на скорости 45-50 км/ч., что меня, конечно, не устроило. Тогда я укоротил штоки на 100 мм. каждый и повторил эксперимент. Ситуация несколько улучшилась: штоки начали амортизировать уже на 30 км/ч. Работы с шасси на этом этапе пока остановлены – Чапай думает.
О! Всё по взрослому!))))
Сергей, а пары трения “шток-направляющая” какие? Сталь по стали? Я бы бронзовые втулки предусмотрел.
Да, сталь по стали. Про втулки подумаю, спасибо за совет.
Пока суть да дело, появились новые технологические возможности. Благодаря им, надеюсь, кинематика шасси будет совсем другой.
Коротка у стула ножка, подпилю ещё немножко:). Чем короче шток, тем больше вероятность закусывания.😦 А вообще-то я уже видел такое название темы. Тебе стоит поменять её, а то прёт плагиатом. Если чё, могу подсказать:)
Ситуация несколько улучшилась: штоки начали амортизировать уже на 30 км/ч. Работы с шасси на этом этапе пока остановлены – Чапай думает.
Сергей, приветствую! Во-первых удачи в новом проекте. Прототип красивый, значит и модель в таком масштабе будет красивой. Во-вторых, знаю, что знаком с моими проектами по RYAN-STA и АИР-7. На этих моделях я применял мебельные газовые упоры в качестве деталей шасси. Так вот, может мои умозаключения помогут в вопросе строительства шасси. При облете на АИР-7 вилки шасси немного подгибались, хотя конструкция довольно крепкая и надежная. Применил в сочленениях даже подшипники 4х8х3 для исключения люфтов. Но у мня возник вопрос, почему на Ryan, при еще более жестких посадках шасси оставалось целехонько, а на АИР-7 его сильно корежило? Думаю, а скорее уверен- на RYAN стойки шасси мягкие( газ стравлен из патронов, залито масло, установлены пружины), в статике они прожимаются на процентов 10 и на посадке активно гасят вертикальную скорость, а на АИР-7 я поставил газовые упоры с нагрузкой 8 кг. и они оказались очень жесткие для веса модели 11 кг. И при жесткой посадке гнулись сначала стойки шасси, а потом вступали в работу стойки. Но они свою работу делают хорошо, главное -подобрать усилие сжатия. Надеюсь моя тирада будет полезной. Удачи.
Так-же изготовлено три комплекта деталей стоек.
А из какого металла изготовлена рама шасси??
Сергей, по опыту могу сказать, для этого размаха ДЛЕ-55 будет мало. Будет летать тяжело и только блинчиком, а это истребитель. Поищи что-то побольше.
… А вообще-то я уже видел такое название темы. Тебе стоит поменять её, а то прёт плагиатом. Если чё, могу подсказать:)
Вспоминается эпизод из всеми любимого “В бой идут одни старики”, когда “Кузнечик” переводил послание “бубновым”
А именно - что потом “Маэстро” ему сказал :- " После войны редактором будешь."
А из какого металла изготовлена рама шасси??
Спасибо, Игорь. Рама шасси из листовой стали 1 мм.
Вообще при проектировании шасси я ориентировался на опыт Валерия Орлова: он разрешил на шасси 10%. Сейчас шасси весит 900 г., так что в запасе есть еще 300 - на обтекатели. А так как нос короткий, то я шасси сильно не облегчал - для центровки полезно. Отсюда и стальная конструкция.
Сергей, по опыту могу сказать, для этого размаха ДЛЕ-55 будет мало. Будет летать тяжело и только блинчиком, а это истребитель. Поищи что-то побольше.
У меня опыт по бензину только с Retro-3. Там взлетный вес 9 кг, размаз - 3м. ДЛЕ его таскает со свистом - в пол-газа можно пилотаж крутить. В общем, на этот опыт и ориентировался.
Retro-3 - тренировочный проект, на нем отрабатывал “реечно-палочные” технологии и учусь работать с бензинкой. Ну и ресурс планера проверить.
Одновременно с работами по железу шла разработка конструкции модели. Вдохновившись работами коллег по копийному цеху – Валерия Орлова, Андрея Федоренко, Максима Сыкало и, конечно-же, легендарного ФАО, Феликса Александровича Овчинникова – конструкцию модели решил делать, в основном, из дерева (да и пластик я не люблю, но применяю).
Так как кабина «биса» открытая и хорошо просматривается, то для максимальной копийности решил сделать каркас фюзеляжа составным: силовая часть из фанеры разных видов, передняя часть фермы из круглых ясеневых реек, имитирующих настоящую ферму самолета, задняя – из липовых. Читал тему Андрея Федоренко про АИР-ы, и аж зуб крошился, как хотелось из круглых реек что-нибудь сваять. И вот представилась прекрасная возможность.
К тому-же была давнишняя «хотелка» - доработать «Умелые руки». Новый проект – прекрасная мотивация уделить этому время. Опять помогли минские моделисты – нашли материал и фрезернули детали. Получился замечательный станок, пилить – одно удовольствие.
Если с липовыми рейками 6*3 проблем никаких, то рейки из ясеня нужны длиной 1 метр и диаметром 6 мм., и много. Покумекав, придумал такой круглый резец и направляющую из старого токарного резца
резец зажимается в патрон, выставляется направляющая по высоте и вылету - и вперед! Квадратную рейку аккуратно и равномерно проталкиваю руками, потом вытаскиваю не выключая станка. Направляющая не дает проворачиваться квадратной рейке и безопаснее с ней. Прогиб рейки на длине 1 м. – 2 мм.
Для начала сделать «пробники» узлов фермы
и поломал их. Склейка с врезкой фанеры ожидаемо оказалась крепче.
А ясень где брал? Извиняюсь за каламбур, но ведь ясен пень, что просто на складах лесоматериалов этот ясень вроде как не водится…
вагонку на рынке купил: ясень, липа, сосна. Хороший сухой материал. Можно повыбирать что нравиться - продавцы относятся с пониманием.
Ни разу не встречал вагоку и не вагонку - ясень
Для начала сделать «пробники» узлов фермы i.ibb.co/JnNfcwq/DSC05796.jpg и поломал их.
Сергей такие вещи надо ещё кроме клея соединять “штифтом”(стальная проволока ВС или ОВС,толщина 0.5 мм).засверливаешь с торца,чтоб отверстие проходило через все соединения,и вставляешь в отверстие на всю глубину проволоку,откусываешь.на циакрин.
Здравствуйте, Сергей!
Я желаю вам удачи в постройке и доведения этого замечательного самолета! Надо отметить, что самолет очень сложный как прототип. Тут работа и с металлом и деревом и все технологии что можно вообразить прийдется освоить и на этом пути. Но с вашим серьёзным подходом все должно получиться!
Когда то давно, я нацеливался на этот самолет, но так и не решился по причине тогдашнего малого опыта и отсутствие живого прототипа. С того времени у меня остались даже фотографии из Монино. Был там такой самолет без камуфляжа в плохом состоянии. Не знаю жив ли он сейчас, но фотокарточки остались. Могу дать.
Спасибо, Максим. Я стараюсь собирать информацию по конкретному борту - №19. Новосибирцы изготовили несколько “бисов”, но даже они имеют отличия друг от друга. А от довоенных самолетов - еще больше.
А осваивать технологии - это очень интересно! Буду получать удовольствие.
Приветствую Сергей ! Спасибо за отличную тему ! Раздел форума оживает !
Прекрасный самолет, самолеты той эпохи вообще самые самые ! С удовольствием буду глазеть на постройку ! Одна из моих “хотелок”, очень похожа на твой самолет ! Был такой ИС-1 !
О! ИС-1 - очень интересный прототип! Если решишься - будет классный проект!
По поводу шасси)Сделайте схождение на основных стойках шасси.Это улучшит устойчивость на разбеге-пробеге.Самолет перестанет рыскать и раскачиваться.Для примера скажу,что на настоящем Pitts схождение основных колес составляет 6 градусов!Да да,я не ошибся.Именно 6 градусов.По 3 гр. на колесо.
По поводу шасси)Сделайте схождение на основных стойках шасси.Это улучшит устойчивость на разбеге-пробеге.Самолет перестанет рыскать и раскачиваться.Для примера скажу,что на настоящем Pitts схождение основных колес составляет 6 градусов!Да да,я не ошибся.Именно 6 градусов.По 3 гр. на колесо.
Я бы бронзовые втулки предусмотрел.
Думаю, это и будет решением вопроса. Зимой доработаю экспериментальное шасси.
Можно было приступать к ферме, но решил начать всё же с силовой части фюзеляжа – уже из тополиной и березовой фанеры. Конструкция была слегка доработана – с учетом опытной сборки «тележки». Детали нарезаны фрезером, сборка – на смоле. Попутно где нужно вклеены стальные грибки М4.
Покумекав, придумал такой круглый резец и направляющую из старого токарного резца
Класс! У меня бы тяму не хватило. Вопрос, почему ясень, ведь у него плотность как у дуба, а не к примеру, та-же сосна?
То-же долго думал на эту тему, а потом просто спросил у Андрея Федоренко - он подсказал. В конструкции АИР-ов Андрей использовал бук, я выбирал из доступного мне. Да и в литературе то-же рекомендован ясень как конструкционный материал.
Ясень - прочный и гибкий материал, не склонный к растрескиванию. В сравнении с сосной, структура более равномерная и плотная. По факту, для изготовления фермы хорошо подошел. Готовые рейки не погнуло, не покрутило - значит, нет неравномерных напряжений внутри материала.
Ясень - прочный и гибкий материал, не склонный к растрескиванию.
но ведь ясен пень
Спросил потому, что не совсем был ясен пень. У нас ясень используют в мебельной промышленности, а народ в деревнях, как топливо, болшая теплоотдача и дрова ХОРОШО КОЛЯТСЯ. Разобрался, оказывается у вас европейский ясень, а у нас ясень маньчжурский.