И-15 бис: долгий путь к мечте
А из какого металла изготовлена рама шасси??
Спасибо, Игорь. Рама шасси из листовой стали 1 мм.
Вообще при проектировании шасси я ориентировался на опыт Валерия Орлова: он разрешил на шасси 10%. Сейчас шасси весит 900 г., так что в запасе есть еще 300 - на обтекатели. А так как нос короткий, то я шасси сильно не облегчал - для центровки полезно. Отсюда и стальная конструкция.
Сергей, по опыту могу сказать, для этого размаха ДЛЕ-55 будет мало. Будет летать тяжело и только блинчиком, а это истребитель. Поищи что-то побольше.
У меня опыт по бензину только с Retro-3. Там взлетный вес 9 кг, размаз - 3м. ДЛЕ его таскает со свистом - в пол-газа можно пилотаж крутить. В общем, на этот опыт и ориентировался.
Retro-3 - тренировочный проект, на нем отрабатывал “реечно-палочные” технологии и учусь работать с бензинкой. Ну и ресурс планера проверить.
Одновременно с работами по железу шла разработка конструкции модели. Вдохновившись работами коллег по копийному цеху – Валерия Орлова, Андрея Федоренко, Максима Сыкало и, конечно-же, легендарного ФАО, Феликса Александровича Овчинникова – конструкцию модели решил делать, в основном, из дерева (да и пластик я не люблю, но применяю).
Так как кабина «биса» открытая и хорошо просматривается, то для максимальной копийности решил сделать каркас фюзеляжа составным: силовая часть из фанеры разных видов, передняя часть фермы из круглых ясеневых реек, имитирующих настоящую ферму самолета, задняя – из липовых. Читал тему Андрея Федоренко про АИР-ы, и аж зуб крошился, как хотелось из круглых реек что-нибудь сваять. И вот представилась прекрасная возможность.
К тому-же была давнишняя «хотелка» - доработать «Умелые руки». Новый проект – прекрасная мотивация уделить этому время. Опять помогли минские моделисты – нашли материал и фрезернули детали. Получился замечательный станок, пилить – одно удовольствие.
Если с липовыми рейками 6*3 проблем никаких, то рейки из ясеня нужны длиной 1 метр и диаметром 6 мм., и много. Покумекав, придумал такой круглый резец и направляющую из старого токарного резца
резец зажимается в патрон, выставляется направляющая по высоте и вылету - и вперед! Квадратную рейку аккуратно и равномерно проталкиваю руками, потом вытаскиваю не выключая станка. Направляющая не дает проворачиваться квадратной рейке и безопаснее с ней. Прогиб рейки на длине 1 м. – 2 мм.
Для начала сделать «пробники» узлов фермы
и поломал их. Склейка с врезкой фанеры ожидаемо оказалась крепче.
А ясень где брал? Извиняюсь за каламбур, но ведь ясен пень, что просто на складах лесоматериалов этот ясень вроде как не водится…
вагонку на рынке купил: ясень, липа, сосна. Хороший сухой материал. Можно повыбирать что нравиться - продавцы относятся с пониманием.
Ни разу не встречал вагоку и не вагонку - ясень
Для начала сделать «пробники» узлов фермы i.ibb.co/JnNfcwq/DSC05796.jpg и поломал их.
Сергей такие вещи надо ещё кроме клея соединять “штифтом”(стальная проволока ВС или ОВС,толщина 0.5 мм).засверливаешь с торца,чтоб отверстие проходило через все соединения,и вставляешь в отверстие на всю глубину проволоку,откусываешь.на циакрин.
Здравствуйте, Сергей!
Я желаю вам удачи в постройке и доведения этого замечательного самолета! Надо отметить, что самолет очень сложный как прототип. Тут работа и с металлом и деревом и все технологии что можно вообразить прийдется освоить и на этом пути. Но с вашим серьёзным подходом все должно получиться!
Когда то давно, я нацеливался на этот самолет, но так и не решился по причине тогдашнего малого опыта и отсутствие живого прототипа. С того времени у меня остались даже фотографии из Монино. Был там такой самолет без камуфляжа в плохом состоянии. Не знаю жив ли он сейчас, но фотокарточки остались. Могу дать.
Спасибо, Максим. Я стараюсь собирать информацию по конкретному борту - №19. Новосибирцы изготовили несколько “бисов”, но даже они имеют отличия друг от друга. А от довоенных самолетов - еще больше.
А осваивать технологии - это очень интересно! Буду получать удовольствие.
Приветствую Сергей ! Спасибо за отличную тему ! Раздел форума оживает !
Прекрасный самолет, самолеты той эпохи вообще самые самые ! С удовольствием буду глазеть на постройку ! Одна из моих “хотелок”, очень похожа на твой самолет ! Был такой ИС-1 !
О! ИС-1 - очень интересный прототип! Если решишься - будет классный проект!
По поводу шасси)Сделайте схождение на основных стойках шасси.Это улучшит устойчивость на разбеге-пробеге.Самолет перестанет рыскать и раскачиваться.Для примера скажу,что на настоящем Pitts схождение основных колес составляет 6 градусов!Да да,я не ошибся.Именно 6 градусов.По 3 гр. на колесо.
По поводу шасси)Сделайте схождение на основных стойках шасси.Это улучшит устойчивость на разбеге-пробеге.Самолет перестанет рыскать и раскачиваться.Для примера скажу,что на настоящем Pitts схождение основных колес составляет 6 градусов!Да да,я не ошибся.Именно 6 градусов.По 3 гр. на колесо.
Я бы бронзовые втулки предусмотрел.
Думаю, это и будет решением вопроса. Зимой доработаю экспериментальное шасси.
Можно было приступать к ферме, но решил начать всё же с силовой части фюзеляжа – уже из тополиной и березовой фанеры. Конструкция была слегка доработана – с учетом опытной сборки «тележки». Детали нарезаны фрезером, сборка – на смоле. Попутно где нужно вклеены стальные грибки М4.
Покумекав, придумал такой круглый резец и направляющую из старого токарного резца
Класс! У меня бы тяму не хватило. Вопрос, почему ясень, ведь у него плотность как у дуба, а не к примеру, та-же сосна?
То-же долго думал на эту тему, а потом просто спросил у Андрея Федоренко - он подсказал. В конструкции АИР-ов Андрей использовал бук, я выбирал из доступного мне. Да и в литературе то-же рекомендован ясень как конструкционный материал.
Ясень - прочный и гибкий материал, не склонный к растрескиванию. В сравнении с сосной, структура более равномерная и плотная. По факту, для изготовления фермы хорошо подошел. Готовые рейки не погнуло, не покрутило - значит, нет неравномерных напряжений внутри материала.
Ясень - прочный и гибкий материал, не склонный к растрескиванию.
но ведь ясен пень
Спросил потому, что не совсем был ясен пень. У нас ясень используют в мебельной промышленности, а народ в деревнях, как топливо, болшая теплоотдача и дрова ХОРОШО КОЛЯТСЯ. Разобрался, оказывается у вас европейский ясень, а у нас ясень маньчжурский.
Спросил потому, что не совсем был ясен пень. У нас ясень используют в мебельной промышленности, а народ в деревнях, как топливо, болшая теплоотдача и дрова ХОРОШО КОЛЯТСЯ. Разобрался, оказывается у вас европейский ясень, а у нас ясень маньчжурский.
У нас тоже используют в частных мастерских по изготовлению мебельных фасадов, но у них даже отходов, кроме опилок и стружек не остается, потому что , заказывают точно по потребности и где-то из далека и совсем даже не дешево. У меня пару обрезков от штапиков оставалось, пробовал из него что-то делать - надо сказать что ох твердый же он… но текстура сказочная . А у нас на Северном Кавказе в аулах я видел горы дров из бука и граба, спросил - можно ли пару чурок взять- разрешили и не пару, вот только в экскурсионный автобус много не возьмешь…
Наконец-то приступил к сборке фермы.
Начал с боковин
Для сборки так же понадобились круглые короткие рейки диаметром от 3 до 5 мм. Получил их из имеющихся D6 при помощи дрели и нужной плашки
Передняя часть фермы
На стапеле собрал силовую часть с передней фермой
Нижняя панель задней части фермы из липовых реек 6*3
Боковые поверхности задней части фермы собираются на каркасе. Для этого нужно точно выставить нижнюю панель относительно собранной конструкции. Это удалось сделать при помощи шпангоута и собранного хвостового узла (фото его сборки, к сожалению, пропали).
Собранный каркас
Не хватает еще части силовых элементов, но это впереди.
Для сборки так же понадобились круглые короткие рейки диаметром от 3 до 5 мм. Получил их из имеющихся D6 при помощи дрели и нужной плашки
Здорово, век живи - век учись.
На данном этапе я решил сделать элементы каркаса, к которым крепятся узлы интерьера кабины, ибо потом это сделать будет затруднительно. Для этого мне сначала понадобилось изготовить несколько шпангоутов. Сложность в том, что они просматриваются снаружи, а значит, должны выглядеть реалистично, то есть иметь сечение швеллера. Шпангоуты изготовлены сборными из фанеры 0,8 и 2,5 мм., усилены угольным жгутиком
теперь взялся за крепление пулеметов. Сначала нужно было изготовить собственно сами пулеметы, вернее, их казенную часть, так как ствол не виден. Зато хорошо видны механизмы. Для начала из текстолита 0,8 мм друг нарезал деталек
из тонкой фанеры и бальзы склеил коробки и прикинул текстолитовые детали
сделал имитацию крепления поперечной трубы
собранные пулеметы
конструктивно отличаются верхние и нижние, левые и правые. То есть, все разные. Сделал только то, что видно - для облегчения
до чего же тонюсенькие шпангоуты.
Для завершения работ по ферме фюзеляжа в районе кабины, мне еще понадобились рама сиденья, само сиденье и полик кабины. Фото их изготовления пропали из папки на Яндекс - Диске. Конструктивно эти узлы выполнены из фанеры 0,8, липовых реек и тополиной фанеры 1,5.
Отступая от темы: с Яндекс - Диска у меня полностью пропали фото из 15-ти папок, и еще часть фото из некоторых, в том числе и И-15бис. Обращался к администраторам - без толку.
Пуансон чашки сиденья
ну и “до кучи” сделал раму приборной панели и имитацию патронных ящиков