ЛА-7 из Академии

Spai

Чуть больше года назад от Петра Альбертовича поступила вводная сделать приличный союзный самолет, конкурентоспособный, технологичный и при этом простой в сборке. Чтобы самолет подходил и для новичка и для опытного бойца.
В ходе непродолжительного выбора прототипа, выбор пал на самолет ЛА-7. За реализацию проекта взялись лучшие умы Академии: Пермяков Павел Юрьевич и Посыпай Максим Борисович. Долгих споров о выборе технологии не было, на столе стояла “железная пила” и основная задача проекта: научиться работать на ней и добиться стопроцентной повторяемости моделей. Естественно, все получилось далеко не с первого раза, трудности были на каждом этапе от создания 3D модели до подгонки и стыковки деталей между собой.
В результате почти полугодовой работы в небо поднялись первые прототипы моделей ЛА-7, но самолеты были еще слишком сырые, вес слегка переваливал за 500 гр и технология сборки была уж точно не для новичков.
Технологию изготовления снова пришлось существенно переосмыслить. Спустя некоторое время в воздух поднялись ЛА-7 из второй партии, они полностью отвечали тем задачам, которые поставил Петр Альбертович. Примерно в начале осени 2019 года самолеты прошли боевое крещение в боях на Щербаковке и Осеннем кубке Федерации.
Самолеты получились отличные, и мы принялись за серийное производство.
Третья партия самолетов (первая массовая) разлетелась по местным авиамодельным кружкам, бойцы собрали самолеты, облетали, дали обратную связь. Все в голос хвалили модель и восхищались летными характеристиками.
Следующим шагом мы должны были проверить пригодность модели для сборки новичками и неопытными авиамоделистами - для этого Максим Борисович организовал Мастер-Класс по сборке модели. На мероприятие пришли десятки людей самых разных возрастов - от 6 до 68 лет и большинство из них справились со сборкой самолета.

Теперь, когда все поставленные задачи были решены, мы приступили к серийному производству моделей.

Изначально у меня не было желания создавать отдельную тему о этом проекте, но мы получили большое количество просьб и пожеланий рассказать о сборке модели и технологиях изготовления.
Совершенно точно не хочу, чтобы здесь было 40 страниц флуда и уж точно здесь не будет рассказов о том, как починить переднюю кромку за 30 минут.
Также заранее хочу сказать, что мы не нуждаемся в советах форумных пилотов.

Поехали!

Модель самолета рассчитана на начальный и средний уровень подготовки авиамоделиста.
Модель собирается за два вечера либо один полный день.
Перед нами набор деталей, требующих сборки, на фото не хватает капота и набора наклеек, эти детали имеют отношение к финальной отделке модели.

Для работы нам понадобится минимум инструмента

  1. Клей UHUpor.
    Конечно же, для склеивания деталей можно использовать другие виды клеев, например, клей ПВА Столяр, но в этом случае необходимо делать большие паузы, чтобы клей успел схватиться, или, например, термоклей, в таком случае сборка будет происходить быстрее, но качество склейки не позволит эксплуатировать модель продолжительное время. Клей soudal или PUR 501 так же можно использовать для сборки, но при работе с этими составами необходимо учитывать их свойства и делать большие перерывы между склейкой. Категорически запрещается использовать клей Момент (момент Кристалл) секундный клей так как они разъедают пенопласт.
  2. Модельный нож или скальпель.
    При работе с режущим инструментом все индивидуально, используйте любой инструмент, с которым вы привыкли работать.
  3. Армированная лента.
    Рекомендуем использовать два вида ленты – широкую и узкую. Если в наличии нет того или иного вида, можно обойтись одним.
  4. Цветной скотч.
    Необходим для обтяжки модели, рекомендуем использовать цветную ленту для обтяжки, она существенно добавляет жёсткости, но при этом не существенно добавляет веса модели. Более опытные моделисты могут использовать различные решения для обтяжки модели: металлизированный скотч, бумага, композитные материалы и др.
  5. Линейка
    Конечно же, для сборки летающей модели самолета нам понадобится линейка, желательно длиной 1м
  6. Наждачная бумага на бруске.

Начнем сборку модели с фюзеляжа. Перед склеиванием поверхности необходимо обработать.

Наносим клей UHUpor на две склеиваемые поверхности и ждем 3 минуты.

После чего крепко прижимаем поверхности друг к друг, так делаем со всеми тремя деталями фюзеляжа.

Проверяем, чтобы линия реза соединилась на всех частях и образовала единую прямую.

Следующим шагом приклеиваем мотошпангоут, так же, как и с частями фюзеляжа, намазываем клей, ждем 3 минуты, плотно прижимаем детали.

Готовый фюзеляж по всей длине усиливаем полосками армированной ленты.

Обтягиваем фюзеляж цветным скотчем.

Переходим к хвостовому оперению. В сборке нуждается только руль высоты.

Стабилизатор изготовлен из сотового материала, нам необходимо срезать одну перемычку между сотами, не повредив вторую, она будет выполнять роль шарнира. Далее необходимо проколоть соты П-образной деталью так, что бы половинки руля высоты соединились.

Шарнир руля высоты дополнительно усиливаем узкой армированной лентой и обтягиваем стабилизатор сверху.

И снизу.

Руль направления не требует дополнительной сборки, поэтому просто обтягиваем его цветным скотчем.

Примеряем хвостовое оперение в пазы в хвостовой части фюзеляжа, проверяем перпендикулярность руля высоты и руля направления. ВАЖНО – стабилизатор должен находиться в горизонтальном положении, любые отклонения негативно скажутся на летных качествах модели.
После примерки и подгонки вклеиваем хвостовое оперение.

Теперь рекомендуем на некоторое время отложить фюзеляж в сторону, чтобы дать клею подсохнуть.

Переходим к крылу.
Законцовки крыла и центральные части склеиваем так же, как детали фюзеляжа. ВАЖНО – не приклеивайте элероны к центральным частям крыла, так как в дальнейшем они должны быть подвижными.

Собранные консоли склеиваем между собой. ВАЖНО – обратите внимание, что крыло имеет угол V.

Следующим шагом необходимо сделать лонжерон.
Для лонжерона подойдет множество материалов: карбоновые трубки/прутки, палки из стекловолокна, деревянные рейки и др. Мы для примера будем использовать бамбуковую рейку длиной 600 мм.

Первым шагом делаем вырез под лонжерон сверху и снизу.


Далее вклеиваем лонжероны сверху и снизу и прижимаем грузом на некоторое время, не забывайте про угол V крыла.

Продолжаем работу с крылом, усиленным лонжеронами. В комплекте есть трафарет законцовки крыла, прикладываем ровную часть трафарета к стыку законцовок с центропланом, обводим форму законцовки крыла и обрезаем лишнее.

Наждачной бумагой слегка обрабатываем законцовку крыла, уменьшая ее толщину.

Переходим к обтяжке крыла. Первым делом клеим узкую армированную ленту на переднюю кромку и лонжероны, затем широкую ленту клеим на законцовку крыла, она будет являться шарниром и усилением для элеронов.

Обтягиваем крыло цветным скотчем. Сверху лучше располагать слои скотча перпендикулярно передней кромке крыла (а снизу параллельно).

Переворачиваем крыло и отламываем элероны. В месте слома обрабатываем бруском лишний пенопласт таким образом, чтобы элерон свободно отклонялся вверх и вниз.


Переворачиваем крыло и размечаем вырез под сервомашинку. ВАЖНО – внимательно следите за тем, чтобы не нарушить целостность лонжерона крыла.

В нижней части крыла делаем прорези для проводов сервоприводов.

Серво привод можно устанавливать различными способами: «стоя», «лежа», сверху, снизу, можно вклеить в крыло, а можно прикрутить к площадке, на ваше усмотрение. Мы попробуем самый простой и эффективный способ установки серво для модели воздушного боя.

После установки сервоприводов заклеиваем каналы с проводами армированной лентой.

Обтягиваем нижнюю часть крыла цветным скотчем, здесь тянем параллельно лонжерону.

IKAR

Во!!! Василий еще мясо! Ара! Что не дали ни одного комплекта для Самары…

Spai

Возвращаемся к фюзеляжу. Вырезаем люк для сервопривода, все так же, как и с крылом.

Сейчас необходимо ответить на самый важный вопрос при сборке модели. Будет ли крыло съемным? Если вы планируете сделать самолет разборным, то необходимо сделать два отверстия и вставить в них две палочки (карбоновые трубки/стержни, палочки от роллов, круглые рейки). Мы с вами ответим на вопрос отрицательно и сделаем самолет неразборным, что несомненно лучше для воздушного боя. Для этого нам необходимо приклеить крыло к фюзеляжу. Чтобы в последующем не делать лишних вырезов/лючков и отверстий, мы «хороним» приемник в фюзеляже. Для этого подключаем три сервомашинки (две от элеронов и одна от руля высоты) и регулятор к приемнику.

Примеряем крыло, размечаем место его установки и отрезаем скотч, который попадает под фюзеляж.

Склеиваем фюзеляж и крыло. ВАЖНО – проверьте угол установки крыла, оно должно быть параллельно стабилизатору.

Далее размечаем и сверлим отверстия для установки двигателя.

Далее необходимо изготовить тяги. Для этого берем кусок проволоки.

И с одной стороны загибаем таким образом, чтобы конец напоминал букву Z

Примеряем тягу на качалку сервопривода, отмечаем необходимую длину и загибаем второй конец тяги.

Тяги делаем на все отклоняемые поверхности.

Прикручиваем двигатель, примеряем центровку (центр тяжести у модели ЛА-7 располагается на расстоянии 80 мм от передней кромки по центральному шву крыла) модели и делаем вырез под аккумулятор.

Модель почти готова! Остается лишь доделать небольшие штришки и детали.
Начнем с фонаря: маркером или цветным скотчем обводим ребра на фонаре.

После этого клеим фонарь к фюзеляжу на армированную ленту и наводим красоту любыми доступными способами, можно рисовать расшивку/клепки и другие копийные детали, клеить пулеметы и другие элементы, добавляющие эстетической красоты модели. Эту часть сборки регламентировать невозможно, выберите прототип и постарайтесь скопировать его.

Финальный вид модели для участия в соревнованиях в классе СОЮЗ-500 должен отвечать следующим требования – модель должна быть копией или полукопией военного самолета, построенного между 1935 и 1945г. Модель выполняется либо в масштабе 1:12 и не должна иметь отклонений по размаху и длине фюзеляжа более 5% от прототипа, либо в масштабе, приведенном к размаху крыльев 800-850мм.
Длина фюзеляжа измеряется между крайней передней точкой фюзеляжа и задним его краем. Также возможно измерение длины фюзеляжа от задней плоскости воздушного винта (винтов), если таковые имеются. Все остальные размеры не должны отличаться более чем на 2 см от оригинального чертежа. Модель должна выглядеть подобно (аналогично) прототипу, включая окраску и маркировку. Модель может быть изготовлена из любого материала. Пилот не обязан быть строителем модели.





Спасибо за внимание!

Spai

Для тех, кому не удалось разглядеть картинки, есть страничка на сайте Федерации

Александр_М

Я только не понял кто на фюзеляже место под крыло, киль и под стаб вырезал. На фото вроде все заготовки без посадочных мест, а после склейки частей фюза они уже есть.
Или в инструкцию добавьте как вырезать посадочные места или фото заготовок не соответствуют реальности.
И фото загибания тяг поменять бы. Тяги так НЕ загибают. Никогда! Дети эту инструкцию потом всю жизнь будут отрабатывать 1:1.

Van_Der_Graaf

…и расположение люка для батареи вызывает вопросы… Материал супер, вы большие молодцы, что делаете именно под новичков, но именно поэтому с такими мелочами надо повнимательнее! Ну и, наверное, опять же для новичков необходим раздел “облет и настройка”…

ЗЫ картинки уже видно

Bob=

версия для вк
vk.com/wall-70819074_2577

Александр_М:

Я только не понял кто на фюзеляже место под крыло, киль и под стаб вырезал. …

на “раздаточных” комплектах посадочные места под крыло стаб и киль вырезаны в стапеле.

Van_Der_Graaf:

…1.и расположение люка для батареи вызывает вопросы…

  1. Ну и, наверное, опять же для новичков необходим раздел “облет и настройка”…

  2. ЗЫ картинки уже видно

  1. так сложилось по центровке, что у васи акк прямо под фонарем. у меня перед фонарем.

  2. в планах. там и расскажем про подгонку центровки перемещением сервы РВ и\или аккумулятора

  3. гуглекарнтинки они такие. то видно. то не видно. сейчас обычно пользуюсь вк или с нашего сайта

7 days later
HardRock

А почему вырез внутри фюзеляжа прямоугольный, а не повторяет профиль фюзеляжа? Вес можно ещё скинуть.

Bob=

к вопросу о тараноустойчивости:

сегодня встретились Ла-7 и челябинский Як.

vk.com/wall-70819074_2593

Лавка спокойно полетела дальше, а у яка полстабилизатора выломало

и, главное, вылетел аккумулятор. акк попробовали искать, но больше для очистки совести - бестолку это в снегу по колено:)

чтоб Георгий не расстраивался - 5 января была обратная ситуация: у Лавки полностью ХО падало отдельно от остального самолета , а у Яка - замена винта.

IKAR

Петь, пару спажек бамуковых 3- 5 см внутрь и циакрином пролить.

Еще Саше Ш. напиши привезет новый стабилизатор.
И вообще это не поломка, с этим туры отлетывали в парке у тебя.

Насчет Вылетел.
Сколько раз говорил, накиньте кольцо фиксатор на крышку отсека. в поставке оно стояло.
Но кто то не слышит.

Если аккуратно пройти тонким лезвием по всем граням до поверхностей, стаб можно выянуть в сборе назад и заменить.
Предварительно прыснув в щель чуток клей пены.

Cocos

масса готового обтянутого без электроники плиз?

moldavan

Мне кажется что было бы лучше (конечно это немного сложнее) обтягивать крыло не поперёк, а вдоль…

Bob=
moldavan:

Мне кажется что было бы лучше (конечно это немного сложнее) обтягивать крыло не поперёк, а вдоль…

ООООООО про это идут давние споры.😁😆😎😃😃

Кроме того, наши летописи за шесть тысяч лун не упоминают ни о каких других странах, кроме двух великих империй — Лилипутии и Блефуску. Итак, эти две могущественные державы ведут между собой ожесточеннейшую войну в продолжение тридцати шести лун. Поводом к войне послужили следующие обстоятельства. Всеми разделяется убеждение, что варёные яйца при употреблении их в пищу испокон веков разбивались с тупого конца; но дед нынешнего императора, будучи ребёнком, порезал себе палец за завтраком, разбивая яйцо означенным древним способом. Тогда император, отец ребёнка, обнародовал указ, предписывающий всем его подданным под страхом строгого наказания разбивать яйца с острого конца. Этот закон до такой степени озлобил население, что, по словам наших летописей, был причиной шести восстаний, во время которых один император потерял жизнь, а другой — корону.

… Насчитывают до одиннадцати тысяч фанатиков, которые в течение этого времени пошли на казнь, лишь бы не разбивать яйца с острого конца. Были напечатаны сотни огромных томов, посвящённых этой полемике, но книги Тупоконечников давно запрещены, и вся партия лишена законом права занимать государственные должности. В течение этих смут императоры Блефуску часто через своих посланников делали нам предостережения, обвиняя нас в церковном расколе путём нарушения основного догмата великого нашего пророка Люстрога, изложенного в пятьдесят четвёртой главе Блундекраля (являющегося их Алькораном). Между тем это просто насильственное толкование текста, подлинные слова которого гласят: «Все истинно верующие да разбивают яйца с того конца, с какого удобнее.»

— Дж. Свифт. Путешествия Гулливера

HardRock:

А почему вырез внутри фюзеляжа прямоугольный, а не повторяет профиль фюзеляжа? Вес можно ещё скинуть.

таксложилосьисторически

сколько веса удастся скинуть? полграмма?

Cocos:

масса готового обтянутого без электроники плиз?

сильно зависит от рук собирающего. у меня получилось 188гр.

из них 23гр. - коропластовое ХО

комплект нарезанной пены - 112

(но это взвешен тестовый вариант. еще и сердцевину из одной секции не достали. серийные - ближе к 100гр. или меньше)

“тестовость” сразу заметна по торцам: на серийных торцы идеально ровные, иначе при сборке необходимо ручками подгонять секции, что противоречит идеологии этого Ла-7:

“пионер достал из коробки, собрал по инструкции и модель гарантированно хорошо полетела”

Spai
Cocos:

масса готового обтянутого без электроники плиз?

Красный образцовый - 467 взлетный с аккумулятором.

EЖ
Bob=:

и, главное, вылетел аккумулятор. акк попробовали искать, но больше для очистки совести - бестолку это в снегу по колено:)

Везет вам со снегом.

А если по делу - не пробовали к акку клеить метр-полтора ленточки укладывать вместе с акком в отсек? работы на 20 сек, веса ноль, а при вылете акка ленточка даст хоть какой то шанс найти акк в снегу.

Bob=
:

А если по делу - не пробовали к акку клеить метр-полтора ленточки укладывать вместе с акком в отсек? работы на 20 сек, веса ноль, а при вылете акка ленточка даст хоть какой то шанс найти акк в снегу.

неудобно хранить, неудобно заряжать, неудобно засовывать акк в модель…

ты к своим аккумуляторам привязываешь ленточки?

Yurich
moldavan:

Мне кажется что было бы лучше (конечно это немного сложнее) обтягивать крыло не поперёк, а вдоль…

Пробовали, со временем коробит больше.

Van_Der_Graaf
Bob=:

ООООООО про это идут давние споры

На самом деле, если понимать физику процесса и собственные задачи, то выбор получается вполне осознанный и совсем не религиозный )
Обтяжка поперек более эстетична, и позволяет впоследствии эффективно корректировать крутку (для ЕПП это особо актуально); обтяжка вдоль прибавляет крылу жесткости и менее трудоемка. Однако, этот эффект прибавки жесткости можно получить и наклейкой одной полоски армскотча внатяг под цветную обтяжку. Если делать одну сторону вдоль, другую поперек, то логично вдоль делать именно низ, как вы и советуете, потому что новички (да и не только) летают в основном прямой пилотаж, и крылья при этом хотят махать вверх, а скотч работает только на растяжение )

IKAR

Можно и так и сяк, если силовой добавить скотч. да еще по кромком пустить токую нарезку.
Я тяну вдоль, точнее вдоль образующей задней кромки. мне так удобнее. перехлест 3-5 мм.
Ну и мы красим снаружи как полагается прототипу.
Крыло не коробит. летаем и прямой и обратный.
Единственное, дополнительно делаю под натяжку пленки феном или утюгом.

20 days later
Spai

Собрали пачку ленд-лизовских самолетов для пилотов, которые постоянно по ряду причин не хочут/не можут принимать участие в боях.

Van_Der_Graaf:

Когда-то и по Европам мотались, и беларусы в Москву и Питер ездили, и уральские парни, а россияне вообще в Синеокую ездили, как домой. А сейчас уж года два как ни беларусы, ни уральцы из дома носу не кажут, а из московского региона в 19-м в Беларусь я пару раз съездил, да Ершов раз. Так что, кроме Мишани, никто никуда в обозримом будущем, полагаю, не отправится.

Пора исправлять эту ситуацию.
Андрей Витальевич, Антон и другие коллеги из дальних регионов приглашаем Вас на ближайшие старты, просто прилетайте, мат часть выдадим! Заодно и получим мнение от опытных бойцов о новой модели. Мечтаю увидеть как все форумные бойцы сойдутся в небе!
Мы, в свою очередь, выберем время в насыщенном гоночном сезоне и прилетим к вам в гости.

Van_Der_Graaf
Spai:

Собрали пачку ленд-лизовских самолетов

супер, масштаб поражает, правда, слегка жутко представить семь таких в одном бою )) Вы б им хоть что ли хвосты/капоты разноцветные сделали, все равно эта окраска, будем откровенны, обязана своему существованию легенде и не имеет ни одного документального подтверждения, так что разумная вольность, я считаю, допустима ))

Spai:

Андрей Витальевич, Антон и другие коллеги из дальних регионов приглашаем Вас на ближайшие старты, просто прилетайте, мат часть выдадим!

вот прям на ближайшие? Я-то разок в Ревде был, и, честно говоря, все же вот этот зимний уральский экстрим – для меня немного слишком )) Ну и основные проблемы все же не в привозе своей матчасти (хотя с этим в тот раз как раз были приключения)). Ну, эта, я так-то к вам хочу попасть, но думал насчет лета все же.

Spai:

Мы, в свою очередь, выберем время в насыщенном гоночном сезоне и прилетим к вам в гости.

А вот это интересно. Вы правда готовы? Ради такого-то, пожалуй, можно посуетиться и что-то здесь устроить…