Измерение внутреннего сопротивления аккумуляторов. Обмен опытом
в одинаковых внешних условиях батареи будут греться одинаково, и нагрев будет зависить только от их R вн.
Это вообще откуда такая логика?! Вы ведь сопротивление пытаетесь мерить! Дохлая батарея будет греться сильнее, и за счет этого ее сопротивление при одинаковом нагружении и одинаковом обдуве будет не сильно отличаться от сопротивления свежей. Вы сможете отличить только уже совсем дохлую, которую и так видно, без всяких методик и тестов.
Я уж не говорю о том, что таким методом совсем нельзя мерить и сравнивать батареи разных размеров.
Это как в жизни: батарея работает, работает, а потом бац - и посты типа “ах, чегой-то она надулась!” На самом деле ее перегружали, шла постепенная деградация, но она компенсировалась ростом рабочей температуры. Когда эта рабочая температура достигает критического значения, деградация уже идет лавинообразно.
Меня больше волнует вопрос старения и какие факторы на него влияют. Пока проверяю:
- время жизни (от производства)
- кол-во циклов
- уровень разрядных токов
- напряжение хранения
- различные производители
что еще?
Может тогда представите зависимость R вн. от температуры - если это так важно и у Вас есть конкретные наработки. Расскажите заодно чем и как мерить эту температуру. И что это даст для понимания вопросов из моей цитаты выше
Длинной спирали легко можно отрегулировать ток разряда.
Сопротивление нихромовой спирали сильно меняется от нагрева.
С нагревом до красного свечения сопротивление существенно возрастает. Можно предположить что до пары сотен градусов меняется мало, но надо проверить. Хотя для личной (без сравнения данных с другими) побаночной сравнительной отбраковки это несущественно.
Для точных измерений советую обратить внимание на мощные керамические резисторы 5-10вт и более (белые прямоугольные бурсочки) номиналами единицы ом и менее. В Чипе&Дипе есть. Собирал параллельную батарею из таких для тестирования акков - на кратковременное включение можно превышать номинальную мощность в полтора-два раза. Подключением разных секций такой батареи можно нагружать банку разным током.
Для побаночных тестов (т.е. на напряжение одной банки) резистор нужен строго определенного номинала однозначно определеяемого допустимой мощностью одного резистора. Например, ДесятиВаттные берем номиналом 1-1,5 ома или пятиваттные 2-3 ома. Далее накупаем таких 5-10 шт или более сколько денег хватит и делаем две параллельных батареи в соотношении примерно 20% на 80%. Нагружаем банку сначала малой, затем обеими батареями в параллель и по дельте выходного напряжения вычисляем внутреннее сопротивление.
Преимущество такого метода - нагрев всех резисторов будет одинаков независимо от количества подключённых к батарее.
Мне нравится предложение “Turnigy 7 in 1 Mega Meter”. А чем он вам не угодил ?
Еще раз повторю, для меня и надеюсь для всех было бы интересно иметь данные для различных аккумуляторов, полученные по методике из видеоролика при таких условиях (ниже):
Для адекватного сравнения достаточно обеспечить повторяемость условий. Они просты и я их описал:
- Ток - 10 С
- Комнатная температура (~20 C)
тип таблицы из ролика тоже полностью устраивает
Всякие рассуждения о температуре батареи, сопротивлении нити накаливания ламп и пр. в топку
Начальное напряжение 12,8V при тестах трехбаночных батарей как-то сразу подрывает веру в серьезность подхода.
На 12,55 минуте есть данные о зависимости от температуры. 15% сопротивления на один градус Цельсия.
Удачи!
Намудрил я с термозависимостью. Наиболее правдоподобная зависимость - экспоненциальная. При изменении температуры с 20 до 24 градусов сопротивление упадет с 50 до 40 миллиом, то есть 5% сопротивления на градус.
Судя по цифрам этот график Вы получили из видеоролика, но там всего 2 точки (2 град С - 138 мОм, 24 град С - 40 мОм), что не дает достаточно информации для получения показателя экспоненты. А что означают точки (Ряд 2)?
То, что в ролике нач. значение вольтажа батареи 12.76 В я отношу к систематической ошибке измерителя. На вычисление дельты U это не влияет.
Кроме того, ступенька выполняется всего одна (включение нагрузки на t=10 с), так что выделение тепла минимально и температура батареи остается комнатной.
Двух точек достаточно.
Ряд 2 - это проводимость. Я предположил, что она меняется линейно от температуры, но тогда зависимость сопротивления получается степенной и при -5С сопротивление становится бесконечно большим, что неправда.
Предложите другую.
Да, систематическая, но я бы постеснялся…
Да, температура при тесте практически не растет.
Метод меряет в попугаях, которые, однако, однозначно кореллируют с внутренним сопротивлением. НО, этот метод ничуть не лучше других холодных методов. Можно и малыми токами мерить, корелляция будет такая же однозначная.
Чтобы нормально сравнивать батареи разных емкостей, надо либо доказать инвариантность к нагрузке, либо давать нагрузку строго пропорционально емкости, что с лампочками невозможно. А зависимость от накрузки при этом методе есть.
Это первое.
И второе: надо мерить температуру батареи и приводить сопротивление к стандартной. Иначе погрешность будет слишком большой. Или греть батарею до 30 градусов, например. Летом в квартирах иногда меньше не бывает.
Кроме того, надо учитывать сопротивление проводов. Оно приличное, и у всех разное.
Так что, кино это - фтопку.
Рациональное зерно в нем есть. Это “ручной” режим нагружения.
Автоматическое нагружение в разных зарядниках и тестерах разное и сравнивать результаты не получится.
Мне думается, самым универсальным и удобным будет измерение на заряде током 1с из состояния хранения. Это у всех есть и все могут.
Мне думается, самым универсальным и удобным будет измерение на заряде током 1с из состояния хранения. Это у всех есть и все могут.
Это как? Опишите пожалуйста процедуру.
Чтобы нормально сравнивать батареи разных емкостей
Это есть в калькуляторе на www.jj604.com/LiPoTool/
Или греть батарею до 30 градусов
Зачем? Когда дома всегда в районе 20С (если вы не живете в Африке 😃)
удобным будет измерение на заряде током 1с
Боюсь, что не очень удобно. Падение напряжения будет мало (сравнимо с точностью измерителя)
Кто подскажет как у этого зарядника сохранить и загрузить данные?
Тут есть программа для Винды
www.accupower.at/accumanager610_en.php
попробуйте с ней
Зачем? Когда дома всегда в районе 20С (если вы не живете в Африке )
У Вас кондиционер дома, или нет термометра?
Боюсь, что не очень удобно. Падение напряжения будет мало (сравнимо с точностью измерителя)
А какую точность измерителя вы считаете э… допустимой? И как вы время 10с отсчитывать планируете. Пробовали?
Константин.
Насколько я понимаю задачу, надо относительно простым способом получить некий критерий качества батареи, назовем его “К”.
Затем померить К у нескольких батарей, эксплуатировать эти батареи по-разному, и спустя время померить этот К снова. Сравнивая ухудшение параметра, можно сделать вывод о правильности и экономичности условий эксплуатации.
Так?
Тут есть программа для Винды
Скачал, установил - оказалось это тот же LogView под другим названием 😃 Гримасы маркетинга.
Плохо, что хелп только на немецком. И мой зарядник почему то комп. не видит.
Сравнивая ухудшение параметра, можно сделать вывод о правильности и экономичности условий эксплуатации.
Одному конечно такое ресурсное исследование не потянуть, поэтому я и хотел организовать сбор стат. информации по аналогии с www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1577989&p…. Затык только в способе получения этого Rвн. Автор темы на rcgrop рекомендует этот девайс www.progressiverc.com/…/esr-meter.html.
Люди там уже собрали значительную статистику www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1578001#p…. Только ее надо грамотно обработать.
Например получить зависимости:
- True ‘C’ rating от времени эксплуатации батареи по производителям
- True ‘C’ rating от кол-ва циклов по производителям
- True ‘C’ rating от величины полетных токов С (этого нет в таблицах) для разных производителей.
Константин.
Есть по крайней мере три причины считать эту статистику никчемной:
- неизвестное время жизни акков от момента производства до момента первого теста.
- разные методы измерения
- разные условия эксплуатации.
Вы ведь создали тему, потому что Вам что-то непонятно и хочется что-то узнать.
Попробуйте еще раз изложить причину создания темы, не используя термин “внутреннее сопротивление”.
ЗЫ Это не подковырка, а желание помочь и самому разобраться, так как вопросы выбора и эксплуатации батарей меня тоже волнуют.
Есть по крайней мере три причины считать эту статистику никчемной:
Предложите свою
Попробуйте еще раз изложить причину создания темы, не используя термин “внутреннее сопротивление”.
Попробуйте и Вы, я уже изложил. Меня термин и способ вполне устраивает - он согласуется с моей практикой.
Это не подковырка, а желание помочь и самому разобраться, так как вопросы выбора и эксплуатации батарей меня тоже волнуют.
PS Тогда зачем эта голая критика без собственных предложений? Почему у нас всегда одна критика, а у них - конкретные предложения и сбор информации?
а у них - конкретные предложения и сбор информации?
Ну, тогда о чем вообще разговор?
“Они” что, на другой планете и нет связи?
Присоединяйтесь и пользуйтесь, если все устраивает. Меня - нет.
И опять ничего позитивного…
И мой зарядник почему то комп. не видит.
Скорее всего там нужны дрова на uart-usb адаптер, который в зарядник встроен. По древней китайской традиции там может быть CP210x
Вот тут указано при каких условиях проводятся испытания.
ГОСТ Р МЭК 61960-2007
Спасибо, Игорь! Вот теперь ясен отечественный стандарт (см. п.7.6.2)
При 20град. С (выдержка не менее часа и не более 4 ч) свежезаряженный акк подвергается разряду током 0,2С в течение 10 с. и затем током 1С в течение 1 с. Замеры напряжения производить с балансирного разъема.
Теперь бы еще узнать какой алгоритм испытаний зашит в фирменные устройства
Вот тут указано при каких условиях проводятся испытания. ГОСТ Р МЭК 61960-2007
Проверил все свои батарейки по этой методике. Результаты вполне повторяемые и предсказуемые. Главное - нужно только пара мультиметров и лампочек.