Почему пухнут LiPo аккумуляторы?

avk2512

Да, все верно. Газы нарушают геометрию и расслаиваются слои, ухудшается плотность сжатия и увеличивается внутреннее сопротивление и растет температура и ухудшается токоотдача. Целый букет неприятностей! 😃

Вчера я четыре распухших в хлам 6S батарей, которые давали просадку напряжения ниже 3.5 даже не поднимая вертолет в небо, - вернул к жизни! Разобрал мягкую оболочку и надожил с двух сторон алюминиевые пластины. Все это дело под стльным давлением моего веса, прижимая к столу, я обмотал в несколько слоев скотча с очень сильным натяжением. Видели как собраны банки в Gens Ace?..

В результате, внутреннее сопротивление паков уменьшилось на 50-60%, напряжение на банках выровнялось почти идеально, балансировка проходит быстро, зарядное время уменьшилось в 2.5 раза и пришло в норму (током 1С - 1 час), вертолет полетел как должен, полетное время 5 минут, остаточное напряжение на банках 3.7, просадок во время полета нет, из 5000 мАч за 5 минут высасывается 3000-3200 мАч. Одно плохо - греются 50-60 градусов:( но я сэкономил 250$.

Выводы.

Current
avk2512:

Разобрал мягкую оболочку и надожил с двух сторон алюминиевые пластины. Все это дело под стльным давлением моего веса, прижимая к столу, я обмотал в несколько слоев скотча с очень сильным натяжением.

Какой толщины пластины использовали?

avk2512:

Видели как собраны банки в Gens Ace?..

Интересно! Тоже с пластинами?

SerjA6
Current:

Интересно! Тоже с пластинами?

Да, все большие с пластинами.

avk2512
Current:

Какой толщины пластины использовали?

На фото примерно видно, если увеличить в полный рост.
Примерно не больше 1 мм.

Current:

Интересно! Тоже с пластинами?

Вроде все Gens, начиная от 3S.
Маленькие Gens 1000 мАч 3S я не разбирал еще, - ждут и своего часа 😃

Current
SerjA6:

Да, все большие с пластинами.

Надо тож попробовать. Я видел, судомоделисты так-же сжимают свои паки, улучшая отдачу аккумулятора. У них пластины отфрезерованы из люминя.

avk2512:

На фото примерно видно, если увеличить в полный рост.
Примерно не больше 1 мм.

Есть тоже лист дюраля ~ 1мм, чтот мне кажется тонковат.

avk2512
Current:

Есть тоже лист дюраля ~ 1мм, чтот мне кажется тонковат.

Отлично! Зачем утяжелять, главная задача пластины - удерживать крайние банки от деформации геометрии, в простонародии - вздутия.
Да хоть из оргстекла или ламината, лишь бы был прочный на изгиб 😃

У меня пластины около 0,5 мм, может чуть толще, но не более 1 мм

DarkDaemon
avk2512:

сэкономил 250$

Поздравляю! 😃

avk2512:

четыре распухших в хлам

А сами пакеты не протыкали для стравливания газа?

У меня лежит вздутый пак 3S 10000mAh, одна ячейка вздулась, пытался ее вырезать (они склеены двухсторонним скотчем) и повредил, пшыкнула прилично, но без дыма и огня. Сейчас так и лежит в подъезде, боюсь восстанавливать, а утилизировать не знаю куда.

avk2512
DarkDaemon:

А сами пакеты не протыкали для стравливания газа?

Я бы не стал выпускать водорот на волю, тк. он служит частью обратимого процесса и должен быть усвоен обратно в электролит .
Конечно, те паки что я сжимал ну не совсем уж как воздушные шарики были. Но сильно опухшие. Их нужно остудить, выдержать несколько часов чтобы колики прошли, потом поставить в Storage, тогда лишний объем сокращается и их можно плющить компрессором, поместив, например, в домашнюю вакуумную камеру ))

72AG_ClearSky

У меня тут был странный случай по окончании зимнего сезона хранения аккумуляторов в режиме Storage в холодильнике. Короче, все аккумуляторы перезимовали успешно, но один трехбаночный Turnigy 2,2 А*ч. показал на одной банке 0 В. Я не понял почему он так сделал, потому что перед закладкой в холодильник в конце осени я их все аккуратно зарядил малым током в режиме Storage, и разброс между банками был меньше 0,01 В. Решил попробовать восстановить его… Поставил на зарядку самым малым током 100 мА (меньше выставить не удалось) на программе зарядки Ni-Mh (в программе Li-Po зарядка отказывалась его заряжать). Дело было в начале двенадцатого ночи в апреле. Прошло минута, и я заметил, что эта нулевая банка начала припухать. Я ее потрогал - правда припухла. Отошел на минутку в комнату. Вернулся - а она уже так сильно вспухла! Я испугался, начал метаться по кухне в поисках металлической посуды, которую не жалко испортить. Пока метался - она уже стала сильно тугой. Тогда я в трусах и майке, накинув быстренько куртку, метнулся с акком на улицу. Бегу по лестнице вниз, а сам думаю - “а вдруг оболочка не выдержит и она шарахнет в подъезде?”. Навстречу еще девушка попалась - возвращалась с собакой с ночной прогулки домой. Видели бы вы ее глаза, когда она увидела мчащегося вниз по лестнице мужика в тапках, трусах, майке и развевающейся куртке со странным предметом в кулаке, кричащего ей “с дороги” 😁. Шел дождь, было +15 градусов тепла, ночь. Вот вроде двор большой, но как подумаешь скока огня и дыма выдаст липошка 2,2 Ач, то сразу двор кажется маленьким. Устроить файер-шоу во дворе рядом с машинами как-то не комильфо. Ладно, метнулся в одно глухое место в двора - бетонный забор детского сада. Приложил к стенке на землю, а чтобы скрыть открытое пламя от чужих глаз - привалил булыжником. Дым-то в полночь не особо заметят. На все про все от выхода из подъезда до закладки у стены еще секунд 30 прошло. Все это время банка была пухлой и очень твердой. Ладно, стою жду в паре метров - ничего. Минут пять прошло - ничего. Ну мне надоело стоять под дождем, и я вернулся домой. Думаю, даже если жахнет - кругом мокрая от дождя земля, бетонный забор с одной стороны, булыжник с другой - не загорится ничего. Утром вспомнил, что рядом с этим местом детская площадка, и в пол-восьмого утра побежал к тому месту убирать ошметки аккумулятора, чтобы дети не нашли. А оказывается ничего и не было! Аккумулятор как лежал под булыжником, так и лежал. Банка сдулась, оболочка ее не повреждена. Я подумал-подумал и взял аккумулятор назад домой. Вот сейчас дома лежит. Я ее потом разобрал, плохую банку от других отпаял и отдельно она зарядилась уже без всяких капризов. Да, забыл сказать - во время этих пертурбаций банка не нагрелась ни на один градус Цельсия! Такое вот странное вздутие совершенно холодной банки…

avk2512:

усвоен обратно в электролит

Может у меня он тоже назад рекомбинировал?

avk2512:

двух сторон алюминиевые пластины

В Леруа купил алюминиевые полосы 30*1000*2мм, и из них сделал обкладки для аккумуляторов. В т.ч. для собратьев того вспухшего 2,2 Ач и вообще остальных. Да, прибавка в весе есть, но также есть надежда, что нагрузку будут держать лучше.

avk2512:

Видели как собраны банки в Gens Ace?

Всегда подозревал, что подобное решение используют и официальные производители. Единственно, что смущает - если вдруг действительно решит полыхнуть - обкладки не превратятся в поражающие элементы? Хотя… Я обматывал скотчем, армированным стекловолокном. Оно-то должно держать температуру и банки вместе, когда скотч начнет плавиться?

VladislavVY

Господа, да вы сдурели, что-ли? Если водород уже выделился (если это водород), то вы его уже никаким образом обратно не вернете.

Скорее всего это продукты разложения электролита или вода, которая попала в электроролит вследствии нарушения технологического процесса.

Трубадур

Вот воды там точно нет. Совсем. Газы появляются из электролита при перегреве. Опухшие аккумуляторы приохлаждении сдуваются. Я не утверждаю, что восстанавливается формкла электролита, но то что газы сжижаются - факт.

72AG_ClearSky

А откуда там вообще водород? Вот из интернета формула электрохимической реакции при заряде-разряде:

"…При заряде Li-ion аккумулятора происходят реакции:
на положительных пластинах:

LiCoO2 → Li1-xCoO2 + xLi+ + xe-
на отрицательных пластинах:
С + xLi+ + xe- → CLix…"

Может там кислород выделяется, раз он есть в формуле? И если начинает окислять литий, то и начинается тот самый разогрев с последующим воспламенением?

VladislavVY

Насчет воды, какова гидроскопичность электолита и какие условия технологического процесса? Вода есть везде и всегда, вопрос только в ее количестве.

avk2512
72AG_ClearSky:

Всегда подозревал, что подобное решение используют и официальные производители.

Жаль, что не все. Есть много хороших производителей, и недорогих батарей - но все они без усилений по бокам, а просто обтянуты пластиковой лентой. Все начинается с небольших и незаметных вздутий от нагрева… И пошло поехало.

VladislavVY:

Господа, да вы сдурели, что-ли? Если водород уже выделился (если это водород)

А что там, если не водород? Я может спутал с чем-то?

avk2512:

А что там, если не водород? Я может спутал с чем-то?

А может просто пары тяжелых металлов?

avk2512:

А может просто пары тяжелых металлов?

А может белый дым - это оксид лития? Ядовитая хрень.

Кстати, не видел чтобы кто-то здесь обсуждал правильную расконсервацию нового лития!

Первые 2-4 цикла заряда/разряда лучше делать током 3-5C, не больше. Это связано с тем, что при производстве Li-Ion и Li-Po аккумуляторов в электролит добавляется своего рода консервант (ингибитор), который продлевает срок хранения без ущерба для аккумулятора, а также поддерживает напряжение в батарее после производства. Эта добавка (ингибитор) разлагается при первых нескольких циклах заряд-разряд. После такой расконсервации аккумулятор выходит на нормальные режимы работы, в которых, в том числе, после полной зарядки достигается равное напряжение на банках. При использовании батарей в условиях высоких токов разряда, при наличии неразложившегося ингибитора, ячейки могут быть повреждены, что выражается вспуханием ячеек, потере ёмкости и снижении срока службы.

Andy08

Терлось все это тут и неоднократно. Только вот, на сколько помню, ни одной прямой ссылки на производителя и упоминания об ингибиторе не было. У вас есть?

Есть такое мнение:

Сообщение от Vovets
Суперконсерванта нигде нет. Как раз наоборот, нужно, чтобы на границах электрод-электролит кое-что образовалось:
Formation Once the cell assembly is complete the cell must be put through at least one precisely controlled charge / discharge cycle to activate the working materials, transforming them into their useable form. Instead of the normal constant current - constant voltage charging curve, the charging process begins with a low voltage which builds up gradually. This is called the Formation Process. For most Lithium chemistries this involves creating the SEI (solid electrolyte interface) on the anode. This is a passivating layer which is essential for moderating the charging process under normal use.

Можно предположить, что формирование границ всё ещё продолжается в течение первых циклов. Возможно, это касается не всех марок батарей. Так как производители обычно не дают инструкций, (вернее мы-то общаемся с продавцами, а они вообще не обязаны быть грамотными) то, думаю, несколько циклов небольшим током (0,5 - 1 С) и заряда и разряда не повредят. На тот случай, если этим конкретным банкам это нужно.

Realtek

У меня единственный вопрос, куда делся газ!?? Сжижился???

72AG_ClearSky

А может китайцы начали делать какой-нибудь спускной клапан, который конструктивно ничем не выделяется и потому мы его не замечаем? У меня ячейка точно была вздута очень сильно. И я ожидал что оболочка не выдержит и лопнет.

P.S. А батарейки я всегда заряжаю током 1С… А то бывает и 0,5С если торопиться некуда.

9 months later
Виктор

Пришли мне два новеньких аккума (плоские…). Сделал два цикла слабыми токами (геометрия не изменилась). Посмотрю раздуются или нет. До этого я сразу нагружал на полную. Обязательно тут отпишусь о результате.

11 days later
Aндрэ

У меня на пухли липо т.к думаю отработали свой ресурс, примерно на 200\250 циклов наверно может больше, но ни как не 500. Более мощные быстрее пухнут. По напряжению показывают как положено 4.2в но принимают и отдают уже совсем мало. Пока не знаю куда их девать.

MrRusan1
Aндрэ:

Пока не знаю куда их девать.

на повербанк , на наземку , на переноску освещения в машину ,

Shurik-1960

Андрей Николаевич,поместите вздувшийся и разряженный акк в морозилку на 15-20 минут, из пластика или тонкого алюминя сделайте 2 щеки по размеру акка.Затем с 2-х сторон пластины и в тиски,не додури…я обматываю конец тонкими шелковыми нитками и переставляю и зажимаю и опять нитками.Затем достаю и обматываю с сильным натягом прозрачным скотчем. Все.На зарядку . 70 процентов акков начинают работать (если не прокалывали и не стравливали газ).Можно проверить на самолете: даете газ и сжимаете подкл акк в руке.Ежли обороты увеличиваются -то акк можно и стоит реанимировать. Метод был опубликован на ентом сайте.