Почему пухнут LiPo аккумуляторы?

ultrafiolet
ADF:

Шуруповерт - полная фигня по сравнению с моделями. В любом шуруповерте токи меньше 10А. В реальности, думаю, даже 7-8А не превышают.

Прошу меня простить за некрофильство. Бош psr12 на 3s в пике жрет 70-90А. Обычным прибором не измерять.

Виктор
ultrafiolet:

Прошу меня простить за некрофильство. Бош psr12 на 3s в пике жрет 70-90А. Обычным прибором не измерять.

Не смешите людей. В шуроповёртах применяются самые дешёвые аккумуляторы, в них даже 10С нет. Там стоит аккумулятор 2,0АЧ, для него выдать 20А это супер.

pakhomov4
ultrafiolet:

Обычным прибором не измерять.

А кому ЭТО надо?! Детсад, штаны на лямках…

ultrafiolet

😁

Виктор:

Не смешите людей. В шуроповёртах применяются самые дешёвые аккумуляторы, в них даже 10С нет. Там стоит аккумулятор 2,0АЧ, для него выдать 20А это супер.

Ну вот начинается, стоит сборка из 3s2p 18650 которые каждые по паспорту дают по 20А каждая. И самый пик тока приходится в момент нажатия курка хоть на холостую хоть под наргузкой, тоже самое касается RC. Так вот пиковый ток, который пишут на батарее, как раз это он и есть.

pakhomov4:

А кому ЭТО надо?! Детсад, штаны на лямках…

Тому кто верит что пишет производитель и меряет токи под 100А прибором размером со спичечную коробку 😁. Да простят меня великие гуру данного форума.😇

DarkDaemon
Виктор:

Не смешите людей. В шуроповёртах применяются самые дешёвые аккумуляторы, в них даже 10С нет. Там стоит аккумулятор 2,0АЧ, для него выдать 20А это супер.

Пошел оффтоп 😆

У меня самый дешевый китайский шуруповерт, купленный в свое время за 600 рублей в Леруа Мерлен. Замерял ток, создавая сопротивление при вращении, спокойно доходит до 20-25А! Перевел его на литий, уже два китайских дешевых пакета “lipo” (один на 5200мАч, другой на 3300мАч, которые по факту оказались li-ion) вспухли. Сейчас поставил высокотоковые 18650 с паспортным током 20А и плату защиты на 30А. Так вот, у шурика скорость вращения движка регулируется силой нажатия на кнопку. Если на кнопку нажать резко (при полностью заряженных аккумуляторах), то движок чуть стартует и плата его вырубает. Отсюда делаем вывод, что или пиковый ток превышает 30А, или аккумуляторы просаживаются до 2.9В (а значит ток капитально превышает 20А).

ultrafiolet:

меряет токи под 100А прибором размером со спичечную коробку

Со всем согласен, кроме этого 😃 Я меряю прибором токи до 200А прибором, размером со спичечную коробку. ATMEGA238P + ACS758ECB-200B 😛

22 days later
rins

вот китайцы обрадовали. пришёл вспухший. хотя вроде работает. у кого нибудь был успешный опыт на возврат денег за вспухшие?

3 months later
avk2512

Да, все верно. Газы нарушают геометрию и расслаиваются слои, ухудшается плотность сжатия и увеличивается внутреннее сопротивление и растет температура и ухудшается токоотдача. Целый букет неприятностей! 😃

Вчера я четыре распухших в хлам 6S батарей, которые давали просадку напряжения ниже 3.5 даже не поднимая вертолет в небо, - вернул к жизни! Разобрал мягкую оболочку и надожил с двух сторон алюминиевые пластины. Все это дело под стльным давлением моего веса, прижимая к столу, я обмотал в несколько слоев скотча с очень сильным натяжением. Видели как собраны банки в Gens Ace?..

В результате, внутреннее сопротивление паков уменьшилось на 50-60%, напряжение на банках выровнялось почти идеально, балансировка проходит быстро, зарядное время уменьшилось в 2.5 раза и пришло в норму (током 1С - 1 час), вертолет полетел как должен, полетное время 5 минут, остаточное напряжение на банках 3.7, просадок во время полета нет, из 5000 мАч за 5 минут высасывается 3000-3200 мАч. Одно плохо - греются 50-60 градусов:( но я сэкономил 250$.

Выводы.

Current
avk2512:

Разобрал мягкую оболочку и надожил с двух сторон алюминиевые пластины. Все это дело под стльным давлением моего веса, прижимая к столу, я обмотал в несколько слоев скотча с очень сильным натяжением.

Какой толщины пластины использовали?

avk2512:

Видели как собраны банки в Gens Ace?..

Интересно! Тоже с пластинами?

SerjA6
Current:

Интересно! Тоже с пластинами?

Да, все большие с пластинами.

avk2512
Current:

Какой толщины пластины использовали?

На фото примерно видно, если увеличить в полный рост.
Примерно не больше 1 мм.

Current:

Интересно! Тоже с пластинами?

Вроде все Gens, начиная от 3S.
Маленькие Gens 1000 мАч 3S я не разбирал еще, - ждут и своего часа 😃

Current
SerjA6:

Да, все большие с пластинами.

Надо тож попробовать. Я видел, судомоделисты так-же сжимают свои паки, улучшая отдачу аккумулятора. У них пластины отфрезерованы из люминя.

avk2512:

На фото примерно видно, если увеличить в полный рост.
Примерно не больше 1 мм.

Есть тоже лист дюраля ~ 1мм, чтот мне кажется тонковат.

avk2512
Current:

Есть тоже лист дюраля ~ 1мм, чтот мне кажется тонковат.

Отлично! Зачем утяжелять, главная задача пластины - удерживать крайние банки от деформации геометрии, в простонародии - вздутия.
Да хоть из оргстекла или ламината, лишь бы был прочный на изгиб 😃

У меня пластины около 0,5 мм, может чуть толще, но не более 1 мм

DarkDaemon
avk2512:

сэкономил 250$

Поздравляю! 😃

avk2512:

четыре распухших в хлам

А сами пакеты не протыкали для стравливания газа?

У меня лежит вздутый пак 3S 10000mAh, одна ячейка вздулась, пытался ее вырезать (они склеены двухсторонним скотчем) и повредил, пшыкнула прилично, но без дыма и огня. Сейчас так и лежит в подъезде, боюсь восстанавливать, а утилизировать не знаю куда.

avk2512
DarkDaemon:

А сами пакеты не протыкали для стравливания газа?

Я бы не стал выпускать водорот на волю, тк. он служит частью обратимого процесса и должен быть усвоен обратно в электролит .
Конечно, те паки что я сжимал ну не совсем уж как воздушные шарики были. Но сильно опухшие. Их нужно остудить, выдержать несколько часов чтобы колики прошли, потом поставить в Storage, тогда лишний объем сокращается и их можно плющить компрессором, поместив, например, в домашнюю вакуумную камеру ))

72AG_ClearSky

У меня тут был странный случай по окончании зимнего сезона хранения аккумуляторов в режиме Storage в холодильнике. Короче, все аккумуляторы перезимовали успешно, но один трехбаночный Turnigy 2,2 А*ч. показал на одной банке 0 В. Я не понял почему он так сделал, потому что перед закладкой в холодильник в конце осени я их все аккуратно зарядил малым током в режиме Storage, и разброс между банками был меньше 0,01 В. Решил попробовать восстановить его… Поставил на зарядку самым малым током 100 мА (меньше выставить не удалось) на программе зарядки Ni-Mh (в программе Li-Po зарядка отказывалась его заряжать). Дело было в начале двенадцатого ночи в апреле. Прошло минута, и я заметил, что эта нулевая банка начала припухать. Я ее потрогал - правда припухла. Отошел на минутку в комнату. Вернулся - а она уже так сильно вспухла! Я испугался, начал метаться по кухне в поисках металлической посуды, которую не жалко испортить. Пока метался - она уже стала сильно тугой. Тогда я в трусах и майке, накинув быстренько куртку, метнулся с акком на улицу. Бегу по лестнице вниз, а сам думаю - “а вдруг оболочка не выдержит и она шарахнет в подъезде?”. Навстречу еще девушка попалась - возвращалась с собакой с ночной прогулки домой. Видели бы вы ее глаза, когда она увидела мчащегося вниз по лестнице мужика в тапках, трусах, майке и развевающейся куртке со странным предметом в кулаке, кричащего ей “с дороги” 😁. Шел дождь, было +15 градусов тепла, ночь. Вот вроде двор большой, но как подумаешь скока огня и дыма выдаст липошка 2,2 Ач, то сразу двор кажется маленьким. Устроить файер-шоу во дворе рядом с машинами как-то не комильфо. Ладно, метнулся в одно глухое место в двора - бетонный забор детского сада. Приложил к стенке на землю, а чтобы скрыть открытое пламя от чужих глаз - привалил булыжником. Дым-то в полночь не особо заметят. На все про все от выхода из подъезда до закладки у стены еще секунд 30 прошло. Все это время банка была пухлой и очень твердой. Ладно, стою жду в паре метров - ничего. Минут пять прошло - ничего. Ну мне надоело стоять под дождем, и я вернулся домой. Думаю, даже если жахнет - кругом мокрая от дождя земля, бетонный забор с одной стороны, булыжник с другой - не загорится ничего. Утром вспомнил, что рядом с этим местом детская площадка, и в пол-восьмого утра побежал к тому месту убирать ошметки аккумулятора, чтобы дети не нашли. А оказывается ничего и не было! Аккумулятор как лежал под булыжником, так и лежал. Банка сдулась, оболочка ее не повреждена. Я подумал-подумал и взял аккумулятор назад домой. Вот сейчас дома лежит. Я ее потом разобрал, плохую банку от других отпаял и отдельно она зарядилась уже без всяких капризов. Да, забыл сказать - во время этих пертурбаций банка не нагрелась ни на один градус Цельсия! Такое вот странное вздутие совершенно холодной банки…

avk2512:

усвоен обратно в электролит

Может у меня он тоже назад рекомбинировал?

avk2512:

двух сторон алюминиевые пластины

В Леруа купил алюминиевые полосы 30*1000*2мм, и из них сделал обкладки для аккумуляторов. В т.ч. для собратьев того вспухшего 2,2 Ач и вообще остальных. Да, прибавка в весе есть, но также есть надежда, что нагрузку будут держать лучше.

avk2512:

Видели как собраны банки в Gens Ace?

Всегда подозревал, что подобное решение используют и официальные производители. Единственно, что смущает - если вдруг действительно решит полыхнуть - обкладки не превратятся в поражающие элементы? Хотя… Я обматывал скотчем, армированным стекловолокном. Оно-то должно держать температуру и банки вместе, когда скотч начнет плавиться?

VladislavVY

Господа, да вы сдурели, что-ли? Если водород уже выделился (если это водород), то вы его уже никаким образом обратно не вернете.

Скорее всего это продукты разложения электролита или вода, которая попала в электроролит вследствии нарушения технологического процесса.

Трубадур

Вот воды там точно нет. Совсем. Газы появляются из электролита при перегреве. Опухшие аккумуляторы приохлаждении сдуваются. Я не утверждаю, что восстанавливается формкла электролита, но то что газы сжижаются - факт.

72AG_ClearSky

А откуда там вообще водород? Вот из интернета формула электрохимической реакции при заряде-разряде:

"…При заряде Li-ion аккумулятора происходят реакции:
на положительных пластинах:

LiCoO2 → Li1-xCoO2 + xLi+ + xe-
на отрицательных пластинах:
С + xLi+ + xe- → CLix…"

Может там кислород выделяется, раз он есть в формуле? И если начинает окислять литий, то и начинается тот самый разогрев с последующим воспламенением?

VladislavVY

Насчет воды, какова гидроскопичность электолита и какие условия технологического процесса? Вода есть везде и всегда, вопрос только в ее количестве.

avk2512
72AG_ClearSky:

Всегда подозревал, что подобное решение используют и официальные производители.

Жаль, что не все. Есть много хороших производителей, и недорогих батарей - но все они без усилений по бокам, а просто обтянуты пластиковой лентой. Все начинается с небольших и незаметных вздутий от нагрева… И пошло поехало.

VladislavVY:

Господа, да вы сдурели, что-ли? Если водород уже выделился (если это водород)

А что там, если не водород? Я может спутал с чем-то?

avk2512:

А что там, если не водород? Я может спутал с чем-то?

А может просто пары тяжелых металлов?

avk2512:

А может просто пары тяжелых металлов?

А может белый дым - это оксид лития? Ядовитая хрень.

Кстати, не видел чтобы кто-то здесь обсуждал правильную расконсервацию нового лития!

Первые 2-4 цикла заряда/разряда лучше делать током 3-5C, не больше. Это связано с тем, что при производстве Li-Ion и Li-Po аккумуляторов в электролит добавляется своего рода консервант (ингибитор), который продлевает срок хранения без ущерба для аккумулятора, а также поддерживает напряжение в батарее после производства. Эта добавка (ингибитор) разлагается при первых нескольких циклах заряд-разряд. После такой расконсервации аккумулятор выходит на нормальные режимы работы, в которых, в том числе, после полной зарядки достигается равное напряжение на банках. При использовании батарей в условиях высоких токов разряда, при наличии неразложившегося ингибитора, ячейки могут быть повреждены, что выражается вспуханием ячеек, потере ёмкости и снижении срока службы.

Andy08

Терлось все это тут и неоднократно. Только вот, на сколько помню, ни одной прямой ссылки на производителя и упоминания об ингибиторе не было. У вас есть?

Есть такое мнение:

Сообщение от Vovets
Суперконсерванта нигде нет. Как раз наоборот, нужно, чтобы на границах электрод-электролит кое-что образовалось:
Formation Once the cell assembly is complete the cell must be put through at least one precisely controlled charge / discharge cycle to activate the working materials, transforming them into their useable form. Instead of the normal constant current - constant voltage charging curve, the charging process begins with a low voltage which builds up gradually. This is called the Formation Process. For most Lithium chemistries this involves creating the SEI (solid electrolyte interface) on the anode. This is a passivating layer which is essential for moderating the charging process under normal use.

Можно предположить, что формирование границ всё ещё продолжается в течение первых циклов. Возможно, это касается не всех марок батарей. Так как производители обычно не дают инструкций, (вернее мы-то общаемся с продавцами, а они вообще не обязаны быть грамотными) то, думаю, несколько циклов небольшим током (0,5 - 1 С) и заряда и разряда не повредят. На тот случай, если этим конкретным банкам это нужно.

Realtek

У меня единственный вопрос, куда делся газ!?? Сжижился???

72AG_ClearSky

А может китайцы начали делать какой-нибудь спускной клапан, который конструктивно ничем не выделяется и потому мы его не замечаем? У меня ячейка точно была вздута очень сильно. И я ожидал что оболочка не выдержит и лопнет.

P.S. А батарейки я всегда заряжаю током 1С… А то бывает и 0,5С если торопиться некуда.

9 months later
Виктор

Пришли мне два новеньких аккума (плоские…). Сделал два цикла слабыми токами (геометрия не изменилась). Посмотрю раздуются или нет. До этого я сразу нагружал на полную. Обязательно тут отпишусь о результате.