Пилотажная группа по FPV - практика полетов, программы, построения, планирование, подготовка.

Guennady
smg2000:

Посмотрев ролик Воронежцев, пришёл к выводу, что при парном синхронном пилотаже оба борта должны быть оборудованы ФПВ. Иначе, если ведущий управляет визуально с земли, то он совершает более резкие манёвры.

Совершенно согласен. Я сначала поставил на самолет Соньку камеру и пару полетов сделал просто с записью на борту. И возмущался, почему же картинка все время прыгает. Потом, когда поставил FPV - взлетал визуально, потом, после нескольких кругов переходил на управление по камере. Причем так интересно получилось - прохожу над собой, дай, думаю, хоть гляну на секундочку в телек. Посмотрел, и взгляд там и остался. Летать визуально моментально стало не интересно, а полет по FPV был очень естественен 😃 . У меня запись на земле - с первого полета, и потом, при просмотрах, сразу видно, когда переходил на управление по FPV - самолет переставал дергаться.

smg2000:

Ага! Всё же два движка рулят! Шутка. Согласен. У меня тут при облёте Су-35 вышел из строя один регуль… Сел на одном движке. Ну бывает…

В каждой шутке есть доля шутки! Мне тоже нравятся больше два импа. Даже звук у них благороднее 😃

Есть у меня тут некоторые соображения на счёт выбора модели, ну или схемы:
С одним импом и большой нагрузкой на крыло (типа L-39) - взаимопилотрование двух бортов должно быть удобнее, дабы реагирование на рули у этих моделей не столь резкое, сколько у “интегральных” схем. Но! Инерция… Т.е. разгон и торможение у этих моделей заторможен. Увы.

Очень может быть, что все как раз наоборот. Попробую описать свои “интуитивные” догадки насчет сравнения Л-39 и Миг-29.

Когда я говорил об общей физике (раздел механика), я имел ввиду следующее.

в данной ситуации нужно рассматривать следующие величины:

  • индуктивное аэродинамическое сопротивление
  • не знаю, как правильно сказать - индуктивное сопротивление в разрезе вращения ( а)по горизонтальной оси, перпендикулярной ДП и б)по оси, совпадающей с продольной осью самолета в ДП.)
  • момент инерции самолета по осям. Причем по каждой отдельно.

Тормозиться интегральный самолет будет точно быстрее - отношение омываемой потоком площади к весу у него больше. Разгонятся, пожалуй, примерно одинаково, может чуть-чуть медленнее. Тут играет отношение тяги к весу.

Насчет резкости в маневрах - при равных управляющих воздействиях интегральный самолет будет проворачиваться по осям плавнее. Что и нужно в точном пилотировании в группе. Происходить это будет по следующим причинам: 1)из-за большего момента инерции 2)потому, что аэродинамические площади у него разнесены бОльшие.

На интегральных схемах: Приведу пример на том на чём летаю: Су-35
Резковат малость, хотя после утановки стабилизации, стал поровнее летать. Диапазаон полётных скоростей: 30 - 180км/ч. Очень хорошо разгоняется.

Тут играют роль не только физика сущности а и настройки. Если на “интегральном” самолете управляющие поверхности в два раза больше и отклоняются на большие углы - ясное дело, что он будет резче 😃 .

Но все вышеизложенное - ИМХО, я на этом не настаиваю, но считаю необходимым высказать 😃 .

Очень хочу взлететь на Миг-29…

Kazuss1
Guennady:

Тормозиться интегральный самолет будет точно быстрее - отношение омываемой потоком площади к весу у него больше. Разгонятся, пожалуй, примерно одинаково, может чуть-чуть медленнее. Тут играет отношение тяги к весу.

Насчет резкости в маневрах - при равных управляющих воздействиях интегральный самолет будет проворачиваться по осям плавнее. Что и нужно в точном пилотировании в группе. Происходить это будет по следующим причинам: 1)из-за большего момента инерции 2)потому, что аэродинамические площади у него разнесены бОльшие.

Во-первых. Интегральные схемы хороши… но для полетов в одиночку и очень красиво на них попытаться сделать сольную программу, а в остальном… все их плюсы из реальной жизни в модельном ФПВ будут убиты тем, что…

Во-вторых. Мы твердим о копийности и скудоумно пологаем что будет копировано поведение от оригинала к копии 😃))… ну да если маштаб 1 к 8и то тут все элементарно…
Не-а!!!
Тогда уж давайте по чесноку и все воздествующие и участвующие силы и эффекты заставим работать с коэффициентами 1 к 8и.

Думаю, что время покажет какая схема в ФПВ групповом и индивидуальном пилотаже лучше… Чем выше скорость и плотоность прошивания возмущающих потоков (ветер, термики и т.п.) тем стабильнее полет и комфортнее управление (в том числе, в группе).

“Мнение мое… и возможно, не правильное”

Guennady:

я, как большой теоретик в жизни , прежде всего начал думать о том, каким должна быть программа в финальном ее виде.

Блин… Геннадий - золотые слова. Народ напишите пару строк, буквально, как вы видели бы эту программу… Как ни как визуализация конечного результата всегда помогает реализации задуманого.

maloii

хоре теорию гнать, даешь полеты! Видео полета и фотки самолетов!

Kazuss1

удалено

maloii:

хоре теорию гнать, даешь полеты! Видео полета и фотки самолетов!

Александр… Геннадию можно… он отец-основатель этой темы. 😉

Если серьезно, все только начинается. Потерпите - все будет.

Guennady
Kazuss1:

Александр… Геннадию можно… он отец-основатель этой темы. 😉

Если серьезно, все только начинается. Потерпите - все будет.

Я постараюсь не злоупотреблять терпением 😃

Все будет. И, надеюсь, не только от меня…

Сегодня подумал - раз уж коцнул обтекатель своего Хорнета - а не переделать ли его сразу в ФПВ? И не переделал 😁 . Час искал переходничек к камерке и не нашел. Ну да ладно - еще успею. В субботу вечером встречаемся все вместе, кто в Киеве заинтересовался темой - попробуем полетать.

yaten
Kazuss1:

Народ напишите пару строк, буквально, как вы видели бы эту программу… Как ни как визуализация конечного результата всегда помогает реализации задуманого.

Я думаю большим шагом будет такая программа, не для зрителя конечно, а для тренировки и вообще втягиванию в эту тему:
синхронный взлёт за ведущим
разворот 180
разворот 180
и заход на посадку уже не синхронно, по очереди

Swooper

У Стаса отличная посадка. Молодчик! 😉

Guennady

Посадка супер! И мне очень понравился первый проход - вообще просто идеально 😃 !

Кстати - насчет элементов - только что смотрел очередную и, похоже, последнюю серию про Голубых Ангелов - родилась идея насчет некоторых простых упражнений, которые сейчас уже можно пробовать делать.

Упражнение1: Горизонтальный полет, ведомый, есс-но сзади слева (справа) или просто чисто сзади-снизу. ВЕДУЩИЙ делает бочку, а ведомый старается не потерять ведущего и остаться на том же месте.

Упражнение2: Горизонтальный полет, ведомый, есс-но сзади слева (справа) или просто чисто сзади-снизу, делает бочку и старается не потерять ведущего и остаться на том же месте.

Демонстрационный элемент программы.
У Голубых ангелов (и не только у них - и у Red Arrows, недавно посмотрел “Українських соколів” - они тоже так делали) есть такой єлемент - два самолета идут параллельными курсами, потом оба крутят бочку “наружу”, после окончания бочки остаются на скрещивающихся курсах и уходят - левый - вправо, правый - влево. Элемент прикольный для нас, поскольку не требует последующей синхронизации и параллельного полета. Первые два упражнения дают понимание динамики процесса и подготавливают такой элемент.

Более сложное упражнение 3:
Два самолета делают бочки (оба в одну сторону или навстречу) и остаются на параллельных курсах.
Может все вышесказанное уже исполняется коллегами, а может и нет 😃 .

Ремарка. Народ, мне очень не хотелось-бы, чтобы мои здесь посты рассматривались как умничание абстрактного теоретика. Я очень много думаю над сабджем и стараюсь, пока теоретически, внести свою лепту в развитие процесса. А также делаю все необходимое, чтобы подняться в воздух и присоединится к практикам.

P.S. Моя жена сказала, что я и машину веду так, как будто самолет пилотирую - четкие начало и конец перестроения и комментарии будущих действий 😁

Swooper
maloii:

я думал все, ща врежется

Саша, ты Blue Angels посмотри записи полетов через камеру в кокпите… Там еще ближе, а самолет тонн на 5-7 тяжелее, чем Hawk у Arrows… 😉

Guennady
Swooper:

Саша, ты Blue Angels посмотри записи полетов через камеру в кокпите… Там еще ближе, а самолет тонн на 5-7 тяжелее, чем Hawk у Arrows… 😉

Точно! Ближе чем Blue Angels в фигуре Diamond - никто не летает.

Swooper

Есть некоторые соображения по поводу дистанции на которую целесообразно уходить от базовой точки…
Если представить себе, что мы находимся в демонстрационной зоне, которая составляет порядка 150-200 метров (не более, так как ВПП в наших условиях редко когда превышают 100-120 метров в длину и разбег на взлете составляет порядка 50-70 метров) то становится вполне очевидным, что к отметке 50 метров от кромки ВПП группа уже должна выйти строем. Не важно как и каким, но это должен быть полноценный строй, который успели собрать заранее.
В виртуальном пилотаже мы используем кучу хитростей, которые помогают нам это осуществить.
Учитывая скорость полета модели L-39 в горизонте предполагаю, что сбор группы нужно закончить осуществлять до отметки 150 метров от кромки ВПП. Еще порядка 100-150 метров нужно дать на начало сбора. Если сложить все значения, то получается, что пилотажная зона группы составляет 350 метров от центра ВПП (где должны находится пилоты и наибольшее количество зрителей) в каждую из сторон от этого центра. Итого - порядка 700 метров воздушного пространства в длину. Думаю, что 100 метров в ширину от кромки ВПП также должно хватить. Высота зоны ограничена только воздушным коридором гражданской авиации… 😃

Начал рисовать программу выступления для двойки и четверки с учетом этих дистанций…

P.S. Еще раз посмотрел твое видео Дима. Так как показания “приборов” у тебя не совсем точные (помнишь, указатель высоты…) то смею предположить, что и удаление от “базы” не совсем корректно. По твоему полету на визуальном контроле я готов утверждать, что ты не удалялся за пределы габаритов полетной зоны равной 300 метрам.
Если научиться держать строй в таком пространстве то публика будет стонать. 😉

Griff
Swooper:

Учитывая скорость полета модели L-39 в горизонте предполагаю, что сбор группы нужно закончить осуществлять до отметки 150 метров от кромки ВПП. Еще порядка 100-150 метров нужно дать на начало сбора. Если сложить все значения, то получается, что пилотажная зона группы составляет 350 метров от центра ВПП (где должны находится пилоты и наибольшее количество зрителей) в каждую из сторон от этого центра. Итого - порядка 700 метров воздушного пространства в длину. Думаю, что 100 метров в ширину от кромки ВПП также должно хватить

Инфа про дистанции была даны здесь rcopen.com/forum/f101/topic220893/961 посты № 973 и 987.
И стоило ли спорить?

SAN
foxtrot:

Целая статейка получилась


“Дневник больше не существует или неверно указан идентификатор.”

Guennady

Внимание, правильный ответ 😃 !

Шутка 😃 … Скорее - информация для размышления и повод для споров.

ОЧ-ЧЕНЬ внимательно смотря фильм про Голубых Ангелов я в первой серии заметил в руках у командира эскадрильи листок с картой зоны полетов я очень внимательно старался подсмотреть, что же там было нарисовано. В общих чертах я увидел восемь пересекающихся линий - типа два креста с одним центром

И в последней серии я опять увидел этот листик уже другой зоны, а поскольку я смотрел эту серию дважды и знал, в какой момент он будет на нее смотреть - я смог внимательно рассмотреть эту карту. И увидел деталь, которую просмотрел в первый раз - засечки! Это могут быть километровые засечки или секундные засечки.

Вот примерная карта - за основу взято модельное шоу “Аэрошок” на аэродроме Бородянка. Красным обозначены позиции зрителей.

Засечки - по сто метров.

В фильме про Голубых Ангелов рассказывали, что они всегда специально помечают центр зоны. На аэродромах ставят приметную фуру, на воде - ставят ярко выделяющийся корабль.

Не знаю - летают ли они по тем линиям, которые нарисованы, но я подумал и решил, что вполне может быть. Тогда карта может иметь такой вид:

Ну - не обязательно ИМЕННО такой. НО!!! По такой (подобной) карте, если нарисовать маршрут полета, можно железно определить-увидеть ориентиры начала-конца поворотов, начала-конца маневров. А далее - ведущий ориентируется по этим ориентирам и комментирует свои действия, ведомые - слушают ведущего, по его словам готовятся к действиям, а при наступлении контрольных точек, по которым поворачивает ведущий - просто следуют за ним.

Еще раз - на картах засечки - примерно через 100 метров, дистанция по радиусам - 650-700 метров.

Может, конечно, то, что я говорю - само собой разумеется, но решил написать 😃 … Ибо увиденное - уже 20% понятого.

smg2000

Примерно так я себе разрисовал зону наших полётов. Только я взял за центр точку где находится принимающее-передающее оборудование, а по лучам проставил отметки в метрах до хороших визуальных ориентиров с учётом дальности работы оборудования.

Если придётся летать в другой местности, а придётся 😃, нужно будет и там искать привязку раскладки к местности. К сожелению точность данных моего ГПС пока под сомнением. Приходится привязываться визуально.

Busurman

Угу, правильно. Одиночный пилотаж вообще работается по приборам и хронометражу с небольшой привязкой к местности. Вход-выход. Движения доведены до автоматизма. В групповом сложней не много. Ведущий водит фигуры, ведомые за ним. Но они знают, что будет делать ведущий и что делать им.

Swooper
Griff:

И стоило ли спорить?

Стас, никто не спорит. Просто у нас несколько разнятся цифры по дистанциям и размерам пилотажной зоны… Мы все будем проверять на практике и выкладывать инфу.

А Геннадий начал активно “сливать” секреты пилотажа… 😛
Ну, все правильно нарисовал, можно сказать. Да, ориентир должен быть обязательно, так как он нужен исключительно для ведущего. Ведомые только уткнулись в ориентиры и по ним работают…
У ведущего есть совсем мало времени для того, чтобы смотреть на приборы. Лишь только контролировать по их показаниям свое положение и скорость.
Есть только одна вещь, которую в твоей карте нужно сразу исправить. Центр зоны нужно сместить так, чтобы восьмерка не ложилась за зрителей. Это опасно!
Ее нужно “выгнуть” в пилотажную зону, а край, который ближе к зрителям сделать более прямым. Те фигуры, которые им интересны, выполняются практически всегда с прямого полета. 😉