вопрос по центровке модели

Navigatjr
viktor_p:

Модель норовит свалиться в спираль влево и вправо одинаково.

Мне кажется основная проблема вашего самолёта связана с экстравагантно установленным двигателем! Во первых получается слишком высоко расположенный ЦТ, во вторых такой момент от двигателя на мой взгляд выкосом не скомпенсируеш и проблем с управлением не избежать

viktor_p

Вчера летал в сумерках. Модель поднялась очень высоко, метров на 300, и как-то без моего участия. Удерживать самолет перед собой не удавалось - сносило ветром. Растерялся. Когда опомнился, он был уже почти в километре от меня. Выключил двигатель и ввел самолет в пикирование. Где-то у земли, потеряв его из виду, бросил управление. На обратном пути измерил шагами расстояние, благо совпало с колеей снегохода. 1600 шагов. Т.е. модель управлялась на расстоянии 800-1000 метров.
Установка двигателя - вверх 8 градусов. Пробовал 10 - кабрирует. Хочу попробовать 6-7 градусов.
Угол установки крыла 0 градусов, именно по хорде, а не по нижней плоской поверхности.
Стабилизатор минус 2 градуса.
Самолет заваливается на крыло, если радиус виража меньше 40-50 метров.
Сегодня летал при тихой погоде. Крен удавалось парировать поворотом руля направления в противоположную сторону (напомню: летаю без элеронов). При этом получается, что лечу не куда хочу, а лишь бы не упасть.

Navigatjr
viktor_p:

Самолет заваливается на крыло, если радиус виража меньше 40-50 метров

ну дык я и говорю ЦТ высоко!!!

viktor_p

А как же низкопланы? У них ЦТ еще выше!

sergass

Позвольте пару слов…При равных прочих условиях,чем ниже крыло,тем больше угол V. Высокоплан -угол небольшой,среднеплан - средний(немного больший),низкоплан -ещё больше. Возможно,ваша модель валится не в штопор,а в спираль. Угол V при столь высоком ЦТ умеренный,площадь киля немаленькая.Боковая устойчивость обеспечивается как раз отношением боковой проекции фюзеляжа(включая проекцию крыла), к площади киля.
Если киль великоват,модель валится в спираль,если маловат,модель летит раскачиваясь(так называемый"голландский шаг").Истина где то посредине.
Ну и,всё таки ,рассмотрите вариант перестановки двигателя по классической схеме - в нос. А винт можно поставить на пропсейвер,или купить складной .Я уже не первый год ставлю на “тренеры” складные винты,очень полезная вещь для первоначального обучения. То в высокую траву летом,то в мёрзлый снег зимой, то вообще в дерево или в куст влетит - вал мотора не погнут,винт цел,летаем дальше!

sergass

При такой схеме,чтобы уменьшить высоту расположения двигателя, обычно ставят двиг. с большими оборотами,и,соответственно,малым диаметром винта. Если не трогать двигатель,можно попробовать поставить “уши” на крыло, или даже концевые шайбы приличных размеров.Если устойчивость улучшится,значит точно,спиральная неустойчивость.

Wladimir_Th

Сам долго ломал голову что же такое с моделью Виктора. По всем данным должна летать прекрасно. Возможно виновна установка мотора. Хотя у моего товарища с такой же точно силовой установкой аппарат летает как утюг. Вот видео.

sergass
Wladimir_Th:

Вот видео.

Интересный ролик. Стреловидное крыло даёт такой же эффект, как небольшой угол V.

Wladimir_Th

Самое интересно что и с прямоугольным крылом(стояло до этого) без V самолет летал на ура. Потому то и непонятно почему у Виктора самолет капризничает.

viktor_p

Владимир, Сергей, Борис, и все, кто поучаствовал в поисках истины - всем Вам большое спасибо! Когда я выкладывал свое первое сообщение, я здорово волновался, потому что это был мой первый выход в интернет. А поэтому не уточнил что первые два полета были с двигателем в носу. И двигатель был пооборотистей - 1100. Теперь он пострадавший. Хотелось купить еще шустрей, но пришлось купить что было и воодрузить его на высоченный пилон. В воскресенье после полетов начал делать заготовки на новое, более V - образное крыло. Но в тот же день я видел,что все летают с еще меньшим углом, правда с элеронами. После Ваших подсказок, друзья, пожалуй начну с самого простого - убавлю киль на треть. Возможно этого будет достаточно. И в ближайший выходной, если позволит погода, теория будет проверена на практике.

Navigatjr
viktor_p:

В воскресенье после полетов начал делать заготовки на новое, более V - образное крыло. Но в тот же день я видел,что все летают с еще меньшим углом, правда с элеронами. После Ваших подсказок, друзья, пожалуй начну с самого простого - убавлю киль на треть.

А вот я бы на вашем месте начал с элеронов!!! как то не обратил внимания что их на вашей модели нет!!!

GSL
viktor_p:

После Ваших подсказок, друзья, пожалуй начну с самого простого - убавлю киль на треть. Возможно этого будет достаточно.

Лучше новый киль сделайте чтобы можно было потом вернуться к старому. Совершенно непонятно почему он у вас не летит, вполне нормальные пропорции у самолета. Может ранний срыв потока? Профиль у вас не самый лучший для таких хорд и скоростей.

Wladimir_Th
Wladimir_Th:

Самое интересно что и с прямоугольным крылом(стояло до этого) без V самолет летал на ура.

Вот эта стрекоза. Если кому интересно. Летала с камерой.

Skyhawk
Navigatjr:

А вот я бы на вашем месте начал с элеронов!!! как то не обратил внимания что их на вашей модели нет!!!

Элероны влияют на УПРАВЛЯЕМОСТЬ по крену, но НИКАК не на УСТОЙЧИВОСТЬ!!!

ИМХО, дело, наверное, в киле. Либо его площадь уменьшить, либо его плечо (Lво)-увеличить.

by_hjy
Skyhawk:

Либо его площадь уменьшить

Зачем уменьшить,может увеличить?
Кто бы объяснил,почему двигатель нельзя поставит на штатное место,а если эксперемент ради него самого,то шдудируйте классику.

Skyhawk:

УПРАВЛЯЕМОСТЬ по крену

Недостаточная мощность ВМГ,говорят с РД и забор полетит.

sergass
Skyhawk:

Элероны влияют на УПРАВЛЯЕМОСТЬ по крену, но НИКАК не на УСТОЙЧИВОСТЬ!!!

Совершенно верно ! Но! Кабы были элероны, был бы шанс вывести модель из спирали.

Skyhawk:

либо его плечо (Lво)-увеличить.

будет ещё хуже( в случае спиральной неустойчивости)
Прямо сейчас у нас в клубе делается совершенно аналогичный самолёт,но крыло сделали с развитыми" ушами"и с элеронами. Степень готовности ещё далека до полёта,а то можно было бы сравнить результат.

Wladimir_Th
sergass:

Кабы были элероны, был бы шанс вывести модель из спирали.

Вряд ли. Нужен большой запас высоты. Но польза в такой ситуации все равно от них есть и немалая. Мой Пейперок срывался обычно на посадке, причем без каких либо внешних признаков(покачивание крыльями и т.п.). Просто летит себе и кувырк… Все что оставалось, это элероны в одну сторону(до упора), РН в противоположную, а РВ вверх(все естественно до упора). Самолет делал плоский штопор и плашмя плюхался на землю. Так сказать - классика жанра. Этот трюк ни разу меня не поводил. Причем и на другом самолете(пилотажке) когда отказал регуль, а самолет был за лесополосой. Дотянуть до себя явно не смог бы, а лазить по березам очень не хотелось. Рули, как описал выше,и когда подошел к самолету, тот стоял цел и невредим на шасси.

Navigatjr
Skyhawk:

Сообщение от Navigatjr А вот я бы на вашем месте начал с элеронов!!! как то не обратил внимания что их на вашей модели нет!!! Элероны влияют на УПРАВЛЯЕМОСТЬ по крену, но НИКАК не на УСТОЙЧИВОСТЬ!!!

ну конечно!!! лучше иметь неустойчивый и неуправляемый точнее еле еле управляемый РулёмНаправления самолёт чем нормально управляемый элеронами при той же устойчивости- неустойчивости

Skyhawk
by_hjy:

Недостаточная мощность ВМГ

Ну да! Типа “тяги много не бывает”…

Лучше иметь самолёт, летящий не “на ручке”!

viktor_p

Когда проектировал модель, заложил площадь киля 1 квадратный дециметр. При изготовлении внешний вид показался неказистым. И я придал ему солидности, доведя площадь до 1,6. Вчера я убавил эту площадь до 1,1. Осталось дождаться выходного. Степан, Ваше замечание по профилю принимаю. ЮЮ 3-25-14 -сам придумал. Но он,кажется, похож на ЦАГИ Р-111-15,5. Толщина у моего 14%. При прямолинейном полете уменьшение скорости приводит не к сваливанию на крыло, а к проседанию. Переход модели в спираль можно прекратить на любом этапе действием РН в противоположную сторону.Однако при крутой спирали требуется 15 -20 метров высоты. Элероны на данном этапе вряд ли что изменят. Мой суммарный налёт чуть больше получаса. При полете на себя я еще путаюсь. Могу вместо “влево” дать “вправо”, а вместо “убавить газ” дать “полный”. Но, если при штатном расположении двигателя, я его “победил”, т.е. доканал за две грубых посадки, то на пилоне другой уже двигатель перенес десятка три таких посадок. В том числе и вертикальное падение на полном газу. Выручает снег. Хочу довести модель до легкого управления без элеронов. И чтобы ошибки сама исправляла, как только бросишь управление. Чтобы эту модель можно было предложить совсем неопытному пилоту. Что касается мощности, то на данном этапе ее достаточно. 180 Ватт и 600 - 700 грамм тяги при весе модели 810 позволяют взлетать довольно круто.

by_hjy
viktor_p:

Переход модели в спираль можно прекратить на любом этапе действием РН в противоположную сторону.Однако при крутой спирали требуется 15 -20 метров высоты. Элероны на данном этапе вряд ли что изменят. Мой суммарный налёт чуть больше получаса. При полете на себя я еще путаюсь. Могу вместо “влево” дать “вправо”, а вместо “убавить газ” дать “полный”.

Виктор,это Вам большой жизненный опыт не даёт покоя.Против классики не попрёшь,искренне завидую Вашему упорству.

viktor_p:

И чтобы ошибки сама исправляла, как только бросишь управление. Чтобы эту модель можно было предложить совсем неопытному пилоту.

Вот это врядли… Самолёт летит,а управляет самолётом пилот,а есть ещё аппа и т.д и т.п.Полётов через 500 у Вас все самолёты будут летать сами.Удачи.

banned link

Расчёт профиля.