По установке мотора на Edge 540.

Wild_Falcon
HS125:

Замеряется расстояние от передней до задней кромки (хорда) крыла вдоль фюзеляжа. Находите от этого растояниия 25% и отмеряете его от передней кромки.

Метод работает только для прямоугольных крыльев (для трапецивидного уже может не работать).
Стоит ознакомиться с общим случаем, тогда проблем ни на какой форме крыла не будет: stroimsamolet.ru/009.php

HS125
Wild_Falcon:

Стоит ознакомиться с общим случаем,

Сергей!

Большое спаcибо! Инетересно. Но зачем такие сложности. Практически диапазон “комфортных” летных центровок лежит в пределах 15-35% в зависимости от особенностей ЛА.

Для новичка достаточно сделать как я написал. Даже без учета САХ и формы крыла в плане это работает. Погрешность при этом укладывается в вышеупомянутый диапазон.

Wild_Falcon
HS125:

Но зачем такие сложности.

Никаких сложностей. Геометрический метод, изложенный на первой картинке по моей ссылке прост как топор и отлично работает.

HS125:

Для новичка достаточно сделать как я написал. Даже без учета САХ и формы крыла в плане это работает. Погрешность при этом укладывается в вышеупомянутый диапазон.

HS125:

Практически диапазон “комфортных” летных центровок лежит в пределах 15-35% в зависимости от особенностей ЛА.

Новичку хорошо бы все-таки знать, что метод который проходит для данной конкретной модели является частным случаем, и на другой модели так уже не будет. К тому же есть огромное количество моделей для которых нужно точно выставлять центровку, а погрешность в “15-35%” приведет к крашу.

Кстати, у EDGE540 крыло сильно трапецевидное с 0 стреловидностью по передней кромке, и применяя для него “упрощенную” формулу для рассчета прямоугольного крыла будут фактически получаться задние центровки.

В двух словах - проканывает на глаз выставить - ок. Но откуда все берется и как нужно считать тоже стоит знать (как минимум где искать), если уж полезли в модификацию самолета.

Nik_son

Расскажу откуда пошли сомнения. Рассматривая в разных магазинах подобного плана самолет в бальзовом исполнении, обратил внимание, что практически на всех сетапах, за исключением редких случаев, либо уже установлен либо рекомендуется к установке мотор более мощный чем был установлен у меня (Dualsky 2830 1180kV), тем более на пилотажных моделях. Брал его с рук и он уже там был. С ним я летал, но в полете такое ощущение что летает мордой вверх немного, хотя аккум у самого носа, значить центровка задняя, (возможно полетать блинчиком по кругу и не жиганить он и подходит), но сопоставив эти факторы сделал вывод, что мотор маловат. А у меня есть мотор мощнее и тяжелее (106гр.), дай думаю поставлю. Ну и в характеристиках мотора заявлено что для пилотажных моделей весом около 800 гр. Весов нет, но посчитал, что мотор 100 + аккум 150-200 3S на 1500 или на 2200 mAh, ну и сам самолет грамм 500. У меня есть Экстра 260 бальзовая с таким же размахом так она гораздо легче Эйджика, вот туда да 2830 само то. Есть еще DYS 3630 1100 kV весом 70гр., но там крепление пропеллера через цангу и совсем не удобное. Вот видео, может будет понятнее

HS125
Wild_Falcon:

Новичку хорошо бы все-таки знать, что метод который проходит для данной конкретной модели является частным случаем, и на другой модели так уже не будет

Никто не отрицает пользу любых знаний.😃 Будет у новичка желание изучить это он изучит. Статья рассчитана больше на проектировщиков.
Для тех кто больше летает, а не строит сложные копии, нужно понимание центровки с точки зрения процессов аэродинамики.
То есть нужно понимать что такое центровка и как она влияет на летные характеристики. Особенно важно знать что такое предельно передняя и предельно задняя центровка и какими критериями они определяются. Чем опасно превышение этих пределов.

Wild_Falcon:

К тому же есть огромное количество моделей для которых нужно точно выставлять центровку, а погрешность в “15-35%” приведет к крашу.

Это не погрешность. Это диапазон рекомендуемых(комфортных) центровок. А погрешность расчета позволяет остаться в этом диапазоне.

За больше чем 35 лет занятий моделизмом не видел моделей разбившихся с центровкой в указанном мной диапазоне. Бьются только потому в этом случае, что пилот не понимает сути опасности запредельной центровки и как с этим бороться в воздухе если такое случилось. Или опыта пилотирования не хватает (но понимание есть) чтобы справиться с такой центровкой.
Я не зря порекомендовал 25. Если боязно что за счет расчета без САХ (тогда уж и форму профиля надо учитывать) вылезете за задний предел, перестрахуйтесь и сделайте для облета 20%. Потом по поведению модели определитесь куда лучше ее двигать грузиками (опять как выше писал понимать надо к чему это приведет)

Wild_Falcon:

В двух словах - проканывает на глаз выставить - ок. Но откуда все берется и как нужно считать тоже стоит знать (как минимум где искать), если уж полезли в модификацию самолета.

Этим вы только подтверждаете мои слова сказаные выше в постах. 😃

Wild_Falcon
HS125:

Статья рассчитана больше на проектировщиков.

В этой статье в контексте нашего разговора значение имеет одна-единственная картинка, как найти САХ крыла (от которой уже меряем проценты), тут все элемнтарно:

HS125:

Это не погрешность. Это диапазон рекомендуемых(комфортных) центровок. А погрешность расчета позволяет остаться в этом диапазоне.

Вы порекомендовали рассчитать САХ заведомо неправильным для этого самолета способом. Я уточнил как надо. Что тут не так?

HS125:

За больше чем 35 лет занятий моделизмом не видел моделей разбившихся с центровкой в указанном мной диапазоне.

Я за четыре года увидел уже достаточно моделей бьющихся от разницы между 18 и 25%, потому не стоит обобщать.

HS125:

перестрахуйтесь и сделайте для облета 20%

20% ЧЕГО? Если говорите о каких-то процентах, тогда и что такое САХ нужно знать и вам, и тому кому вы это советуете. А если перестраховываться от неудачного тыканья пальцем наугад, то тогда зачем какие-то цифры озвучивать?

Повторюсь - тыканье пальцем может уже не пройти на следующей модели.
А определение и рассчет САХ уже по объему текста меньше, чем ваша аргументация почему новичку она не нужна.

Nik_son:

Расскажу откуда пошли сомнения.

Корректировать центровку изменяя силовую установку или батарею само по себе правильно (чтобы возить не мертвый, а работающий груз). Но вы уверены, что двигатель слишком слабый? Может он как раз достаточен, и можно немного утяжелить батарею.

Рекомендациям вида “двигатель для такого-то типа самолетов”, “для самолетов в 500г” не стоит особенно доверять, это нельзя назвать характеристикой мотора. Значение будет иметь связка двигатель * винт * напряжение питания = тяга, зная только одну из переменных невозможно ничего сказать о тяге. А зная две переменных можно высчитать третью исходя из необходимой тяги.
Просто если у вас задняя центровка, то не факт что движка не хватает, просто может самолет на нем висит вместо крыльев. Попробуйте сначала выровнять центровку, как правильно советует вам Вячеслав, а потом уже принимать решения.

ВладимирМ
Nik_son:

такое ощущение что летает мордой вверх

На видео смотрится как с задней центровкой , но может недостаточный выкос мотора вниз . Проверяется ведь легко - в полёте полностью убираем газ ,рули в среднее положение и смотрим как планирует . При правильной центровке должен чуть опустить нос и лететь со снижением . Если опускает хвост , значит центровка задняя . Если без мотора планирует хорошо , а на моторе задирает нос , значит с центровка нормальная , а мотор надо чуть наклонить вниз .

Nik_son

Да, спасибо. Выкос мотора был действительно не правильный. Я облетывал и не знал какой он должен быть, а его и при разгоне на взлете сильно уводило в лево. А вот если со старта (если у него медленная пробежка ровная) газонуть резко, самолет должен разгонятся прямо или его может уводить?

ВладимирМ

Да при разбеге модель слегка может в любую сторону уходить , под колёсами ведь разное может быть , всегда приходится подруливать . Если уходит сильно влево , то приходится увеличивать выкос вправо . Но оценивается выкос в полёте , смотрят на сколько прямолинейно летит самолёт , как он рулится по курсу . Ато можно так навыкашивать ,что по полосе будет бежать ровно , а в воздухе не удержать .

При резкой дачи газа , реакцией винта может развернуть и настроенную модель и не настроенную . Реакция винта сильная штука .

У самолётов чем больше диаметр винта , тем лучше принудительный обдув всех рулевых поверхностей , а значит лучше управление на малых скоростях полёта . Но вместе с тем и сильнее реакция винта ( сила которая старается наклонить модель против вращения винта ) , а гироскопический эффект еще старается повернуть самолёт по курсу . Все эти паразитные эффекты снижаются подбором выкосом мотора .

Petr_A

Похоже ЕДЖЕ-540 это пилотажка и выкос двигателя вниз делать не стоит- просто сделать выкос вправо немного.
А вот поднять самолет повыше и перевернуть его в инверт при облете надо было -и тогда станет ясно в чем дело.
толи не отриммирован по РВ, толи дело в центровке.

Nik_son

Вот поведение самолета (CAP 232 тоже размах 1м с движком 2830 винт 10х4.7) при нулевом выкосе и задней центровке. Взлететь я взлетел, но в воздухе так и не смог с ним ничего сделать. Боролся до последнего. Он шел винтом.

ВладимирМ
Petr_A:

Похоже ЕДЖЕ-540 это пилотажка и выкос двигателя вниз делать не стоит-

Согласен конечно. Мотор на одной линии с крылом (среднеплан), симметричный профиль , в идеале выкос вверх вниз не делают , но при облёте иногда приходится корректировать положение мотора . И конечно всё это при условии что нет перекосов и по планированию отстроена центровка .

Nik_son:

Взлететь я взлетел, но в воздухе так и не смог с ним ничего сделать. Боролся до последнего. Он шел винтом.

Задняя центровка не приятная штука . Есть модели которые очень тяжело управляются с задней , а летающие крыло не летит с задней вообще ни как . Сразу в штопор . Мне, когда случается поднимать не облётанную модель , выставляю центровку 20% , потом по планированию подстраиваю до лучшей и после этого подстраиваю выкос .

Petr_A

На моем ЕДЖе я проверял установку линии двигатель- крыло - стабилизатор и примерно отрегулировал в 0.Но после триммирования в прямом и перевернутом полете руль высоты выставился так как на фото.
Центровка около 20-25%. по корню крыла но кажется сильно передней.К сожалению из-за идиотской конструкции аккумулятором ЦТ не изменить.а вешать груз на хвост не охота -вес и так не маленький.
Вообще мне кажется прототип EDGE-540 разрабатывался специально для пилон-гонок и модель унаследовала эти как-бы недостатки—любовь к скорости и довольно срывная форма крыла.
Но я думаю что если ЦТ. сместить назад до ~30% сделать элероны на весь размах крыла то он и на 3D потянет.
А по последнему видео(КАП-232) такое впечатление что надо Вам зарезать расходы установить экспоненты. Ну и без обид полетать на симуляторе.

Хотя EDGE-540 в умелых руках очень даже 3D аппарат.

ВладимирМ

Во судя по фото и получается что в прямом полёте мотор тянет модель вверх и Р.В. по этому оттриммирован вниз , а в перевёрнутом мотор соответственно тянет вниз и Р.В. , находясь в том же положении выравнивает модель приопуская хвост . Но это конечно чисто моё рассуждение .

Это я к тому , что по идее мотор надо чуть наклонить вниз.

Nik_son

Вот как бы это чуть понять? Читал что около 2 градусов, но это надо расчертить целую сетку на столе… и то наверное точно не выйдет.

ВладимирМ
Nik_son:

Вот как бы это чуть понять? Читал что около 2 градусов,

Я когда строю модель , сразу мотораму устанавливаю вертикально без выкоса вниз или вверх , но повёрнутую вправо примерно на 2градуса . Ни чего не расчерчиваю , просто рассчитываю . Допустим ширина фюзеляжа месте крепления моторамы 80мм , повернуть мотораму мне надо на 2град , тоесть левый край м.рамы должен выступать перед правым на сколько то мм . На сколько ? - тангенс 2град = 0.0349 умножаем на ширину м.рамы 80 = 2.79мм , ну примерно на 3мм . В таком положении её и креплю . Выкос вверх или вниз , смотря какая схема модели , делаю подкладывая под верхние или нижние лапки крестовины мотора по одной шайбочке ф3 или 4мм . При облёте - взлетаю , если вижу что самолёт сильно уводит в какую ни будь сторону , сразу сажусь и корректирую выкос добавляя или убирая шайбочки под нужными лапками крестовины . Если после взлёта сильно не уводит , набираю высоту метров 10 , убираю газ и смотрю как ведёт себя модель на планирование , определяя что надо делать с центровкой . Только после того как довёл центровку , делаю пролёты в нормальном и перевёрнутом положении , на среднем , на полном газу , в разных направлениях , тоесть определяю надо ли еще куда ни будь выкашивать мотор .

Nik_son

Вычертил, высчитал, получается 50 мм от передней кромки крыла. В центровку попадаю с этим двигателем и еще пришлось заменить аккум с 1500 mAh на 2200. С предыдущим мотором я бы никак не попал в ЦТ. Это при 25 процентах.

На экстру поставил мотор с ейджика 28- (стоял 22) и там попал в ЦТ 😃. Теперь надо погодку и облетать. Выкос мотора и там и там решил пока оставить вправо и в низ.

HS125
Nik_son:

Это при 25 процентах.

Вы только обязательно в будущем пишите это проценты САХ или по корневой нервюре, а то Дикий Сокол Сергей не поймет. Он в этом очень принципиальный.
На меня же за 20 процентов наехал, хотя из контекста понятно было.😃
Я же про САХ по его мнению не знаю. Хотя понятие о ней еще с 9 класса школы имею. А про вуз даже молчу. Там в курсе аэродинамики постоянно ее упоминали, как и должно быть.

Nik_son

На корневой хорде 😃. САХ вычислил сам по чертежу, потом зашел на rc-aviation.ru там на калькуляторе проверил, все совпало до миллиметра, и на нем же вбил желаемые проценты где и показало ЦТ . Хотя это теория, возможно на практике будет кирпич полный 😃 который не сможет и от земли оторваться.

HS125

Николай. Посмотрел видео полета вашего эджа. На мой взгляд летает он нормально. Просто по всему у вас опыта пилотирования таких маневренных моделей еще не много, поэтому он для вас как норовистая лошадь. Может даже и не надо менять центровку, поскольку в будущем может вы вернетесь к ней. Более задняя центровка снижает запас статической устойчивости ЛА и увеличивает его управляемость. С этим можно бороться зажиманием расхода по РВ или настройкой экспоненты не меняя центровку.
Многие опытные пилоты специально сдвигают ее назад ближе к нейтральной, чтобы на определенных фигурах легче было удерживать модель. И предыдущий хозяин вашего эджа возможно так и сделал.
Еще совет. Дайте облетать самолет опытному пилоту. Он его правильно оттримирует, и скажет свое резюме о том надо ли в нем что то менять с точки зрения летных характеристик.

Andry_M
Nik_son:

САХ вычислил сам по чертежу…все совпало до миллиметра

Николай, а скока вычислили? И скока хотели вычислить? 😒 Прочел ветку и голова кругом… 😵 Все смещалось в кучу: мало тяги, центровка не такая, хочу выкос, боролся до последнего…

Вячеслав дело говорит! 😃 Вникните. Прочтите еще разок!
Сама по себе величина центровки особо не о чем не говорит. Можно летать в широких ее пределах. Когда нет опыта, нет наставника, но есть куча зевак, жаждущих зрелищщ, самолеты не летают. Чаще они падают… 😦
Ради эксперимента, на своей 3Дэхе центровку задвигал за 50% САХ. Сначала 😲 АТАС! Потом ничего так… 😃 Выкос не гнул. Отлетал почти сезон. Никто не разбит, ничто не паламато. 😎

Когда есть проблема, не стоит гнуть выкос, пытаясь сподобиться и стару и младу… 😃 Лучше списаться, созвониться, призвать “старейшину”. Очень быстро все встанет на место и все будут довольны! 😃