По установке мотора на Edge 540.
Спасибо за советы.
Замеряется расстояние от передней до задней кромки (хорда) крыла вдоль фюзеляжа. Находите от этого растояниия 25% и отмеряете его от передней кромки.
Метод работает только для прямоугольных крыльев (для трапецивидного уже может не работать).
Стоит ознакомиться с общим случаем, тогда проблем ни на какой форме крыла не будет: stroimsamolet.ru/009.php
Стоит ознакомиться с общим случаем,
Сергей!
Большое спаcибо! Инетересно. Но зачем такие сложности. Практически диапазон “комфортных” летных центровок лежит в пределах 15-35% в зависимости от особенностей ЛА.
Для новичка достаточно сделать как я написал. Даже без учета САХ и формы крыла в плане это работает. Погрешность при этом укладывается в вышеупомянутый диапазон.
Но зачем такие сложности.
Никаких сложностей. Геометрический метод, изложенный на первой картинке по моей ссылке прост как топор и отлично работает.
Для новичка достаточно сделать как я написал. Даже без учета САХ и формы крыла в плане это работает. Погрешность при этом укладывается в вышеупомянутый диапазон.
Практически диапазон “комфортных” летных центровок лежит в пределах 15-35% в зависимости от особенностей ЛА.
Новичку хорошо бы все-таки знать, что метод который проходит для данной конкретной модели является частным случаем, и на другой модели так уже не будет. К тому же есть огромное количество моделей для которых нужно точно выставлять центровку, а погрешность в “15-35%” приведет к крашу.
Кстати, у EDGE540 крыло сильно трапецевидное с 0 стреловидностью по передней кромке, и применяя для него “упрощенную” формулу для рассчета прямоугольного крыла будут фактически получаться задние центровки.
В двух словах - проканывает на глаз выставить - ок. Но откуда все берется и как нужно считать тоже стоит знать (как минимум где искать), если уж полезли в модификацию самолета.
Расскажу откуда пошли сомнения. Рассматривая в разных магазинах подобного плана самолет в бальзовом исполнении, обратил внимание, что практически на всех сетапах, за исключением редких случаев, либо уже установлен либо рекомендуется к установке мотор более мощный чем был установлен у меня (Dualsky 2830 1180kV), тем более на пилотажных моделях. Брал его с рук и он уже там был. С ним я летал, но в полете такое ощущение что летает мордой вверх немного, хотя аккум у самого носа, значить центровка задняя, (возможно полетать блинчиком по кругу и не жиганить он и подходит), но сопоставив эти факторы сделал вывод, что мотор маловат. А у меня есть мотор мощнее и тяжелее (106гр.), дай думаю поставлю. Ну и в характеристиках мотора заявлено что для пилотажных моделей весом около 800 гр. Весов нет, но посчитал, что мотор 100 + аккум 150-200 3S на 1500 или на 2200 mAh, ну и сам самолет грамм 500. У меня есть Экстра 260 бальзовая с таким же размахом так она гораздо легче Эйджика, вот туда да 2830 само то. Есть еще DYS 3630 1100 kV весом 70гр., но там крепление пропеллера через цангу и совсем не удобное. Вот видео, может будет понятнее
Новичку хорошо бы все-таки знать, что метод который проходит для данной конкретной модели является частным случаем, и на другой модели так уже не будет
Никто не отрицает пользу любых знаний.😃 Будет у новичка желание изучить это он изучит. Статья рассчитана больше на проектировщиков.
Для тех кто больше летает, а не строит сложные копии, нужно понимание центровки с точки зрения процессов аэродинамики.
То есть нужно понимать что такое центровка и как она влияет на летные характеристики. Особенно важно знать что такое предельно передняя и предельно задняя центровка и какими критериями они определяются. Чем опасно превышение этих пределов.
К тому же есть огромное количество моделей для которых нужно точно выставлять центровку, а погрешность в “15-35%” приведет к крашу.
Это не погрешность. Это диапазон рекомендуемых(комфортных) центровок. А погрешность расчета позволяет остаться в этом диапазоне.
За больше чем 35 лет занятий моделизмом не видел моделей разбившихся с центровкой в указанном мной диапазоне. Бьются только потому в этом случае, что пилот не понимает сути опасности запредельной центровки и как с этим бороться в воздухе если такое случилось. Или опыта пилотирования не хватает (но понимание есть) чтобы справиться с такой центровкой.
Я не зря порекомендовал 25. Если боязно что за счет расчета без САХ (тогда уж и форму профиля надо учитывать) вылезете за задний предел, перестрахуйтесь и сделайте для облета 20%. Потом по поведению модели определитесь куда лучше ее двигать грузиками (опять как выше писал понимать надо к чему это приведет)
В двух словах - проканывает на глаз выставить - ок. Но откуда все берется и как нужно считать тоже стоит знать (как минимум где искать), если уж полезли в модификацию самолета.
Этим вы только подтверждаете мои слова сказаные выше в постах. 😃
Статья рассчитана больше на проектировщиков.
В этой статье в контексте нашего разговора значение имеет одна-единственная картинка, как найти САХ крыла (от которой уже меряем проценты), тут все элемнтарно:
Это не погрешность. Это диапазон рекомендуемых(комфортных) центровок. А погрешность расчета позволяет остаться в этом диапазоне.
Вы порекомендовали рассчитать САХ заведомо неправильным для этого самолета способом. Я уточнил как надо. Что тут не так?
За больше чем 35 лет занятий моделизмом не видел моделей разбившихся с центровкой в указанном мной диапазоне.
Я за четыре года увидел уже достаточно моделей бьющихся от разницы между 18 и 25%, потому не стоит обобщать.
перестрахуйтесь и сделайте для облета 20%
20% ЧЕГО? Если говорите о каких-то процентах, тогда и что такое САХ нужно знать и вам, и тому кому вы это советуете. А если перестраховываться от неудачного тыканья пальцем наугад, то тогда зачем какие-то цифры озвучивать?
Повторюсь - тыканье пальцем может уже не пройти на следующей модели.
А определение и рассчет САХ уже по объему текста меньше, чем ваша аргументация почему новичку она не нужна.
Расскажу откуда пошли сомнения.
Корректировать центровку изменяя силовую установку или батарею само по себе правильно (чтобы возить не мертвый, а работающий груз). Но вы уверены, что двигатель слишком слабый? Может он как раз достаточен, и можно немного утяжелить батарею.
Рекомендациям вида “двигатель для такого-то типа самолетов”, “для самолетов в 500г” не стоит особенно доверять, это нельзя назвать характеристикой мотора. Значение будет иметь связка двигатель * винт * напряжение питания = тяга, зная только одну из переменных невозможно ничего сказать о тяге. А зная две переменных можно высчитать третью исходя из необходимой тяги.
Просто если у вас задняя центровка, то не факт что движка не хватает, просто может самолет на нем висит вместо крыльев. Попробуйте сначала выровнять центровку, как правильно советует вам Вячеслав, а потом уже принимать решения.
такое ощущение что летает мордой вверх
На видео смотрится как с задней центровкой , но может недостаточный выкос мотора вниз . Проверяется ведь легко - в полёте полностью убираем газ ,рули в среднее положение и смотрим как планирует . При правильной центровке должен чуть опустить нос и лететь со снижением . Если опускает хвост , значит центровка задняя . Если без мотора планирует хорошо , а на моторе задирает нос , значит с центровка нормальная , а мотор надо чуть наклонить вниз .
Да, спасибо. Выкос мотора был действительно не правильный. Я облетывал и не знал какой он должен быть, а его и при разгоне на взлете сильно уводило в лево. А вот если со старта (если у него медленная пробежка ровная) газонуть резко, самолет должен разгонятся прямо или его может уводить?
Да при разбеге модель слегка может в любую сторону уходить , под колёсами ведь разное может быть , всегда приходится подруливать . Если уходит сильно влево , то приходится увеличивать выкос вправо . Но оценивается выкос в полёте , смотрят на сколько прямолинейно летит самолёт , как он рулится по курсу . Ато можно так навыкашивать ,что по полосе будет бежать ровно , а в воздухе не удержать .
При резкой дачи газа , реакцией винта может развернуть и настроенную модель и не настроенную . Реакция винта сильная штука .
У самолётов чем больше диаметр винта , тем лучше принудительный обдув всех рулевых поверхностей , а значит лучше управление на малых скоростях полёта . Но вместе с тем и сильнее реакция винта ( сила которая старается наклонить модель против вращения винта ) , а гироскопический эффект еще старается повернуть самолёт по курсу . Все эти паразитные эффекты снижаются подбором выкосом мотора .
Похоже ЕДЖЕ-540 это пилотажка и выкос двигателя вниз делать не стоит- просто сделать выкос вправо немного.
А вот поднять самолет повыше и перевернуть его в инверт при облете надо было -и тогда станет ясно в чем дело.
толи не отриммирован по РВ, толи дело в центровке.
Вот поведение самолета (CAP 232 тоже размах 1м с движком 2830 винт 10х4.7) при нулевом выкосе и задней центровке. Взлететь я взлетел, но в воздухе так и не смог с ним ничего сделать. Боролся до последнего. Он шел винтом.
Похоже ЕДЖЕ-540 это пилотажка и выкос двигателя вниз делать не стоит-
Согласен конечно. Мотор на одной линии с крылом (среднеплан), симметричный профиль , в идеале выкос вверх вниз не делают , но при облёте иногда приходится корректировать положение мотора . И конечно всё это при условии что нет перекосов и по планированию отстроена центровка .
Взлететь я взлетел, но в воздухе так и не смог с ним ничего сделать. Боролся до последнего. Он шел винтом.
Задняя центровка не приятная штука . Есть модели которые очень тяжело управляются с задней , а летающие крыло не летит с задней вообще ни как . Сразу в штопор . Мне, когда случается поднимать не облётанную модель , выставляю центровку 20% , потом по планированию подстраиваю до лучшей и после этого подстраиваю выкос .
На моем ЕДЖе я проверял установку линии двигатель- крыло - стабилизатор и примерно отрегулировал в 0.Но после триммирования в прямом и перевернутом полете руль высоты выставился так как на фото.
Центровка около 20-25%. по корню крыла но кажется сильно передней.К сожалению из-за идиотской конструкции аккумулятором ЦТ не изменить.а вешать груз на хвост не охота -вес и так не маленький.
Вообще мне кажется прототип EDGE-540 разрабатывался специально для пилон-гонок и модель унаследовала эти как-бы недостатки—любовь к скорости и довольно срывная форма крыла.
Но я думаю что если ЦТ. сместить назад до ~30% сделать элероны на весь размах крыла то он и на 3D потянет.
А по последнему видео(КАП-232) такое впечатление что надо Вам зарезать расходы установить экспоненты. Ну и без обид полетать на симуляторе.
Хотя EDGE-540 в умелых руках очень даже 3D аппарат.
Во судя по фото и получается что в прямом полёте мотор тянет модель вверх и Р.В. по этому оттриммирован вниз , а в перевёрнутом мотор соответственно тянет вниз и Р.В. , находясь в том же положении выравнивает модель приопуская хвост . Но это конечно чисто моё рассуждение .
Это я к тому , что по идее мотор надо чуть наклонить вниз.
Вот как бы это чуть понять? Читал что около 2 градусов, но это надо расчертить целую сетку на столе… и то наверное точно не выйдет.
Вот как бы это чуть понять? Читал что около 2 градусов,
Я когда строю модель , сразу мотораму устанавливаю вертикально без выкоса вниз или вверх , но повёрнутую вправо примерно на 2градуса . Ни чего не расчерчиваю , просто рассчитываю . Допустим ширина фюзеляжа месте крепления моторамы 80мм , повернуть мотораму мне надо на 2град , тоесть левый край м.рамы должен выступать перед правым на сколько то мм . На сколько ? - тангенс 2град = 0.0349 умножаем на ширину м.рамы 80 = 2.79мм , ну примерно на 3мм . В таком положении её и креплю . Выкос вверх или вниз , смотря какая схема модели , делаю подкладывая под верхние или нижние лапки крестовины мотора по одной шайбочке ф3 или 4мм . При облёте - взлетаю , если вижу что самолёт сильно уводит в какую ни будь сторону , сразу сажусь и корректирую выкос добавляя или убирая шайбочки под нужными лапками крестовины . Если после взлёта сильно не уводит , набираю высоту метров 10 , убираю газ и смотрю как ведёт себя модель на планирование , определяя что надо делать с центровкой . Только после того как довёл центровку , делаю пролёты в нормальном и перевёрнутом положении , на среднем , на полном газу , в разных направлениях , тоесть определяю надо ли еще куда ни будь выкашивать мотор .
Вычертил, высчитал, получается 50 мм от передней кромки крыла. В центровку попадаю с этим двигателем и еще пришлось заменить аккум с 1500 mAh на 2200. С предыдущим мотором я бы никак не попал в ЦТ. Это при 25 процентах.
На экстру поставил мотор с ейджика 28- (стоял 22) и там попал в ЦТ 😃. Теперь надо погодку и облетать. Выкос мотора и там и там решил пока оставить вправо и в низ.
Это при 25 процентах.
Вы только обязательно в будущем пишите это проценты САХ или по корневой нервюре, а то Дикий Сокол Сергей не поймет. Он в этом очень принципиальный.
На меня же за 20 процентов наехал, хотя из контекста понятно было.😃
Я же про САХ по его мнению не знаю. Хотя понятие о ней еще с 9 класса школы имею. А про вуз даже молчу. Там в курсе аэродинамики постоянно ее упоминали, как и должно быть.
На корневой хорде 😃. САХ вычислил сам по чертежу, потом зашел на rc-aviation.ru там на калькуляторе проверил, все совпало до миллиметра, и на нем же вбил желаемые проценты где и показало ЦТ . Хотя это теория, возможно на практике будет кирпич полный 😃 который не сможет и от земли оторваться.
Николай. Посмотрел видео полета вашего эджа. На мой взгляд летает он нормально. Просто по всему у вас опыта пилотирования таких маневренных моделей еще не много, поэтому он для вас как норовистая лошадь. Может даже и не надо менять центровку, поскольку в будущем может вы вернетесь к ней. Более задняя центровка снижает запас статической устойчивости ЛА и увеличивает его управляемость. С этим можно бороться зажиманием расхода по РВ или настройкой экспоненты не меняя центровку.
Многие опытные пилоты специально сдвигают ее назад ближе к нейтральной, чтобы на определенных фигурах легче было удерживать модель. И предыдущий хозяин вашего эджа возможно так и сделал.
Еще совет. Дайте облетать самолет опытному пилоту. Он его правильно оттримирует, и скажет свое резюме о том надо ли в нем что то менять с точки зрения летных характеристик.