ЛК: Vorona-4 и Vorona-5 - большие дельты
Вопщем взялся я за строительство больших дельт. В этой теме буду оповещать что получаецо. Сталбыть это мои темы))) и прошу тут не флудить. Принимаюца вопросы и советы. С удовольствие буду смотреть ссылки по большим ЛК такого типа, фото, описания.
Итак.
Ворона-4 будет в размахе 1700+ мм, профиль S-образный, Фаувел, 85+ кв.дм
Ворона-5 будет в размахе 2300+ мм, профиль симметричный, NACA, 160+ кв.дм
4-ка будет монтироваться на лыжи, потом колеса. Полетит первой, надеюсь в феврале даже. 5-ка - весной апрель-май, гогдаможно будет на колесах с асфальта взлетать на доступном мне аеродроме.
Технология - эээ… стеклопенопласт. Шариковый 15 г/кв.дм, оклейка стеклотканью 0.1 мм на Zerber. Лонжероны стеклопластик. Детали - фанера, возможно бальза.
Оба крыла вырезаны в Новогодние коникулы. Неспешно делаю дальше. По мере того что получается буду публиковать. Не быстро. Чертежи позже тоже выкладывать буду, как и расчетные характеристики.
Будет здорово если кто присоединится к проекту.
Фотка 1 - Это крылья и центроплан Вороны-5. Крылья по метру, центоплан шириной 0.3 метра… Для масштабу дежит линейка 1-метровая прям на крыле.
Олег - пятерка впечатляет 😃 . А где же четверка? Скажи, что значит S-образный профиль?
Как резал?
Скажи, что значит S-образный профиль?
Картинка взята из статьи “Несущие крылья. Часть 1. Профиль крыла.”
Олег - пятерка впечатляет 😃 . А где же четверка? Скажи, что значит S-образный профиль?
Как резал?
S-образный - самостабилизирующийся. Я брал Fauvel, он похож на тот что использует Черкашин в Баклане rcopen.com/member7960
Резал горячей струной. Резалку сделал из дерева, проволока нихром 0.6 мм, натяг пружиной (купил в магазине автозапчастей), подключение через ЛАТР (я купил 0…250В до 10А). Режется полуторометровой струной на 18-20В гдето, ток не мерил. Шаблоны стеклотекстолит 0.35 мм - режется ножницами, удобно.
Дело геморойное поначалу 4-ку резали кусками по 285 мм для тренировки резалкой в 40 см струной. Были дефекты на поверхности - с первого раза то струна скакнет, то притормозим - переплав - полоска остается. Зашпаклевал пеной, склеил каждое крыло из 3 части на клей из пены сделаный. Щас пошлифовал. Как проклею переднюю кромку и сделаю вырезы под стеклопластиковые лонжероны - повешу фото…
У меня без секретов. Чертежи тоже будут - надо их немного в порядок привести, размеры проставить…
Олег, а для каких целей, если не секрет?
Вообще 5-ка нужна ждя полетов с зеркальной камерой на борту. Планирую Никон Д40Икс, а с оптикой это около 700 г. С запасом расчитываю грузоподъемность аппарата 1 кг, при этом нагрузка на крыло 30-33 г/кв.дм
Вопщем мне надо))) Да и нра мне большие. Люблю высоко подниматься, а маленький невидно…
4-ка получилась както сама собой. Вопщем просто с женой учились резать пенопласт. За основу взял геометрию Баклана примерную и профиль Фаувел. Потренировались - порезали. Детали получились нормальные - вот и решил собирать. На нем отрабатывать технологию работы…
========
А! Забыл! Переплюнем Лазеговский бомбер))))))))))))))))))))))))) 😲
Ворона-4, седня изготовил центральную нервюру из 3-сл. фанеры и гороб из тойжо фанеры и 5 мм бальзы. Завтра буду делать мотоотсек. Вырезал под короб в крыле местечко и примерил. Короб просторный, акк + фото можно и всю прочую аппаратуру. Так вот потихоньку двигаемся. Линейка для масштабу 50 см.
вот фотка
Повторюсь про один из прототипоф:
На RCGROUPS я подружился с Lee - он больше 20 лет занимается авиамоделированием, сделал сотни ЛК, в том числе и большие. Вот он на фото (фотография 20-летней давности!!!)
Сейчас Ли изготавливает до 30 самолетов в месяц для клуба штата Юта - www.utahflyers.org
Кстати там дана очень хорошая схема как можно сделать резалку для пенопласта/ЕПП, причем даже без ЛАТРа - его можно заменить диммером из магазина электротоваров и простого более менее подходящего трансформатора (у них 110V—>24V, у нас соответственно 220В—>24В rolleyes.gif )
Схема тут: www.utahflyers.org/index.php?option...7&Itemid=33 - так я и сделал.
=============
Как видно у этих 2-х моих самолетов мотор будет в носу. Не то чтоб мне это нравилось - винты ломать чаще, выкосы… В этом отношении толкающий финт как на темпестах наших или на Баклане Черкашина - много плюсов. Один минус дельты - в отличие от крыльев типа темпестов-торнадиков, ЦТ дельта-крыла находится близко к носу, а с зади крыла мноооого. Если еще и мотор взад, то чтобы все это уровновесить надо делать длинный фюз. А это опять лишний вес, лишние детали и т.д. Мне удалось собрать темпест без носа и тут тогоже добиться надо. В ЛК мне компактность нужна при большой площади крыла. Меньше чего из самолета торчит - меньше проблем))))))))))))))
Один минус дельты - в отличие от крыльев типа темпестов-торнадиков, ЦТ дельта-крыла находится близко к носу, а с зади крыла мноооого. Если еще и мотор взад, то чтобы все это уровновесить надо делать длинный фюз. А это опять лишний вес, лишние детали и т.д. Мне удалось собрать темпест без носа и тут тогоже добиться надо. В ЛК мне компактность нужна при большой площади крыла. Меньше чего из самолета торчит - меньше проблем))))))))))))))
Олег! Здравствуй.
Ты упомянул НИкон 40 - ведь это вместе с объективом около 700 грамм полезного веса. Не ужель не хватит для балансировки ? А с передней мото установкой как ты его крепить то будешь?
Олег! Здравствуй.
Ты упомянул НИкон 40 - ведь это вместе с объективом около 700 грамм полезного веса. Не ужель не хватит для балансировки ? А с передней мото установкой как ты его крепить то будешь?
Хватит. Должно хватить.
Фотоаппарат будет смотреть вниз-вперед под 45 градусов к горизонтальной оси самолета. Пропеллер и передние 2 колеса шасси попадать в кадр не будут на 28 мм. На вороне-4 зеркалки не будет. Пока вообще без фото, но возможно поставлю мыльницу 250 грам.
Ну пока на 4-ке созревает клей из монтажной пены, но который посажены лонжероны показываем на чом полетит.
Весь хлам будет питаться двумя имеющимися вариантами - Липо 3.7А 3s1p и 5s1p.
Вот было подзатарено следующее:
Регуляторы хода HXT до 6s 120 и 80 амперные а также примочка для USB к ним. Ну и UBEC отдельный конешно (на фото его нету, валяецо гдето в коробке)
Двигатель HXT 50-45 890kv Brushless Outrunner 700 ватов с плюсом как обещаецо… 😒
Пробовал включать - уже на 3 банках похоже, на 5 банках страшно даже без пропеллера… 😵 Думаецо из него выжать под 4 кг тяги на винте 14х6. Хотя планирую собрать 4-хлопостной 10-тидюймовый. Позволит короче стойки шасси делать. КПД особо не волнует. на 4 лопасти 10х8 и 10х7 мотокалька обещает щчастье с этим мотором на 5 банках… Это для самолета с 2300 мм размахом и почти 4 кг весом.
Ссылка на мотор и отзывы там о нем есть: www.unitedhobbies.com/…/uh_viewItem.asp?idProduct=…
Сбоку-припеку лежыт Hyperion Z-3019-12 - мой самый первый мотор. На нем я пайпер первый (и последний) побил, потом летал на темпесте Ворона-1 и пробовал на Ворона-2. Потом купил тандертайгеровский аналогичный двиг чуть помощнее. Потому как еще на пайпере когда носом в землю сделал (ттут то у меня и закралась идея бетонобойных самолетоф 😛 - специальный комент для лази) попали камушки внутрь и малость покоцало обмотку. Двиг работал, но както неохота было на нем дальше - типо неепорядык. Вопщем отдал в медтехнику нашу где он провалялся с осени и его так и не перемотали.
Провода для перемотки где продают ненашел, надыбал немного провода в полмилиметра. Раздербанивал старую обмотку долго. Вообще не понял как они наматывали там в гиперионе, в 7 жил достаточно тонким проводом 7 витков нащитал. Выковыривал остатки зверски. Очень плотно…
Полумилимитровым проводом в 2 жилы влезло по 6 витков на катушку. Схему намотки брал с извесного немецкоязычного сайта, где ничо непонятно по причине незнания языка, но картинки очень зачОтные.
Проверил мотор - крутит хорошо, почти не греецо. Аккуратнее даже стал както чем было (интересно, лази таг не смог бы?)… Програмка регулятора хода показала на полных оборотах почти 12 тыщ оборотов с трех банок без пропеллера. На 5 банках - вижит задорно)))).
Надо купить амперметр и токи с пропеллерами померить. токо незнаю какой ток теперь допустим для полученной намотки. Придецо эксперементировать… Интересно сравнить. Раньше на 12х6 он давал около 2 кг тяги. Но было 900 kv, а щас похоже больше?! Ну сгорит - фиг с ним, теперь мотать умею. Если кто может что тут подсказать - подскажите.
Чем мерить незнаю. Мультиметры что продают все до 10А, пару видел до 20А. Может купить простой стрелочный амперметр - на 220В до 100А который. Им правильно мерить? 😃
P.S. По перемотанному мотору сделал отдельный топик в соответствующий раздел rcopen.com/forum/f20/topic88771
Буду благодарен если кто поможет доразобрацо…
Ну пока придумываю приспособу для замера тяги движков (ээээ думаю как зделать - если кто знает покажите).
Для самолетов заказал ткань стекло 30 г на кв.м и 46 г на кв.м аж по 50 квадратных метров с запасом… Иле по 60… Непомню щас. Уже едет в Уфу, и ладно.
Для выклейки деталей и “бетонобойных элементов конструкции” (терминология лазифская) прикупил в Уфе Т13 - конструкционная стеклоткань плотностью 260 гдето г на кв.м
Ткань хорошая, но в отличие от тонких нифига не пропитывается. К115+ПЭПА в нее плохо идет 😠 , Цербер чуть получше. Цербер ее также пропитывает при разбавлении 646-м растворителем (становится жиже и растворитель видимо пробивает немного паравфин), но этот вариант недопустим при оклейке пенопласта 😊 … Отжигать ее проблема на газу. отжигается поверхность, а внутри похоже остаецо парафин.
Духовки нет, есть холанцкая электроаэропечка HOTTER. В ней на максимальной темп-ре 250 гр. Цельсию 20 минут грел бестолку. Толи печ недогревает, толи парафин суровый.
Просто кипятил в воде перед этим 2 дня назад - нифига хорошего. Замачивал в бензине - не берет. Ну мочить в будущем по несколько квадратов в ацетоне и подобной гадости 😵 идею я вообще отверг. Спирт не пробовал… жалко)))))
Полистав форум сопоставил нацучный опыт коллег использовал такой метод.
Итаг, простой способ удаления парафиноф из стеклоткани:
В кастрюлю на литр воды 1 стол. ложка стирального порошка (Лоск автомат был) + немного с полчайной ложки фери для посуды. Все это с тканью варим на сильном огне минут 20-30 и пока варицо ☕. Вода в итоге становится мутной противной и подлежит, да прости Гринпис грешнегоф, сливу в унитаз. Кастрюлю ставим под кран с горячей водой и держим под струей пока не перестанет пенить остаток порошка. Сушим вблизи батареи чтоб быстро 😃
Ткань в итоге стала идеально чистобелой, сухой на ощупь. Пробовал жеч на газу -никакого дыма. Даж перегрел кусок. Но не задымило. Попробовал пропитывать - великолепно (Zerber - отлично, К115 - не пробовал, но уверен - тоже хорошо будет).
Вот так небесполезно прошел есчо денёк)))
[i]В кастрюлю на литр воды 1 стол. ложка стирального порошка (Лоск автомат был) + немного с полчайной ложки фери для посуды. Все это с тканью варим на сильном огне минут 20-30
Олег! Дай бог здоровья твоей жене!!! Золотая женщина!!
Олег! Дай бог здоровья твоей жене!!! Золотая женщина!!
Ну да. И крылья мы с ней на пару резали… 😁
Кстати - кастрюля стала благодаря екперименту как никогда ранее чистая!!!
Ну да. И крылья мы с ней на пару резали… 😁
Кстати - кастрюля стала благодаря екперименту как никогда ранее чистая!!!
Олег имеющиеся у меня j,jheljdfybt весит примерно 250 грамм-
мотор:PILOTAGE 2213/20-55грамм, 150WATT
Аккамулятор DUALSKY XP13003GT 25C-120грамм
Ргулятор DUALSKY 18A-10грамм
Сервы HS-81 2*20=40грамм
Приевник HITEC-10грамм
Данный комплект оборудвания без проблем таскал МИНИ-СПОРТСТЕР общей массой 650грамм, данное крылышко планируется как эксперементальное, чтобы на нем отработать технологию постройки, и проверить возможности с данным комплектом аппаратуры
Олег имеющиеся у меня оборудование весит примерно 250 грамм-
мотор:…данное крылышко планируется как эксперементальное, чтобы на нем отработать технологию постройки, и проверить возможности с данным комплектом аппаратуры
Сергей, принято. Я правда не имел дела с такими маленькими моторами. А какую тягу можно выжать из него?
Вечером я попробую расчитаь вес планера на 1200 мм, посмотрим что получится!
Вы выбрали схему Вороны-4, посему присваиваю ей версию Ворона-4-1200 😉
Из какого пенопласта будете резать? У меня идет шариковый 15 г на дм^3
Надо купить амперметр и токи с пропеллерами померить. токо незнаю какой ток теперь допустим для полученной намотки. Придецо эксперементировать… Интересно сравнить. Раньше на 12х6 он давал около 2 кг тяги. Но было 900 kv, а щас похоже больше?! Ну сгорит - фиг с ним, теперь мотать умею. Если кто может что тут подсказать - подскажите.
Чем мерить незнаю. Мультиметры что продают все до 10А, пару видел до 20А. Может купить простой стрелочный амперметр - на 220В до 100А который. Им правильно мерить? 😃
Я такую приблуду смастерил для измерения тока. Весьма дешево и точно.
Я такую приблуду смастерил для измерения тока. Весьма дешево и точно.
Спасибо - у нас тут какраз точно такиеже головки на 50А продают по 1250 рэ (хе-хе - по три рубля за амперчег)… Подскажите кратенько что такое шунт и в чем принцип работы - а то там в теме все понимающие поговорили а я непонимающи не все понял 😵
Запрос на Врорну-4…
…удовлетворяем!
Итак, Сергей, ваша Ворона-4-1200. Вчерась вечерком пощитал, помасштабил чертеж, вот что вышло.
Вот это собственно схема самолета. Отмасштабировано то что я делаю щас в размахе 1700.
Здесь я не поставил лонжероны пока. Я предполагаю что 1200 размах вы ограничели чтобы удобнее возить в авто. Если будете возить в легковушке то 1.2 метра без проблем можно делать неразборным! Учитывая принятую технологию - неподецки бронировать пенопласт стеклотканью крыло выходит таким жестким, что лонжерон попросту ненужен - лишние 100-150 г веса и лишний день работы! Я щас както ломаю голову на будущие проекты как обезлонжеронить самолеты 2 и более метровые. Но это - потом.
Вот пощитал исхоодя из шарикового пенопласта. Здесь расчеты объема веса и расхода ткани-смолы правильные - я делал тестовые выклейки, все нормально. Завысил вес оборудования (ведь будет пропеллер, удлинители машиной и т.п.) Всякие шасси и прочее накинул по весу с запасом, фото предположил небольшой. Как соберется самолет и получится истинный вес можно будет облетать на грузоподъемность и потом выбрать камеру!
Надеюсь я неошибся, но формулы все теже. У меня на практике по пенопласту получилось чуть поменьше чем в расчетах. ИМХО пенопласт полегче вышел, или формула усеч. конуса неоч. подходит. Неважно.
Чертеж чтобы взять шаблоны и прочее в векторе тут vorona.org/airplanes/…/v-4-1200-1.pdf
Там также непоказано как собирать мотораму - но думаю вы сами придумаете. Или я потом покажу фотки что у меня выходит - оно какраз делается.
Посмотрел по форуму про ваш моторчег - пишут что можно 900 г тяги выжать. Уверен - хватит при такой нагрузке на крыло оно - ЛК-планер практически)))) Причем уверен на 100% вес получится много меньше расчитаного. Без шасси - уже 100 г долой))))))
Так что можете пока резать крылья и делать коробку и центр. нервюру с килем. Какраз подойдет стеклоткань и вышлю ее с Цербером посылкой.
Не забывайте - кто решил учавствовать в этом Открытом проекте должен бы какбы освещать процесс создания, меняться идеями и опытом + фото-видео полетух потом! … Окей?! 😉
А вот еще здесь если что размеры точные - ращет центровки vorona.org/airplanes/…/v-4-1200-1.da4