Начнем'c (F2b)
Единственно верная система управления, обеспечивющая симметричные отклонения рулевых поверхностей, должна быть такая.
во всех точках соединения тяг с кабанчиками, должен обеспечиваться угол 90 градусов.
Я применял плечо кабанчика руля высоты 25 мм, плечо кабанчика закрылков 32 мм. Качалка 110х25 мм. То есть, угол отклонения качалки, равен углу отклонения руля высоты. Ограничивать углы отклонения качалки или рулей смысла не имеет. Угол отклонения ограничивается рукой, в полёте.
Единственно верная система управления, обеспечивющая симметричные отклонения рулевых поверхностей, должна быть такая.
Может и единственная, но не совьсемь верная (работать, конечно, будет и “неправильность” не заметят). Для “идеальной” симметричной кинематики качалка управления должна находиться на (ваши) 24 мм выше, кабанчик закрылка (от качалки) перпендикулярен хорде. Только в этом случае в первом звене не будет ассиметрии, т.е. угол отклонения качалки и кабанчика в обе стороны будет идентично-симметричный.
P.S. Важнее, конечно, симметричность звена ЗАКРЫЛОК-РВ, остальное объективно управляется визуально и со временем отрабатывается до автоматизма. По этой причине, даже асы. летая на чужих моделях, в начале чувствуют дискомфорт, т.е. разницу в моторике пилота и кинематике ЛА.
остальное объективно управляется визуально
Принято решение делать все настройки системы гибкими, управляемыми. Т.е. изменяемая длина тяг в небольших пределах и изменяемая высота кабанчиков на закрылках и рулях. Единственный нерегулируемый узел - качалка.
Может и единственная, но не совьсемь верная
Ага!
А почитать про это можно - от сюда и ниже:
Что такое пилотаж и что с ним делать?
А про качалку тут:
Что такое пилотаж и что с ним делать?
Одно из возможных решений…
Для “идеальной” симметричной кинематики качалка управления должна находиться на (ваши) 24 мм выше, кабанчик закрылка (от качалки) перпендикулярен хорде.
Не согласен!
кабанчик к тяге должен быть перпендикулярен - это да! и это есть на схеме
а вот к хорде кабанчик может быть и перпендикулярен, и параллелен, и под углом, это уже как нравится и как требует конструкция
качалку имеет смысл поднять на 24 мм, это чтобы перпендикулярный к хорде кабанчик стал и к тяге перпендикулярным, только и всего
ЗЫ: конечно же еще вид сверху на качалку важен, там тоже важны 90 градусов между кабанчиком качалки и тяги идущей к закрылку
Не согласен!
ЗЫ: конечно же еще вид сверху на качалку важен, там тоже важны 90 градусов между кабанчиком качалки и тяги идущей к закрылку
Вот это первое, не согласуется с вашим вторым. Перпендикулчрность кабанчика к хорде при параллельности качалки хорде и на 24 мм выше и обеспечат условие симметричной работы кабанчика с качалкой. Все остальные положения требуют специальной конструкции качалки для обеспечения симметричности ходов. И как вариант см. п 668.
Ага!
А почитать про это можно - от сюда и ниже:
Посмотрел. Тоже самое. Закрылок с РВ будут работать симметрично, но качалка НЕТ(теоретически) потому что расположена ниже. Все было бы корректно если качалка в нейтрали находится в плоскости тяги к закрылку, а кабанчик закрылка перпендикулярен этой тяге. Только в этом случае все корректно и ось качалки может стоять в любом месте и под любым углом к хорде или дркгим базам.
Все было бы корректно если качалка в нейтрали находится в плоскости тяги к закрылку, а кабанчик закрылка перпендикулярен этой тяге.
Но ведь не обязательно что-бы качалка была на высоте кабанчика. Можно просто наклонить ось качалки вперёд. Я прилагаю линк на статью(на английском к сожалению) в котором, на самой последней странице нарисована картинка того о чём я говорю
наклон оси качалки уменьшит трение возникающее в сопряжении этой самой качалки с тягой идущей к закрылку и позволит избавиться от люфта в этом месте, сделав отверстие в качалке наименьшего допустимого размера,
НО это ни как не повлияет на симметричность хода!!!
на симметричность хода влияет ТОЛЬКО перпендикулярность тяги к плечу кабанчика!
Но ведь не обязательно что-бы качалка была на высоте кабанчика. Можно просто наклонить ось качалки вперёд. Я прилагаю линк на статью(на английском к сожалению) в котором, на самой последней странице нарисована картинка того о чём я говорю
я это и сказал
Все было бы корректно если качалка в нейтрали находится в плоскости тяги к закрылку, а кабанчик закрылка перпендикулярен этой тяге. Только в этом случае все корректно и ось качалки может стоять в любом месте и под любым углом к хорде или дркгим базам.
Вся кинематика легко и просто прорисовывается. Вариантов исполнения много. Единственное условие-добиться симметричности отработки.
Для начинающих или для удобной перенастройки плеч, можно делать качалку четырехплечей, с кучей отверстий на управляющих плечах. Особенно, это полезно для разборных моделей. В этом случае, только увеличивается длина тяги на РВ, настройка становится “независимой”.
Закрылок с РВ будут работать симметрично, но качалка НЕТ(теоретически) потому что расположена ниже.
Можно просто наклонить ось качалки вперёд.
Одно и тоже, по кругу.
Вот это написанно аж в 2009-м году, … . Не читаем-с. .
Эту погрешность даёт качалка. В идеале ось вращения качалки тоже надо развернуть, но это конструктивно не обоснованно.
наклон оси качалки уменьшит трение возникающее … НО это ни как не повлияет на симметричность хода!!!
Повлияет, Сергей, повлияет. Не так радикально, но всёже. При отклонении “на себя” линейный путь пройденый точкой “В” на кабанчике закрылка
будет больше, чем в обратную сторону. Геометрия, однако!
А вот если ось качалки довернуть перпендикулярно тяге и ктому-же сделать перпендикуляр в плоскости тяги, то это будет то, что искали!
Слава, вон правильную ссылку дал!
Одно и тоже, по кругу.
Вот это написанно аж в 2009-м году, … . Не читаем-с. .
Действительно “по кругу”, потому, что все было прорисовано и прописано братьями Васильченко в начале 50-ых годов. Но ведь на грабли наступать, никто не запрещал. Без математики только циркулем и линейкой все можно “причесать” при любых расположениях органов управления. Вопрос, все ли это умеют? Мы, с некоторых пор, начали располагать качалку за лонжероном и теперь никаких проблем с перемещениями выхода корд, и кессон не “тревожим”. Все соотношения можно перенастраивать прямо на кордодроме.
братьями Васильченко в начале 50-ых годов
Ну тогда “тырнету” не было!
Венгерский пилотажник, например, провёл огромную работу в этом плане. (фамилию не помню)
В своей статье он разложил “по полочкам” всё, что касается пилотажной модели.
Плечи, силы, расщёт планера, расщёт выхода тросов из крыла, система управления, бак, в общем всё-всё о пилотажной модели.
Найду - выложу или ссылку, или материал в оригинале.
В Венгрии были веоикие пилотажники м скоростника. Геза Эгервари, многократный Чемпион Мира, много публиковал, но в венгерских журналах. Я переписывался с его тренером Шандором Шамоди (хорошо знал русский. Переселился в Испаниюв 60-м году).Интересно посмотреть, что у Вас!
Ну тогда “тырнету” не было!
Зато был универсальный журнал “Крылья родины”.
С наступающим праздником Мира!
Найду - выложу или ссылку, или материал в оригинале.
Валентин спасибо!..выложите пожалуйста!
Прошу прощения у коллег!
Ввёл в заблуждение не венгр это - чех/словак!
Вот ссылка на его страницу:
sites.google.com/site/f2bskrabalekskeng/
В низу страницы все материалы … .
Очень интересно! Оригинальный привод закрылков обеспечивает “обратную эспоненту”!!!, т.е. при максимуме на РВ закрылок работает при “своих” эффективных углах. Спасибо!
В низу страницы все материалы … .
Просмотрел всё. Очень много теории, очень много расчётов, графиков, рисунков - впечатляет…, но о построении сис. управления по “правилу касательных”, ни слова!
Вполне возможно, использовав описанную методику, удастся построить ХОРОШО работающую систему управления… однако проще использовать метод касательных - работает на все 100%!
А главное, конструируя самолёт, надо заложить возможность лёгкого демонтажа узлов управления, и впоследствии подобрать то, что нужно. Только не стоит надеяться на резьбовые кабанчики с “флажками” - при изменении высот очень трудно соблюсти вышеупомянутое правило, что влечёт за собой расстройство системы и непредсказуемость поведения самолёта.
Самое главное там то, что расписано какие условия должны быть соблюдены для выполнения 1,5м. радиуса!
Твоя любимая тема, Александр.
Очень полезная статья, на самом деле.
Там действительно все по пилотажке.
но о построении сис. управления по “правилу касательных”, ни слова!
Ну отчего же, там на картинках кинематики четко прорисованы углы, да и качалка стоит относительно тяги.
Думается это особенно полезно для начинающих строить нормальные пилотажки, т.к. там не только аэродинамика,
механика…, но и про ручки, пропеллеры, баки, конструктивные решения и пр…
К стати тут совсем недавно спрашивали: “как правильно сделать заднюю кромку?”, там тоже это есть.
А главное, конструируя самолёт, надо заложить возможность лёгкого демонтажа узлов управления, и впоследствии подобрать то, что нужно. Только не стоит надеяться на резьбовые кабанчики с “флажками” - при изменении высот очень трудно соблюсти вышеупомянутое правило, что влечёт за собой расстройство системы и непредсказуемость поведения самолёта.
Александр, с прошедшим Праздником! Материал очень достойный. Правило касательных там отражено в схемах в виде круговой траектории, наверное знаете сто такое условное изображение принято в кинематических схемах где главное усилие направлено по нормали к рычагу. Что касается корректных перенастроек, то четырехплечая качалка решает эту проблему полномтью. Не трогая плеч и установок кабанчиков на органах управления, переустанавливается только плечо на качалке. При этом можно всегда выполнить условие симметричной отработки. Мне очень понравилось в этом материале кулисное звено на закрылки. Мы кулисы применяем, но без явного изменения характера поворота, а тут механическая эспонента, как делали на Р/У в докампютеризованную эпоху радиопередатчиков. Еще раз спасибо Валентину!