Установочный угол крыла модели
И в новь продолжается бой!.. Снял оборудование, обдираю крыло. Потом подшаманю фезюляж. Вообщем готовлюсь к весне.
Добавил полунервюры, приклеил новый лавсан.
На очереди фезюляж.
Чето давно я не был в этой теме, но раз были вопросы ко мне , я отвечу.
А Сироткин пишет: “Пилите, Шура , пилите… заднюю кромку!” Снизу страницы из книги Сироткина “В воздухе пилотажные модели” P.S Интересно, Вы, VitalikV, где нибудь занимались в детстве? В кружке каком нибудь или на Станции Юных техников?
Вы можете пилить все что хотите, и руководствоваться любыми книгами, но задайтесь вопросом, почему бойцы не делают эти пропилы в задних кромках.
Подпиленная кромка всегда сломается по месту надпила. А вот нервюра, будет держаться и работать, даже если ее приклеить встык.
Да я занимался и вел кружок, поэтому таких моделей нашлепал придостаточно и знаю о чем говорю.
Но в этой книге на стр.70 написано: Лонжерон должен проходить на 2-3 мм ниже контура крыла нервюры (см. рис. 15,б), чтобы обтяжка его не касалась и не нарушала формы профиля. Где правда?
А правда в том, что на таком крыле, если не зашить лоб крыла бальзой, как на пилотажках, то профиля всеравно не будет, так как при обтяжке пленка при натяжке просядет между нервюрами.
На фото у Константина это видно, и для уменьшения данного зфекта, у него установлены полунервюры.
И как при этом бросать кордовую модель с руки? Взять крыло будет не за что. Вы продавите и порвете всю обшивку.
Не пугайте человека, при обтяжке пленка просядет и всеравно ляжет на лонжерон и будет за что хвататься, а вот торчащие нервюры испортят вид модели и будут создавать неудобства при обтяжке. Поэтому выступающие части нервюр надо спилить, в ровень с лонжероном, а сами нервюры, если очень хочется, обшить шпоном как у вас на рисунке, чтобы получился двутавр. Это усилит сами нервюры, увеличит жесткость на кручение, и почти не прибавит вес. (можно и не обшивать)
Вы можете пилить все что хотите, и руководствоваться любыми книгами, но задайтесь вопросом, почему бойцы не делают эти пропилы в задних кромках.
Вероятно потому, что практически все повторяют Беляевскую конструкцию 80-х годов, где очень тонкая задняя рейка 5х5 или 6х6…
Что тут пилить то? 😉
Подпиленная кромка всегда сломается по месту надпила. А вот нервюра, будет держаться и работать, даже если ее приклеить встык.
Вы путает понятие прочности с т.н. концентратором напряжений. Рейка 8х3 длинной стороной сечения прочнее рейки сечением 6х6. Это сопромат.
Нервюра будет плохо работать, если ее приклеить в стык. Поэтому с каждой стороны (или хотя бы с одной) ее к задней кромке крепят косынками.
Посмотрите несколько с другой стороны… Если, для наглядности, между нервюрами по задней кромке приклеить вставки сечением 2х6, то вы фактически получите заднюю кромку сечением 8х6… с пропилами глубиной 2 мм. Очевидно, что такая кромка будет не менее прочной относительно первоначальной 6х6. И не нужны никакие косынки. 😃
Да я занимался и вел кружок, поэтому таких моделей нашлепал придостаточно и знаю о чем говорю.
Похоже, вы “шлепали” в основном Беляевские бойцовки. И совсем не строили модели других классов, в частности т.н. “свободного лета” - резинки, планера, таймерные. Возьмите любой чертеж за век из этой категории моделей. Нет практически ни одной конструкции из бальзы и другой древесины без упомянутого пропила задней кромки, да и передней тоже. Это просто невозможно. 😒
Не пугайте человека, при обтяжке пленка просядет и всеравно ляжет на лонжерон и будет за что хвататься
Пленка может не лечь на полки лонжерона. В любом случае, для броска хватают крыло таких моделей, коих мы в детстве нашлепали великое множество, именно за лонжерон. А если его нет на поверхности, то вы рискуете продавить или порвать пленку. 😃
а вот торчащие нервюры испортят вид модели и будут создавать неудобства при обтяжке. Поэтому выступающие части нервюр надо спилить, в ровень с лонжероном,
Это уже будет другой профиль (с меньшей относительной толщиной) и совсем другая модель с относительно худшими пилотажным характеристикам. 😦
а сами нервюры, если очень хочется, обшить шпоном как у вас на рисунке, чтобы получился двутавр. Это усилит сами нервюры, увеличит жесткость на кручение, и почти не прибавит вес. (можно и не обшивать)
Нервюры не работают на кручение, они предназначены для работы на изгиб.
Практически всю работу на кручение крыла берет на себя пленка. 😉
В предыдущей теме полемика “неочем” при любой конструкции описанной (критикуемой) выше, можно создать равнопрочное крыло для эксплуатации по назначению.
совсем не строили модели других классов, в частности т.н. “свободного лета”
В мире было много школ свободнолетающих моделей, собирались по разному. Крылья таймерок Е.Т.Вербицкого не имели пазов для нервюр в кромках, хотя в некоторых печатных чертежах они показаны (по словам автора, чтоб не сочли за опечатку или недоработку), т.к. технология сборки и оснастка, как правило не публиковалась.
Нервюры не работают на кручение, они предназначены для работы на изгиб
Как раз, работа нервюр на изгиб и их заделка в лонжероне обеспечивают жесткость крыла на кручение, которая увеличивается при наличии кесонной коробки. Работа нервюр на изгиб в плоскости профиля гарантирует соблюдение геометрии и препятствует короблению под воздействием неравномерного натяжения обтяжки или жесткого покрытия.
В мире было много школ свободнолетающих моделей, собирались по разному. Крылья таймерок Е.Т.Вербицкого не имели пазов для нервюр в кромках, хотя в некоторых печатных чертежах они показаны (по словам автора, чтоб не сочли за опечатку или недоработку), т.к. технология сборки и оснастка, как правило не публиковалась.
Насколько я помню чертежи моделей Вербицкого, крылья он обшивал бальзой. Для них прорези в задних кромках не нужны.
Как раз, работа нервюр на изгиб и их заделка в лонжероне обеспечивают жесткость крыла на кручение, которая увеличивается при наличии кесонной коробки. Работа нервюр на изгиб в плоскости профиля гарантирует соблюдение геометрии и препятствует короблению под воздействием неравномерного натяжения обтяжки или жесткого покрытия.
Почти согласен. Но нервюры не “обеспечивают жесткость крыла на кручение”, а всего лишь сохраняют геометрию профиля крыла при нагрузках, в том числе при кручении
Насколько я помню чертежи моделей Вербицкого, крылья он обшивал бальзой. Для них прорези в задних кромках не нужны.
Это были модели непродолжительного периода с металлическим покрытием нагартованной фольгой, после этого были крыля еще 3 типов бОлшего удлинения с 3 и 5 изломами, ушками и закрылками, там Женя вернулся к старым конструкциям без металла с кесоном и мягкой обтяжкой за лонжероном.
Почти согласен
Звучит как “чуть-чуть беременная”. Нервюры обеспечивают профиль крыла и позиционируют продольные элементы жесткости крыла обеспечивая их стабильное взаиморасположение, т.е. влияют на крутильную жесткость крыла.
Звучит как “чуть-чуть беременная”. Нервюры обеспечивают профиль крыла и позиционируют продольные элементы жесткости крыла обеспечивая их стабильное взаиморасположение, т.е. влияют на крутильную жесткость крыла.
Нет. На крутильную жесткость крыла нервюры практически не влияют (скорее здесь речь о жесткости крепления нервюр к продольным элементам крыла (лонжероны и кромки крыла), которые в какой то степени работают на кручение, хотя они на это не расчитаны и вклад их относительно работы обшивки на кручение минимальный), основная задача нервюр - всего лишь сохранить местную геометрию сечений крыла при кручении. Сами же нервюры работают только на изгиб в плоскости своей стенки (касательные напряжения в стенках и сжатие-растяжение полок нервюр).
продольным элементам крыла (лонжероны и кромки крыла), которые в какой то степени работают на кручение,
Все продольные элементы работают на изгиб, сдвоенные (имеющие разнесенные полки) распределяют изгиб на сжатие и растяжение разноименных полок. То же и нервюры, участыуя в обеспечении крутильной жесткости крыла работают на изгиб создавая напряжения сжатия и растяжения по продольным контурам.
На крутильную жесткость крыла нервюры практически не влияют
влияют, влияют!
А дальше верно пишете
Сами же нервюры работают только на изгиб в плоскости своей стенки (касательные напряжения в стенках и сжатие-растяжение полок нервюр).
сдесь ключевое слово РАБОТАЮТ, т.е. участвуют и влияют на жесткость крыла при кручении.
сдесь ключевое слово РАБОТАЮТ, т.е. участвуют и влияют на жесткость крыла при кручении.
Мы говори о разных вещах - Вы о “деформации крыла при кручении” ВООБЩЕ. Я же о “чистом кручении” - об углах поворота недеформируемых сечений крыла относительно собственной оси жесткости вдоль размаха. В последнем случае львиную работу на кручение выполняет обшивка, в которой возникают напряжения сдвига (касательные напряжения).
Я же о “чистом кручении”
Но ведь “чистое кручение” - частный случай деформации крыла. Насчет “львиной работы” обшивки, вы правы, в общем случае, крылья бывают и с мягкими обшивками без внешних элементов усиления (подкосов, растяжек и пр.). Так что “вещи не разные”, а общий принцип обеспечения работоспособности свободнонесущего крыла с четким алгоритмом рассчетов, в которые входят характеристики нервюр, кромок, покрытий, продольных балок и т.д.
общий принцип обеспечения работоспособности свободнонесущего крыла с четким алгоритмом рассчетов, в которые входят характеристики нервюр, кромок, покрытий, продольных балок и т.д.
По стандартной методологии для расчета крыла на кручение считают только обшивку крыла и стенки лонжеронов.
“Самолет - своими руками”. Кондратьев В.П. Яснопольский Л.Ф.
P.S. Кстати, один из авторов книги Кондратьев В.П. - главный конструктор пилотажного самолета Су-26 и его модификаций.
По стандартной методологии для расчета крыла на кручение считают только обшивку крыла и стенки лонжеронов.
Что имеется ввиду под “стандартной мотодологией” при перкальевой обтяжке? Су-26/31 цельнокомпозитные ЛА, там даже нервюр в традиционном понимании нет. Книга ценная, особенно для проектирования ЛА с оболочковыми (композитными) конструкциями, более подробне о проектировании легких ЛА писали О.К.Антонов, Чумаков и др. или можно почитать сдесь window.edu.ru/resource/629/48629.
Что имеется ввиду под “стандартной мотодологией” при перкальевой обтяжке? Су-26/31 цельнокомпозитные ЛА, там даже нервюр в традиционном понимании нет. Книга ценная, особенно для проектирования ЛА с оболочковыми (композитными) конструкциями, более подробне о проектировании легких ЛА писали О.К.Антонов, Чумаков и др. или можно почитать сдесь window.edu.ru/resource/629/48629.
Методика стандартная. Книга для самодельщиков всех видов ЛА, а не только для композитных конструкций. Какая разница перкальевая у вас ошивка или композитная оболочка. Рачет сведется к определению касательных напряжений при кручении крыла.
Автора упомянул с тем намеком, что это не какой нибудь кабинетный теоретик с кафедры ВУЗа, а практик и конструктор выдающегося пилотажного самолета.
Автора упомянул с тем намеком, что это не какой нибудь кабинетный теоретик с кафедры ВУЗа, а практик и конструктор выдающегося пилотажного самолета.
У меня есть эта книга, есть и другие. Никаких противоречий. Но определяя касательные напряжения вы должны исходить из суммы частных прочностных хар-к компонентов крыла, а определив допустимые параметры перенести их влияние на работоспособность компонентов конструкции. Т.е. технология расчетов стандартная, а цепочки, количество шагов может сильно отличаться в зависимости от конструкции.
Сегодня был получен ценный урок: использовать клей Момент для обтяжки крыла цветочной плёнкой - это самоубийство(
Если ждать 10-15 мин по инструкции, то, ни натянуть ни поправить не получится. Если начать натягивать с конца, то на 2-3 мм вбок ошибка.
Если не ждать, то получается с пузырьками в местах нанесения клея.
Поделитесь, пожалуйста, своим мнением относительно материала корд. У меня нет металлических. В прошлый раз я использовал рыбаловный шнур. Как Вы думаете, пойдёт для обучения полётам?
Тянуть не получается, из-за того что, цветочная пленка не держит ту температуру, которая нужна для того чтобы разогреть клей, у лавсана температура плавления выше. ВЫ живёте в Питере, а не в жопе мира, закажите его себе почтой, тоже самое про корда, хватит страдать ерундой, все можно, купить и не мучится.
Если с цветочной пленкой, то у меня лучше всего получалось, когда мазал клеем, накладывал пленку, потом все это сохло, а на следующий день все проглаживал утюгом для приварки и натяжки. По крайней мере держалось отлично.
Тянуть не получается, из-за того что, цветочная пленка не держит ту температуру, которая нужна для того чтобы разогреть клей, у лавсана температура плавления выше. ВЫ живёте в Питере, а не в жопе мира, закажите его себе почтой, тоже самое про корда, хватит страдать ерундой, все можно, купить и не мучится.
Вот тут все сказано, коротко и по делу. Но даже и в “жопе мира” можно спокойно заказать и лавсан и троса
Тянуть не получается, из-за того что, цветочная пленка не держит ту температуру, которая нужна для того чтобы разогреть клей, у лавсана температура плавления выше. ВЫ живёте в Питере, а не в жопе мира, закажите его себе почтой, тоже самое про корда, хватит страдать ерундой, все можно, купить и не мучится.
Можно, но дорого. У меня даже на комод денег нет: www.avito.ru/…/aviamodelnyy_dvigatel_1564312156
Смысл же в том, чтобы заставить старый деревный ящик из под фруктов летать.
Егор, клей Момент какой? Я слышал, что прозрачный так себя ведет. Нужно применять Классический. А цветочный лавсан нормально пацаны в кружке тянут.