MARK-I (1/8)
А не проще сделать цепную передачу. Я по случаю купил цепь ГРМ от непонятного китайского мопеда. Думаю себе замастырить вместо шестерен. Одно плохо - нужно делать звездочки.
Каюсь - не сладил я с коническими редукторами. Обоймы подшипников стали трескаться. Боковой зазор увеличивался и под нагрузкой шестерни начинали проскальзывать относительно друг друга. Это резко отбросило меня назад от виднеющегося уже завершения проекта…
Много думал. Можно было попробовать перейти о китайских шариковых подшипников с обоймами к какой нибудь станине с отверстиями, в которых вращались бы валы… Перейти таким образом к подшипникам скольжения. Однако… И место не сильно позволяло… И оснащение, по моему, нужно было посеръёзнее. Станок фрезерный , хотя бы простой какой нибудь. Токарный. Валы точить. Пробовал опять на шарикоподшипниках выехать, увеличив расстояние между ними. Но столкнулся с тем, что нужно стыковать выход редуктора шуруповёрта с валом ведущей шестерни ответственнее, чем я могу себе позволить. Я их (валы) точил на станке, конечно, но уж такой разбитый станок у нас на работе, что что нибудь соосное сделать не реально. Поэтому соединения делал такие… полуплавающее. Вал входил во втулку с зазором, потом обе детали сверлились насквозь заодно и в отверстие вставлялся палец. Получалось жалкое подобие половины карданного шарнира. Делать полноценный шарнир - места не хватало. Я рассчитывал, что за счет люфтов гибкости будет достаточно. но - может быть как раз из-за этого и ломало обоймы подшипников? Плюс - подозреваю, что ведущие звёздочки имели возможность немного смещаться под осевой нагрузкой, увеличивая, опять таки, боковой зазор…
В итоге - принял решение перейти к цепной передаче.
Сначала занялся левой стороной. Мотор с редуктором от шуруповерта был снят. После подрезки каркаса и частично кожуха, в спонсон был установлен мотор-редуктор от детского автомобиля, который трудился у меня на ракетной установке. Правда теперь часть редуктора выступает в окно спонсона и мотор располагается в моторном отделении танка… Но, с тем, что это может помешать вращению пушек буду бороться потом. Ходовая - намного важнее пулялок.
Звездочка, которой приводится в движение ведущее колесо сделал о двенадцати зубьях. Само ведещее колесо - 15 зубьев. Так что приводная цепь гусенице не мешает.
Попробовал в движении. Левая гусеница - новый цепной привод. Правая - старый, коничношестерённый редуктор, который уже трещит под нагрузкой, проскальзывая, но немного двигаться позволяет. Цепной привод медленнее. Уменьшил расход на канале правой гусеницы. И в общем - идет танк. Даже поворачивает довольно уверенно. Это касательно того, что на этом редукторе у меня ракетная установка поворачивать очень не хотела. Я на это сетовал в своё время. Теперь займусь медернизацией правой стороны.
Возможные слабые места - соединение звездочки с пластиковой выходной шестернёй редуктора. И возможное соскальзывание цепи со звёздочек из-за их эксцентриситета, если натяжитель не справится. Особенно на заднем ходу.
Совсем в печали я.
Переделал на цепь вторую гусеницу. Попробовал. Вроде не плохо. Скорость, правда, упала. Ну да не в гонках участвовать.
Моторы, однако, греются как утюги. Оттого вначале танк ведёт себя пободрее, а чуть попозже, когда нагрев начинает сказываться - более вяло. Всё это происходит за несколько менут. Но - также вела себя и ракетная установка. Но грелись ли там моторы - мне не ведомо. Глубоко они там стояли. А тут, пока я катался без крыши и спонсонов - всё наглядно.
Вчера поставил на место спонсоны. Проверил - то, что моторы перекочевали в средний отсек пушкам не мешает. Обрадовался. Решил поставить аккумуляторы и погоняться на износ.
Износу вышло на 15 минут. После чего правый редуктор затрещал и работать отказался.
Танк затащил в гараж. Поднял на стол. Снял правую стенку. Редуктор горяченный. Видать, от мотора. Разобрал. На последней шестерне видны следы проскальзывания - зубы чуть на угол подстёсаны. Стал разбираться. Решил, что, так как корпус пластмассовый - от нагрева и нагрузки оси потеряли своё положение относительно друг-друга. Можно усилить редуктор стальными стенками. Сидел, крутил дальше. И нашёл, что шестерня имеет довольно большой, глазом заметный эксцентриситет при вращении на своей оси. Так что и зазор между зубьями гуляет, получается.
В принципе, изготовив стальной корпус и задав в нём жесткое и выверено близкое расположение осей можно, наверное, попробовать эксплуатацию дальше. Ведь, пока пластмассовый корпус не размягчился от нагрева - всё было ничего… Но перегрев моторов мне не нравится. Добром это всё равно, полагаю, не кончится.
Обдумываю вариант вернуться к мотор-редукторам от шуруповертов. Только ставить их уже не вдоль, а поперёк танка. В средний отсек. И на выход планетарного редуктора ставить цепную звездочку.
Плюсы:
- моторы 775 от хороших брендовых шуруповертов, мощнее, надёжнее, чем 550 от детских машинок (хочется так думать).
- Редукторы планетарные от шуруповерта - изготовлены точнее и тоже надёжнее, чем пластмассовые от детских машинок…
Минусы:
- из за того, что вместо конической пары от УШМ я перешёл к цепной передаче - нет ступени последнего редуцирования ( изготовлены одинаковые звёздочки по 12 зубьев. Делать одну из них ещё меньше - не вижу практического смысла. Даже если сделать ведущую о шести зубах - передаточное отношение будет всего 1:2. У шестерён УШМ было 1:3. Но звёздочка о шести зубах - я уж не помню, но почему то не комильфо… Кажется. было что то на счет того, что высоту зуба придётся при этом делать сильно ниже, иначе будет упираться в ролик цепи при её заходе на звёздочку. А низкий зуб - опять возможность перескакивания). Скорость танка сильно вырастет, но и усилие на гусенице упадёт. Не получится ли что в лоб, что по лбу?..
- Расход электроэнергии из-за более мощных двигателей.
- Тут уж гарантировано не хватит места для поворота пушек. То есть, от пулялок придётся отказаться. Оставить бутафорское безобидное размахивание орудийными стволами. В принципе - смирился с этим; всё равно один шароплюй я так и не смог довести до ума. Он не работает надёжно. Второй, хоть и работает , но заряжать его тоже тА ещё процедура. В общем, опыт я получил, а сам процесс стрельбы - применять и впрямь - вряд ли где нибудь пришлось бы… Возможность движения танка важнее возможности декоративно плюнуть шариком.
Расход электроэнергии из-за более мощных двигателей.
Не совсем точно сказано. Если на более мощных моторах всё время “тапок в пол” то да расход энергии возрастает. Но если слабый мотор нагрузить по максимум и дать точно такую нагрузку на более мощный мотор то более слабый мотор сожрёт энергии больше.
Моторы греются на многих моделях танков, по возможности надо создавать циркуляцию воздуха и я имею в виду не вентиляторы, а расположение агрегатов и люков в корпусе.
Выточил сегодня валы для ведущих звездочек.
Собрал одну сторону. Скорость, конечно… если мощности моторов хватит, то бегать будет - не угонишься…
Второй мотор будет располагаться над этим, установленным. Предвижу проблему. С этой стороны цепь почти в размер. С учетом того, что звёздочки кривые, в апогее цепь практически натянута.
Значит, на вторую сторону, с учетом подъёма мотора, цепь должна быть длиннее. Длиннее то она должна быть чуть-чуть, а получится - шибко длинная. Звено то добавляется полноценное, из двух полузвеньев. Так что натяжник придётся городить с бОльшим ходом. А ещё вернее - делать его в виде дуги, как на моторе Жигулей.
Скорость, конечно… если мощности моторов хватит, то бегать будет - не угонишься.
Собственно - да. Скорость как у машинки. Не солидно как то даже. Мощности тоже хватает с избытком. На видео этого не видно (съёмку к тому времен закончил), но в высокой траве пёр как танк.
Ну и ложка дёгтя - затрещал один редуктор. Может гусеницу подклинивает и в этот момент трещётка срабатывает? Хотя затянута до отказа. Нужно будет разобрать редуктор и полностью заблокировать её.
Ток не замерял, но провода, идущие от АКБ сечением 4 кв. - тёплые.
Цепная передача показывает себя лучше, чем шестерёнчатая. Сомнений в этом больше нет. Отладил соосность звёздочек и натяжников. Подтянул пружины. Подобрал положения звёздочек относительно друг-друга с тем, чтобы найти положение, при котором биение цепи наименьшее.
И решил разделить боковины понтонов. Отделил задние части, чтобы можно было добраться к натяжникам не снимая спонсон и всю боковину. Сначала думал вообще сделать их на петлях и откидными. Потом всё таки отошел от этой мысли (хотя петлю рояльную купить успел). Пусть крепятся винтами. Всё равно проще, чем снимать всю боковину.
- Тут уж гарантировано не хватит места для поворота пушек. То есть, от пулялок придётся отказаться.
А вот нет. Хватает места для пулялок, как ни странно. Нет места для подъёмного механизма рулевой тележки. Вот думаю, на столько уж он (подъём) нужен?
Пусть болтается как трусы на верёвке, можно пружины поставить, или вааже снять, т.к. они в принципе сразу и были сняты…
Вот думаю, на столько уж он (подъём) нужен?
На мой взгляд подъёмный механизм тележки вещь бесполезная. Хотя можно сохранить возможность подъёма тележки чтобы модель к примеру помещалась в багажник авто.
Пусть болтается
На мой взгляд подъёмный механизм тележки вещь бесполезная
Хорошо. С подачи зрителей принято решение о ликвидации подъёмника.
можно сохранить возможность подъёма тележки чтобы модель к примеру помещалась в багажник авто.
Тележка съёмная.
Доработки последних дней:
Сделал замочек для верхней крышки. Определился с установкой АКБ и с автоматом включения.
А нынче собрал дымогенератор.
Установил на верхней крышке, под выхлопные трубы:
Заправочная горловина под тем же люком, под коим открывалка замка крышки:
Результат - пшик.
И так снимал, и эдак… Струи дыма почти не видно… Крышка - горячая. Воздух тоже горяченький идёт. А видимости нет.
Ну и под конец - ходовые испытания. В самом начале танк очень удачно стоял против солнца. Вот в этом ракурсе дым как раз был виден.
В общем - не знаю. Лажа с дымом получилась.
Почему же лажа?! По мне так нормальный дым, это же не паровоз, в конце концов! А вообще, замечательная модель! Я восхищаюсь этим проектом! Всё просто замечательно, Владимир!
Почему же лажа?!
Понимаете, это ведь моя первая модель, которая задумывалась именно как танк. И я впервые сталкиваюсь со многими вещами, о которых бывалые моделисты знают давным-давно. Так, на пример, я был удивлён (и не мог поверить), что выпускаемая каким никаким, но производством, пневмопушка для танка на столько не надёжна. Что две штуки вот просто так, из коробки, работать отказались. И до конца я так и не смог привести их в чуство.
Та же самое и с дыммашиной. Изначально я вовсе не знал, что их ставят на модели танков. Погрузившись в тему понял, что без неё танк - это не танк. 😃 Но мне казалось, что дым должен быть гУще и виднее. Почему у меня не так - не знаю. Температуру нагрева менял (закорачивал часть спирали так, что оставшаяся до красна раскалялась). Капал прямо на спирать чистым глицерином (из многочисленных выступалок в интернете понял, что дым даёт именно глицерин, а вода служит для его разбавления). Поток воздуха мал? Может быть. Вентилятор на 24 вольта. А подаю на него бортовые 12. Да и расположение его, откровенно говоря, не способствует нормальному прохождению воздуха. Но можно будет попробовать подать 24 вольта и посмотреть. На днях буду разбирать танк на столе для подтяжки всего, проверки, закрепления временного и болтающегося (полагаю, что максимума я уже достиг - пора останавливаться на этом и красить). тогда поэкспериментирую с напряжением.
Но мне казалось, что дым должен быть гУще и виднее.
Может в дым добавить красителей? Я дымом мало интересовался но ещё дым машины есть у авиамоделистов. Вот там дым так дым, его за многие десятки метров в небе видно! Так что можно на авиамодельном форуме поискать информацию.
Может в дым добавить красителей?
Все твердят, что любой краситель - быстрая смерть фитилю и нагревателю.
ещё дым машины есть у авиамоделистов. Вот там дым так дым, его за многие десятки метров в небе видно
Там что то вреде дымовых шашек, на сколько я понял. То есть - действительно, дыма очень много, но и настоящее горение присутствует. В нашем локальном мирке не получится такое сделать. Я уже думал тоже… Мне, кстати, придумалось тлеющую тряпку туда запихать… Дым от неё куда как лучше, чем от глицерина. Но вентилятором её раздует. Вернее, не её, а пламя. 😃
Думаю, что либо со смесью у меня что то не совсем так, либо с нагревателем. Из современных курильщиков то пар целыми облаками вываливается…
Там что то вреде дымовых шашек, на сколько я понял.
Нет на бензиновых авиамоделях не дымовые шашки, там производят впрыск смеси в выпускной коллектор. Принцип точно такой как в советских танках где впрыскивается соляра в выхлопной коллектор для постановки дымовой завесы. А шашки ставят на планера.
Нет на бензиновых авиамоделях не дымовые шашки, там производят впрыск смеси в выпускной коллектор
А-а-а… Я отчего то думал, что речь о электролётах.
там производят впрыск смеси в выпускной коллектор.
Значит у меня, всё таки, температура мала… Нужно всё таки попробовать дать на этот модуть 24 вольта. не только вентилятор живее станет. но и температура спирали вырастет…
Коллеги. прошу оценить следующую мысль:
Так как я не вижу путей добиться какой нибудь герметичности из за конструкции танка-ромба, а пыли внутрь летит через гусеницы ого-го, сколько, и всё это засасывается моторами… я решил не пытаться уплотнить всё что можно, а бороться подобным с подобным. А именно - реализовать наддув в танке.
Установил в перегородке между кабиной и остальным корпусом вентилятор диаметром 80 мм.
Мысль такая, что воздух будет засасываться спереди танка, через аппаратный отсек, там, где пыль ещё не поднята, проходить через корпус, остужать насосы и выбрасываться через заднюю часть гусениц, препятствуя грязи с этой самой грязной части гусеницы (зад-верх) попадать внутрь.
Совет нужен для того, чтобы выбрать систему забора воздуха. Рассматриваю два варианта.
Первый - вырезать окна из понтонов в аппаратный отсек и закрыть какими нибудь примитивными фильтрами, которые можно будет менять при откинутой кабине.
Воздух будет засасываться через переднюю часть гусеницы, с которой пыль уже осыпалась, фильтроваться перед попаданием в аппаратный отсек…
Либо прорезать окна за люками на лобовом листе и оставить их открытыми.
Правда, размер отверстий тогда будет меньше…
Кто что думает?
“А ведь я говорил”😃 (шутка) что надо организовать циркуляцию воздуха в корпусе. Правда я имел ввиду только охлаждение аппаратуры и моторов.
По моему опыту всё что рядом с гусеницей всегда в пыли, грязи и прочей гадости. Грязь и песок как раз и сыпятся с верхней ветви гусеницы и спереди с ленивца. Так что я однозначно за последний вариант с открытыми окнами спереди. А их недостаточную площадь легко можно компенсировать мощностью вентилятора.
“А ведь я говорил”
А мы помним. “У нас все ходы записаны” (с).
их недостаточную площадь легко можно компенсировать мощностью вентилятора.
Это не совсем так. Во первых - используем, что есть. И более мощного вентилятора не имеем. Во вторых - какой бы мощный он ни был, при маленьких входных окнах он только создаст бОльший вакуум в аппаратном отсеке. А задача то - поиметь избыточное давление в остальном корпусе.
Исходя из этого на размере впускных окон экономить не след.
Поэтому, выслушав аргументы и возражения уважаемых оппонентов, я принял решение пойти сразу обоими путями. Сделал окна с фильтрами в гусеничное пространство и просто окна в лобовом листе.
Съёмные рамки фильтров:
Так выглядит окно из гусеничного пространства:
Так - из аппаратного отсека:
Ну и окна в кабине:
Алавердану…
если бороться только с пылью, то можно использовать старый, как кал мамонта метод борьбы с ней, ищем в месте где не должно быть пыльно и покладаем пуда кусок паларона пропитанного машинным маслом, предусмотрев возможность извлечения оного по мере засерания.
Ибо вся пыль на масло и прилипнет, так делали в закрытых моделях с салоном… стёкла всегда оставались чистыми, пока масло мокрое…