MARK-I (1/8)

snowvlad
миша_50:

А не проще сделать цепную передачу. Я по случаю купил цепь ГРМ от непонятного китайского мопеда. Думаю себе замастырить вместо шестерен. Одно плохо - нужно делать звездочки.

Каюсь - не сладил я с коническими редукторами. Обоймы подшипников стали трескаться. Боковой зазор увеличивался и под нагрузкой шестерни начинали проскальзывать относительно друг друга. Это резко отбросило меня назад от виднеющегося уже завершения проекта…
Много думал. Можно было попробовать перейти о китайских шариковых подшипников с обоймами к какой нибудь станине с отверстиями, в которых вращались бы валы… Перейти таким образом к подшипникам скольжения. Однако… И место не сильно позволяло… И оснащение, по моему, нужно было посеръёзнее. Станок фрезерный , хотя бы простой какой нибудь. Токарный. Валы точить. Пробовал опять на шарикоподшипниках выехать, увеличив расстояние между ними. Но столкнулся с тем, что нужно стыковать выход редуктора шуруповёрта с валом ведущей шестерни ответственнее, чем я могу себе позволить. Я их (валы) точил на станке, конечно, но уж такой разбитый станок у нас на работе, что что нибудь соосное сделать не реально. Поэтому соединения делал такие… полуплавающее. Вал входил во втулку с зазором, потом обе детали сверлились насквозь заодно и в отверстие вставлялся палец. Получалось жалкое подобие половины карданного шарнира. Делать полноценный шарнир - места не хватало. Я рассчитывал, что за счет люфтов гибкости будет достаточно. но - может быть как раз из-за этого и ломало обоймы подшипников? Плюс - подозреваю, что ведущие звёздочки имели возможность немного смещаться под осевой нагрузкой, увеличивая, опять таки, боковой зазор…

В итоге - принял решение перейти к цепной передаче.
Сначала занялся левой стороной. Мотор с редуктором от шуруповерта был снят. После подрезки каркаса и частично кожуха, в спонсон был установлен мотор-редуктор от детского автомобиля, который трудился у меня на ракетной установке. Правда теперь часть редуктора выступает в окно спонсона и мотор располагается в моторном отделении танка… Но, с тем, что это может помешать вращению пушек буду бороться потом. Ходовая - намного важнее пулялок.
Звездочка, которой приводится в движение ведущее колесо сделал о двенадцати зубьях. Само ведещее колесо - 15 зубьев. Так что приводная цепь гусенице не мешает.

Попробовал в движении. Левая гусеница - новый цепной привод. Правая - старый, коничношестерённый редуктор, который уже трещит под нагрузкой, проскальзывая, но немного двигаться позволяет. Цепной привод медленнее. Уменьшил расход на канале правой гусеницы. И в общем - идет танк. Даже поворачивает довольно уверенно. Это касательно того, что на этом редукторе у меня ракетная установка поворачивать очень не хотела. Я на это сетовал в своё время. Теперь займусь медернизацией правой стороны.

Возможные слабые места - соединение звездочки с пластиковой выходной шестернёй редуктора. И возможное соскальзывание цепи со звёздочек из-за их эксцентриситета, если натяжитель не справится. Особенно на заднем ходу.

snowvlad

Совсем в печали я.
Переделал на цепь вторую гусеницу. Попробовал. Вроде не плохо. Скорость, правда, упала. Ну да не в гонках участвовать.
Моторы, однако, греются как утюги. Оттого вначале танк ведёт себя пободрее, а чуть попозже, когда нагрев начинает сказываться - более вяло. Всё это происходит за несколько менут. Но - также вела себя и ракетная установка. Но грелись ли там моторы - мне не ведомо. Глубоко они там стояли. А тут, пока я катался без крыши и спонсонов - всё наглядно.
Вчера поставил на место спонсоны. Проверил - то, что моторы перекочевали в средний отсек пушкам не мешает. Обрадовался. Решил поставить аккумуляторы и погоняться на износ.
Износу вышло на 15 минут. После чего правый редуктор затрещал и работать отказался.
Танк затащил в гараж. Поднял на стол. Снял правую стенку. Редуктор горяченный. Видать, от мотора. Разобрал. На последней шестерне видны следы проскальзывания - зубы чуть на угол подстёсаны. Стал разбираться. Решил, что, так как корпус пластмассовый - от нагрева и нагрузки оси потеряли своё положение относительно друг-друга. Можно усилить редуктор стальными стенками. Сидел, крутил дальше. И нашёл, что шестерня имеет довольно большой, глазом заметный эксцентриситет при вращении на своей оси. Так что и зазор между зубьями гуляет, получается.
В принципе, изготовив стальной корпус и задав в нём жесткое и выверено близкое расположение осей можно, наверное, попробовать эксплуатацию дальше. Ведь, пока пластмассовый корпус не размягчился от нагрева - всё было ничего… Но перегрев моторов мне не нравится. Добром это всё равно, полагаю, не кончится.
Обдумываю вариант вернуться к мотор-редукторам от шуруповертов. Только ставить их уже не вдоль, а поперёк танка. В средний отсек. И на выход планетарного редуктора ставить цепную звездочку.
Плюсы:

  1. моторы 775 от хороших брендовых шуруповертов, мощнее, надёжнее, чем 550 от детских машинок (хочется так думать).
  2. Редукторы планетарные от шуруповерта - изготовлены точнее и тоже надёжнее, чем пластмассовые от детских машинок…

Минусы:

  1. из за того, что вместо конической пары от УШМ я перешёл к цепной передаче - нет ступени последнего редуцирования ( изготовлены одинаковые звёздочки по 12 зубьев. Делать одну из них ещё меньше - не вижу практического смысла. Даже если сделать ведущую о шести зубах - передаточное отношение будет всего 1:2. У шестерён УШМ было 1:3. Но звёздочка о шести зубах - я уж не помню, но почему то не комильфо… Кажется. было что то на счет того, что высоту зуба придётся при этом делать сильно ниже, иначе будет упираться в ролик цепи при её заходе на звёздочку. А низкий зуб - опять возможность перескакивания). Скорость танка сильно вырастет, но и усилие на гусенице упадёт. Не получится ли что в лоб, что по лбу?..
  2. Расход электроэнергии из-за более мощных двигателей.
  3. Тут уж гарантировано не хватит места для поворота пушек. То есть, от пулялок придётся отказаться. Оставить бутафорское безобидное размахивание орудийными стволами. В принципе - смирился с этим; всё равно один шароплюй я так и не смог довести до ума. Он не работает надёжно. Второй, хоть и работает , но заряжать его тоже тА ещё процедура. В общем, опыт я получил, а сам процесс стрельбы - применять и впрямь - вряд ли где нибудь пришлось бы… Возможность движения танка важнее возможности декоративно плюнуть шариком.
Сергей_З
snowvlad:

Расход электроэнергии из-за более мощных двигателей.

Не совсем точно сказано. Если на более мощных моторах всё время “тапок в пол” то да расход энергии возрастает. Но если слабый мотор нагрузить по максимум и дать точно такую нагрузку на более мощный мотор то более слабый мотор сожрёт энергии больше.

Моторы греются на многих моделях танков, по возможности надо создавать циркуляцию воздуха и я имею в виду не вентиляторы, а расположение агрегатов и люков в корпусе.

snowvlad

Выточил сегодня валы для ведущих звездочек.
Собрал одну сторону. Скорость, конечно… если мощности моторов хватит, то бегать будет - не угонишься…

Второй мотор будет располагаться над этим, установленным. Предвижу проблему. С этой стороны цепь почти в размер. С учетом того, что звёздочки кривые, в апогее цепь практически натянута.
Значит, на вторую сторону, с учетом подъёма мотора, цепь должна быть длиннее. Длиннее то она должна быть чуть-чуть, а получится - шибко длинная. Звено то добавляется полноценное, из двух полузвеньев. Так что натяжник придётся городить с бОльшим ходом. А ещё вернее - делать его в виде дуги, как на моторе Жигулей.

snowvlad
snowvlad:

Скорость, конечно… если мощности моторов хватит, то бегать будет - не угонишься.

Собственно - да. Скорость как у машинки. Не солидно как то даже. Мощности тоже хватает с избытком. На видео этого не видно (съёмку к тому времен закончил), но в высокой траве пёр как танк.

Ну и ложка дёгтя - затрещал один редуктор. Может гусеницу подклинивает и в этот момент трещётка срабатывает? Хотя затянута до отказа. Нужно будет разобрать редуктор и полностью заблокировать её.
Ток не замерял, но провода, идущие от АКБ сечением 4 кв. - тёплые.

snowvlad

Цепная передача показывает себя лучше, чем шестерёнчатая. Сомнений в этом больше нет. Отладил соосность звёздочек и натяжников. Подтянул пружины. Подобрал положения звёздочек относительно друг-друга с тем, чтобы найти положение, при котором биение цепи наименьшее.

И решил разделить боковины понтонов. Отделил задние части, чтобы можно было добраться к натяжникам не снимая спонсон и всю боковину. Сначала думал вообще сделать их на петлях и откидными. Потом всё таки отошел от этой мысли (хотя петлю рояльную купить успел). Пусть крепятся винтами. Всё равно проще, чем снимать всю боковину.

snowvlad:
  1. Тут уж гарантировано не хватит места для поворота пушек. То есть, от пулялок придётся отказаться.

А вот нет. Хватает места для пулялок, как ни странно. Нет места для подъёмного механизма рулевой тележки. Вот думаю, на столько уж он (подъём) нужен?

ZigZag_ZZ

Пусть болтается как трусы на верёвке, можно пружины поставить, или вааже снять, т.к. они в принципе сразу и были сняты…

Сергей_З
snowvlad:

Вот думаю, на столько уж он (подъём) нужен?

На мой взгляд подъёмный механизм тележки вещь бесполезная. Хотя можно сохранить возможность подъёма тележки чтобы модель к примеру помещалась в багажник авто.

snowvlad
ZigZag_ZZ:

Пусть болтается

Сергей_З:

На мой взгляд подъёмный механизм тележки вещь бесполезная

Хорошо. С подачи зрителей принято решение о ликвидации подъёмника.

Сергей_З:

можно сохранить возможность подъёма тележки чтобы модель к примеру помещалась в багажник авто.

Тележка съёмная.

snowvlad

Доработки последних дней:

Сделал замочек для верхней крышки. Определился с установкой АКБ и с автоматом включения.

А нынче собрал дымогенератор.

Установил на верхней крышке, под выхлопные трубы:

Заправочная горловина под тем же люком, под коим открывалка замка крышки:

Результат - пшик.

И так снимал, и эдак… Струи дыма почти не видно… Крышка - горячая. Воздух тоже горяченький идёт. А видимости нет.

Ну и под конец - ходовые испытания. В самом начале танк очень удачно стоял против солнца. Вот в этом ракурсе дым как раз был виден.

В общем - не знаю. Лажа с дымом получилась.

EXPERIMENTATOR1970

Почему же лажа?! По мне так нормальный дым, это же не паровоз, в конце концов! А вообще, замечательная модель! Я восхищаюсь этим проектом! Всё просто замечательно, Владимир!

snowvlad
EXPERIMENTATOR1970:

Почему же лажа?!

Понимаете, это ведь моя первая модель, которая задумывалась именно как танк. И я впервые сталкиваюсь со многими вещами, о которых бывалые моделисты знают давным-давно. Так, на пример, я был удивлён (и не мог поверить), что выпускаемая каким никаким, но производством, пневмопушка для танка на столько не надёжна. Что две штуки вот просто так, из коробки, работать отказались. И до конца я так и не смог привести их в чуство.
Та же самое и с дыммашиной. Изначально я вовсе не знал, что их ставят на модели танков. Погрузившись в тему понял, что без неё танк - это не танк. 😃 Но мне казалось, что дым должен быть гУще и виднее. Почему у меня не так - не знаю. Температуру нагрева менял (закорачивал часть спирали так, что оставшаяся до красна раскалялась). Капал прямо на спирать чистым глицерином (из многочисленных выступалок в интернете понял, что дым даёт именно глицерин, а вода служит для его разбавления). Поток воздуха мал? Может быть. Вентилятор на 24 вольта. А подаю на него бортовые 12. Да и расположение его, откровенно говоря, не способствует нормальному прохождению воздуха. Но можно будет попробовать подать 24 вольта и посмотреть. На днях буду разбирать танк на столе для подтяжки всего, проверки, закрепления временного и болтающегося (полагаю, что максимума я уже достиг - пора останавливаться на этом и красить). тогда поэкспериментирую с напряжением.

Сергей_З
snowvlad:

Но мне казалось, что дым должен быть гУще и виднее.

Может в дым добавить красителей? Я дымом мало интересовался но ещё дым машины есть у авиамоделистов. Вот там дым так дым, его за многие десятки метров в небе видно! Так что можно на авиамодельном форуме поискать информацию.

snowvlad
Сергей_З:

Может в дым добавить красителей?

Все твердят, что любой краситель - быстрая смерть фитилю и нагревателю.

Сергей_З:

ещё дым машины есть у авиамоделистов. Вот там дым так дым, его за многие десятки метров в небе видно

Там что то вреде дымовых шашек, на сколько я понял. То есть - действительно, дыма очень много, но и настоящее горение присутствует. В нашем локальном мирке не получится такое сделать. Я уже думал тоже… Мне, кстати, придумалось тлеющую тряпку туда запихать… Дым от неё куда как лучше, чем от глицерина. Но вентилятором её раздует. Вернее, не её, а пламя. 😃

Думаю, что либо со смесью у меня что то не совсем так, либо с нагревателем. Из современных курильщиков то пар целыми облаками вываливается…

Сергей_З
snowvlad:

Там что то вреде дымовых шашек, на сколько я понял.

Нет на бензиновых авиамоделях не дымовые шашки, там производят впрыск смеси в выпускной коллектор. Принцип точно такой как в советских танках где впрыскивается соляра в выхлопной коллектор для постановки дымовой завесы. А шашки ставят на планера.

snowvlad
Сергей_З:

Нет на бензиновых авиамоделях не дымовые шашки, там производят впрыск смеси в выпускной коллектор

А-а-а… Я отчего то думал, что речь о электролётах.

snowvlad
Сергей_З:

там производят впрыск смеси в выпускной коллектор.

Значит у меня, всё таки, температура мала… Нужно всё таки попробовать дать на этот модуть 24 вольта. не только вентилятор живее станет. но и температура спирали вырастет…

snowvlad

Коллеги. прошу оценить следующую мысль:

Так как я не вижу путей добиться какой нибудь герметичности из за конструкции танка-ромба, а пыли внутрь летит через гусеницы ого-го, сколько, и всё это засасывается моторами… я решил не пытаться уплотнить всё что можно, а бороться подобным с подобным. А именно - реализовать наддув в танке.
Установил в перегородке между кабиной и остальным корпусом вентилятор диаметром 80 мм.

Мысль такая, что воздух будет засасываться спереди танка, через аппаратный отсек, там, где пыль ещё не поднята, проходить через корпус, остужать насосы и выбрасываться через заднюю часть гусениц, препятствуя грязи с этой самой грязной части гусеницы (зад-верх) попадать внутрь.

Совет нужен для того, чтобы выбрать систему забора воздуха. Рассматриваю два варианта.
Первый - вырезать окна из понтонов в аппаратный отсек и закрыть какими нибудь примитивными фильтрами, которые можно будет менять при откинутой кабине.

Воздух будет засасываться через переднюю часть гусеницы, с которой пыль уже осыпалась, фильтроваться перед попаданием в аппаратный отсек…

Либо прорезать окна за люками на лобовом листе и оставить их открытыми.

Правда, размер отверстий тогда будет меньше…

Кто что думает?

Сергей_З

“А ведь я говорил”😃 (шутка) что надо организовать циркуляцию воздуха в корпусе. Правда я имел ввиду только охлаждение аппаратуры и моторов.
По моему опыту всё что рядом с гусеницей всегда в пыли, грязи и прочей гадости. Грязь и песок как раз и сыпятся с верхней ветви гусеницы и спереди с ленивца. Так что я однозначно за последний вариант с открытыми окнами спереди. А их недостаточную площадь легко можно компенсировать мощностью вентилятора.

snowvlad
Сергей_З:

“А ведь я говорил”

А мы помним. “У нас все ходы записаны” (с).

Сергей_З:

их недостаточную площадь легко можно компенсировать мощностью вентилятора.

Это не совсем так. Во первых - используем, что есть. И более мощного вентилятора не имеем. Во вторых - какой бы мощный он ни был, при маленьких входных окнах он только создаст бОльший вакуум в аппаратном отсеке. А задача то - поиметь избыточное давление в остальном корпусе.
Исходя из этого на размере впускных окон экономить не след.

Поэтому, выслушав аргументы и возражения уважаемых оппонентов, я принял решение пойти сразу обоими путями. Сделал окна с фильтрами в гусеничное пространство и просто окна в лобовом листе.

Съёмные рамки фильтров:

Так выглядит окно из гусеничного пространства:

Так - из аппаратного отсека:

Ну и окна в кабине:

ZigZag_ZZ

Алавердану…
если бороться только с пылью, то можно использовать старый, как кал мамонта метод борьбы с ней, ищем в месте где не должно быть пыльно и покладаем пуда кусок паларона пропитанного машинным маслом, предусмотрев возможность извлечения оного по мере засерания.
Ибо вся пыль на масло и прилипнет, так делали в закрытых моделях с салоном… стёкла всегда оставались чистыми, пока масло мокрое…