Activity

Самодельный вариометр для планера

Доброго времени суток форумчане!
Поколебавшись решил всё-же разместить тему в нашей, планерной ветке: в “телеметрии” больше FPV обитают, а вариометр больше нужен планеристу, желающему научиться находить и обрабатывать восходящие потоки (это и есть моя мотивация) для дальнейшего повышения мастерства. Возможно кому-то мой опыт пригодится.
Мастеру, имеющему солидный опыт, вариометр не нужен, и даже мешает, а для получения устойчивых навыков полётов новичками и чуть уже продвинутыми, думаю будет полезен.
Исходной позицией являлась автономность (отсутствие телеметрии) и относительная простота и бюджетность.
Перелопатил много материалов по готовым и самодельным вариометрам, но остановился на известной конструкции 2012 года “DIY simple and inexpensive Arduino-based sailplane variometer” www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1749208. Все материалы с фотографиями автора здесь.
Схему автора немного доработал для получения автономного небольшого по размерам приёмника:

Сделал заказ в Китае на компоненты Arduino: Nano 3.0, 433 мГц RX-TX, бародатчик MS 5611, универсальные платы 3х7 см. (ссылку не размещаю, чтобы не сочли за рекламу, кому интересно - пишите, пришлю). На удивление весь заказ пришел 😒 .
Остальные детали закупил в Чип и Дипе (тоже пишите, пришлю коды магазина).
Ну и, конечно 12 в паяльник, проводки, припой.
Сразу оговорюсь: если нет навыков пайки деталей в SMD исполнении, лучше купить обычные конденсаторы и резисторы, места вполне хватит.
Привожу фотографии для ориентира, они отличаются от авторских:

Вся сборка, включая компоновку в корпус и термоусадку, заняла семь часов.
На этом видео можно посмотреть результат первого испытания:

www.youtube.com/watch?v=My5yQRo2Fi0

Чуть позже проведу испытание на дальность действия, - и в небо! 😉

Проект самодельного вариометра, алгоритм расчета скороподъемности

В Ардуино эти модули RX/TX на 433 состоят из платы приемника и передатчика. Приемник у вас на земле, надо громче - добавляем элементарный УНЧ. Я думаю и пищалки будет достаточно. А к рации многие подключают наушники, чтобы не мешать остальным моделистам и чтоб другие звуки не мешали. Переход на другие частоты связан с влезанием в неразрешенные диапазоны.

Проект самодельного вариометра, алгоритм расчета скороподъемности

Там можно и не мигать: Зеленый - подъём, красный - слив 😃
Это-же для индикации процесса, а не вкручивания в поток. Хотя и вкручиваться можно на зеленый сигнал.
Практика полётов покажет.
Это на экране FPV точно видно скороподъёмность, Максим Т300 даже в облака залетает (пока связь есть), а для тренировки достаточно звука. Смотришь всё равно на планер, а звук помогает понять признаки подъёма в его поведении.

Проект самодельного вариометра, алгоритм расчета скороподъемности

Дмитрий, огромное спасибо, класс! (Самара рулит!, как нынче молодежь говорит 😃)
По видео в лифте - самое то! А какая схема использована? Сразу попутная идея: очень наглядно работают светодиоды, - можно на проводках МГШВ прицепить (подпитав по току) сверхяркие, вывести снизу фюзеляжа в отверстия и будет индикация даже в случае потери связи модулей TX/RX 433

Проект самодельного вариометра, алгоритм расчета скороподъемности
MihaD:

я со своим опытом вижу потоки лучше, будет ложная, неточная информация.
И вообще, если уж делать что-то самому, то оно должно быть принципиально лучше “покупного”. Ибо китайцев все равно не победить. 😃

Именно Михаил! Вам и другим планеристам Вашего уровня вариометр не нужен и, как мне сказал опытный “метальщик”, даже вреден. Поэтому для получения объективной информации с борта я и хочу на первых порах использовать вариометр, чтобы сопоставлять поведение планера со звуковыми сигналами.
Что касается желания Андрея “Хочется маршрутные полеты (парение) осваивать.” - я думаю, что это вообще будущее перспективное направление модельного планеризма, многие высказывают желание совершать маршрутные полёты на своих моделях.
Пока самый приемлемый для меня вот этот: (не реклама конечно!) www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1749208

Проект самодельного вариометра, алгоритм расчета скороподъемности

Большое спасибо всем ответившим!
Андрей попал в точку: “Купить - можно, но это не интересно.” И варик в пол-модели ценой для любительских полётов с последующим отказом от него по мере повышения навыков, как-то кажется нерентабельным.
Александр, в проект OpenXvario как раз больше всего и вникаю, но он изначально рассчитан на работу с телеметрией “An Arduino based vario and (optional current sensor) for openTX/ 9X / FrSky Taranis and more…”, а у моей другой протокол обмена (надо было Тараньку покупать, но отсоветовали, моя более интуитивно понятна). Ищу, как его через адруиновский комплект радио 433 мГц просто на пищалку вывести. А у Вас он работал? (можно в личку, чтобы ветку не в тему не засорять).

Проект самодельного вариометра, алгоритм расчета скороподъемности

Доброго времени суток коллеги!
Позвольте слегка не по вопросу, поднятому Дмитрием. Пол-года подбираю себе схему вариометра для Pulsar 2,5 E, полётный вес 780 г, нагрузка 19,747 г/дм.кв, поэтому подбираю самый лёгкий вариант, на земле только звук по радиоканалу. Аппа FlySky FS-i10, там есть телеметрия, но вариометр не производят. Варио нужен для тренировок, научиться более надежно распознавать и обрабатывать потоки.
Вы накопили уже солидный опыт полётов с вариометром и его изготовления, а у меня уже глаза разбегаются от скачанных схем.
Подскажите пожалуйста оптимальное, на ваш взгляд, решение.
(Адруино не пугает, с электроникой не на “Вы”)
Заранее благодарен,
Олег

Полёты над Банькой.

Ренат, добрый день!
Никакие они не заколдованные. Посмотрев его полеты вживую у нас на баньке и поговорив с ним однажды, я убедился насколько он тщательно относится к тренировкам и каждому винтику, шву, углу и пр. в модели. За видимой легкостью кроется большая работа по оттачиванию пилотажа до автоматизма и обеспечению точности и надежности работы всей модели и аппаратуры. Чтобы летать 3D в зале над зрителями надо быть полностью уверенным и в себе и в модели. Пенолёт ZOOM с 60 см размаха нанесет серьёзные травмы винтом, если попадёт в человека. А большая модель 2,7 м - убъёт. Я бы не решился.
Такое-же отношение у планеристов F3K (“метальщиков”) - внимательно наблюдал тренировки и соревнования, прислушивался как они опытом делятся, там речь идет о долях грамма и миллиметра. Посадка в руку - обычный тренировочный процесс.
Этим и расширяются горизонты, нам есть к чему стремиться.

Выбираю мото планер!
Олег_1970:

Кроме яркой фары кто то дополнительно вешает на планер для лучшей видимости?(я такую видел, по крайне мере видно когда летит к тебе носом)

Кстати, о сверхярких светодиодах: Один из “Светодиод холодный белый 180-200лм, 3Вт, If=700мА,Vf=3.4-3.8В, угол 120°” По потребляемому току это 3 дополнительных сервы, а у планера их 6, я уж про мотор молчу. Не стоит, да и BEC не потянет.
Лучше бороться за граммы и 1 мм центровки, поверьте, больше удовольствия получите от полета даже на 100 м и прямо над головой, а особенно при посадке.

Выбираю мото планер!

Дмитрий, зрение у всех разное, а бинокулярное - редкость. Это усредненные и наиболее безопасные дистанции. Я не зря писал о непредвиденных ситуациях, их полно: помехи радиоприёму, отказы аппы, изменения ветровой обстановки, зрители и другие моделисты, мошка в глазу и прибежавшая собака, схватившая вашу коробку от модели и ещё 1 000 000 всего. Коллега попросил совета с чего начать, поэтому ему и рекомендовали усредненный вариант, чтоб на наши грабли не наступил, и лишних денег не потратил.

Выбираю мото планер!

Да, был 26.09 на этапе кубка Московского региона по F3K, за день столько упражнений выполнили, я бы пластом лежал после этого.
Метальщики при сборке даже фирменного планера борются за миллиграммы и доли мм, не то что мы. У метальщика 1 шанс: забросил - лети. Ошибся - испортил полёт, а то и планер потерял. А мы мотором подгазовать можем, вот и полис в кармане.

Выбираю мото планер!

Дмитрий, вы совершенно правы! Надо учитывать непредвиденные ситуации, отвлечь взгляд от планера может что угодно, потом в небе не увидишь. Ремешок отстегнулся - только взглянул, глаза в небо, а нет леталки. Пришлось стиками ворочать, чтобы изменить ракурс.
А еще погода: Феникс 2.6, взлетел при 1,5-2 м\с. Думаю - пару кругов и домой. На высоте ~150 м и удалении ~ 300 как дунул метров 6-7 и его понесло, развернул, а мотора уже не хватает ко мне лететь, все равно несет. Засек крышу в поселке, ситк РВ от себя и в планету его морковкой.
Пошел на ориентир напрямую по полю, нашел ~ в 900 м. Регуль за это время сгорел и поплавил всё вокруг.
Метальщики - особая каста! У них и учился понимать планер, да и современный планеризм вообще.

Выбираю мото планер!

Хероны не только в продаже быстро кончаются, но и при ошибках в пилотировании… 😃 А выправленный пенолёт летает уже хуже. Имейте ввиду: он очень боится сваливания, особенно перед посадкой при небольшой скорости. Лучше уйти на 2 круг, чем тормозить при высоком заходе.
Удачи и мягких посадок!

Без FPV потерял бы планер в таком термике, т.к. он его уже не видел, на удалении 2230 спохватился. При меньшем удалении и то уже не видно куда повернут и летит.

Выбираю мото планер!
asssa:

Так Вы советуете человеку сразу Супру, МАХУ взять? Для начала все таки Херон в самый раз.

Именно поэтому я и начал с планеров “самолетов”, а не парителей. Если говорить о способности планера к парению надо отталкиваться от нагрузки на крыло (имеются ввиду 2-2,5 м). Весьма грубо (всё зависит от конкретной погоды и местности в день полётов) можно оценивать так: до 20 г\дм кв - будет прилично парить и охотно “ловить” наши термики. Но в ветер надо будет догружать балластом (что и делают владельцы дорогих моделей). Пульсар в наших равнинных термиках при ветре до 2-3 м\с вполне ощутимо набирает высоту, т.к. удалось добиться 18,3 г\дм кв. А покупать планер за 900-1200 евро счёл для себя преждевременным, при моих навыках и степени “подсадки” на планеры можно угрохать и его.
Немцы свои планеры, даже дорогие, делают 23-27 г\дм кв, у них много холмов и гор, поэтому преимущественно летают в динамических восходящих потоках. Мы, равнинные россияне, имеем парители и дозагружаем их для ветра и динамы.

Выбираю мото планер!

Добрый день тёзка!
Весной был в таком-же состоянии. Сначала купил кит Poenix 2,6, собрал, полетал - самолет, а не планер. Потом купил HERON 2,5. Хороший планер, при жестких посадках (а они неизбежны на начальном планерном этапе) крылья безболезненно отстегиваются, главное не морковить - нос придется править. Неплохо летает в ветер, до 4-5 м\с без проблем. Даже спокойно несет на себе недорогую камеру A-Cam, вот видео:

youtu.be/v7BjZ-dVd-4

Затем “подсел” на планеры и купил Prelude 2.5, летает еще лучше, вот видео:

youtu.be/eD_WvEHz7ZA

А теперь вот Pulsar 2.5, этот совсем паритель.
Короче: для начала оптимально пенолёт Heron, а дальше как затянет.

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system

Жаль, что не в Москве. Подъехал бы, забиндили с моим и точно выяснили что глючит. Кстати начинка модели может наводку давать, бюджетные китайские сервы и регуляторы иногда так фонят… не знаешь на что и грешить, поменял сервы - тишина. Я делаю так: макет модели - хороший регуль+мотор+приемник и одна хорошая серва в любой канал и тестирую.

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system

Владимир, внимательно посмотрите состояние антенных кабелей на входе в приёмник. Китайская пайка… У меня во втором купленном приёмнике на третий день антенна просто осталась в руке, хотя не тянул. Пришлось разбирать и паять. Качество пайки их к плате оставляет желать… Даже канифоль не счищена. Но может быть и другая причина, например в передатчике. Поэтому надо иметь 2 одинаковых приёмника, чтобы иметь возможность понять методом исключения. И еще: антенны обязательно разводить как в мануале на 90* и лучше выводить наружу модели. У меня: лежат внутри и параллельно - идёт помеха телеметрии, снаружи - все идеально, птиц управляем уж точно до 900 м по дальности. Летать в другом месте попробуйте или хотя-бы тест дальности в другом месте сделайте, помехи - штука коварная, могут идти от увеличившего мощность сотового ретранслятора, а РТО шники об этом и не ведают.

Полёты над Банькой.

Уважаемые банщики!
Вот и мой маленький вклад в дневник полётов 20 сентября. Вот как мы выглядим с высоты планерного полёта. Вылет сделан специально для съёмки, на небольшой высоте.
Иногда в кадр попадал наш “любимый” парапланерист…

youtu.be/eD_WvEHz7ZA

Полёты над Банькой.

А я только вечером смог подъехать, но никого уже не застал, видимо налетались… Но был чудесный закат и штиль. Даже удалось поймать один термик, но над краем поля в сторону солнца. Пришлось выходить.
Вот видео крайнего короткого полета:

youtu.be/gLXFksdQ2Io

Субботнее видео ещё не обработал, выложу чуть позже.
Уж извиняйте, граждане банщики!

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system

Да это не мой метод, это последовательность настройки на любой аппаратуре, в зависимости от её возможностей. Когда настроите закрылки, попробуйте задать им задержку от 2 сек и более по вкусу, станет их выпускать по-взрослому, и не так резко вспухать. Позже подберёте величину микшера на РВ вниз. Только всё зависит от ветра, иногда и без закрылков садится не хочет.

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system

Пост на предыдущей странице #799, я там всё расписал, как настроить модель с нуля (любую, не обязательно планер). На трехпозиционнике полётные режимы и не надо вешать закрылки на отдельный тумблер.

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system
Феликс:

А про таймер по газу, так никто и не ответил…

Феликс, доброе утро!
Я посчитал, что вопрос по таймеру газа исчерпан. У меня то-же самое. Активирую перед запуском, начинает считать по стику газа при превышении установленного порога (там он индицируется зеленым), причем по газу с секундами, а таймер модели то-же самое, но в минутах. После выключения аппаратуры всё сбрасывается. Видимо в прошивке заложен этот алгоритм.

Полёты над Банькой.

Да, присоединяюсь! Арам, как всегда, в корень. Тоже люблю утренний штиль, т.к. вечером все едут с работы. А утром лепота, вся толпа навстречу, а в область свободно. И утренний воздух плотнее, аэроплан в нём летявее. 😃

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system
Beer_71:

… Т.е. включает первый режим, настраиваешь… Когда переключатель во второй режим - всеиполетные значения сбрасываются на дефолтные и их надо заново настраивать… И так далее.

Поясню ещё в дополнение сказанному Павлом (упрощенный пример): выбрав конфигурацию модели по своим сервам, сначала настраиваешь полетные режимы напр. на SVD: вверх Normal (когда всё в нейтрали), среднее Take off (скажем взлет с закрылками 15%), вниз Landing (посадка с полными закрылками). Потом через меню Реверс ставишь реверсы, где надо. Потом в меню Сабтриммеры выводишь колесиком все поверхности поканально в геометрическую нейтраль. Но я предпочитаю повозиться с кабанчиками-тягами и в нейтралях серв добиться точного среднего положения. Затем через меню Конечные точки выставляешь расходы управляющих поверхностей по инструкции на модель, измеряешь по самому широкому месту поверхности. Если в инструкции в градусах - придется сделать шаблон из картонки, если в мм. - ессно линейкой. Эти настройки при переключении режимов не сбрасываются, поэтому в меню Модели экспортируешь файл, задав нужное название. Затем настраиваешь встроенные в аппу функции, например Функция закрылков. Ставишь SVD в верхнее положение (Normal). Нажал, увидел вверху надпись Функция закрылок, ниже Полетные 1: Normal и таблицу с графами Вниз, Вверх и строками Закрылок, Закрылок 2, Элерон и Элерон 2. Все % должны быть =0. Переключаешь SVD в среднее положение, вторая строчка сверху меняется на Полетные 2: Take off. Нажимая кнопки и вращая колесико смотришь куда и насколько отклоняется нужный закрылок (это если они висят на разных сервах) и ставишь ему 15%. Элероны лучше не отклонять, легче свалить модель. Затем так-же настраиваешь в нижнем положении SVD Полетные 5: Landing, но на большие проценты. Тумблер (внизу) можно и не задавать, сейчас ты повесил функцию закрылков на тумблер полетных режимов. Не забывай после каждой настройки экспортировать файл модели, ничего не потеряешь в случае ошибочного копирования или чего ещё. И так по всем встроенным функциям и микшерам (Элероны РН, РН Элероны) которые нужны. Не забывая настраивать всё в каждом полетном режиме. Потом можно настроить экспоненты и переходить к специфичным для тебя линейным микшерам. Здесь принцип такой-же, только надо запомнить, что каждую настройку надо привязывать не только к переключателю режима, но и к положению выбранного тобой выключателя этого микшера. По окончании этих настроек модель готова к облёту. После этого можно переходить к более тонким настройкам: Кривые микшеров, логические выключатели, доп. каналы, задержка режимов и т.п. красивости. Ещё раз: Не забывать экспорт файла!!!
С настройкой планера я провозился два вечера. Сам процесс настройки планера на видео я не снимал, нет необходимости, а результат для иллюстрации возможностей нашей аппы можно посмотреть здесь:

www.youtube.com/watch?v=wWjCtq5Vhbk

P.S. Так подробно я расписал скорее для всех, чем конкретно для тебя Алексей, в порядке обмена “граблями”. Важна ещё последовательность действий. Если её изменяешь, плывут настройки, сбиваются назначенные переключатели.

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system
Beer_71:

Именно об этом она точно не могла идти, т.к. прошивка с переводом дополненным была лично мной скачена с оф сайта производителя. Еслиб она была взломанной или кустарной - то распространялась бы по другим каналам.

Под модификацией файловой системы скорее всего подразумевалась возможность изготовления умельцами альтернативной прошивки.

Павел, прошивки моделистам делать долго, муторно и некогда, хотя и возможно. Я подразумевал “прихорашивание” отдельных компонентов, хотя без изменения всей сборки этого сделать нельзя. Если, например, отослать производителю “тарелочку с голубой каёмочкой” в виде схемы вариометра и андроидного файла его обслуживания системой, они могут включить в прошивку. В идеальном варианте - инсталляция нужных тебе приложений, как в смартфоне. Для 3D вариометр не нужен, мне для планера нужен, и т.д. Или, как файлы конфигурации модели, загрузил на SD и пользуйся.

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system
Иван_Воля:

Думаю это будет не так просто )))

Умельцы могут докопаться, айфоны ломают, все андроидные поперешивали. Вон уже русификацию сделали, значит есть способ и файловую систему модифицировать.

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system

Это бесполезно. Датчик надо разработать, произвести, изменить прошивку аппаратуры и чтобы это дошло до нас…

Уважаемые форумчане FlySky!
Я не смог найти в Москве датчик напряжения аккумулятора FlysSky FS-SVT01 Voltage Sensor, у всех отсутствует в наличии. Может кто-нибудь покупал, помогите пожалуйста ссылкой.

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system

Насчет вариометра. Я написал в FlySky и спросил их об этом, а также предложил его выпускать в качестве датчика. получил вот такой ответ
“Dear Oleg,
happy to receive your e-mail and thanks for choosing our company’s products
sorry to say that we do not have a variometer as the telemetry sensor at this moment, and we will consider your suggestion carefully
thanks again”
Короче, “к сожалению должны ответить, что у нас сейчас датчика вариометра нет, но мы рассмотрим внимательно ваше предложение” - дежурная отписка. Правда потом сразу написали:“К сожалению я просто послал неправильное сообщение Вам. Мы проверяем один вид датчика телеметрии, но это не находится на рынке безусловно. Пожалуйста, обратите пристальное внимание на наши новые продукты.
спасибо за Вашу поддержку”
Придется самому делать на Arduino.

flysky fs-i10 10 channel 2.4g afhds 2 aircraft radio system

Господа !
А никто не задавался вопросом, будет-ли к нашей аппаратуре вариометр? Уж очень не хочется при родной телеметрии на Arduino отдельный варганить. А вариометр для планера самый желанный датчик.