Activity

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced
Алексей75:

Кто то сталкивался с этим? это ремонтопригодно?

Ненормальное поведение.
На моем P4P я с такими глюками встресался только при порывистом ветре. Тогда получается похожее дёрганье. А так, все облеты в ручном режиме, всё должно быть гладко:
m.facebook.com/story.php?story_fbid=65598656811331…

Кстати, ответ-то дали? Баг признали?

Выбираем планшет/смартфон для управления квадрокоптерами DJI

Коллеги, хелп.
Задолбавшись с глюками андроида, и обчитавшись как на айпэдах всё красиво, решил попробовай apple.
Конфисковал у дрчки iPad Air, модель ND788LL/B

Красиво. Большой. Всё видно.

Но, собака, картинка - нестабильна, видео тормозит, скачет, фризится, разбивается зеленой гадостью.
То же, что было с самсунгом, только на самсе редко и случайно, а тут постоянно.

В сем может быть засада?..

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced

Коллеги, огромная просьба.
Киньте пожалуйста в личку dng с phantom4pro с синим небом на iso100.
Что-то, обрабатывая крацнюю съемку, аж вздрогнул от шумов. Почему-то кажется что это что-то ноаое, но архив свой недоступен сейчас, надо бы проверить. Очень нехорошее чувство что что-то пошло не так.

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced
Дмитрий_Михайлович:

Фиксатор подвеса, который надевается на камеру и лапки, в транспортном положении сильно прижимает подвес до взаимного касания пластин демпфера.

У меня фиксатор Vivitar нештатный, покупал из-за используемых фильтров (надеваются сверху, в родной фиксатор не умещаются). Нет ощущение плотного прижима. Подвес слегка приподнимается, полжимая демпферы, но до касания остается еще миллиметра полтора-два. Посмотрим.

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced

коллеги, летающие в морозы. Подскажите, не случалось ли замерзания диафрагмы? (и прочих проблем)?
Давеча в Минске после минут пяти - десяти полета переставала переключаться диафрагма, при температуре примерно -8 : -10. Очень мне это не понравилось, так что сегодня не пошел летать при -15 (а жаль, погода была правильная)

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced
Krakozavr:

Где копать/что тестить/смотреть?

сам спросил… баг драйвера - не устанавливается из-за ошибки подписи в windows 10x64 с последними обновами. Из-за этого проблема с коннектом и невозможность откалиброваться.
Решение - перезагрузка в troubleshoting (с зажатым шифтом) и отключение принудительной проверки цифровой подписи драйверов. Криво, чо…

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced

Коллеги, нужна помощь.
Отвалился фронтальный сенсор.
Причем в предполетных тестах на земле всё пучком. Но через 10-15 секунд после взлета выскакивает ошибка калибровки сенсора.
Полет нестабилен, заметно потряхивает коптер, позиционирование плывет - некомфортно.
Калибровка не помогает - попыток пять, все неудачные
Мороз -15, может это быть проблемой?
Где копать/что тестить/смотреть?

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced

Всера дрон самоубился.
Летал в Манзеттене, в даунтауне (неконтролируеиое воздушное пространство, легально).

Три взлета. Два идеально. Третий - сразу после взлета дрон рещво ушел в стену, я и мявкнуть не успел. Хорошо, что взлетал с крыши и всё произошло локально, без повреждений.

По логам - взлет из Берлина.
Версия саппорта DJI, куда я с места катастрофы зашел ногами - “хрчешь верь, хочешь записывай в конспиративнуб теорию, но тебя свалили глушилкой”.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.

коллеги.
Пожалуйста, помогите с панорамным режимом на Р4Р.
Нормальную инфу не могу найти 😦

  1. Что он снимает? На выходе - только “сшитая панорама”, или набор JPEG, или набор RAW?
  2. В этом режиме он ображает вни мание на выставленные мной параметры съемки, или входит в автомат?
  3. Какова схема перекрытия для режимов 180 и 360 - сколько рядов/столбцов делает умная машина?

Спасибо. Очень надо. Проверить сам не могу пока, а как раз завтра снимать пано, надо понять - стоит ли использовать режим илилучше руками, по старинке?

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced
Hoodoo10:

Виньетирование? Насколько я помню, нет такого параметра в настройках.

При чем тут настройки 😃
Виньетирование - это применение краев изображения линзой/фильтрами. Физическое. В сочетании с фильтрами может быть заметнее, и в том числе может слегка менять цвет, особенно если фильтпы плозие или экзотические.

Потому и спрашиваю. Какие-нибудь фильтры устанавливали на камеру? Если да - то какие? Точно ли устанрвлены правильно, не сползло ли?

Попробуйте снять фото равномерно освещенной светлрй стены на фото, в dng, без любых фильтров на объективе (в том числе и ьез родного защитного), киньте посмотреть.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.

[QUOTE=Antonio Gonsales;7252143]
Я с желе мучался на Yuneec Q5004K. Всегда летал с “классическими” настройками, SS=FPS×2 но на панорамировании, при ветре желе было всегда и очень сильное. На видео из примера выдержка 1/50. Возможно, выдержка влияет в какой-то степени на заметность желе, но скорее всего это миф - это зависит от характера движения в кадре, работы затвора и способа считывания строк с матрицы. Даже на пленочных камерах этот эффект присутствовал 😃

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
Antonio_Gonsales:

На первых была желешка (калибровка подвеса немного помогла)

Очень достойно. Стильный видеоряд.
От желе фильтры не спасут, к сожалению. Попробуйте ProDad Merkalli, он убирает желе почти волшебным образом.

www.youtube.com/playlist?list=PL3NfmetBmCLd4ivZ45c…

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
tivlanik:

Ф4Про с его матрицей да ещё в 4К позволит сделать ваш наезд безопасным. Вы другого мнения? Кстати, я предлагал перед написанием чего-либо представлять свой фантом или что другое. У вас что? Наверное фантом3 стандарт?. Шучу.

Другого, к сожалению. И это то, что американцы называют educated opinion (нету русского прямого аналога выражению, “обоснованное” не вполне точно передает суть).

И да, у меня Р4Р, плюс кое-что из топ фото техники и 25+ лет работы в комп графике, дизайне и фотографии - живу я с этого. А последние лет пять только с фотографии и живу.

Еще раз повторюсь. Ваша, коллега, проблема не в пользовании функциями камеры. С этим всё в порядке 😃 Я тоже не всегда в d-log летаю - только тогда, когда true color мне заведомо запорет картинку. Да и остальные проблемы могут быть в реальном проекте несущественны. Проблема в активном непонимании того, как оно работает. А тогда техника может Вас подвести в любой момент, когда захочет, а Вы и знать не будете - почему. А там ничего особо сложного-то нету, никакого сакрального знания. Сакральное знание начинается, когда без базовой теории пляшут шаманские пляски с настройками на все случаи жизни.

tivlanik:

Кельвины надо опытным путём определять и запоминать в какую погоду какие числа ставил.

Я Доя съемок на улице фиксирую WB в “солнечно” и забываю об этом.

Для чего нужны кельвины? Доя того, чтобы, грубо говоря, белый всегда был белым, и остальные цвета такими как… Как что?
Снег - он белый в теории, но реальный снег может быть любых цветов, от ультрамарина до апельсина, взависимости от времени суток, географии и погоды. Мы хотим чего - чтобы он всегда оставался белым, или оставался таким, каким мы его видим на закате?

Наше зренме не очень-то перестраивает цветовую температуру - оно заточено под дневной свет, а отклонения от “эталонного” освещения как раз и меняют цвет реалтных объектов.

ИМХО, получить адекватнре восприятие проще, отталкиваясь от этой опорной точки, и только слегка корректируя цветовую температуру. А кельвинами на улице можно себя загнать в чудовищную мерзость.

С искусственным светрм чуть сложнее, но доя дрона это редкий случай 😃

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
tivlanik:

Тем самым я делаю ненужной постобработку этих показателей. экономлю время при дальнейшем уже творческом монтаже.

Вот тут как раз и сидит элемент заблуждения.
Да, экономите. Но что такое “таорческий монтаж”, например? Захотите Вы творчески сделать наезд, к примеру. Это означает масштабирование картинки на увеличение. При масштабировании (кстати любом, и вверх, и вниз) резкость теряется из-за интерполяции. Придется повышать резкость.

Что мы получим? Первоначальное повышение резкости в камере сформировпло ареолы - границы обведены фломастером, там, где была одна граница, стало три. Они малерькие и малозаметные, но при увеличении они тоже увеличатся, да нще размылятся. Повторное повышение резкости будет подчеркивать границы снова - три вместо одной. Ох, какие цветастые артифакты могут тут образоваться! Не нарадуетесь.

То же относится и к дркгим обработкам.

BossTon:

А вы все …: В автомате не снимать… это не пофеншую… делай все максимально плоско…потом отредактируешь…вытянешь…настроишь, подрежешь…все в RAW и тд и тп…
Пусть это будет делать Машина, если сможет… я хочу летать, наслаждаться видами и делиться с другими… *** Поэтому я не вижу ничего плохого в том, что многие пытаются выискать секрет настроек камеры, которые ты выставишь один раз и забудешь навсегда.

Дело не в феншуе, а в понимании, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ что-то делается (или не делается). Можно снимать и в автомате. И не в лог. И с преднастройками. Но при этом надо понимать, когда это перестанет работать и нужно будет переключиться в другой режим.
А выискать секретную настройку и забыть навсегда всё равно не получится. Ну никак. Как не бывает универсального рецепта блинов, или, например, времени жарки мяса.

Понятно, что если результат неважен, то и что делать, неважно.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
tivlanik:

Спасибо за дискуссию. Не обижайтесь. Я тоже всё.

Вот пытаются Вам умные люди объяснить несложные, в общем-то, вещи, требующие немного подумать - а Вы встаете в позу четырехлетнего реьенка “Земля не может быть круглой, иначе с неё все бы попадалм”.

Еще раз попробую, для тех, кого Ваше упрямство может ввестм в соблазн.

При съемке все процессы делятся, грубо говопя, на две части: “Аналоговые” и “цифровые”.

Детализация и реальная резкость задаются на " аналоговом" этапе. Это способность камеры разлмчать мелкие деиали и формировать отчетливые, несмазанные границы.на это влияет оптика, используемве фильтры и их качество (рассеяние свеиа =потеря летализации и резкостм), выбор диафрагмы (размер разлмчимых деталей, глубина резкостм, потери резкости из-за дмфракции), точность фокусировки в правильном месте. Сюда же примыкает цифровой вроде как аспект - - ISO: шумы на высоких iso снижают реальную детализацию (но могут подменять ее “фейковой” - шумные снимки могут быть весьма резкими визуально, добавление шума - один из способов спасти нерезкие фото).

Всё. Картинка сформирована.цифра к этосу не имеет никакого отношения. Никакие последующие обработки не смогут ничего к этому добавить.

Далее наступает цифровой этап.все задаваемые параметры резкости, контрастностм, насыщенности - это цифровая обработка уже имеющегося изображения. Как уже было сказано, цифровая обработка никак не слеоает картинку лучше: что из аналога вылезло, то вылезло. Но цифровая обработка может сделать картинку “лучше выглядящей”.

Парадокс состоит в том, что любая цифровая обработка НЕОБРАТИМА и, как правилр, ведет к ПОТЕРЕ ИНФОРМАЦИИ. Т.е. обработкой млжно сделать картинку визуально лучше, но с точки зрения исходника она становится хуже. А цифровая обработка “в камере” происходит, в общем-то, бесконтрольно. Теоретически не имеет значения, зашарпите вы картинку в камере или в редакторе. Нбанс в том, что в редактопе это можно будет сделать осмысленно и в нужный момент.

Повышение контурной резкости (именно так оно называется точно и полностью) - одна из самых разрушительных оьработок.состоит оно, грубо говоря, в рисовании контрастных ареолов вдоль границ. Так ребенок обводит лица на фотографии шариковой ручкой, чтобы они стали заметнее. Задранная резкость неотменима.более того, артефакты псевдо-контуров провоципуют еще более грубые и очень заметные артефакты при любрй обработке - масштабировании, стабилизации, поворотах, дальнейшем повышении резкости.

Неспроста рекомендуют выкручивать резкость в камере в минус.

Вообще-то это относится и к программным настройкам контраста и насыщенности: они убивают тонкие цветовые переходы.но это меньшее зло, т.к. предположительно работают с большим массивом данных и глубиной цвета, а вот контурная резкость модет быть примерена только к сформированной картинке.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
ENGINEERUS:

60 кадров, конечно не для ночных полетов.

Я б сказал, что эта камера вообще не для ночных полетов. Все “ночные” видео сняты в режимное время, погуглите blue hours / golden hours, есть куча программок телефонных которые это время рассчитывают. Грубо говоря, это полчаса-час до и после захода солнца, даже меньше, зимой короче, буквально минуты, летом дольше. Основная идея этого времени суток - не столько даже в количестве света, сколько в динамическом диапазоне сцены: освещенность неба-хемли сглажена и при этом городские огни/лампы уже видны (ярче чем окружающие объекты и небо), но еще не на столько, чтобы вывалиться из динамического диапазона. А тени достаточно ярко подсвечены небом, чтобы не выскакивать из динамического диапазона в другую сторону и проваливаться в черноту.

А это время можно снять красивую картинку. Настоящей ночью это уже практически невозможно.

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced
Alexpunker:

кто как пользуются фокусом на прошке,что бы минималлизировать промахи?До этого был фантом 4,там с этим проблем небыло.Довереться автомату или постоянно тапать по экрану и фокусироваться?

Фокус
работает на удивление хорошо.
Тапать всё время не надо - при перефокусировке фокус какое-то время рыщет, видео будет безнадежно испорчено. Но, ухватив объект, держит фокус в видео вполне отчетливо. Т. Е. Фокусируемся на важном до начала пролета, дальше оно само справляется. Для фото - лучше четко фокусироваться перед кпждым кадром, особенно при съемке с открытой дырой. Промахи заметны. Или фиксировать фокус в мануале на бесконечность / гиперфокал. Ну это от манеры съемки и сюжета зависит.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
tivlanik:

Хотелось бы увидеть какие чудеса творит ДаВинчи.

запрос бессмысленный, никаких “чудес” ДаВинчи не творит, всё от рук зависти. Но по удобству, точности и инструментарию для роаботы с цветом - действительно, пядом ничего не лежало (кроме 3DLUT Creator’a)
пробовать однозначно стОит. Полноценная монтажка высочайшего класса, с уникальными плюшками. www.blackmagicdesign.com/…/davinciresolve/
Бесплатная версия - совершенно полноценная программа, за исключеием поддержки множественных видеокарт и отсутствия некоторых плагинов (который вполне можно заменить сторонними OFX-решениями).

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced
Жесть:

Да защитное стекло на объектив, родное. Сейчас стоит УФ-фильтр, но он больше и в фиксатор камеры не влезает.

Есть фиксатор от PolarPro слеланный под фильтры, налеваемые “поверху”. Пользую всвязи с NiSi фильтрами.

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced

Про “застрял между деревьями”. В таких ситавциях работает narrow sense, можно настроить на нижюб клавишу пульта. При этом зона опасности сужается, и вертолет нормально щемится в узкие пространства.

Фильтры очень рекомендую NiSi ND-IR (с подавлением инфракрасной составляющей), после небольшого тюнинга (описывал в ветке про аксессуары) - просто не нарадубсь, никакого цветового сдвига и никакой психоделики в стиое PolarPro.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
masterjon:

,но разве фильтр отражение неба тоже убирает?!

А какая разница, что отражается? Или фильтр должен обладать интелоектом и строить динамические маски?

Но вот от угла и направления зависит. Поэтому в одном случае отражение может убраться, в другом нет - смотря под каким углом и с кской стороны подлетаете к тому же озеру.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
cdrugger:

С чем? Пишете тоже самое, что я сказал. Вы по диагонали читаете чтоли? 😃

Не совсем. Вы пишете что пофигу какой профиль. Да, суть в прибитом контрасте. Но на фантоме д-лог мне понравился намного больше цине - как-то легче с ним, чтоли. Цине дает какой-то не очень понятныц цветовой сдвиг, который сложгее выправлять, не знаю уж почему. И насколько я понял, дело там не только в прибитом контрасте всё-таки. Хотя на сони пользуюсь в 90% случаев именно цине.

Так что дело не только в прибитом контрасте, имхо.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
Евген190:

Всем привет. Парни подскажите как правильно снимать, что бы лопасти в кадр не попали, при съёмке горизонта ? Заранее спасибо.

Еще можно лететь НАЗАД. Вертолет нсклоняется в противоположную сторону. Получаем эффект скорости без пропеллеров. А если в видео нету явных маркеров направления (машины, волны…) то можно видео реверсировать.

cdrugger:

Я вроде написал в начале и в конце для чего это всё 😃

Не знаю как на мавике, но 4про - скорее не соглашусь. Я сам писал, что восьмибитный лог не имеет особого смысла - но d-log от 4про мне понравился, он дает бОльшую свободу стопудово. В ДаВинчи я ставлю лут в последний нод, после базовых коррекций - это позволяет красить исходник с более широкими данными до лута и визуально контролировать результат. В тестах на одной и той же сцене с контрастным светом д-лог проявился намного лучше и точнее.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
karakabama:

Но просто у вас задача такая сложная что и автоматизировать ее нельзя. Равносильно что спросить как подогнать по грейдингу материалы снятые в разных сценах с разных камер.

В ДаВинчи это совершенно банальное базовое действие 😃
Подогнать по грейдингу… Это в 3DLut Creator. Там матчинг сделан просто гениально.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
Shuricus:

У меня падает и лежит. На семерке. Перед этим требует Куду.

семерка - это windows 7?
есть предположение что в этом дело. крайний ДаВинчи хочет 10. правильно в общем делает.
У меня win10, Radeon Sapphire R9380 x4Gb - мягко говоря нетоповая карта, но ДаВинчи работает вполне приемлемо.
А другой товарищ на семерке тлже не смог запуститься.

Вообще, не вижу причин не переходить на win10. Очень гладкая система.

karakabama:

Я не знаю что вы жалуетесь на премьер - все там можно

Подскажите, как сделать простой трюк: таймлайн, на котором лежит стопиццот фрагментов, экспортировать так, чобы каждый фрагмент отрендерился в отдельный ролик.

karakabama:

решает ли вопрос со скоростью рендера (из тех кто в курсе) резолв и в какие форматы с какими кодеками ?

Рендер практически реалтайм. Экспортил 4К - нежатые AVI, секвенции TIF16bit, PhotoJpeg. PhotoJpeg ,scnhtt всего (вообще на лету), тифы медленнее.

Работаю в 4К - исходный кодек h.264, подрагивает слегка, конечно (с тяжелыми эффектами “не слегка”), но полюбэ намного быстрее чем премьер/афтер, на моей конефигурации. Транскодинг не делаю, работаю с исходниками как есть.
Да, подлагивает - это не менее 25FPF для 30FPS футажей при спользовании LUT, обычно реалтайм. С тяжелыми фильтрами типа шумов или NeatImage падает иногда до 15-18, что конечно не айс, но афтер просто умирал. Стабилизации/трекинга/грейдинга - не замечает.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.

С Премьером / Афтером я мучался не потому, что там что-то суперсложное, а потому, что довольно простые и необходимые в мрем workflow задачи решались чернз анус. Но очень просто 😃

cdrugger:

Тот же лайтрум взять, поправил одно фото серии, выбрал все и нажал синхронизировать - готово! Вот это человеческий подход.

Ага. DaVinci:

  • выбрав клип, кликпем средней мышой на клипе-исходнике. Готово.
  • выбрав клип-исходник отредактированный, делаем grab still. После этого можно:
    А) выбрав любое количество клипов в любом порядке, сделать apply grade - все коррекции сбросятся и применятся заданные
    😎 выбрав…, сделать append grade - все сделанные коррекции сохрянятся и к ним добавяься заданные.

В версии 14 добавились режимы стабилизации с коррекцией перспективы (wrap). Работает отменно.

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced

Пишут, что DJI включили приватный режим - local mode - в котором данные полета не видны на стороне, не грузятся nfz и прочие запреты, но “за все нарушения отвечает пилот”. У себя не нашел пока. Видимо, мое устройстао не в списке поддерживаемых. Либо DJI Pilot не равно DJI GO.

privacy mode is now available through a DJI Pilot app update for DJI CrystalSky monitors and some Android tablets

.

engadget.com/…/dji-drone-privacy-mode-available/

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
cdrugger:

Если ничего раньше не осваивали, проще будет какой-нибудь сони вегас, она хоть выглядит как классическая монтажка… нодовую систему Давинчи не каждый поймет.

Вот фиг знает. Если раньше ничего не пробовпл, то никакой разницы, что с нуля ковырять. ДаВинчи не сложнее прочих, я его сразу полюбил, а с Премьером мучался, хоть опвт с алобовыми продуктамии другими огромный - но неконвертируемый, как оказалось 😃

DJI Phantom 4 Pro / Pro+ / Advanced

По поводу nfz
Летал давеча в Филадельфии в границах NFZ по TFR - начало времени действия TFR через два часа после полета, т.е. летать можно на самом деле. На картах dji go никаких обозначений, но на картах airmap TFR уже нарисовалась.

Так вот выскочило предупреждегие и меню “что с этим делать” - в том числе рапортовать об ошибке NFZ (с выбором вариантов почему там ошибка).

Отрапортовал неверный диапазон TFR и отлетался без проблем.
Так что может и поправили что-то в софте.

Правда, остается сомнение - не было ли это предупреждением от airmap, запущенной в фоне.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
Барс2:

ветку читал но очень много разных мнений порой сильно противоположных

Хехе 😉 думаете, за минувшее с последнего поста аремя все пришли к соглашению и выбрали олну лучшую программу? 😉

ДаВинчи прекрасен, в первую очередь для цветокора. Но что выбрать - это дело вкуса и решаемых задач.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.
DVishnevskiy:

Krakozavr, поправочка: один стоп это изменение диафрагмы в “кореньквадратныйиздвух”, т.е. в 1.4 раза. При этом световой поток изменяется в два раза. Стоп между f/2 и f/2.8, между 2 и 4 два стопа.

Оооопппссс, да, Вы правы, тут я жестоко обдернулся ;/ вот что значит писать на ночь глядя 😦 спасибо за поправку.
Конечно, 1.4 - 2 - 2.8 - 4 - 5.6 - 8 - 11 - 16 - 22.

Фото и видео с коптеров DJI. Обсуждаем настройки камеры, секреты обработки.

Приветствую коллеги.
По немногочисленным 😃 просьбам, постараюсь объяснить что такое динамический диапазон.

Если где ошибся, поправляйте.

Итак.
Представим себе комнату с окном, за окном облака, на окне занавеска. Пол покрашен белым, и стоит черный0пречерный бархатный флаг.
Глазами мы видим пол белым, флаг черным. Но глаз - штука хитрая. В грубой аналогии, глаз - это система “матрица+графический процессор” - га сетчатке получаем некое возбуждение, которое мозг обрабатывает и говорит, что мы видим. Поэтому видим мы конечно белый пол и черный флаг, но на самом деле мы видим пол, освещенный до какой-то степени. Не очень яркий. А вот за флагом бархатным, светопоглощающим, мы таки ничего не видим - света там совсем нет, жто место считаем черным, и для простоты считаем что оно таким и будет всегда - свет туда не попадает, как ни свети.

Теперь уберем занавеску. В комнате стало светлее, правда? Мы по-прежнему видим черный флаг и белый пол. Но на самом деле черный у нас, как мы договорились, не изменился, а вот белый (самый светлый) стал светлее.

Тут облака разошлись. И оппа! Черный остался все таким же черным, а белый стал еще светлее. Точнее, он освещен еще ярче.

Мы по-прежнему воспринимаем эту сцену как черный флаг на белом полу (процессор-мозг обработал данные и сообщил нам об этом). Но физически картинка 1 не равна картинке 2 и 3. Потому что самое светлое место на сцене стало НАМНОГО ЯРЧЕ самого тёмного.

Вот это и есть динамический диапазон - отношение яркости самого освещенного и самого затемненного места сцены. Самое светлое мятно может быть совсем чуть-чуть ярче самого темного (например, в тумане), может быть ярче в два раза, в десять, в сто. При этом, с некоторым упрощением, можно сазать что мы будет видеть примерно одно и то же - мы будем знатть, что черное это черное, а белое - это белое, почти независимо от того, насколько велика между ними разница в яркости. Лыжник в черной куртке на снегу в солнечный день (колоссальная разница в яркости) и тот же лыжник а больгичной палате - для нас будут черным на белом. Блягодаря графическому процессору.

Итак, динамический диапазон сцены - это разница ЯРОСТИ между самым светлым и самым темным. Чем больше разница яркостей, тем бОльше динамический диаразон. Изменяют его в фотографии традиционно в “стопах”. Световой поток регулируется диафрагмой. Один стоп - это изменение значения диафрагмы, уменьшающее световой поток в два раза. Кстати, один стоп диафрагмы не равер одному щелчку! Диафрагма в совпеменных камерах изменяется с шагом, меньшим стопа. Рдин стоп - это изменение диафрагмы, например, с 2 до 4 или с 2.8 до 5.6 - значения между, например 3.2, просто позволяют точнее управлять экпозицией. “Динамический диапазон 8 стопов” - означает, что самое светлое в сцене ярче самого темного примерно в 25 раз, 10 стопов - примерно в 102 раза, а 12 стопов - примерно в 4000 раз.

При этом битность - это, грубо говоря, способность записать некоторое количество ГРАДАЦИЙ яркости. 8бит - это 256 градаций. Необязательно, кстати, от черного до белого 😃 Таким образом, огромный динамический диаразон может быть передан с очень низкой битностью (просто шаги будут грубыми, с заметными переходами - постеризация), а очень узкий динамический диапазон - с огромным числом шагов при высокой битности.

При этом может не быть ни чисто белого, ни чисто черного, зато картинка будет очень мягкая и прастичная, классический пример - аналоговая фотография: дагерротип или бромсеребряный отпечаток имеют очень плохие параметры по ДД, но фантастическую пластичность, это невероятно красиво.

Вернемся к матрице. Что таое динамический диаразон для матрицы? В общем то же самое, но есть нюанс. Если динамический диапазон сцены - это данность, свойства освещения, то динамический диаразон матрицы - это СПОСОБНОСТЬ распознать ращницу в освещении ярких и темных участков. Т.е. когда мы говорим “динамический диаразон сцены 10 стопов” - это значит, что на сцене самое яркое в сто раз ярче самого темного. А когда говорим “ДД матрицы 10 стопов” - это значит, что матрица способна различить стократную разницу в освещенности. Если в реальной сцене разница освещенности светлого и темного меньше 10 стопов, то такая сцена будет распознана матрицей в полном объёме и записана без потерь. Но если ДД сцены превышает 10 стопов - матрица не сможет распознать блольше. Участки сцены, освещенные ярче верхгнего порога чувствительности, будут пересвечены, а участки, освещенные менее нижнего порога - провалены. Деталей в этих областях не будет, все что ярче порога будет белым, все что ниже порога - черным.

Но надо понимать, что ДД матрицы - не абсолютная, а относительная штука. Это, грубо говоря, наше “прокрустово ложе”, габлон, по которому мы будет рубить живое тело сцены. Но шаблон мы может разместить по своему усмотрению. Представьте себе трехметровую доску, из которой нам надо вырезать двузметровую заготовку для стола. Мы может пилить КАК УГОДНО - слева, справа, из середины, смотря где в нашей доске меньще сучков и старых гвоздей. Так и с ДД матрицы. Вводя экспокоррекцию (задавая большую или меньшую выдержку при одной и той же диафрагме, или наоборот, меняя диафранму при неизменной выдержке), мы сдвигаем наш наблон по сцене к светам или к теням. Что не поместилось - отрежется (удет в пересвет или в провал), но мы умные и сами выбираем, что нам в данном случае важнее: проработать ярко освещенную поверхность например воды песка, и хрен с ним с лесом на берегу, или получить детали в тенях под деревьями, а уж река пусть блестит, хрен с ней.


Гистограмма при этом показывает, поместился ли ДД сцены в ДД матрицы. Если помиестился - на сцене нет экстремальных перепадов освещения - то гистограмма будет, плюс-минус, классическая, “горбом”. Если же ДД сцена не влезает в ДД матрицы, то получим картинку противоположную - прогиб посередине, рики по краям, ограниченные вертикальными “обрывами” - это много-много пикселов, которые оказались темнее или светлее, чем матрица может распознать, и сбившиеся в кучу в белон или черное.

Тогда надо принимать решение - что же делать. Куда двигать, что спасть и чем жертвовать: вытягивать света, обрезая тени, или наоборот.

теперь вергемся к началу. То, что мы видим - это система “глаз (матрица) + мозг (процессор)”.

Матрица тупо реагирует на раздражиьтелию Для нее нет черного, белого, цветного, а есть некая яркость. Картинка с матрицы, не прошедшая обработку, серая, мутная, малоконтрастная. Мозг над ней не потрудился. Это - RAW (DNG). И, с некоторой натяжкой, LOG (на самом деле лог все-таки преобразован, но в определеной системе, вносящей минимальные искажения в выходные данные). А вот JPEG - это картинка, переданная с “глаза” в “мозг” и “додуманная” искусственным интеллектом. И вот тут начинается чудо. Для процессора не существует эстетики, авторского замысла и сложностей. Ждя него любая сцена должна, в результате, стать “среднесерой плашкой, залитой 18%-м серым цветом”. Так он картинку и обрабатывает. По всяким хитрым алгоритмам. Упрощая, можно сказать: самое темное для него должно стать черным, самое светлое белым, все вместе среднесерым, при этом надо бодавить контраста и насыщенности (чтобы глаз рабовался) и прошарпить (детали убьются и артифакты полещут, зато звенит). Иногда это нормально. Если не заморачиваться с последующей коррекцией - вообще бывает зашибись. Но если есть желание поработать с картинкой и сделать некий творческий проект - то лучше начинать с минимально обработанных данных. В малоконтрастном бесцветном мутном логе лежит практически сырой слепок с матрицы, и с ними можно сделать все что угодно. А к красивой рартинке после процессора применены десяски сложных преобразований, которые откатить назвад невозможно: все коррекции в растровой графике НЕОБРАТИМЫ и ведут к НЕОБРАТИМОЙ ПОТЕРЕ ИНФОРМАЦИИ. Если в фотощопе выгнуть кривую и сохранить картинку, то вергуть ее к исходному виду, выгнув кривую в обратную сторону, уже не получится по определению 😃

Кстати, именно из-за применяемых камерой коррекций, в том числе некого, предположительно, аналога “автоуровне” (выставление черной и белой точки) гистограмма обработанного внутрикамерными алгоритмами видео заполняет, как правило, весь диапазон, в то время как гистограмма “необработанного” LOG может занимать только небольшую часть диаразона. В реальности-то LOG как раз прав, в огромном числе случаев ДД реальной сцены намного уже ДД матрицы, не содердит черного и белого, и по правде жизни гистограмма LOG реальна, а гистограмма обработанной картинки - врет. Но почему тогда, растягивая гистограмму LOG на полный диапазон, мы получаем зудшее качество и постеризацию, как я показывал по ссылке на фейсбук чуть выше? Потому что внутри камеры эти преобразования происходят, во-первых, с сырыми данными матрицы, имеющими бОльшую разрядность (большую битность) - матрица, как правило, как минимум 10-битная, и только потом преобразуются в восьмибитный формат. Во-вторых, эти преобразования происходят ДО компрессии данных - а значит, артифакты появляются ПОСЛЕ.

Поэтому выбор цветового пространства нужно делать, понимая, для чего это надо. LOG дает бОльше простора для цветокоррекции, но иногда (часто) он не ужен, с поправкой на восьмибитную запись, увы.

P.S. надеюсь, что не сильно наврал, и не сильно загрузил 😃