Activity
которую должен знать любой уважающий себя пилот, серьёзно занимающийся пилотажем.
Сегодня мой коллега спросил, а что это такое Каталог Арести когда я про него упомянул. Как оказалось уважающий себя пилот-испытатель работавший в группе ЛИИ им. Громова и некоторое время даже возглавлял там летную службу не знает о нем. И это никак не мешало ему летать и делать множество фигур и испытывать самолеты. Так что молитесь на ваш каталог Арести и дальше. ))) Это не в обиду вам.
Это не “Игрек”, а авиационный термин означающий отклонение по курсу - рус. Рысканье, ну а анг. “Yaw”.
Игрек это одна из осей в связанной системе координат. ))) Есть еще скоростная система координат. Тоже применяется в аэродинамике, только для других случаев. Вращательное движение (можем по вашему виток оборот) относительно этой оси и есть рыскание. Слэнгую как свободный художник. )))
Возьмём лётное задания по анатации Арести…
Простите по десятому кругу. Мне фиолетово до вашего Арести и правил ФАИ. Это всего лишь каталог фигур. Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился. И Арцеулов в 1916 году не знал про каталог Арести, но из штопора впервые намеренно вывел самолет. Меня интересует физика их выполнения. Для этого я читаю учебники по аэродинамике и динамике полета типа тех, что я вам подсказал. Вы задали вопрос про разницу в фигурах, я ответил вам. И подсказал каким путем идти чтобы совершенствовать свою технику пилотирования. Теория первична. Каталог Арести это лишь одно из конечных звеньев в соревновательном процессе. И вступать в прения по каталогу Арести и правилам оценки фигур меня не вштыривает. Извините. Взгляд на эти вещи у нас очень разный. Но все равно было интересно. Отвечая на ваши вопросы я все равно лазил по учебникам когда испытывал сомнения. Память не идеальна. А знания с бурсы забываются.
Так вот - пилотажная фигура Штопор делается по оси рысканья,
А вот Википедия утверждает что вокруг трех осей.: «Што́пор», в авиации — особый, критический режим полёта самолёта или планёра, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. 😲😃
Вот почитайте учебное пособие для курсантов. Сегодня нашел его чтобы снять все вопросы. Это вам не ФАИ. Это летное училище готовящее профессиональных пилотов. Там в конце страницы 7 найдете и авторотацию и штопор, и про три оси, если сомневаетесь в Википедии. Вот еще выдержка из учебного пособия про бочки: "Штопорной бочкой называется такая, на которой вращение происходит за счет авторотации крыла на эакритических углах атаки. Ввод в такую бочку осуществляется энергичным взятием ручки на себя и дачей ноги до отказа в желаемую сторону вращения. Штопорная бочка является и быстрой, и неуправляемой.
На современных сверхзвуковых самолетах выполнять такую бочку нецелесообразно и опасно, так как слишком быстрое вращение самолета с движением носовой и хвостовой частей фюзеляжа по большим окружностям может привести к переходу в плоский штопор."
Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин. Или вокруг оси Y (Игрек=Рыскание).
Катушка спиннинга крутится (to spin, а не to roll) вокруг продольной оси. И метод ловли называется также. Кстати почти не переводится. Не цепляйтесь за иноназвания. Разберитесь в аэродинамике и динамике полета теоретически сначала. А потом переходите на основе этого на анализ своих действий в пилотировании и пилотаже. Раньше в интернете попадался учебник “Практическая аэродинамика маневренных самолетов” для курсантов высших военных училищ Лысенко. Найдите почитайте. Там много чего интересного по аэродинамике фигур пилотажа.
Я вам подсказку дам - в анг. Штопор это Spin(старое Tail Spin), а Штопорная Бочка это Snap/Flick Roll… В чём разница?
Я уже вам говорил, что осторожней с переводом.
Spin - turn or cause to turn or whirl around quickly. Глагол - синонимы: revolve, rotate, turn, turn around, go around, whirl, gyrate, circle, whirl,wheel, twirl, swing, twist, swivel, pirouette, pivot, swirl, birl.
Roll - move or cause to move in a particular direction by turning over and over on an axis. Глагол - turn round and round, go round and round, turn over and over, spin, rotate, bowl.
Читаем толкование в словаре и приходим к выводу, что вкратце это одно и тоже (синонимы). Это как сказать “Крутите(вращайте) барабан”. Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Филип. Не идите от перевода английских терминов. Это неверно. Идите от физического смысла явления. И там и там авторотация.
При переводах терминов не всегда есть дословный перевод. Переводчик в таких случаях подбирает термин аналогичный иностранному используя как раз физический смысл явления. В нашем случае это авторотация. А названия можно дать так, чтобы понимать разницу что это разные фигуры.
чтобы не выговаривать длинные названия - то принято пользываться абревиатурными сокращениями слов.
Профессиональный слэнг. ))
А может ли Штопорная Бочка быть внизсходящей?
Нисходящей. А почему нет? Штопорная бочка на пикировании с углом 45 или 60 градусов. По сути один виток штопора и есть нисходящая штопорная бочка. Просто по каким-то другим причинам этого никто не делает. Ну и мы же с вами установили истину, что это авторотация.
Я бы сказал, что и штопор не пилотажная фигура, как многие представляют. Я конечно не специалист из ФАИ, но по мне пилотажная фигура это полностью контролируемый полет по заданной траектории. В контролируемости штопора, есть только “подруливания” которые меняют его пространственные характеристики- углы тангажа, крена и рыскания. Угол атаки меняется не очень значительно, поскольку тогда крыло выйдет из режима авторотации.
Кстати, Штопорная Бочка не обязательно “горизонтальный штопор”,
Это просто сказано лишь для общего понимания процесса так сказать. А то что ее можно вписать в другие элементы пилотажа это понятно и так.
ну а Slats - это выдвижные предкрылки. Или нет?
Да. Но в обиходе пилотов на русском и то и то предкрылки, о чем я и сказал.
Slot или во множественном Slots для меня в общем понимании - щель, зазор. В профессиональном слот на вылет или прилет - временная щель, интервал времени. Поэтому “щели” на Шторьхе понятны по смыслу - аэродинамическое устройство для создания щелей по передней кромке крыла. Долго произносить? Да, значит предкрылки. 😃
Это к осторожности перевода терминов.
Как вам такой поворот?
Да мне никак. ))))). Вы просто подтвердили на примерах то что в итоге я и выражал. Авторотация слово со многими значениями. И контекст тут не последнее место занимает, как вы и сказали. По сути мой первый ответ и был об этом.
Выдвежные Предкрылки, но есть и НЕ выдвежные
Slots на каком языке? Я написал Slats. И те и те выдвижные.
за счёт реактивного момента на вращение воздушного винта
Я же написал игра слов или неправильная терминология. Это не аэродинамическая авторотация. Это вращение за счет реакции винта. Три степени свободы самолета связаны с изменением моментов относительно трех осей координат. Вы же не называете все изменения моментов авторотацией. У вертолета есть реакция несущего винта. Момент возникающий от этого компенсируется хвостовым винтом. Если вы скажете вертолетчику что это авторотация, он посмотрит на вас как на идиота. Авторотация у вертолетчиков, это посадка на отказавших двигателях за счет авторотации несущего винта.
Если правильно переводить Torque Roll - Это вращение за счет момента. Или бочка за счет момента " винта". Термин состоит из 2-х существительных. В английском языке это так называемый “кластер существительных”. Как меня учили на уроках английского - переводится такое словосочетание с конца фразы. 1. Бочка (roll); 2. Момент (Torque). Но не всегда перевод дословный. Поэтому мы подбираем выражение в нашем языке которое бы правильно отражало перевод. В итоге - бочка за счет момента (винта). Если хотите моментальная бочка (еще вариант перевода), что по смыслу нашего языка совсем не то что нам надо.
Надеюсь убедил Вас.
Могу подкинуть подумать над переводом “Leading edge flaps” и “Slats”. В русском это одно и тоже. А в английском почему разница? 😜
В продолжение спросил у коллеги про штопорную. На настоящем самолете типа Як-52: " подрыв на себя, нога по вращению, после входа в ротацию ручка от себя и элероны против вращения." Ручка и элероны во время бочки это подкручивание для стабильности фигуры и красоты для судей.
Но эти действия зависят от конкретного типа самолета. Аэродинмика (аэродинмическая форма) от типа к типу меняется и действия могут несколько отличаться. Поинтересуйтесь как ведет себя тот или иной тип самолета в устойчивом штопоре при отклонении ручки от себя, на себя, и элеронов против штопора и по штопору. По сути в штопорной бочке тоже самое поскольку это горизонтальный штопор.
авторотация/самовращение в Штопорной Бочке
Вызвано именно авторотацией Это аэродинамическое явление появляющееся на закритических углах атаки.
авторотация/самовращения в Силовой Бочке
В силовой нет самовращения. Вращение поддерживается отклонением элеронов как и в горизонтальной бочке. Тут просто игра перевода или неправильное использование терминологии.
Тогда надо поднять активность. Хотя бы без полетов. 😄
это та касторка или не та?
" А царь то говорят не настоящий!" )))))
Вот почитайте и сделайте вывод: ru.wikipedia.org/wiki/Касторовое_масло
Тут (на форуме) уже давным давно много раз писали про индийскую касторку.
Покопавшись в интернете выяснил, что эмалит это лак НЦ-551,
до этого он назывался аэролак первого покрытия А1Н
Виталий.
Я ж написал 30 лет постоянного применения. Проверено. Никаких эффектов описанных вами не наблюдалось. Единственный минус это если слой потолще и на белую краску, несколько желтизна со временем появляется. Но глаз потом привыкает и так что вроде и нет ее. )))) У меня ручка авиамодельного ножа из быстрореза покрыта еще этим лаком в 79 году. Коцек и царапок много, но до сих пор держится. Под него ручку эмалитил 2 раза.
лак проверить на совместимость
Паркетный лак с отвердителем который. Уже лет 30 как проверено. Чистый метанол даже не берет. Добавив чутка больше отвердителя и сохне быстро. Полчаса и готово.
Рассмотреть и выделить места для запуска авиамоделей территорию которых запретить покидать.
Андрей вы слегка припозднились. Это положение уже официально действует с 1 марта 2024 г. согласно изменений внесенных в ФАП-138 еще в прошлом году.
Как там обстановка? Хотелось бы съездить, полетать на модельке
Так запрет же из-за террористической угрозы высшего уровня. А получают ли Ульянковские режимы это вы у них самих спросите. Я очень сомневаюсь что получают.
Название ШАК?
Скорее WAK. ))
Дружище у вас дилетанское представление о работе диспетчеров РЦ(поскольку вы не общались лично, судя по той пурге которую вы тут несете)
Вы же не знаете даже мою профессию. Как вы так огульно меня оговариваете? 32 года почти каждодневного общения с диспетчерами разных уровней и диспетчерских пунктов по всему миру. Систему подачи планов подобную СППИ, использовал с 1997 года в США и Европе, тогда когда в России об этом даже мыслей ни у кого не было.
Лично с этим сталкивались?
Да и неоднократно, порой на высоте 10 км.
Вообще-то мы с Геннадием старались помочь Вам разобраться в элементарных вещах про которые вы спрашивали путем дискуссии. В ответ получили хамовитость. Как-то некомильфо получается. В России авиационные законы очень противоречивы. Порой не стыкуются с законами общегражданского характера. И разбираться в этом составляет определенную трудность даже специалистам порой.
Ну как бы без обид…в таких случаях молодняк говорит - А вы че там курите?
С таким же успехом этот вопрос и к Вам. Эффект зеркала никто не отменял. Так что почаще смотреть в него надо.
диспетчер работает в системе СППИ и технически ошибится не возможно…и
Вы слишком наивны в этом вопросе (без обид). Программы тоже создает человек и они тоже могут сбоить по тем или иным причинам.
Самый свежий пример это катастроф Боинга 737 Макс в Индонезии и Эфиопии. Из-за неправильной разработки софта в том числе.
Привет всем!
Джентельмены - брэйк!
Евгений. Геннадий правильно вам говорит. Есть административное деление территории РФ. Например Городской округ с административным центром город Н. А есть сельский округ с центром в селе М. Но все они имеют свои границы. Ведь надо же как-то понимать что здесь еще гордской округ, а через 1 мм уже сельский. Или нет ничего далее за границей.
Населенный пункт это общее понятие. Это может быть город, деревня, Поселок городского типа, село, станица и т. д. Ну для понимания процесса - ru.wikipedia.org/…/Территориальное_деление_России
В конце концов спрсите у чиновников в городской управе. Совпадают ли границы населенного пункта Вилючинск с границами административного округа? Тоже интересно как ответят.
чел сделал запрос в Росавиа,
Можете ответ в официальной форме показать? Если по телефону ответили это ни о чем. Там тоже сидят разные люди и порой не знают об изменениях в ФАП-138. Если на бумаге, то перед ответом должны были проштудировать правила, в том числе и последнее постановление 1016.
но в границах городского округа и вне административного центра округа без всяких разрешиловок, то что мне могут инкриминировать
Нужно прочитать как прописано в соответствующей статье КоАП, по моему 11.4 пункт 2. Летая так в городе вы нарушаете ст. 49 ФАП-138. Если это подпадает под 11.4.2, то могут припаять штраф. Но это определяют не силовики, а транспортная прокуратура или Ространснадзор. Силовики (милиция) не знают ФАП-138 и могут только составить на Вас протокол и передать его для дальнейшего разбирательства.
Кстати госграница от вас там далеко? А то еще надо соблюдать правила в приграничной полосе. Есть 2 пункта в ФАП-138 касательно этого:
- Над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса - воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.
Приграничная полоса вдоль государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане не устанавливается.
- Запрещаются полеты в приграничной полосе без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
ФАП 23-года №1016
Фап-138 только один от 2010 года. Другого нет. Поэтому и ссылаются на него. Вот его название: "Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 21.06.2023) “Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации”
А 1016 это номер постановления правительства РФ О внесении изменений в ФАП-138 от 2010 года. Вы когда читаете название документа - правильно его читайте чтобы понять смысл. 😉 Тогда и путаницы не будет.
находите место за границей, а в представлении указываете,
что полеты - “будет осуществляться за пределами населенных пунктов”.
И никакого представления не надо, если нет запреток и зон ограничения полетов. Это говорит пункт 52.3.а)
Требования пункта 49 настоящих Федеральных правил не применяются к выполнению полетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта. Может кто подскажет этот абзац первый в пункте 49?
Это первый абзац пункта 52.4 ФАП-138. Смысл в том что если есть установленная зона для полетов над населенным пунктом, то вы летаете в ней. Если таковой зоны нет, то вы применяете статью 49. Еще если вы летаете в этой зоне, то и требования статьи 52 (первый абзац) о плане полета и разрешении на ИВП тоже не применяются.
но нет ни слова о полетах вне населенного пункта, с этим то как быть?
Пункт 52.3. Положения первого абзаца статьи 52 (план и разрешение ИВП) не применяются в случаях указанных в 52.3 , а) б) в). Это как раз для моделистов. Соблюдай эти условия и летай без плана и разрешения на ИВП. Пункт в) здесь переходит в Пункт 52.4 - зона для полетов установленная органами власти.
По поводу населенного пункта. Тут на форуме давно было обсуждение. Для вас важно знать границы НП. За его границами летаете по 52,3 а). В границах НП статья либо 49, либо 52.3 в) и 52.4.
Для сведения: Земельный Кодекс РФ РФ Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
- Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
- Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских и сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. При выявлении пересечения границ городских либо сельских населенных пунктов с границами земельных участков устранение такого пересечения осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
про "обязанность исполнять законы"© я знаю )
Это хорошо.
и вот честное слово, я не понял, зачем так много слов ?
Но я же не только конкретно Вам отвечаю. Просто очень часто здесь возникают дискуссии и я по мере моих знаний пытаюсь разъяснить ситуацию тем кто заблуждается. )))
С 1 марта вступили изменения, которы значительно упростили возможность полетов без получения разрешения. Нас “услышали”. Это я про диспетчерские зоны, которые не давали нам покоя. Особенно для моделистов крупных городов где по нескольку аэродромов разных ведомств.
теперь придется каждый раз бегать в администрацию за разрешением,
Евгений. Опыт форума говорит что все решаемо. Люди в разных регионах оформляли такие разрешения и без особых проблем вроде. По вопросу как часто, то некоторым сразу давали на полгода год или даже на 3 года. Будете получать скажите что вы долговременный пользователь и чтобы не беспокоить каждый раз попросите на достаточно длинный срок. А может глядя на вас, вам зарегистрируют площадку согласно ФАП-138 пункт 52.4
Привет Всем!
Или я что то пропустил ?
Похоже Вас почему-то все время заносит в пункт 52.2 ФАП-138, который я опустил в своем первом посту вчера. Я там написал что для моделистов это достаточно редкий случай. Вы собираетесь целенаправленно летать в зонах ограничения полетов? Ну если так хочется то вот: 52(2). Положения абзаца второго пункта 52 настоящих Федеральных правил не применяются в следующих случаях:
а) полет беспилотного воздушного судна выполняется в запретной зоне либо зоне ограничения полетов согласно пункту 39 или пункту 40 настоящих Федеральных правил;
б) полет беспилотного воздушного судна выполняется при авиационно-химических работах на высотах менее 30 метров от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км - от посадочных площадок.
Надеюсь пункт 39 и 40 прочитаете сами. По сути ничего не изменилось в этом процессе. И раньше при полетах в запретках и зонах ограничения требовалось согласование с теми кто их установил.
Главный абзац статьи 52 гласит: “Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.”
это все “тонкости” имеющие значение для специалистов,
Абсолютно неверное мнение. Это Федеральные правила. Это для всех кто собирается использовать воздушное пространство РФ. Вне зависимости специалист вы или нет.
- Настоящие Федеральные правила обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Вы пользователь. И в этой статье не сказано специалист вы в этой области или нет. Не понятно -перечитывай закон, учись, получай консультации, разъяснения и т. д., но закон выполняй.
И по поводу зон ограничения полетов. Я писал что есть перечень. Вот (но возможно он не очень актуальный): base.garant.ru/…/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
могу ошибаться, но
Это именно так и есть. 😊
Если вы цитируете Википедию, то читайте внимательно про нотамы. Перед той фразой что Вы процитировали и далее пишется о чем могут издаваться нотамы. Например о большой миграции птиц. Там же в вики почитайте про серии нотамов.
зона над Рязань имеет номер очень похожий на НОТАМ
Зонам ограничения полетов присваивается идентификационный номер который начинается 4-х буквенным кодом ИКАО воздушной зоны в которой она расположена или аэродрома над которым… В нотаме тоже присутствует 4-х буквенный код ИКАО зоны или аэродрома к которому он относится.
…
Да. я же написал что может быть установлен регламент (режим работы зоны) если он достаточно долговременный. А может быть написано: “зона УУБД-Р по НОТАМ”. Это означает что зона рязань дягилево, рестриктид (ограничение) регламент работы по НОТАМ.
Тоже есть сомнения. Он вроде как дополнение к пункту а) касательно А/д и пос. площадок. Но непонятно как определить границу где высота переходит со 100 м на 150. На 15 км от аэродрома, на 100 км?
Понимаете правильно. Только нужно уточнить статус этой дежурной ВПП - аэродром это или посадочная площадка. В законе сказано аэродром или посадочная площадка. “Вертодром” там нет. Узнать это можно у местного ОрвД или владельца самой полосы в лице ВЧ или гражданской администрации.
Привет Всем.
Для того чтобы снять все непонятки читайте статью 52 ФАП-138 “ИВП” с последними редакциями (скажем на консультанте)
52(1) утратил силу с 1 марта. 52(2) - это для моделистов очень редкий случай, поэтому его опускаем.
Далее: 52(3). Положения пункта 52 настоящих Федеральных правил не применяются в следующих случаях выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости:
а) на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности вне запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране” охранных мероприятий, а также над местами проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований;
б) на высотах менее 100 метров от земной или водной поверхности на удалении более 10 км от контрольных точек аэродромов и 2 км - от посадочных площадок;
**в) **в зонах полетов беспилотных воздушных судов.
В сравнении что было до этого нам важен пункт а). Из него убрали термин диспетчерские зоны (ранее была фраза вне диспетчерских зон). Это означает что в пределах прямой видимости БВС на высотах не более 150 метров можно летать не получая разрешения на ИВП, с соблюдением остальных условий пункта а).
Пункт б) не очень понятен пока. Вроде как дополнение к а), снижена высота, только не указана граница до которой выдерживать 100 м.
пункт в) тут понятно. В населенных пунктах летаем в установленных зонах. Зоны после их установления публикуются в сборниках аэронавигационной информации РФ.
Вот и как узнать, где эти зоны?
Ответ выше - в сборниках АНИ.
про “запретные зоны и зоны ограничения полетов”, это как раз про NOTAM
НОТАМ касается только непостоянных запретов и ограничений полетов. Для постоянных НОТАМ не публикуется. Есть просто перечень таких зон с регламентом их работы. Ну например запретка над Москвой в пределах МКАД до 8000 м. Она постоянна и никакой нотам на нее не опубликован и не публикуется.
И еще. Данное изменение в законе не отменяет временные запреты установленные местными органами власти в связи с проведением СВО или повышением уровня террористической угрозы. Это надо уточнять отдельно.
является вертолётной площадкой
Что-то подобное слышал в Шебанцево от других ребят. А они получили разъяснение от экипажа ФСБ-шного вертолёта севшего там. Может и утка. Хотя Шебанцево бывшая площадка АХР. Но доля правды есть. Во время войны в принципе любую поверхность с искусственным покрытием могут взять на учет как аэродром. Если документ на этот счет и есть, то он минимум ДСП, а не для нас, и в “Консультанте” его не будут публиковать. 😉
На рейсмусовом станке выполнить обработку. Тогда по моему и наждачка не потребуется. Правильно отстроенный и заточенный рубанок (электро тоже), оставляет очень ровную и чистую поверхность которую можно не шкурить.
Если НЕ УМЕЕТЕ - то да, вы не моделист
Вы спортсмен какой-то…
Если подросток хорошо играет в футбол во дворе, но не ходит в клуб и не выступает на соревнованиях - он футболист или кто? Я думаю что в общем понимании он футболист. Во дворе все говорят Витька-футболист. А если ходит в клуб и секцию, и играет в спорт команде то подавно! ))
Так же и с моделизмом. А вообще не надо утрировать и доводить до фанатизма все. )))))😉
В каждой моделке может появиться человек которому строить модели будет гораздо интересней чем летать.
И победа пилота это будет победа всей команды.
Вы лишь подтвердили мои мысли. Спасибо!
А что касается юниоров, то мы рождаемся неграмотными и неумехами. Все приобретаем в течении жизни.
суть спортивного моделизма - в спортивных результатах, а не в усилиях, вложенных спортсменом в производство инвентаря
Совершенно справедливо. Клюшки и лыжи в спорте спортсмены не делают сами. Они их покупают или им делают индивидуально. Авиаторы разделяются в своей массе на тех кто летает и тех кто конструирует и создает самолеты. Так же и в авиамодельном спорте.
Но есть персонажи которые с пеной у рта будут вам доказывать, что если вы не умеете делать модель, то вы не авиамоделист. )))))))))
Очень не однозначное видео. Посмотреть можно, но там многое тендециозно. Да и товарищ его снимавший в авиационном мире тоже неоднозначный.
А вы на визуальные полеты пилотажек подаете разрешение?
А зачем разрешение на такие полеты если вы летаете в рамках правил?