Activity

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

На нижней части турбины есть винт, который крепит её внутренности к корпусу. Это соединение не герметично. Если внутри турбины остается керосин, его немното травит через этот винт наружу. Пары капель хватает за глаза для пожара.
Я пытаюсь его герметизировать теперь. Локтайтом заливаю.
Внутри турбины оставшийся керосин не проблема.
Да и это не каждый раз происходит.
Сам дурак, огнетушитель не проверял.

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Всем привет, не состоялся, к сожалению.
У меня моделька пошла по стопам 055 номера и устроила мне пожар на летном поле, когда я гонял движки, чтобы набрать статистику для телеметрии расхода топлива.
Я заметил, что если останавливать движки принудительно до полной выработки топлива, то из-за длинных трубопроводов после клапана часть топлива попадает в турбину и остается там. Если завести движки почти сразу после остановки, то это топливо воспламеняется и турбину приходится гасить СО огнетушителем. Короткий пшик и всё.
Завел турбины, забыл вынуть дренажный шланг из канистры, гоняю движки на разных оборотах. Класс, все здорово. смотрю уже 8 минут прошло, десять, пятнадцать!! А движки все молотят и молотят. И тут Штирлиц увидел дренажный шланг из канистры, который все это время вместо воздуха подсасывал свежее топливо 😜
Делать нечего, глушу движки. Обнуляю данные. Завожу опять и на левой турбине из гондолы получаю воспламенение топлива, пролившегося туда после остановки.
Думаю фигня. Нажимаю на огнетушитель, он молчит скотина. А гондола все сильнее и сильнее дымится. Вроде пустяк, но сделать ничего не можешь и понимаешь, что еще секунд 30 и все…, хоронить уже будет нечего.
Бегу к машине, хватаю порошковый. Слава богу хоть он сработал. Потушил, хотя засрал все знатно.
Сгорела вся проводка слева, трубопроводы, сервомашины УВТ, стартер турбины, обшивка левой гондолы покоробилась и обуглилась, фиттинги на турбине. Когда разбирал все и снимал турбину впечатления были ярчайшие. Жуть и депрессуха.
Самое сложное было найти мотор для стартера. Но повезло. Нашел у поклонников MiniZ. И именно родной, точно такой же как и был изначально.
Остальное дело техники. Все восстановил, переставил клапана ближе к турбине, но уже летать поздно было, сентябрь, погода испортилась.
Так что до весны опять 😛

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Турбины больше года в коробке пролежали. Поезд ушел к тому времени, когда я трещину увидел. А так “работает-не трогай” 😃
Если после стенда тяга будет маленькая, то отправлю производителю. По компу там время работы турбин всего минут 10-15 за все время.

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Скорее второе, так как попытался прокачать относительно длинную магистраль перед запуском, чего делать было не нужно. Вот лишний керосин в камеру и налило. Хлопков никаких не было и турбина после того пожара работает нормально. Механически ничего не сломалось.
На этой проблемной турбине, кстати, с самого начала был заводской брак. Входной диффузор на станке сточили до толщины фольги с одной стороны. В результате образовалась тоненькая трещина длиной около сантиметра вдоль канавки токарного резца. Почти напротив лопаток, но еще не доходя до них. Пришлось снимать диффузор и со стороны датчика оборотов аккуратно на это место напаять с флюсом для алюминия заплатку-усиление из обычного припоя. На геометрию со стороны потока это никак не повлияло, так как все делалось с внутренней стороны, но качество производства честно говоря расстроило. Пока ничего не отвалилось. Будут проблемы попробую у Мартина новый диффузор заказать.

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Всем привет!
Просто новостей особых не было. В этом году так и не удалось облетать. То погода мерзкая, то некогда.
Народ, весной как соберетесь на поле, дерните и меня тоже, пожалуйста. Облетать тоже очень хочется.
В этом году погонял на земле. УВТ работает отлично. Думал, что 21 градуса отклонения будет мало, наивный албанец 😉, самолет на привязи (два тросика к каждой стойке шасси) отклонением струи выкручивает с такой силой, что думаю не перестарался ли я.
При прогонах на земле столкнулся с тем, что для запуска двух турбин одновременно банально не хватает потока газа через одну 3мм трубочку. У меня после баллона тройник стоит. Баллон обычный с рынка от ручной газовой горелки. Приходится турбины последовательно запускать, что несколько неудобно.
Одна из турбин немного дурит. Первая дала 3,6 кг тяги, вторая меньше 3 кг, хотя на обороты выходит на полные. Может конечно и аппарат УВТ мешает, но сомнительно что то. Второй точно такой же совсем не мешает. Сниму, погоняю на стенде. Может аккуратненько переберу. Непонятно короче, что с ней не так. Перед отгрузкой то их на тягу по идее гоняют. Посмотрим.
Словил помпаж на одной из турбин. Хорошо, что огнетушитель был под рукой, так бы и самоль весь мог сгореть. Без огнетушителя лучше вообше ни одного пуска не делать. Реально спас.
Выгорели трубопроводы и проводка турбины. Пришлось менять. Подкоптил немного краску на одном из стеклопластиковых соплах. Но не страшно, даже перекрашивать не стал. До облета теперь.
При испытаниях УВТ на максимальном отклонении левого сопла вниз струя пережгла левый капроновый тросик швартовых. Самолет резко развернуло вправо и впечатало клювом в забор из гофролиста. В заборе вмятина в сантиметр. У клюва минус тот же сантиметр:). Косметика, ничего страшного, уже все восстановил и перекрасил. Зато проверку на прочность прошел.

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

У меня Jeti.
Среди сенсоров есть измеритель расхода керосина для турбин.
www.jetimodel.com/en/katalog/…/MFlow-T-EX/
Но он дорогой и достаточно громоздкий. Один весит 40 гр. Турбин у меня две, а моделька достаточно маленькая.
Поэтому я использую вот этот датчик:
www.jetimodel.com/en/katalog/…/MUI30-EX/
Он маленький и вместе с проводами весит меньше 10 гр. Его основное предназначение- контроль тока, напряжения и остаточной емкости батареи. Применяют его обычно на электролетах.
У меня он используется в цепи помпы. мАч, пройденные через электроцепь помпы прямо пропорциональны расходу керосина. Погрешность не превышает пары процентов.
Создаю в телеметрии Alarm, привязанный к остаточной емкости виртуальной батареи. А её емкость указываю как то самое значение мАч, которое требуется для прокачки помпой полного бака. Когда остается 20% от этой указанной емкости, срабатывает звуковой сигнал, сообщающий о том, что пора бы и садиться.
Если турбина в полете останавливается, ток через помпу идти перестает. Срабатывает еще одна тревога. Для неё условия: Сектор газа больше чем холостые обороты и нет тока в цепи помпы. Как только такое происходит, милый женский голос говорит: “Остановка левого двигателя, Остановка левого двигателя…”

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Одну турбину заводил на стенде. Завелась с пол пинка без единой проблемы.
На борту турбины пока не гонял. Попробую в следующие выходные весь комплекс последних настроек провести, которые без топлива на борту были невозможны.
-Центровка с топливом на борту.
-Проверка максимальной тяги
-Проверка работы УВТ и центровка обоих векторов, если потребуется
-Калибровка датчиков расхода топлива. У меня каждая помпа включена через датчик телеметрии ток/напряжение, что позволяет контролировать расход топлива и сигнализировать об остановке левого или правого двигателя в полете. Нужно сжечь полный бак и посмотреть сколько через эти датчики амперчасов пролетит. Надеюсь соседи будут в восторге 😈

Пневматические тормоза

У меня секвенсер именно на PowerBox и используется. Постороннего и нет.
Напрямую на PowerBox датчик имеет смысл подключать, если PowerBox будет по своей телеметрии на передатчик сообщать о разгерметизации. А если нет, то лучше по длинной петле через передатчик это реализовывать, чтобы пилот был в курсе, что произошло.
А то модель далеко, на скорости и тут у неё шасси выходит, а ты этого не видишь, но видишь что модель колбасит.

Пневматические тормоза
Airliner-rc:

или какой то датчик давления внедрять

У меня получилось именно такой вариант реализовать. Датчик на фото слева от переключателя PowerBox. Он очень компактный и весит около 5 грамм. Правда датчик давления связан не с PowerBox а с телеметрией аппаратуры. Особенностью Jeti является то, что она может использовать показания датчиков в качестве исполнительных команд. Не думаю, что кто то ещё в мире так может. На Футабе такое, видимо, не получится реализовать.
Переключатель выпуска шасси на передатчике завязан на логический свич вместе с показаниями датчика давления. Если давления в системе меньше указанного (у меня стоит 2 бар), то шасси просто не убирается. Если падеж давления происходит в полете, то система автоматом выпускает шасси и голосом сообщает об аварийном падении давления и принудительном выпуске шасси.
Получилось очень просто, без лишних деталей. Плюс еще в том, что на датчике давления есть две дополнительных розетки для расширения. На них висят два MUI датчика, врезанных по току в разрывы турбинных помп и по напряжению параллельно батареям турбин. Они отслеживают остановку турбин и расход топлива.

ПАК ФА

Отличный выбор, искренне желаю удачи, единственная проблема отсутствие нормальных чертежей.
DWG файл сами делали? В нем есть несколько достаточно явных расхождений с оригиналом, которые сразу бросаются в глаза. Например в Z5 Z6 переход от турбин к килям сверху не такой сглаженный. Это на многих фотках хорошо видно.
Попробуйте покопаться на сайте paralay.com Там есть достаточно хороший чертеж, правда плоский.
paralay.com/pakfa/shema.zip
Но все три проекции присутствуют.

JR 28X

Да кому он нужен.
Я в свое время хотел этот аппарат всерьёз купить. Стал его досконально изучать, подбирать сенсоры для телеметрии. Через некоторое время понял, что овчинка точно не стоит тех денег, что за неё просят. Ничего особенного в этой аппаратуре нет, ну кроме андроида и красивых иконок. Взял Jeti DC-16, Powerbox RoyalSRS в комплект к нему, так как они полностью свяжутся по телеметрии, несколько сенсоров, включая датчик давления в магистрали пневмошасси. Доволен как слон. К новому году Jeti еще и бесплатно апгрейд FW до 24 каналов на сайте выложила.
Короче, я очень рад, что не повелся на красивые, но очень неинформативные ролики 28Х. Сейчас бы точно жалел…

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Облетать теперь только по весне.
А время на доводку у меня только зимой и есть. Весной опять доделка загородного дома с головой накроет. Не до хобби будет совсем. Этим летом всего пару раз удалось вырваться полетать.

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Перекрашу.
Мне тоже то, что получилось не очень понравилось. Какая то шахматная доска, а не самолёт 😃
Хотя красить по кромкам конечно неизмеримо проще, чем делать плавные переходы с темного на светлый.
Править не так много придется.

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Закончил с холодами сезон стройки и занялся наконец то самолетом.
Модель в принципе была готова к полетам еще в конце весны. Осталась только покраска, чем сейчас и занимаюсь.
Автогрунтовка/шкурка/автогрунтовка/шкурка/грунтовка Тамия/окраска брюха и верха рулевых поверхностей/укрытие и окраска верха
Завтра сниму маскирующую ленту. Интересно, что получится.
За основу брал окраску 55 борта, но решил её немного видоизменить.

Постройка композитного JET-а
VLS_Art:

Не нашел в повербоксовском секвенсоре второй передней створки

В обычном “помощнике” секвенсора второй створки спереди нет, но это не страшно.
Нужно после первого использования помощника войти в ручные настройки изменить один из пустых пунктов Task (задача). (Task6 например, если он не занят, то там 1500 в обеих строках стоит)
В тасках, появившихся после работы помощника, описана с привязкой ко времени вся работа сервомашинок. Нужно просто скопировать вручную данные единственной сервомашинки для передней стойки (например DS-Out1) в новый Task6, изменив время Start на нужное. А потом подогнать данные для начального и конечного положения машинки, чтобы створки стопорились в нужный момент. Машинки то и тяги все же разные.
Новые данные нужно ввести как для UP-Down (выпуск), так и для Down-Up (уборка)

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Добрый день Марат,
Площадь серой фигуры на чертеже 66дм2. Рули высоты в расчет не берём.
Если переменный вес модели принимаем от 6 до 5 кг, то получаем нагрузку на дм2 от 90,9гр до 75,75гр.
Я в общем то и стремился получить нагрузку меньше 100 грамм на дм2. Моделька относительно маленькая. При большой нагрузке на крыло такая плохо будет летать. Я с самого начала пытался построить реактивный 3D акробат небольшого размера. В идеале модель должна будет летать с газона.
У меня винтовая пилотажка имеет нагрузку около 70 гр/дм2. На ней стоит футабовский гироскоп на 3 координаты. Прекрасно летает. В сильный ветер я на ней, конечно, не летаю. Но гироскоп прекрасно справляется. Думаю и с этой моделью проблем не будет. На мой взгляд малая нагрузка даёт при таких масштабах больше плюсов, чем минусов.

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Финита ля ламинация 😛!!!
По крайней мере для фюза. Осталось крылья зашить сверху и створки основных стоек заламинировать. Вступаю в фазу шкурки и косметики.
Запустил, наконец, неделю назад одну из турбин. Завелось все сразу, абсолютно без проблем. Правда через пару минут из дома по соседству сторож выскочил 😈.
Свиста не было вообще, только рев и грохот как от военного движка… Впечатлений масса. Тягу не измерял пока, но мощь чувствуется огромная. Если моя малявка такой эффект даёт, представляю, как грохочут старшие сестры. Разгон от холостых (93т об/мин) до полных (243т об/мин) секунд за 6-7. Буду гонять вторую турбину, сделаю видео.
Расходные баки по 30мл показали себя отлично. Были сомнения по их пропускной способности на полной тяге, но все работало просто прекрасно. Пузырьки не набрались.
Купил термостойкую эпоксидку и углерукав на сопла, но честно говоря что то меня останавливает от формовки. Уж больно хлопотный процесс. Почти сутки держать все в печи при температуре от 100 до 200 градусов.
Попробую сначала из обычной эпоксидки сопла сделать. Там видно будет нужна термостойкая или нет. При рабочей турбине подносил палец вплотную к соплу сбоку, совсем жар не ощущается.

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Вся механизация будет как на большом брате. Я даже попробую асимметричное отклонение ПГО и закрылок как на ПАКе реализовать. Но это уж точно не для первых полётов 😃

реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Добрый день Артем,
может и можно было без рояля обойтись, только я так и не нашел другого решения.
Проблем несколько.
Первая проблема в том, что нужно было обеспечить работу гироскопа как на УВТ (висение), так и на двойном оперении. Причем желательно иметь на каждую РМ свой канал, чтобы программно регулировать ноль и расходы независимо друг от друга, а не париться с механической длиной тяг и плечами качалок. На УВТ и задних горизонтальных цельноповоротных плоскостях нужен микс с элеронами (двойная Дельта например).
Вторая проблема в том, что двойные кили должны поворачиваться не только симметрично , но и асимметрично (навстречу друг другу, торможение). Да еще и V образность в планере в полный рост присутствует. Значит добавляем ещё один микс, причем достаточно сложный. Стандартный V-tail использовать не получится, так как либо дельта, либо V-Tail. Оба сразу выбрать нельзя. Нужно будет извращаться.
Для реализации вышеперечисленного нужно, чтобы гироскоп стоял ДО всех этих миксов, и из миксов выходило штук 8 (а с колесом и все 9) стабилизированных каналов. Как это реализовать без рояля я не представляю. С ним то это тоже не просто, но появляется максимальная гибкость в вариантах, что позволит решить задачу максимально близко к задуманному.
Вес рояля без экрана 160 грамм. Экран на борт ставить не буду, только для настроек. Его с успехом заменит телеметрия, подключенная к роялю (Jeti поддерживается в полном формате).
Если использовать раздельно цифровой гироскоп (около 50 гр) в связке с каким то дистрибутором (PowerBox, CentralBox… >60-100гр) то выигрыша по весу большого не получается, а головной боли по увязке всего этого хозяйства в единое целое просто куча. Поэтому и остановился на рояле.
Сплиттеры PowerBus использовал, чтобы не тащить кучу жгутов для 8ми рулевых машинок из носа в хвост. Можно и без них было обойтись, но так просто удобнее в моём конкретном планере.