Тяги из карбоновых трубочек?
Назрела необходимость заменить тяги рулей высоты (и направления) на ДВС тренере весом 2.5кг. Исходно там стоят деревянные палочки с (некороткой) проволокой 1.7-1.8мм по концам; неудачная конструкция, хотя кое-как работала. Хотел бы попробовать сделать тяги из карбоновых трубочек, с минимально короткими стальными проволоками по концам.
Получил с Кинга несколько карбоновых трубочек, теперь нужно решать конкретно. Поэтому несколько вопросов:
-
Нет ли здесь каких-либо подводных камней?
-
Какую трубку выбрать? Есть 3мм, 4мм (тонкостенная, внутренний диаметр 2мм), есть 5мм.
Еще есть квадрат 3мм, но по причине промежуточной опоры (см. ниже) квадрат кажется нежелательным. -
Как вклеивать проволоку? (РН хрен с ним, но РВ – тут нужна 100% надежность!) Думаю вклеивать эпоксидкой, пойдет на карбон? Нужно ли его шершавить, или можно и так?
Собственно, по прочности, наверное, любая трубка подошла бы. Но дело здесь также в жесткости. Длина тяги (для РВ) будет около 65-70см, соответственно длина карбона, наверное, около 65см. Нужно, чтобы не гнулась. Для этого я планирую вклеить в фюзеляж, по одному из шпангоутов примерно посередине тяги, легкую опору – полоску из бальзы с двумя отверстиями под тяги. Как конкретно облицевать отверстия, еще не решил.
- Нет ли здесь каких-либо подводных камней?
Длинная тяга при морковке свернёт машинку.
- Какую трубку выбрать? Есть 3мм, 4мм (тонкостенная, внутренний диаметр 2мм), есть 5мм.
Чем толще - тема устойчивее, но без фанатизма. Я бы взял 4. Раньше делал тяги из дюралевых 4 мм трубочек. Получалось неплохо за исключением вышесказанного.
Как вклеивать проволоку? (РН хрен с ним, но РВ – тут нужна 100% надежность!) Думаю вклеивать эпоксидкой, пойдет на карбон? Нужно ли его шершавить, или можно и так?
Чуть попилить её напильником, затолкать внутрь прубки шарик пенопласта на размер вклейваемой части и вклеить её на смолу. Сврху обмотать трубку нитками или кевларом от конца миллиметров на 10.
Для этого я планирую вклеить в фюзеляж, по одному из шпангоутов примерно посередине тяги, легкую опору – полоску из бальзы с двумя отверстиями под тяги.
Вполне сойдёт, только обеспечьте повышенный люфт тяг в отверстиях.
Как конкретно облицевать отверстия, еще не решил.
Можете вставить кембрики, намазать смолой или вообще оставить как есть.
Проволочный наконечник покоцать пассатижами/напиллингом (речь идёт о части которая пойдёт в трубку) и даже можно кончик 2-3 мм загнуть вдвое. Карбон желательно пошершавить. Проволовку обмотать ниткой, ХБ швейная само то и хорошо пропитать смолой. Эпоксидку использовать непятиминутку, а лучше классику 24 часа например ЭДП (продаётся в хозмагах 300 мл. примерно 100 рублей имеет стабильно надёжную полимеризацию и не требует очень точной дозировки компонентов) Перед склейкой на нужную глубину затолкать пробку (шарик пенопласта) чтобы эпоксидка не утекла. Снаружи на трубку наложить бандаж от растрескивания - та же нитка или капля циакрина и поверх осадить термоусадку пока циакрин жидкий.
Удачи.
Как конкретно облицевать отверстия, еще не решил.
Вставить подходящую плостиковую трубку - начиная от соломинки для коктейля или как вариант часть авторучки. Этот момент непринципиален
- Какую трубку выбрать? Есть 3мм, 4мм (тонкостенная, внутренний диаметр 2мм), есть 5мм.
Думаю с учётом вибраций 4 мм - оптимально.
Пока писал опередили, НО!!! Шарик пенопласта и бандаж слово в слово, как будто списывали друг у друга. Свердловская школа авиамоделизма рулит!!!😇
затолкать внутрь прубки шарик пенопласта на размер вклейваемой части и вклеить её на смолу. Сврху обмотать трубку нитками или кевларом от конца миллиметров на 10.
Насчет шарика пенопласта – и у меня такая мысль была слово в слово (хоть и из Питера я!). А вот насчет обмотать нитками или кевларом – хм, с этим сложнее. Чтобы эти тяги просунуть в опору, а точнее, надеть опору на тяги, нужно будет, чтобы хотя бы с одной стороны трубка была свободной по наружному диаметру. Иначе придется наклеивать на центр тяги еще какую-нибудь трубку для увеличения диаметра; в общем, целый огород городить. А что, просто так на клей изнутри не пойдет? Слишком хрупкий конец получится?
Эпоксидка у меня модельная, “30 минут”; до сих пор пока не подводила. По-моему, она значительно лучше советской, хотя я последней уже лет 20 не пользовался, может, она и улучшилась с тех пор.
просто так на клей изнутри не пойдет
Именно так и надо сделать. Обматывать/осаживать термоусадку можно после “высыхания” смолы.
Обматывать/осаживать термоусадку можно после “высыхания” смолы.
Конечно. Так и имелось в виду. Только после полимеризации.
Извините, я не понял, что имелось в виду в ответах – что никак нельзя без обматывания конца, полагаясь лишь на одну эпоксидку изнутри трубки?
Извините, я не понял, что имелось в виду в ответе – что никак нельзя без обматывания конца, полагаясь лишь на одну эпоксидку изнутри трубки?
Карбон очень хорошо работает на растяжение, а вот на излом не очень. Трубки с хоббикинга достаточно легко расслаиваются, для предотвращения этого рекомендуется самый нагруженный участок немного усилить. В конце концов ничто не мешает сделать пробную склейку и попробовать на прочность. Думается, что если смола заполнит весь объём участка где будет располагаться проволока (ну навскидку 25 - 30 мм), то прочности хватит и без бандажа. Проволоку обмотать нитками обязательно.
Понятно. А вот тогда такой момент:
Проволоку обмотать нитками обязательно
Один из концов я планирую несколько иным: вклеивать туда 3мм латунную трубочку (в которой будет резьба М2.5, для регулировки длины; я бы сделал М2, но у меня только такая трубочка, 3х2мм диаметром). Поскольку у 4мм карбона с Кинга внутренний диаметр 3мм, она влезет туда плотно, только на трении. То есть, места для ниток нет. Так будет держать? Я, конечно, могу еще попробовать прогнать по наружному диаметру латуни плашку М3.5, может, она оставит спиральные канавки.
Также и на другом конце. Если использовать карбон 4 мм, то внутрь него как раз входит карбон 3мм, а в последний – стальной пруток 2мм. Могу попробовать пройти последний резьбой М2.2, благо недавно соответствующую плашку прикупил, для велосипедных спиц.
Такой способ пройдет, или лучше не связываться?
вклеивать туда 3мм латунную трубочку (в которой будет резьба М2.5, для регулировки длины;
На трубке сделать насечки.
Могу попробовать пройти последний резьбой М2.2,
Не надо, резьба сильно ослабит пруток. Хватит просто насечки. Эпоксидная смола в таких малых зазорах обеспечит прочность сравнимую с монолитным узлом. Я обхожусь вообще без регулировки, т.е. тягу клею по месту когда руль зафиксирован в нейтрали, а качалка сервы под 90 градусов к тяге или параллельно оси поворота руля. Маета присутствует, не без этого, но результат того стоит.
вклеивать туда 3мм латунную трубочку (в которой будет резьба М2.5, для регулировки длины; я бы сделал М2, но у меня только такая трубочка, 3х2мм диаметром).
Как всё сложно…
Вот: hobbyking.com/…/__7555__Twelve_2_56_Gold_N_Clevise…
Этой резьбой и регулируйте длину.
Как всё сложно…
Вот:
Этой резьбой и регулируйте длину.
Нет, мне это не нравится; видел я это у них на сайте. Это ж для другого класса аппаратов. Не говоря уж о том, что потребует кучу времени получить по почте заново, тяжелые и объемные, да и проблему соединения с карбоном не решают. Я думал сам такую сделать, спаять из латуни – на 30 минут работы, но, по-моему, моя конструкция лучше.
Шесть лет назад, на заре моих полетов мне нужно было на таком же тренере сделать аналог кабанчика с регулировкой, который имел бы минимальный диаметр и ограниченную длину (из-за переделки крепления киля РВ). Да и клевисов на нужный диаметр все равно не было в наличии. Я нашел медную трубочку диаметром миллиметра 3, нарезал в ней М2 для навинчивания на родную тягу, а на другом конце просверлил отверстие с М2 и ввинчивал туда латунный винт М2 с контргайкой, который и шел от хорна. По-моему, хорошая и надежная конструкция, единственно, больше времени на регулировку требуется, и в поле с М2 винтиками работать не слишком удобно. Но регулировать приходится только раз или два, поначалу, а потом просто и думать забыл о нем.
Хочу и здесь сделать что-то вроде этого.
тяжелые и объемные
Блин, да чё это за аппарат, которому такие вилочки www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_60/RC5804/ не угодили???
Тяжёлые? Такие есть: www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_60/RC5984/
Вам же их много не надо, а так и ждать не придётся…
Блин, да чё это за аппарат, которому такие вилочки www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_60/RC5804/ не угодили???
Тяжёлые? Такие есть: www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_60/RC5984/
Да ладно, вторые вроде ничего, я бы взял при случае, особенно если бы вдвое дешевле были. Да только ближайший Pilotage от меня сейчас в тысяче миль. Но это только к слову. А в тот самолет 6 лет назад ни одна из этих штук не влезла бы все равно, даже если забыть, что их тогда и не было вовсе (не знаю, был ли тогда сам Pilotage).
Аппарат – это был Thunder Tiger Easy Trainer 40, но крепление задних управляющих повехностей у него было радикально изменено – съемные, а не на клее. Киль прижимался к фюзеляжу и горизонтальному стабилизатору на двух шпильках, проходящих сквозь фюзеляж, ровно посередине (по ширине). (Конструкция, позаимствованная у Hobbico SuperStar EP.) Задняя шпилька была недалеко от конца, а там и так сечение небольшое – а тут еще и сталактит посередине.
Короче, обычный кабанчик, не говоря уж о кабане, туда не пролез бы, и зацеплялся бы за шпильки. Что не есть слишком хорошо для руля высоты.
А у меня весь диаметр получился меньше 3мм (сама тяга 2мм!), с плавными переходами, да и вообще все неровности отнесены от шпильки. И время на изготовление (кроме самой идеи) – меньше пути до магазина и обратно в большом городе. Так что я не считаю, что моя конструкция хуже или сложнее. Единственно, лучше бы трубочку из латуни, а не меди, или даже алюминиевую, от веса. Но делал из того, что было, а все, что было, кстати, было нахаляву.
Тоже немаловажный элемент, между прочим. Если на деньги не огдядываться, то, наверное, все можно сделать без проблем, и даже всегда лучше, чем есть. Но по мне – кайф тогда совсем не тот, когда из подножного материала. Но это глубоко индивидуальное.
Вот как делается на пилотажнх моделях
www.centralhobbies.com/…/pushrod.html
www.centralhobbies.com/…/pushrod3.htm
Кстати, а чем вам деревянные (наверное бальзовые) не угодили? На Кураре Ф3А, не тренере, чемпиона Ханно Пртейтнера как раз бальзовые и были - но он не жаловался
Вот как делается на пилотажнх моделях
www.centralhobbies.com/…/pushrod.html
There’s no better pushrod offered by anyone for your radio-controlled plane.
Ну кто бы ожидал чего иного?
чем вам деревянные (наверное бальзовые) не угодили?
По-моему, не бальзовые, но кто их знает! А не угодили тем, что отстой. Не сама деревяшка, а вся конструкция. Она не имеет никакой жесткости из-за стальных струн по концам и, видимо, способа их подсоединения к деревяшкам. Вся эта тяга легко прогибается при приложении усилия на сжатие, деревяшка особо не гнется, но уходит в сторону. РВ из нейтрального положения запросто можно не треть хода, если не на половину, рукой подвинуть.
Ну, это не гоночный самолет и не тяжелая пилотажка, так что вроде особых усилий на элеватор не прикладывается. Но, на самом деле, это все еще как проявляется. Из-за вибрации как и куда там ходит в полете сама деревяшка, одному Богу известно. А от этого, видимо, и флаттер появляется. В результате, например, отверстие контрольного хорна сильно разносилось (а, номинально, какое там усилие при моих спокойных полетах? – так, всего ничего!); может быть, еще и пин клевиса истончал. От этого только дополнительный люфт, ну и все вышеупомятые эффекты вибрации и флаттера только умножаются. В общем, прямая дорога к аварии.
Уж если делать деревяшку, то по максимальной длине, и грамотно сопрягать со стальными (а кто хочет, титановыми) наконечниками. Я бы так и сделал, да из карбоновых трубочек проще, и легче они!
Она не имеет никакой жесткости из-за стальных струн по концам и, видимо, способа их подсоединения к деревяшкам. Вся эта тяга легко прогибается при приложении усилия на сжатие, деревяшка особо не гнется, но уходит в сторону. РВ из нейтрального положения запросто можно не треть хода, если не на половину, рукой подвинуть.
Если такие то вы правы их переделывая. Успеха
Латунная трубочка из под антенны выручила, купил в магазине радиодеталей
защищает хорошо от внешней среды и вес малый имеет.
Купили трубочку или всю антенну?
Кого защищает? У Вас трубочка поверх чего-то, или сама и является всей тягой?
По фотографии длина тяги менее сантиметров 10, у меня бы при такой длине проблем не было. Мне нужно под 70 см…
Блин, да чё это за аппарат, которому такие вилочки www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_60/RC5804/ не угодили???
Был свидетелем, как из за таких вилочек, аппарат грохнули.Та часть вилочки, где нарезана резьба у них не точеная ,а согнутая. Со временем она разгибается,и резьба соскальзывает. Дорабатывать их нужно-пропаивать.
Купили трубочку или всю антенну?
Кого защищает? У Вас трубочка поверх чего-то, или сама и является всей тягой?
По фотографии длина тяги менее сантиметров 10, у меня бы при такой длине проблем не было. Мне нужно под 70 см…
Купил всю антенну, разрезал на части- вуаля любой диаметр на выбор. Трубочка надета поверх карбоновой тяги и несет функцию защиты , закреплена к латунной посредством нити пропитанной эпокидкой, вначале и в конце отрезок тяги с резьбой. В вашем случае если это будет размещено внутри фюзеляжа, такая прочность может и не потребоваться, достаточно использовать два одинаковых отрезка вначале и в конце. На модели отлетал сезон, были очень грубые моменты, всё живо.😃
Мне нужно под 70 см…
Если вся проблема в длине тяги , то вот, например, как это решается на вертолетах при Ф тяги около 2мм. - эти штуки одеваются на хвостовую балку, а тяга проходит вдоль балки. Надеюсь смысл понятен. Можете делать вашу тягу хоть из соломы и не прогнется.
Со временем она разгибается,и резьба соскальзывает
Ух ты! А попробуйте РУЧКАМИ это место РАЗОГНУТЬ!
Ух ты! А попробуйте РУЧКАМИ это место РАЗОГНУТЬ!
Тут ключевое слово: вибрации. Если ручки с большого бодуна, то результат будет достигнут.
Та часть вилочки, где нарезана резьба у них не точеная ,а согнутая
А тот штырь, на который она была накручена, был из алюминия и диаметром 1,8?