Композитный L-39 под импеллер 70-мм (FPV, групповой пилотаж)

Guennady

Не, пенопластовые модели а-ля тетрис - это не мое. Все получается, все склеивается, все сходится, но мне уже скучно 😃 !!! Я уже мыслёй впереди!!!

Вчера пол вечера переклеивал кусочки пенопласта. Качество деталей - очень хорошее. Все стыкуется. Но только переклейка всех деталей (проклейка вырезов прохода струны) заняла-бы полностью один вечер. Я успел переклеить, и то не полностью, семь деталей и склеить четыре секции (попарно) между собой. Выходит красиво… Но долго… Как на меня.

Хотя - и стеклопластик - формовка четырех панелей в уже готовых матрицах заняла бы не менее целого вечера.

Udjin:

А вот рубить фюз на два куска, тут вопрос диссертабельный …
Организовать доступ к оборудованию можно вырезав люк от гаргрота и до куда нужно. Если предусмотрите окантовку люка, из кевлара хотя бы, жесткость конструкции не пострадает.
.

Придумал такую штуку - фюзеляж из двух половинок от носовой части кокпита аж до хвостового обреза. НО! Вся задняя нижняя часть - одна деталь - “капот двигательного отсека”. Поскольку модель одним куском - кривизны быть не должно. А при снятии капота - точно такой же (даже лучший) доступ к импеллеру и РМ для РН и РВ. Капот будет не нагруженный и очень легкий - вся нагрузка на несущую обшивку верхней части фюзеляжа. Да и нагрузки-то там особой не будет - только от РВ. Импеллер крепится конструктивно к центральному шпангоуту, который завязан с продольной переборкой - туда нагрузка и уходит.

Получается, вроде, разумно.

Airliner-rc
Guennady:

Хотя - и стеклопластик - формовка четырех панелей в уже готовых матрицах заняла бы не менее целого вечера.

ХА-ХА-ХА. Гена, Вы по-моему еще совершенно не понимаете во что Вам предстоит вляпаться. С таким подходом как у Вас лучше пилить все из фанеры/бальзы. По крайней мере там результат виден сразу 😃😃😃 Ну или отмучиться с пенопластом и успокоиться на этом.
Советую все же проштудировать темы по композитным самолетам и внимательно смотреть на даты публикации сообщений, чтобы понимать сколько времени и труда занимает этот процесс даже у профессионалов.
Поверьте, теперь я тоже знаю о чем говорю (речь только о временных и материальных затратах).

Udjin

Михаил, если сильно упереться, то можно и побыстрей, мне так каацца 😃. Виталий Робертус сие продемонстрировал.
Могу раскидать тайм-лайн.
Если есть необходимые финансы, то втарить весь материал и комплектуху, а пока она добирается …

  1. Подготовить стапеля
  2. Подготовить разделительные доски под все детали
  3. Подготовить все мастер модели.
    Это месяц. Учитывая возможности почты - до февраля.

А как все подошло …
Начать обвальную закладку форм.
При хорошей карме - через месяц все формы будут готовы и обкатаны.
Хорошая карама = уделять не пару часов постройке в неделю, а полноценные рабочие четыре-пять часов ежедневно.

А еще через месяц птенец вылупится 😃)
Итого - квартал.
И, что важно - модель небольшенька.
Проще работать …

************* конец лирического отступления ************

> Придумал такую штуку - фюзеляж из двух половинок от носовой части кокпита аж до хвостового обреза.

Нормальный ход. Так Орка сделана (Один раз MiG) из плотно описанных построек …

Guennady:

Я в последнее время начал шкурить сеточками для шпатлевки стеновой - очень даже прикольно получается . А еще у меня есть “утюжек” Бошевский (эксцентриковая шлифовалка) - подходит и для больших, и для маленьких площадей.

ТОлько заметил …
Сеточку ф топпку. Угробите пену. Она для твердых стенок хороша, а наши материалы рвет и дерет.
Все руками. Шкурилкой, скотч байт. Губки.

Средства механизации хороши до определенного этапа. Снять лишнее ими просто и очень просто - умукуешься потом выводить … а это время.
Даже быстрая шпакля, полиэфирная, это пол-часа времени. Лучше - 40 минут.
Акриловые грунты - сутки на слой … время …

Guennady
Airliner-rc:

ХА-ХА-ХА. Гена, Вы по-моему еще совершенно не понимаете во что Вам предстоит вляпаться. С таким подходом как у Вас лучше пилить все из фанеры/бальзы. По крайней мере там результат виден сразу 😃😃😃 Ну или отмучиться с пенопластом и успокоиться на этом.
Советую все же проштудировать темы по композитным самолетам и внимательно смотреть на даты публикации сообщений, чтобы понимать сколько времени и труда занимает этот процесс даже у профессионалов.
Поверьте, теперь я тоже знаю о чем говорю (речь только о временных и материальных затратах).

Так а я никуда и не тороплюсь 😃 . И не спорю, что это может быть (и, скорее всего, будет) дольше, чем я предполагаю 😃 . Более того - может, я вообще не закончу этот проект… НО! Я приобрету (уже приобрел) опыт склейки пенопластовых моделей и пойму, нравится ли мне это (уже вряд ли нравится 😃 ), потом попробую сделать мастер-модель - точно смогу сделать. Потом - попробую сделать матрицу - надеюсь, что получится - не боги горшки обжигают… И в процессе этого я буду ТВОРИТЬ 😃 !!!

А сейчас я скажу, что надеюсь на позитивный исход своего предприятия 😉

Airliner-rc

вот только Робертуса не надо сюда притягивать 😃😃😃 Народ смешить. 😃

Udjin

Э-э-э … не понял насчет “смешить”.
Чего тут смешного?

Guennady
Airliner-rc:

вот только Робертуса не надо сюда притягивать 😃😃😃 Народ смешить. 😃

Не претендуя на титулы и сравнения - хорошая работа она и в Африке хорошая работа.

Udjin
Guennady:

Более того - может, я вообще не закончу этот проект…

Готовите пути отступления?
😃)

Guennady
Udjin:

Готовите пути отступления?
😃)

Для меня этот проект - ради удовольствия 😃 . Получится - будет также полезно для обчества. Не получится - будет полезно только для меня.

Но я буду стараться 😃

Процесс уже пошел - уже скидывают счетик на гелькоат для матрицы, приглашают посмотреть магазин и ознакомиться с технологиями для вакуумного формованию… Ужасть как интересно 😃 !!!

О-опс 😃 … На фирме есть 2,8 кг гелькоата, могут отдать только весь… Это много или мало 😃 ? Судя по цене - это ОЧЕНЬ много…

За Ларит… Извините, за смолу CHS-EPOXY 619 - договорился. Отвердитель - уже есть от другой смолы - подходит. Параллельно - договорился за ткани очень качественные…

Airliner-rc
Udjin:

Э-э-э … не понял насчет “смешить”.
Чего тут смешного?

На счет Робертуса и времени на реализацию проекта…

Guennady:

На фирме есть 2,8 кг гелькоата, могут отдать только весь… Это много или мало

этого Вам не хватит, надо больше.

Guennady:

за ткани очень качественные

на матрицы можно и не совсем качественные, от 80-100 до 500-700 гр/м2

Guennady
Airliner-rc:

этого Вам не хватит, надо больше.

Тут подумал - на яхту 6,5 метра и 4 года ремонта ушло 10 кг. Так что - думаю - хватит на первое время 😃

boroda_de
Guennady:

2,8 кг гелькоата, могут отдать только весь

Это много. Матричный гелкоат ложится слоем ~1мм. Если делать фюз, то там на глаз около 1м² поверхности. На такой самолёт примерно пол-кило хватает с разными попутными деталюшками.

Airliner-rc:

на матрицы можно и не совсем качественные

Поддерживаю: топовая ткань не нужна. Дешево и сердито (ессно не с теплотрассы скрученая). Хорошую ткань оставьте на ламинат

Ясон

А вообще на матрицы народ стекломаты использует, еще дешевле и толщина набегает быстро.

Udjin

Стекломаты под эпоксидку - с порошковым связующим …
Под полиэфирку - пофиг.

Yurich

А чем вообще формовка с эпоксидкой и полиэфиркой отличаются? В смысле свойств и качества готовых изделий? И технологии? А то у кого ни спрашиваю - глубокомысленно смотрят вверх и начинают высоконаучные рассуждения.

Udjin

Технологии применительно к конкретной смоле необходимо смотреть у производителей.
На примере разделителей.
Норпол рекомендует свои полупостоянные разделители сушить не менее суток при формовке (крайний слой).
Поливакс - 25-30 минут. (не все)

У Норпола есть схемы с усадкой смолы менее одного процента, и набором ламината за 6 часов. А есть схемы с набором ламината за несколько суток. Смолы разные …

Ну а общая идея.
Эпоксидки дороже, качественней, в общем случае, и не подвержены усадкам, если в них не бодяжить всяку бяку (спирт, ацетон, толуол и пр и пр).
Полиэфирки дешевле, обеспечивают достаточно высокое качество при выполнении всех инструкций по применению, но предрасположены к усадке.
И, полиэфирные сполы жутко воняют. Эпокси тоже не подарок, но более гуманны.
Респираторы-вытяжки нужны в обоих случаях.

И еще раз акцентирую.
Не зависимо от того, что за смола, треба чтить рекомендации по применению от производителя.
Иначе может случиться все не так, как было намедни 😃)

Guennady

Эпоксидка примерно в 2 раза прочнее. Но во столько-же дороже.
Полиэфирка, при умелом использовании, как говорят специалисты, гораздо гибче в использовании. Можно работать быстрее. Но усадки - больше а прочность - меньше.

В судостроении - подводная часть корпуса из полиэфирки подвержена ужасному явлению под названием “осмос” (фильтрация воды внутрь слоя ламината с хим реакцией и образованием пузырей через 5-7 лет эксплуатации). Эпоксидка в этом отношении - сказка! Делают полиэфирные корпуса, потом оклеивают стеклом на эпоксидке и живут счастливо.

Вони достаточно в обоих случаях. Но считается, что у эпоксидки токсичны только отвердитель, а также вся смола в процессе полимеризации. Могу подтвердить, ибо однажды разлил литра два эпоксидки в багажнике - ни запаха, ни симптомов отравления ни до идентификации события (наверное, дня два прошло с момента), ни после. Полиэфирка выделяет остаточный стирол годами. На фабриках по производству полиэфирных изделий большие изделия после формовки даже наклоняют таким образом, чтобы выделяющиеся пары стирола, которые тяжелее воздуха, вытекали из формы, а в полу делается вытяжная вентиляция.

Стекло-материалы для эпоксидки и полиэфирки - разные. Пропитки другие. С полиэфиркой очень часто используют стекломат (нетканный материал из нарубленных волокон) - с эпоксидкой - нет, ибо очень много смолы нужно - дорого и нецелесообразно.

Как абсолютно правильно сказал Udjin - читаем инструкцию и будет нам счастье 😃 !

askad

Внимательно прочитал ветку, Геннадий настоятельно рекомендую начать ваш проект.
Один товарисчь на форуме, твердил о том что надо прекратить засилие китайских “друзей” в нашем деле, так вот, и я грешным делим приобретал две модели из ихнего “композита”,скажу сразу, фигня полнейшая. Стекло в ОДИН слой и с ячейкой в милиметр,остальное смола!
Они лодки на воду, и самолеты по одной технологии делают.
Так что пробуйте смело, должно получится нормально, не хуже китайцев.
Насчет фюза вот что скажу, делайте под две корки, лучше потом отверстия вырежите на эльке,все должно получится.

Guennady

Блин, во что я ввязался…

Сегодня был на фирме, которая занимается продажей материалов. Поговорил по технологии. Прозрел.

Узнал и о постотверждении… И почему нужно эпоксидку в “печку” совать, но не сильно горячую… И о экзотермическом пике… И о подготовке разделителя в 5-7 слоев с располировкой каждого и выдержкой по часу между слоями…

А напоследок - загрузили меня теорией вакумной инфузии - я ею очень проникся 😃 . То, что я раньше просто слышал и читал - теперь увидел воочию.

Таки согласен, что матрицу нельзя сделать так быстро, как я планировал.

Но гелькоат и смолу уже купил. Отступать поздно 😃 .

boroda_de
Guennady:

Прозрел.

Это ещё не прозрел. Прозревать начнём когда первую деталюшечку (даже самую пустяшную) из матрицы получим и количество человекочасов посчитаем.
Желаю успехов!

askad

С композитной моделью, обычно заморачиваются в двух случаях, или готовят на продажу, или чтобы получить высококласную модель для соревнований. А для себя “любимого” это достаточно трудоемко, и накладно в финансовом отношении.
Поэтому ореентируйтесь на первый вариант, во первых, не надо сильно заморачиватся с деталировкой, (у вас ее просто нет:)),
во вторых конструктивно ничего выдумывать не надо (как у Виталия), все уже сделано и продумано до вас.
И если все нормально выйдет, я думаю что будет много желающих ваших земляков ее приобрести, если цена будет приемлимая.
Ведь не выбрасывать же формы после двух трех полученных корок 😃!