схема L297 + 7409 + irfz44

Anton_M

по тем параметрам что вы написали 5 вольт хватит с лихвой ! и будет ШИМ.

Аэробус

Ладно. Поэксперементирую с лампами. Для полноты картины.

ATLab
Anton_M:

ну если написано 2.3 это означает сто нужно подавать 2.3 вольта ! если без ШИМ регулироания.

Антон, Вы бы хоть что-то популярное прочитали о шаговых двигателях, ту же статью Л.Ридико на телесистемах.
Тогда не несли бы откровенную чушь о напряжениях питания.
2,3 В - это если ток в обмотке ограничен только сопротивлением самой обмотки.
Такое включение никогда не используют, как минимум используется резисторное форсирование.

Вам достаточно 3х воль для питания, ну пусть 5 вольт. но нафига вам 12 ? т.е. ШИМ был очень с малым % …

Посчитаем? На пальцах, чтобы все было понятно?
Пусть напряжение питания 12 В.
На Rизм падает 0,5 В, на двигателе 2,3 В, падением напряжения на транзисторе (0,0375 В)пренебрежем - мало.
Тогда скважность ШИМ должна составить (0,5+2,3)/12=0,23 (23%) - не так уж мало.
Запас же нужен для ускорения переходного процесса установления тока в обмотке, для быстрого шагания.
Вообще, зарубежная литература рекомендует использовать в ШИМ драйверах ЩД напряжение питания (5…6)*Uдвигателя. Сколько это будет, надеюсь, посчитаете самостоятельно.

…получается и реальная чатота по времени между фронтом - спадом получался гораздо выше 20 кГц.

Это вообще перл: чатота по времени между фронтом - спадом .
Смешать в одну кучу частоту и время. Это проходят еще в школьном курсе физики.
Частота генерации в L297 вообще никогда не меняется, она задается внешней RC цепью.
Прочтите, наконец, datasheet на L297 прежде, чем давать советы и рекомендации.

Про то, что Вы в руках не держали шаговика, а уж тем более не включали его, я уже не говорю, мне это очевидно. Ваш максимум - модель в протеусе. Кстати, модель L297 в протеусе только “schematic”, а не “SPICE”, поэтому моделирование схемы на ее основе бессмысленно.

GOOD

2 Аэробус

Я в панике…

советую почитать
electronix.ru/forum/index.php?showtopic=16503

Dynasyn 4SHG-023A39S, Japan
2,3 В
1,5 Ом
шаг 1,8 градуса
Только я уже несколько раз писал, что у меня цифровым мультиметром показывает на нем 4.7 ома - пол обмотки и 8 с копейками вся обмотка.

странное расхождение с заявленными 1,5 Ом в обмотке.

Аэробус
GOOD:

советую почитать

странное расхождение с заявленными 1,5 Ом в обмотке.

Почитал. 😂 Спасибо.

Нашел вот такую инфу по 4SHG. там есть и на 4,7 ома, но у него длина 56мм, а у моих длина 39мм.
Может кто чего подскажет, что за загадка.

Сейчас нет времени занятся лампочками. 😃
На той неделе поэксперементирую, доложу.

И попутный вопрос: если я подам на движок питание от принтерного блока питания 21,24,30В что должно измениться быстрее будут греться, движки\транзы, медленее, также останется или чтото может сгореть?

ATLab
Аэробус:

Нашел вот такую инфу по 4SHG. там есть и на 4,7 ома, но у него длина 56мм, а у моих длина 39мм.
Может кто чего подскажет, что за загадка.

Я вчера наконец собрался померить индуктивность, а заодно проверить сопротивление обмоток двигателей 4SHG-23A и ДШР57.
4SHG : L=1,6 мГн, R=2,3 Ом
ДШР57: L=3,6 мГн, R=5,1 Ом
Ваши двигатели по параметрм больше похожи на ДШР57.

И попутный вопрос: если я подам на движок питание от принтерного блока питания 21,24,30В что должно измениться быстрее будут греться, движки\транзы, медленее, также останется или чтото может сгореть?

Трудно так сразу сказать:

  • по идее, L297 должна просто скомпенсировать увеличение питания уменьшением ширины импульсов и греться дополнительно ничего не должно,
  • с другой стороны, должна вырасти амплитуда выброса на транзисторе, в этом случае он должен сильнее греться,
  • двигатель должен греться так же - ток через него не должен измениться.

Сгореть могут только транзисторы - от возможного дополнительного нагрева. Вы их поставили на радиатор? Если еще не поставили, сделайте это перед экспериментами с повышением питания.

Аэробус
ATLab:

ДШР57: L=3,6 мГн, R=5,1 Ом
Ваши двигатели по параметрм больше похожи на ДШР57.

Но ДШР 57 по длине 57мм А у меня 39? 😦

Начал эксперименты с лампами.
Лампы 40ВТ 12В.

Резистор 0,33 Uref=0.5 Транзы слегка греются Зато резисторы оч. гарячие.

Переставил резисторы на 1 Ом Uref=0.4
Резисторы горячие, транзы горячие.

Поставил радиатор на канал и вернул резисторы 0.33 Uref=0.5
Поставил двиг 4SHG (или ДШР)
Радиатор слегка теплый даже без обдувки. С обдувкой - практически холодный. Но двигатель греется
конкретно. Руку на нем долго не удержать. Водяное охлаждение ему что ли приделывать. (как в соседней ветке). 😦

Попробую поэксперементировать еще с лампами и резисторами.

ATLab
Аэробус:

Но ДШР 57 по длине 57мм А у меня 39? 😦

Так, может быть, ему ток нужен не 1,5 А а меньше? Тогда и греться сильно не будет.

Начал эксперименты с лампами.
Лампы 40ВТ 12В.
Резистор 0,33 Uref=0.5 Транзы слегка греются Зато резисторы оч. гарячие.

Ток должен быть I=1,5А, для транзисторов это нормально.
На резисторе расеивается (1,5*1,5)*0,33=0,74 (Вт). Он не должен быть сильно горячим, тем более, даже если мощностью всего 1 Вт (а у Вас наверняка стоят резисторы мощностью 3-5 Вт?).

Переставил резисторы на 1 Ом Uref=0.4
Резисторы горячие, транзы горячие.

Ток должен быть I=0,4 А
На резисторе расеивается (0,4*0,4)*1=0,16 (Вт).
Резистор и транзисторы вообще не должны греться!

Делаем предположение: ШИМ не работает.
Если это так, то прикинем, что творится в схеме.
Пусть сопротивление лампы (40/12)=3,3 Ом - не совсем корректно, конечно, но для прикидки пойдет,
сопротивлением канала траннзистора пока пренебрежем.

  1. Резистор 0,33 Ом, тогда ток в цепи будет 12/(3,3+0,33)= 3,3 А.
    На Rизм упадет 0,33*3,3=1,1 В, рассеивемая им мощность составит (3,3*3,3)*0,33=3,6 Вт.
    В принципе, ситуация похожа на то, что Вы описали:
  • на затворе отпирающее напряжение составит (5-1,1)=3,9 В,
  • транзистору это практически достаточно, чтобы быть открытым - он не греется,
  • в то же время резистор греется.
  1. Резистор 1 Ом, тогда ток в цепи будет 12/(3,3+1)= 2,8 А.
    На Rизм упадет 1*2,8=2,8 В, рассеивемая им мощность составит (2,8*2,8)*1=7,8 Вт.
    На затворе отпирающее напряжение составит (5-2,8)=2,2 В, - этого мало, чтобы транзистор был полностью открыт!, поэтому:
  • транзистор греется
  • резистор греется.
    В этом расчете не было учтено сопротивление канала транзистора, но, поскольку он открыт не полностью, этим сопротивлением нельзя пренебрегать, в результате ток будет несколько меньше 2,8 А.
    Однако принципиально это картину не меняет, она полностью соответствует Вашему эксперименту №2.

Вывод: ШИМ не работает.

Что делать?

  1. проверить исправность цепей от Rизм до микросхемы, проверить сопротивление резисторов R21, R22 и т.п. на соответствие, а еще лучше, вообще поставить вместо них перемычки или резисторы на 50 Ом…200 Ом.

Поставил радиатор на канал и вернул резисторы 0.33 Uref=0.5
Поставил двиг 4SHG (или ДШР)
Радиатор слегка теплый даже без обдувки. С обдувкой - практически холодный. Но двигатель греется
конкретно. Руку на нем долго не удержать. Водяное охлаждение ему что ли приделывать. (как в соседней ветке). 😦

Не надо, он греется из-за слишком большого тока. Нужно просто довести до ума драйвер.

Успехов!

P.S. А с осциллографом вообще никак?

=DS=

2 Аэробус:
Прошу прощения, что встреваю посреди разговора. Может, я что и пропустил (весь тред я просмотрел бегло, только последние несколько страниц прочитал все), но неужели во всем Николаеве не найти ни одного стрелочного амперметра, чтобы замерить ток? Выводы ATLab выглядят вполне резонными, но я на своем опыте не раз удивлялся, как далеко может завести фантазия в поисках неисправности, если из всех инструментов у тебя пальцы и нос (где тепло и где горит). Может, часть энергии, затраченной на эксперименты, потратить на поиск стрелочного тестера или осциллографа? Ведь все сразу станет ясно.

ATLab
Аэробус:

Но ДШР 57 по длине 57мм А у меня 39? 😦

Ха, сейчас померил: 4SHG-023A, ДШИ200-1, ДШР57 - все одного размера, длина корпуса (по оси) вместе с фланцем 39 мм.
Откуда 57 мм?

Аэробус
ATLab:

Откуда 57 мм?

zenon2000.narod.ru/dshr57.htm
Габаритные размеры, мм
57*57*60

Ну если 5В для шим мало, может и 12В маловато?
Ну раз Это ДШР, то может и питать их надо както иначе?
Может конечно я ошибся в переразводке платы. Но вроде проверил. Ошибки не нашел.
И еще один дурацкий вопрос: что ж такое - ШИМ?
Что такое осцилограф я представляю в общих чертах, так что буду искать электронщика с осцилографом - попробую отдать в настройку . Видимо мне с электроникой, при всем моем упорстве, не справиться. 😦

Anton_M
Аэробус:

И еще один дурацкий вопрос: что ж такое - ШИМ?

вот почитайте: avr123.nm.ru/z8.htm - что такое ШИМ и примеры для программирования симулирования.

ATLab
Аэробус:

Ну если 5В для шим мало, может и 12В маловато?
Ну раз Это ДШР, то может и питать их надо както иначе?
Может конечно я ошибся в переразводке платы. Но вроде проверил. Ошибки не нашел.
И еще один дурацкий вопрос: что ж такое - ШИМ?
Что такое осцилограф я представляю в общих чертах, так что буду искать электронщика с осцилографом - попробую отдать в настройку . Видимо мне с электроникой, при всем моем упорстве, не справиться. 😦

12 В вполне должно хватать для работы ШИМ.
Если на пальцах про ШИМ, то примерно так:

  • есть последовательность импульсов тока прямоугольной формы,
  • амплитуда импульсов Iмакс
  • период следования импульсов T
  • длительность каждого импульса tи
    Тогда среднее значение тока составит Iср=Iмакс*(tи/T).
    Т.е. регулируя длитеьность импульсов (ширину) можно регулировать среднее значение тока от 0 (tи=0)
    до Iмакс (tи=T).
    Применительно к примеру с Rизм =0,33 Ом, Uref=0,5 В и лампой 3,3 Ом (см. предудущий пост
  • Iмакс=3,3 А
  • чтобы ток через лампу был 1,5 А, нужно чтобы длительность имульса была (1,5/3,3)=0,45 от периода генератора в L297. Рекомендуемые производителем параметры элементов таковы, что частота следования импульсов сотавляет примерно 20000 Гц, т.е. период T=50 мкс.
    Следовательно длительность импульсов должна быть 0,45*50=22,5 мкс

Вообще, не дело, конечно, такие вещи отрывками хватать. Нужно букварь какой-нибудь читать, если есть желание разобраться.

Аэробус
ATLab:

Вообще, не дело, конечно, такие вещи отрывками хватать. Нужно букварь какой-нибудь читать, если есть желание разобраться.

Анатолий! 😃 Уже в который раз должен Вас поблагодарить за разъяснения. В общем очень доступно и понятно. В “букварях” надо пробираться через кучу терминов и понятий (для понимания которых тож буквари читать надо 😦 ).
Да … я уже должен, как земля колхозу. 😒

Jen
ATLab:

частота следования импульсов сотавляет примерно 20000 Гц,

На двигатель идет постоянное напряжение - конденсатор? Извините…

Аэробус

Нашел ошибку в плате. 😦 😃
Блин! не завел конденсатор генеретора на 16-ю ногу.

Теперь ШИМ есть! Слышу килогерцы шипят чуть-чуть.
Транзы практически холодные. Движки гарячие, но греются значительно медленее.
Теперь займусь регулировкой.

2 astero
Чем уВас закончилось с “шипением” движков?

Выкладываю откорректированый вариант платы.
В предыдущих постах есть два файла платы с ошибками. Просьба к модераторам их прибить.

myfulllast.zip

alexkor
Аэробус:

Выкладываю откорректированый вариант платы.
В предыдущих постах есть два файла платы с ошибками. Просьба к модераторам их прибить.

а в чем смотреть не подскажешь вернее какой версией пользоваться , и если можно подскажи где скачать , а то чтото та которая у меня есть не может открыть 😦

alexkor

спасибо 😃
а не ты разве говорил что переразвел плату на одну сторону ?

Аэробус
alexkor:

спасибо 😃
а не ты разве говорил что переразвел плату на одну сторону ?

Это по моему GOOD.
Но на самом деле плата почти односторонняя.
Хотя и двухстороннюю изготовить утюгом у меня проблем не возникло.
Приутюжил главную сторону. Потом посверлил четыре отверстия по “угловым дыркам” одел в соответствующие дырочки на булавки шаблон второй стороны. Приутюжил аккуратно в нескольких местах. И заутюжил все в “комплексе” . После отмывки бумаги подправил, где плохо легло, лаком 😃