Ил-62М, 1/22. Путь, длиной 8 лет.
А вот с этого места поподробнее
Согнул типа кусок потолочки и потом это и обшивка и стапель? Она же меганестабильна при работе, как тут геометрию то соблюсти, да еще и с круткой?
ИМХО это “на глазок” получается…
Присоединяюсь к вопросу 😃 . У меня руки, похоже, тоже кривоваты, но, поскольку, даже с кривыми руками хочется достичь хорошего результата - компенсирую это использованием вспомогательных средств 😃 . Когда сделал стапель с ложементами для выставления крыла в процессе склейки - кривизна рук не проявилась 😉 .
Насчет контроля формы в процессе изготовления - я правильно понимаю, что ты, все таки, делаешь “а-ля стапель” (сугубо для контроля формы) - доску с установленной парой-тройкой ответных частей профилей. Когда подогнанная обшивка ложится на эти ответные части - значит все гут?
В процессе гибки обшивки из потолочки - ты ее чем-то греешь?
Попытаюсь вкратце объяснить суть процесса.
Берется ровная доска, в моем случае это Х-кухонный стол. Отклонения от прямой в пределах 0,5мм, что допустимо. В предыдуших постах вы видели нижнюю обшивку с наклеенным на нее каркасом. Важное на данном этапе, придать обшивке форму нижнего обвода профиля. Это не просто, но если это сделать, нервюры встанут на свои места и никуда обшивку не поведет. При формовке, важно сохранять прямолинейность всего листа и кромок. Если есть бугры или ямы, их надо выровнять. С ними ничего толкового не выйдет. Для придания крутки обязательно составляется нивелировочная схема (см фото справа) Потолочка формуется как металл. Она гнется, ее можно немного растянуть, в виде исключения можно и сократить, но это всегда вызывает появление “гармошки” (см. фото на стр1). Придав необходимую форму нижней обшивке, наклеиваем на нее нервюры, а когда клей высохнет, монтируем стенки. Они не силовые, но всвязи с их работой на сжатие, их желательно сделать потолще. Я сделал в 2 слоя обе стенки. Стенки делаются сплошными, а чтобы их вставить в каркас, делаются вырезы в нервюрах, сразу под нужным углом. Тк обшивка у нас формованная, напряжений в ней нет, поэтому ее геометрия не нарушается. Все пазы обязательно смачиваются клеем и потом вставляется стенка. Когда каркас высохнет, проверяем геометрию по схеме, нарисованной для изготовления нижней обшивки. Если надо, корректируем крутки, восстанавливаем прямолинейность обшивки в продольном направлении, проверяем прямолинейность кромок. Обычно, если монтаж делается без напряжения конструкции, то ничего доводить не требуется. Верхняя обшивка формируется по полученному каркасу как можно точнее. Как это получается у меня, (см фото слева). Как только с подгонкой все закончено, прорубаем в нервюрах отверстия под проводку и наклеиваем верхнюю обшивку. Наложив лист, аккуратно прижимаем клеевые швы, еще раз проверяем контрольные точки. Для надежности притягиваем обшивку скотчем в нескольких местах и оставляем конструкцию сушиться.
процессе гибки обшивки из потолочки - ты ее чем-то греешь?
Нет. Ее в несколько приемов на холодную можно свернуть в трубочку.
делаешь “а-ля стапель” (сугубо для контроля формы) - доску с установленной парой-тройкой ответных частей профилей
Нет. контроль ведется только по ровной доске. Разные крылья ложатся по-своему, но правая и левая половинки лежат абсолютно одинаково, только зеркально. Если заморачиваться со стапелем, то ответные профили должны быть под каждой нервюрой. Иначе будут и провисания обшивки и прочие сюрпризы. Да и с полноценным стапелем возни больше, чем с самим крылом. Гарант качества - соответствие нивелировочных контрольных точек и четкие прямолинейные кромки. Ведь потом всю механизацию отрезать придется и если крыло клеилось в стапеле, обшивки напрягались по месту, то когда от них будет отрезана задняя кромка, ее поведет.
Стапель выгодно делать только для серийного производства. В данном случае, нужно 4 стапеля, чтобы качественно склеить крыло. Право-верх, право-низ, лево-верх и лево-низ. При этом контршаблоны из потолочки уже не прокатят, придется делать их из фанеры. Или вырезать шаблон целиком на весь размах из экструдированного пенопласта. Вот тут спрашивается: зачем казе боян? Тогда ведь проще вырезать ядро из пенопласта. Опять же если резать, то для серии. Мне же нужно только 1 крыло на 1 самолет и по возможности не сорить.
Я делаю самолет дома. Гаража или сарая у меня нет. Мне нужно максимально чистое производство. В этом случае, выгоднее сделать так, как я делаю.
У меня б выдержки не хватило… Клара с минимальными напряжениями в обшивке - моя судьба.
Зато раскрыта великая тайна закрылка - задняя стенка таки под углом!
Закрылки, кстати, будут только внутренние, или все?
Попытаюсь вкратце объяснить суть процесса.
Для придания крутки обязательно составляется нивелировочная схема (см фото справа) П
Т.е. ты кладешь крыло на доску и засекаешь расстояния между доской и точками на крыле?
монтируем стенки. Они не силовые, но всвязи с их работой на сжатие, их желательно сделать потолще. Я сделал в 2 слоя обе стенки. Стенки делаются сплошными, а чтобы их вставить в каркас, делаются вырезы в нервюрах, сразу под нужным углом.
Я правильно понимаю, что ты нервюры почти полностью перерезаешь и вставляешь стенку-лонжерон?
Закрылки, кстати, будут только внутренние, или все?
Будут как положено и внутренние и внешние. Не вижу никаких сложностей.
ты кладешь крыло на доску и засекаешь расстояния
Не совсем. Есть рассчетная крутка. Кладем заготовку, предварительно формованую, снимаем показания со средних точек и под них рассчитываем все остальные. Практика показывает, что это самый стабильный метод. На данной схеме я сделал поправку на нахождение 0 на имеющихся линейках.
нервюры почти полностью перерезаешь и вставляешь стенку
Полностью.
Не совсем. Есть рассчетная крутка. Кладем заготовку, предварительно формованую, снимаем показания со средних точек и под них рассчитываем все остальные. Практика показывает, что это самый стабильный метод. На данной схеме я сделал поправку на нахождение 0 на имеющихся линейках.
Не совсем понял. Значения для крутки вычисляешь предварительно а потом под них подформовуешь края обшивки? А серединка обшивки получается совмещением при выформовке с нервюрами?
Полностью.
Логично.
Значения для крутки
Берутся из чертежа. Оттуда же можно взять значения для нивелировочных точек, построив горизонтальную касательную к нижней дужке профиля. Суммы нивелировочных высот по чертежу и по столу, обычно равны. Во всяком случае, несоответствие установочного угла с углом под которым лежит крыло на столе, непринципиально. Важна правильность общей геометрии крыла.
А серединка обшивки получается совмещением при выформовке с нервюрами?
теперь я не понял.
Берутся из чертежа. Оттуда же можно взять значения для нивелировочных точек, построив горизонтальную касательную к нижней дужке профиля. Суммы нивелировочных высот по чертежу и по столу, обычно равны. Во всяком случае, несоответствие установочного угла с углом под которым лежит крыло на столе, непринципиально. Важна правильность общей геометрии крыла.
Т.е. - все делается относительно. Относительно какой-то одной, жестко зафиксированной точки. В Вашем случае, по идее, под точку “0” подкладывается брусочек 4 мм, чтобы точка “-4” лягла на стол.
теперь я не понял.
Если я правильно понял- главное - чтобы сошлись положения передней и задней кромки относительно плоскости стола. А положение центральной части плоскости крыла будет продиктовано формой нервюр, приклеенных к правильно сформированной обшивки, у которой передняя и задняя кромки выставлены согласно (пропорционально) чертежу.
Теперь мне нужно брать в руки потолочку и получать практический опыт - тогда многие вещи станут понятны, многие вопросы сами по себе исчезнут а новые - появятся 😃 . У меня уже был давно опыт работы с потолочкой - но не приятный. На самом деле - вопросы мои далеко не праздные - я сейчас как раз делаю одну прикольную штучку и подхожу к крылу 😉 …
Вопрос такой - а подложка под ламинат (с продольными продавлинами/углублениями) - она тоже также формуется, как и листовая потолочка (в смысле механических свойств)?
Геннадий, только что в теме rcopen.com/forum/f81/topic336009/41 Владимир Матвеев рассказывал именно про подложку
Геннадий, только что в теме rcopen.com/forum/f81/topic336009/41 Владимир Матвеев рассказывал именно про подложку
Прикольно!!! Огромадный самолет 😃 ! Такое - из потолочки (подложки) !
Спасибо большое 😃 !!!
Прикольно!!! Огромадный самолет ! Такое - из потолочки (подложки) !
По сравнению с вот этим: rcopen.com/forum/f131/topic256661 тот малыш 😃
Относительно какой-то одной, жестко зафиксированной точки.
Берутся 2 точки, в моем случае по той нервюре, где есть перелом по задней кромке. Остальные точки можно рассчитать, зная необходимую крутку крыла. Линию 50% хорд лучше проектировать прямой, хотя бы снизу, чтобы можно было отделаться только подгонкой круток. Верхнюю обшивку всегда можно подогнать по каркасу. Кромки должны быть прямолинейными.
Все сказанное применимо к классическим крыльям лайнеров, с переломом по задней кромке. Для крыльев без перелома по кромкам надо делать опорную точку (кубик, подкладываемый под заднюю кромку бортовой нервюры) и от нее все мерять.
Про ламинат ничего не скажу, тк ничего из него не делал.
Константин может снимете ролик на пару- тройку минут где крыло или заготовка на столе лежит и Вы показываете и объясняете как это всё делается. Мне например было бы очень интересно посмотреть. И остальным думаю тоже.
может снимете ролик на пару- тройку минут
Мне бы сначала нормальный комп и хороший инет, а потом можно ролики снимать. С имеющимися девайсами, даже фото на Радикал не загрузить.
Мне бы сначала нормальный комп и хороший инет, а потом можно ролики снимать. С имеющимися девайсами, даже фото на Радикал не загрузить.
Жаль. Очень жаль. При хорошем освещении можно и на телефон снять. Весить много не будет. А загрузить на ютуб можно гденить с более менее шустрым инетом наверное.
можно и на телефон снять
В наше время можно все. Были бы деньги и желание. У меня и фотоаппарат может не очень тяжелое видео снять, но отредактировать его и загрузить, я все равно не смогу.
Были бы деньги и желание.
Как то наблюдал картину. Копейка ржавенькая. Багажник на крыше. А на багажнике пилотажко 2х метровое, бензиновое. Самоль дороже машины раза в 2, а то и 3. Денег нет, а желание есть. =)
Как то наблюдал картину. Копейка ржавенькая. Багажник на крыше. А на багажнике пилотажко 2х метровое, бензиновое. Самоль дороже машины раза в 2, а то и 3. Денег нет, а желание есть. =)
Есть такое. Я когда свою пилотагу продавал, у меня чел купил ее, приехав на машине, которая раза в три дешевле модели, к тому еще и заглохла. Не пойму что людьми движет… это все же хобби, но не до фанатизма же 😃
Сорри за ОФФ, Костя.
к тому еще и заглохла
он как раз в моторе ковырялся. Дело не в фанатизме, а в приоритетах. Ездит и ладно, а это для души.
Константин, а рулём высоты рулить откуда серва будет? Тягой из фюзеляжа?
Собственно. К примеру мог бы взять машину, но она по сути для моделей только и нужна. А в таком случае зачем платить больше?
но отредактировать его и загрузить, я все равно не смогу.
Повторюсь. Очень жалко.