Ил-62М, 1/22. Путь, длиной 8 лет.

EVIL

Приветствую всех. Эта история началась 8 лет назад, когда я только начал заниматься РУ моделями. По иронии судьбы, проект по разным причинам не получался, хотя не является таким сложным, как, например, Ту-104. Это сейчас я знаю, что и как сделаю, потому, что это будет не первый самолет такого плана и многое уже отработано и опробовано на земле и в полете.

Изначально, самолет планировался в 24-м масштабе, длиной 2250 и размахом 1800, для него по великому блату были приобретены импеллеры 64мм на Хоббикинге. Тогда, в Петропавловске, про Кинг мало кто знал, я нашел его случайно, так же как и людей, согласившихся мне помочь. Это сейчас практически у каждого по несколько банковских карт, а в то время их оформляли не каждому. Жаль, что не осталось фото с тех времен. Так стирается история. Когда пришла коробка с импеллерами, она хранилась как нечто священное. Импеллеры в 2005 году было не достать, мало какие фирмы их предлагали к продаже, в основном это были GWS 64мм с тягой 400 грамм и коллекторным мотором, при этом почти всегда с отметкой “нет в наличии”. В коробке было 6 импеллеров 64мм, неизвестного производителя. Выбирал ориентируясь на правило: самый дешевый не наш, а следующий чуть дороже наш. Я не ошибся. Импеллеры оказались довольно производительными, как выяснилось позже, бывают варианты хуже. С другого Российского и-нет магазина я заказал колеса и 6-баночную батарею, с планом располовинить ее и сделать 2 батареи по 3 банки 4000мА емкостью. По сути, во всем был правильный выбор. Мой кот, отметил одно колесо своим зубастым штампом “ОТК”, типа одобряю. Для данной модели все закупленные компоненты подошли бы без проблем. На следующий год, мы лишились нормальной взлетки и планы по строительству Ил-62 пошли по одной мокрой трещине, тк построить можно было, а летать нельзя. К тому времени, я успел сделать тележки основного шасси и переднюю стойку с амортизатором из пористой резины. Надо отметить, что данный комплект шасси прослужил мне до недавнего времени и был разобран на части для других самолетов.

На данный момент, проект находится в реанимации, на стадии “от слов к делу”. Он несколько переработан, масштаб увеличен до 1/22, закуплены все необходимые комплектующие и на днях начну создавать части конструкций. Сколько мне быть в Таганроге, неизвестно, поэтому, я решил не терять время и сделать все, что возможно. В дальнейшем, самолет в разобранном виде поедет на его новое место назначения и там будет окончательно собран и отделан. В плане отделки будут проработаны стыки листов обшивок. Клепки не будет. Окраска будет классическая, под старый “Аэрофлот”.

Ядро планера будет сделано из потолочки, с интегрированными деревянными элементами силового набора. Сам набор нужен в некоторых местах на фюзеляже, в районе стыка, там же будет размещен батарейный отсек, и для установки передней стойки шасси. В крыле, само собой будут силовые элементы набора. Для чего интегрировать набор? Нужен прямой контакт с наружной коркой, тк пена не будет воспринимать и передавать усилий с каркаса на обшивку. Выбор материала ядра обусловлен следующими соображениями: Клеить стеклоткань на эпоксидке пох куда, будь то бальза, пенопласт, бетон или что еще. Ядро из потолочки обладает необходимой гладкостью, что уменьшит объем отделочных работ и расход грунтовки, шпаклевки, наждачки и пр. материалов, что благоприятно отразится на финальном весе конструкции в целом. Если резать ядро из пенопласта, то при оклейке, стеклоткань хорошо отпечатает ямки вокруг шариков, туда впитается достаточное количество эпоксидки и на ликвидацию этих ямок понадобится значительно больше шпаклевки. Да и пенопластовое ядро заметно тяжелее наборного из потолочки. Зачем самолету лишний вес? Бальзу я уважаю как материал, но делать из нее конструкции с двойной кривизной поверхности - это бред. Это реально, но не надо. Она совсем для других целей предназначена. Поэтому, приберегу свои скромные запасы для лонжеронов, отбортовок, возможно для обшивок крыла и других реально необходимых операций.

Как уже было озвучено, масштаб модели 1/22. В этом масштабе размеры такие: Длина общая 2400, размах крыла 2м, концевая хорда 123мм, сечение фюзеляжа 174х187мм, диаметр основных колес 65мм, передних 44мм. Диаметр вентиляторов 68мм. Фюзеляж разъемный, стыковка перед крылом. Кроме транспортировочной функции, рассоединение фюзеляжа будет служить для замены батарей. Либо сделаю люк на крыше. Посмотрим.

В плане наворотов, обязательно убирающиеся шасси, закрылки, возможно, какие-нибудь огоньки, попытаюсь сделать реверс. Самолет не сложный, главное чтобы ничего не мешало стройке и доводке проекта.

Как видно из приведенных данных, фюзеляж хоть и длинный, но занимает небольшой объем в составе модели, поэтому вполне возможно удастся вложить самолет в вес 5…6кг. Более точно будет видно к завершению строительства.

EVIL

Конкретной крути может и не будет, но вполне узнаваемый самолет с сохранением всех пропорций получится.

dangerousgluck

Костантин, не прибедняйся 😃 все твои проекты весьма интересны, познавательны и поучительны. я лично оттуда кой что заимствую нагло. правда вот пока до лайнеров не созрел…

и этот проект минимум ожидается интересным.

кстате, будешь ставить все 4 движка или только пару и пару “заболванишь”? в случае с 4мя движками хвост будет весьма тяжел (как и у оригинала). проблемы с центровкой ожидаемы. как и у оригинала кстате.

Wild_Falcon

Так морда у него тоже не короткая - по сути, крыло почти в хвосте самолета.

EVIL

Количество реальных двигателей будет зависеть от итогового веса модели и тяги с каждого мотора. В идеале хотелось бы обойтись двумя, но если надо будет, поставлю 4. Тогда будет проблема развязки канала газа при реализации функции реверса. А вот насчет центровки здесь все просто: Центровка подбирается за серию настроечных полетов и остается на всю жизнь. Все равно, кроме себя, данный аппарат возить ничего не будет. Без батареи такой самолет на всех 3 стойках стоять не будет.

Wild_Falcon
EVIL:

Без батареи такой самолет на всех 3 стойках стоять не будет.

У меня даже Каравелла совсем без мотогондол на трех стойках не стоит (на фотке, где она стоит на шасси в батарейном отсеке деревянный брус лежит). А у нее движки поближе к ЦТ. Это вообще особенность всех самолетов этой компоновки.

EVIL

А у меня только Боинг-737 мог на всех колесах стоять без батареи. все остальные на хвост падают.

Guennady

Ой… А я только у него в воскресенье в кабине сидел, на левом кресле… История, однако, легенда…

Wild_Falcon
Guennady:

А я только у него в воскресенье в кабине сидел, на левом кресле…

А я месяц назад, в отпуске. При том подозреваю, что борт тот же самый (если с партами в салоне - то точно он) 😃

EVIL

Итак, начинаем работу. Вчера купил пару пачек потолочки, 5 линеек по 30см и конечно же наш любимый клей Титан.
Линейки купил по 2 причинам:
1)бальзы с собой нет ни листа, а короб для передней стойки укреплять придется. Дерево нужно на 2 шпангоута, чтоб держать стойку шасси.
2) Начитался тут на форуме про дешевизну линеек и все, что с этим связано.

Что тут скажеш… Сложил линейки, чтобы посмотреть, какая площадь получается, сколько это денег стоит и был несколько разочарован. Чтобы получить площадь полноценного листа бальзы 75х900, надо как минимум 9 таких линеек. Получится лист 2х80х920мм. Лист бальзы стоит порядка 100р/лист, линейки обошлись по 9р/штука. Значит, набор линеек, эквивалентный по площади, встанет 81р. Учитывая, что надо их не много и бальза вполне нормально справляется с этой задачей, экономия весьма сомнительная.

Wild_Falcon

Линейки обычно не дешевле, а доступней. Многие путают эти понятия.

Wild_Falcon
EVIL:

сечение фюзеляжа 174х187мм

У него разве не круглое сечение?

Кстати, глянул фотки - у него стабилизатор стоит в аггресивном таком минусе. На модели будет так же?

EVIL
Wild_Falcon:

разве не круглое сечение?

Нет. Сечение 3,75х4,01м как у Боинга.

Wild_Falcon:

стабилизатор стоит в аггресивном таком минусе

Скорее всего это была фотка с крайним положением стабилизатора. Он переставной, с диапазоном углов установки от -11 до +2 градусов, если мне память не отшибло. На модели будет стандартный угол стабилизатора -2 градуса и он будет цельноповоротным. На этом месте планируется отступление от копийности. Центральный обтекатель поворачиваться не будет, будут поворачиваться только консоли стабилизатора.

Наверно ты вот это имел ввиду?

Wild_Falcon
EVIL:

Наверно ты вот это имел ввиду?

Да, именно это и имел в виду. Обтекатель и сбил с толку - не думал что он поворачивается, обычно обтекатель образует одно целое с килем.
Что больше всего удивляет в прототипе - это полностью мускульное управление рулями. Представить себе такое на такой махине сложно.

EVIL

А вот и первые фото 😃

Dreamliner:

передняя кромка оригинальная

Передняя кромка что надо! Особенно каким из-за нее становится концевой профиль крыла.

Фото не очень хорошее, но на нем видно отклоненный вниз носик профиля.

Guennady
Wild_Falcon:

А я месяц назад, в отпуске. При том подозреваю, что борт тот же самый (если с партами в салоне - то точно он) 😃

Точна 😉 !

pilot43

Костя, я по поводу реверса хочу спросить. А сервы выдержат напор?

EVIL
pilot43:

по поводу реверса

На сервы я не рассчитываю. Хрен его знает, какое там может быть усилие. Я придумал схему, там в открытом положении, ковши будут упираться друг в друга, а в закрытом должно быть нечто типа замка, наподобие как на ретрактах. Более точно буду рисовать и думать, когда придет очередь мотогондол. Идеи есть, я позже ими займусь. Возможно, попробую сделать решетки. Не знаю, насколько решетка эффективнее ковшей или наоборот, но в плане реализации, данная схема проще и будет самозапираться от потока воздуха в обоих положениях.

dangerousgluck

года два назад видел на рцгрупс тему немца с большим dc9. под 110мм импеллеры вроде. он его в ливрею scandinavian покрасил. и в теме была интересная схема привода створок реверса. мож оттуда идей надергать?

Dreamliner
dangerousgluck:

года два назад видел на рцгрупс тему немца с большим dc9. под 110мм импеллеры вроде. он его в ливрею scandinavian покрасил. и в теме была интересная схема привода створок реверса. мож оттуда идей надергать?

А можете ссылку скинуть…я все темы там пересмотрел,но такого дс9 не видел

EVIL

Был там такой, он даже задним ходом ездил. Весь механизм открытия створок был снаружи. Ссылки у меня нет, ее кто-то с форума приводил, когда спорили о реверсе в какой-то теме.