Ил-62М, 1/22. Путь, длиной 8 лет.
Приветствую всех. Эта история началась 8 лет назад, когда я только начал заниматься РУ моделями. По иронии судьбы, проект по разным причинам не получался, хотя не является таким сложным, как, например, Ту-104. Это сейчас я знаю, что и как сделаю, потому, что это будет не первый самолет такого плана и многое уже отработано и опробовано на земле и в полете.
Изначально, самолет планировался в 24-м масштабе, длиной 2250 и размахом 1800, для него по великому блату были приобретены импеллеры 64мм на Хоббикинге. Тогда, в Петропавловске, про Кинг мало кто знал, я нашел его случайно, так же как и людей, согласившихся мне помочь. Это сейчас практически у каждого по несколько банковских карт, а в то время их оформляли не каждому. Жаль, что не осталось фото с тех времен. Так стирается история. Когда пришла коробка с импеллерами, она хранилась как нечто священное. Импеллеры в 2005 году было не достать, мало какие фирмы их предлагали к продаже, в основном это были GWS 64мм с тягой 400 грамм и коллекторным мотором, при этом почти всегда с отметкой “нет в наличии”. В коробке было 6 импеллеров 64мм, неизвестного производителя. Выбирал ориентируясь на правило: самый дешевый не наш, а следующий чуть дороже наш. Я не ошибся. Импеллеры оказались довольно производительными, как выяснилось позже, бывают варианты хуже. С другого Российского и-нет магазина я заказал колеса и 6-баночную батарею, с планом располовинить ее и сделать 2 батареи по 3 банки 4000мА емкостью. По сути, во всем был правильный выбор. Мой кот, отметил одно колесо своим зубастым штампом “ОТК”, типа одобряю. Для данной модели все закупленные компоненты подошли бы без проблем. На следующий год, мы лишились нормальной взлетки и планы по строительству Ил-62 пошли по одной мокрой трещине, тк построить можно было, а летать нельзя. К тому времени, я успел сделать тележки основного шасси и переднюю стойку с амортизатором из пористой резины. Надо отметить, что данный комплект шасси прослужил мне до недавнего времени и был разобран на части для других самолетов.
На данный момент, проект находится в реанимации, на стадии “от слов к делу”. Он несколько переработан, масштаб увеличен до 1/22, закуплены все необходимые комплектующие и на днях начну создавать части конструкций. Сколько мне быть в Таганроге, неизвестно, поэтому, я решил не терять время и сделать все, что возможно. В дальнейшем, самолет в разобранном виде поедет на его новое место назначения и там будет окончательно собран и отделан. В плане отделки будут проработаны стыки листов обшивок. Клепки не будет. Окраска будет классическая, под старый “Аэрофлот”.
Ядро планера будет сделано из потолочки, с интегрированными деревянными элементами силового набора. Сам набор нужен в некоторых местах на фюзеляже, в районе стыка, там же будет размещен батарейный отсек, и для установки передней стойки шасси. В крыле, само собой будут силовые элементы набора. Для чего интегрировать набор? Нужен прямой контакт с наружной коркой, тк пена не будет воспринимать и передавать усилий с каркаса на обшивку. Выбор материала ядра обусловлен следующими соображениями: Клеить стеклоткань на эпоксидке пох куда, будь то бальза, пенопласт, бетон или что еще. Ядро из потолочки обладает необходимой гладкостью, что уменьшит объем отделочных работ и расход грунтовки, шпаклевки, наждачки и пр. материалов, что благоприятно отразится на финальном весе конструкции в целом. Если резать ядро из пенопласта, то при оклейке, стеклоткань хорошо отпечатает ямки вокруг шариков, туда впитается достаточное количество эпоксидки и на ликвидацию этих ямок понадобится значительно больше шпаклевки. Да и пенопластовое ядро заметно тяжелее наборного из потолочки. Зачем самолету лишний вес? Бальзу я уважаю как материал, но делать из нее конструкции с двойной кривизной поверхности - это бред. Это реально, но не надо. Она совсем для других целей предназначена. Поэтому, приберегу свои скромные запасы для лонжеронов, отбортовок, возможно для обшивок крыла и других реально необходимых операций.
Как уже было озвучено, масштаб модели 1/22. В этом масштабе размеры такие: Длина общая 2400, размах крыла 2м, концевая хорда 123мм, сечение фюзеляжа 174х187мм, диаметр основных колес 65мм, передних 44мм. Диаметр вентиляторов 68мм. Фюзеляж разъемный, стыковка перед крылом. Кроме транспортировочной функции, рассоединение фюзеляжа будет служить для замены батарей. Либо сделаю люк на крыше. Посмотрим.
В плане наворотов, обязательно убирающиеся шасси, закрылки, возможно, какие-нибудь огоньки, попытаюсь сделать реверс. Самолет не сложный, главное чтобы ничего не мешало стройке и доводке проекта.
Как видно из приведенных данных, фюзеляж хоть и длинный, но занимает небольшой объем в составе модели, поэтому вполне возможно удастся вложить самолет в вес 5…6кг. Более точно будет видно к завершению строительства.
Ну чтож, успехов!!
ожидается круть неимоверная.
подписываюсь! 😃
Конкретной крути может и не будет, но вполне узнаваемый самолет с сохранением всех пропорций получится.
Костантин, не прибедняйся 😃 все твои проекты весьма интересны, познавательны и поучительны. я лично оттуда кой что заимствую нагло. правда вот пока до лайнеров не созрел…
и этот проект минимум ожидается интересным.
кстате, будешь ставить все 4 движка или только пару и пару “заболванишь”? в случае с 4мя движками хвост будет весьма тяжел (как и у оригинала). проблемы с центровкой ожидаемы. как и у оригинала кстате.
Так морда у него тоже не короткая - по сути, крыло почти в хвосте самолета.
Количество реальных двигателей будет зависеть от итогового веса модели и тяги с каждого мотора. В идеале хотелось бы обойтись двумя, но если надо будет, поставлю 4. Тогда будет проблема развязки канала газа при реализации функции реверса. А вот насчет центровки здесь все просто: Центровка подбирается за серию настроечных полетов и остается на всю жизнь. Все равно, кроме себя, данный аппарат возить ничего не будет. Без батареи такой самолет на всех 3 стойках стоять не будет.
Без батареи такой самолет на всех 3 стойках стоять не будет.
У меня даже Каравелла совсем без мотогондол на трех стойках не стоит (на фотке, где она стоит на шасси в батарейном отсеке деревянный брус лежит). А у нее движки поближе к ЦТ. Это вообще особенность всех самолетов этой компоновки.
А у меня только Боинг-737 мог на всех колесах стоять без батареи. все остальные на хвост падают.
Костя, выложи фото настоящего лайнера.
Ой… А я только у него в воскресенье в кабине сидел, на левом кресле… История, однако, легенда…
А я только у него в воскресенье в кабине сидел, на левом кресле…
А я месяц назад, в отпуске. При том подозреваю, что борт тот же самый (если с партами в салоне - то точно он) 😃
Итак, начинаем работу. Вчера купил пару пачек потолочки, 5 линеек по 30см и конечно же наш любимый клей Титан.
Линейки купил по 2 причинам:
1)бальзы с собой нет ни листа, а короб для передней стойки укреплять придется. Дерево нужно на 2 шпангоута, чтоб держать стойку шасси.
2) Начитался тут на форуме про дешевизну линеек и все, что с этим связано.
Что тут скажеш… Сложил линейки, чтобы посмотреть, какая площадь получается, сколько это денег стоит и был несколько разочарован. Чтобы получить площадь полноценного листа бальзы 75х900, надо как минимум 9 таких линеек. Получится лист 2х80х920мм. Лист бальзы стоит порядка 100р/лист, линейки обошлись по 9р/штука. Значит, набор линеек, эквивалентный по площади, встанет 81р. Учитывая, что надо их не много и бальза вполне нормально справляется с этой задачей, экономия весьма сомнительная.
Линейки обычно не дешевле, а доступней. Многие путают эти понятия.
сечение фюзеляжа 174х187мм
У него разве не круглое сечение?
Кстати, глянул фотки - у него стабилизатор стоит в аггресивном таком минусе. На модели будет так же?
разве не круглое сечение?
Нет. Сечение 3,75х4,01м как у Боинга.
стабилизатор стоит в аггресивном таком минусе
Скорее всего это была фотка с крайним положением стабилизатора. Он переставной, с диапазоном углов установки от -11 до +2 градусов, если мне память не отшибло. На модели будет стандартный угол стабилизатора -2 градуса и он будет цельноповоротным. На этом месте планируется отступление от копийности. Центральный обтекатель поворачиваться не будет, будут поворачиваться только консоли стабилизатора.
Наверно ты вот это имел ввиду?
Наверно ты вот это имел ввиду?
Да, именно это и имел в виду. Обтекатель и сбил с толку - не думал что он поворачивается, обычно обтекатель образует одно целое с килем.
Что больше всего удивляет в прототипе - это полностью мускульное управление рулями. Представить себе такое на такой махине сложно.
А я месяц назад, в отпуске. При том подозреваю, что борт тот же самый (если с партами в салоне - то точно он) 😃
Точна 😉 !
Костя, я по поводу реверса хочу спросить. А сервы выдержат напор?