Як-40, размах 1250мм

EVIL
grafalex:

до куда делать планку в носике?

чтобы к ней можно было привязать ретракты.

grafalex:

Вперед куда? В полость перед основным лонжероном

Перед не надо, это откровенный перебор. Если дальше некуда, оставьте как есть.

kvn543
grafalex:

Вперед куда? В полость перед основным лонжероном

Не забывайте о ц.т. Если ось колеса окажется впереди ц.т., самолет будет падать на хвост.

grafalex

Я полагаю если делать копийные пропорции (в т.ч. положение основных стоек) то и ЦТ придется делать ± так же как и у оригинала.
Т.е. вряд ли самолет будет хорошо летать, если у него ЦТ будет позади того места, где я собираюсь поставить колеса.

EVIL

Сделайте цт как у оригинала, так конечно копийно будет. Щас тут еще великие знатоки по центровкам расскажут, где надо ЦТ расположить. 😉

Евгений_15

Если модель что бы полетать, от складывающегося шасси лучше отказаться.
Все остальное вполне реализуемо, 1 кг. с батарейкой
Интересно какая будет нагрузка на крыло при копийных размерах и весе 1 кг.

EVIL:

конструкции из потолочки весят как бальзовые, обтянутые пленкой.

Если потолочку обтягивать калькой на ПВА или скотчем пожалуй бальзовые будут легче

grafalex

Рассчетная площадь крыла получается около 15,31дм. Нагрузка соответственно 65г/дм

На бальзу пока переходить не готов. Хочу с чего нибудь попроще начать. Пока заказал бальзовый кит маленький потренироваться. Освою технологию - буду большие самолеты из бальзы строить.

EVIL
grafalex:

На бальзу пока переходить не готов.

Никто вас не агитирует на бальзу. Для начала надо понять, что это за зверь такой самолет, определиться с направлением творчества, лиш потом, когда вы осознаете реальную необходимость, переходить на бальзу.

3 months later
grafalex

После вынужденного перерыва наконец вернулся к проекту. Появилось несколько вопросов.

  1. Многие советуют увеличить площадь крыла и стабилизатора на 15%. Но в какую сторону увеличивать? вперед или назад?
  2. Увеличивать нужно площадь на 15% или геометрические размеры (что соответствует увеличению площади почти на треть)?
  3. Как часто нужно ставить шпангоуты в фюзе?
  4. посоветуйте хорошую схему крепления съемного крыла
Airliner-rc

Видимо вы не понимаете зачем вам советуют увеличить крыло, раз задаете такие вопросы. Вы написали, что по расчетам получается нагрузка 65. Многовато для такого размера, соответственно вам надо снизить этот параметр. Способа два: увеличить площадь или уменьшить вес. Вот исходя из этого и считайте насколько и как вам надо увеличить площадь крыла, чтобы получить приемлемую нагрузку. При этом мне кажется, нет разницы как это делать: по передней кромке, по задней или и там и там.
И нафига вам съемное крыло в таком размере? Это же опять лишний вес.
Вы опеределились с обшивкой? От этого зависит как часто должны быть шпангоуты (чтобы обшивка потом не “провисала”).

Wild_Falcon

Самая простая схема съемного крыла, которая практически не добавляет веса: в основном лонжероне крыла монтируются два штыря, которые параллельны оси фюзеляжа, они входят в соответствующие им отверстия на усиленном шпангоуте фюзеляжа. А фиксируется от выпадания крыло легким винтом или двумя в районе задней кромки. Усилия на винте в таком случае небольшие - его функция не дать крылу сдвинуться в узле лонжерон-шпангоут.

grafalex
Airliner-rc:

Видимо вы не понимаете зачем вам советуют увеличить крыло, раз задаете такие вопросы. Вы написали, что по расчетам получается нагрузка 65. Многовато для такого размера, соответственно вам надо снизить этот параметр. Способа два: увеличить площадь или уменьшить вес. Вот исходя из этого и считайте насколько и как вам надо увеличить площадь крыла, чтобы получить приемлемую нагрузку.

Приемлимая для меня 40 и меньше. Но это уж слишком нужно будет увеличивать, будет слишком заметно.

Airliner-rc:

При этом мне кажется, нет разницы как это делать: по передней кромке, по задней или и там и там.

А центровка? Например, увеличу по задней кромке, железки в хвосте перевесят и может получиться, что заднюю центровку никакой батареей в носу не победить.
Вот и спрашиваю совета.

Airliner-rc:

И нафига вам съемное крыло в таком размере? Это же опять лишний вес.

Думаю причины как и у многих - хранение и транспортировка.

Airliner-rc:

Вы опеределились с обшивкой? От этого зависит как часто должны быть шпангоуты (чтобы обшивка потом не “провисала”).

Обшивка - потолочка. Возможно получится потолочку по толщине надвое распилить.

Wild Falcon,
Спасибо за совет

Wild_Falcon
grafalex:

Возможно получится потолочку по толщине надвое распилить.

Получится хлипко - а тут обшивка это основной силовой элемент. Лучше в шпангоутах дыр побольше наделайте (но не переусердствуйте, чтобы они не теряли стойкость от небольших нагрузок).

EVIL
grafalex:

Возможно получится потолочку по толщине надвое распилить.

Скорее всего так и надо поступить. Ее нормальной толщины 4мм с избытком хватает даже для 2х метровых самолетов.

Но про отверстия-облегчения в шпангоутах тоже не забывайте. Потолочка тоже вес имеет.

16 days later
grafalex

Чтото медленно продвигаюсь, но продвигаюсь. Увеличил крыло на 10% в каждом измерении (площадь, соответственно, на 20%)

Покритикуйте, пожалуйста, новую силовую структуру крыла. Как думаете, выдержит 1кг?

  • Полки лонжерона и рейки - сосна или линейки, 4х2 или около того (в зависимости что найду)
  • стенка лонжерона - бальза 2мм ближе к корню, 2 слоя потолочки от середины и до конца
  • силовые нервюры - фанера 2мм

И еще, подскажите как правильно организовать срез под закрылки и элероны. Для элеронов вроде как стоит рубить перпендикулярно крылу, тогда как под закрылок 60 градусов от вертикали. Но как это состыковать? нервюрку туда поставить? есть примеры?

Wild_Falcon

Для 1.25 м тяжеловато ИМХО.
Слишком много нервюр - хватит и вдвое меньшего количества. От начала до конца закрылка хватит 3…4 нервюр, на элерон - 3, это включительно с законцовкой и корнем и общей нервюрой между секциями. Одну из нервюр поставьте на границе элерона и закрылка - при отрезании механизации разрежете ее пополам (или поставите рядом с ее хвостиком еще один закладной хвостик).
Деревянного лонжерона с лихвой хватит до ретрактов, максимум на одну нервюру дальше, он не имеет особого смысла - с консолью в 400мм справится и чисто потолочная конструкция.

Вот конструкция моего крыла на 1.6м с двумя движками на каждом крыле:

Самолет еще не достроен, но за прочность могу ручаться - проводил статические испытания.
У вас не будет трубы - но и самолет меньше, и досок в центроплане вы больше запланировали.

Угол среза закрылков на первой картинке не смотрите - я потом его изменил на более пологий (видно по второму фото).

grafalex

С увеличением площади крыла размах благополучно вырос до 1380мм.
Переработал крыло согласно рекомендациям, заодно и над облегчениями поработал.

Слегка укоротил закрылок, теперь он начинается чуть дальше от фюзеляжа, от границы зализа. Так проще строить будет.

Правда теперь смотрю на обрубок нервюры возле ретракта, как то он мне глаза муляет. Думаю, а не удлинить ли его уже до среза закрылка?

Начал делать фюз. Основа - короб 50х50

Есть вопрос: как нужно укреплять место стыковки с крылом? Такой конструкции из одинарных потолочин хватит?

Еще вопросы:
Фюз:

  • К чему и чем приклеить гайку крепления крыла?
  • Как усиливать это место?
  • короб нужно делать аж до морды и хвоста? или только в центральной части?
    Крыло:
  • нужно ли между собой склеивать полки лонжерона от левого и правого крыльев? Цельной деталью их сделать вряд ли получится из-за V крыла
Wild_Falcon

А зачем вы увеличиваете размах, как я понимаю, без увеличения масштаба?
Выше ведь уже поднимался вопрос - для увеличения площади крыла увеличивать размах неэффективно, к тому же это сильно вредит внешнему виду.

Стенку лонжерона до ретракта можно сделать тоньше, но все-таки сплошной.

dangerousgluck

стенку, имхо, только сплошной. она работает на сдвиг.

grafalex

Сергей, я видимо недопонял где нужно увеличивать и на всякий случай просто смасштабировал крыло на 10%, что повлекло увеличение не только хорды, но и размаха. Уменьшить размах не проблема.

Стенку лонжерона сделаю цельной.

Так что на счет конструкции фюза в районе крыла?

Евгений_15
grafalex:

К чему и чем приклеить гайку крепления крыла?

Кусок пенопласта поперек короба, гайку сделать из двух склееных пластиковых карт в виде небольшого прямоугольника и нарезать резбу. Пластинку с резьбой приклеить к пене немного утопив. С карточками лучше поэкспериментировать, бывает хрупкий или мягкий пластик.
Несколько поперечин из бальзы или пенопласта вполне достаточно укрепят это место

grafalex

Ой не доверяю я пластиковым гайкам. На одной модели (аналогичного размаха и 700г веса) у меня крыло креппилось нейлоновыми гайками и винтами М6 в количестве аж двух штук. В один прекрасный день оба винта вырвало при выполении вполне безобидной петли.

Отныне только металл 😃 Разве что М6 явно многовато, поменяю на М4 или даже М3. Ну и виновата была именно гайка - проверял в разных комбинациях пластиковых и железных гаек и винтов. Нейлоновые винты работают и по сей день.

Возвращаясь к постройке. На выходных продуктивно порисовал.

Узел крепления крыла. На центральной нервюре спереди шип, который входит в паз в укрепленном шпангоуте. Сзади будет прикручено двумя нейлоновыми винтами. Для гаек предусмотрел деревянную площадку, приклееную на бобышку из пены.

Крепление киля. Решил удлинить бальзовые лонжероны киля и просто приклеить их к соответствующим шпангоутам.

Силовой каркас морды

Пока целюсь на покупной ретракт. Крепится будет на 2 бобышки из двойной-тройной потолочки. Серва поворота носовой стойки как раз уместилась между ретрактом и рамой. Возможно переверну серву, будет жить внутри рамы - так будет легче к винтам доступаться.

Прикинул как будет ходить носовая стойка. Похоже убирать ее вперед как у оригинала не получится. Либо нужно будет городить сложную складную конструкцию как у прототипа, либо придумывать как убирать более чем на 90 градусов.

Пока рабочий вариант - убирать назад. Но тут упираюсь в другую проблему - колесо в убраном варианте пересекается с рамой. Либо раму тоньше делать, либо в раме нужно сделать выемку под колесо.

Очень надеюсь на ваши комментарии.