Як-40, размах 1250мм

Геннадий_83
grafalex:

убираемое шасси

В данном масштабе мне кажется это гемор и при том огромный с носовой стойкой. У меня не чего не получилось, при том размеры у моего чуть больше. Сложность возникла в том, что колесо убирается как бы вперед, если так то оно будет сильно выпирать. Делать остается только назад, при том ретракт должен быть небольших размеров, а то при короткой сойке будет упираться в него, а длинная смотрится не красиво. Вот такой у меня не подошел

Airliner-rc

Все должно получиться с передней стойкой, только ретракт нужен более чем на 90 градусов видимо. В солиде можно посчитать какой угол конкретно нужен.

grafalex
EVIL:

с теми нагрузками, что ожидаются в том районе она справится

Ок, попробуем без него. И наверное без дырявой нервюрки тоже.

EVIL:

Вот носик профиля без базару надо усиливать. Он и на кручение работает, и на изгиб.

Не вопрос, добавить планочку можно.
Но нафига? обшивка то потолочная. Разве не выдержит носик? Строил модели до 700г весом - везде держало норм.

EVIL:

конструкции из потолочки весят как бальзовые, обтянутые пленкой.

Мысль интересная. Никогда не слышал, но похоже Вы правы.
В любом случае будет потолочка как наиболее простой вариант.

Геннадий_83:

колесо убирается как бы вперед

Думал над этим.
Для меня важна копийность пропорций, а если стойка будет убираться назад - пофигу.

В качестве запасных вариантов держу эти два:

  1. Сделать ретракт типа такого, только тягу в обратную сторону (колесо вперед, тягу назад)
  2. Steerable Retract Nosewheel Mechanism

Оба варианта предполагают печать на 3д принтере (благо есть под рукой), угол выпуска можно задизайнить любой.

Геннадий_83:

Вот такой у меня не подошел

У меня тоже такие на основные стойки, и модификация с поворотной стойкой для передней ноги. Но чтото тяжеловато (см. ниже)

Чуток весовых прикидок по шасси.
Колеса и стойки будут полюбасу. Передняя нога управляемая тоже - ну вот нравится мне.

Покупные ретракты добавляют 2*24 (основные) + 21 (носовой) + 20 сервоудлинтели = 67г

Немоторизированые ретракты (как напечатаные, так и покупные) весят 2*4 г + 10 г (серва + тяги) + 5 г (носовой ретракт) + 10 г (серва) + 10г (прозапас) = 43г

т.е. меньше 5% общего полетного веса.

Я понимаю, там пару грам, сям десяток. Но у меня пока по рассчетам никак не складывается картина, что убираемые шасси это тяжело. Я чтото упускаю?

EVIL
grafalex:

нафига? обшивка то потолочная. Разве не выдержит носик?

Это к вопросу о расстановке приоритетов. А так конечно, выдержит.

grafalex

эээээ, не понял 😃
Можно более развернутый ответ?

EVIL
grafalex:

у меня пока по рассчетам никак не складывается картина, что убираемые шасси это тяжело. Я чтото упускаю?

Может и не упускаете, но вес нагоняется в больших количествах.

Причин несколько:

  1. На моделях используют шасси с 4-х и более кратным запасом прочности. Если после каждой не очень удачной посадки не охото их поправлять или ремонтировать. Если полоса асфальтированная с ровным покрытием, можно облегчить шасси, заложив прочность на перегрузку 2-3G.
  2. ложементы ретрактов и способ их монтажа так же вес прибавляют, как любые другие стыковочные узлы. При том, хорошо прибавляют.

С великим трудом верится, что 4-х граммовый ретракты будут уверенно держать посадочные перегрузки от 2-3G при весе модели 1кг.

Можэт мы чего не знаем, потому понаблюдаем за испытанием вашего самолета.

Если брать в %%, то на моем Ил-96 вес шасси среди общего веса намечается такой: ретракты со стойками 4Х60г, рулевая серва 13г, сервы на крышки шасси 2х13г, фюзеляжные ложементы 2х25г, крыльевые ложементы 2х35г, провода порядка 100 г, колеса еще 100г. Складываем 240 + 13 + 26+ 50+100+100= 599. Это без учета веса ложементов серв, тяг, фурнитуры. Допустим, еще 100 грамм в куче. Значит, общий вес шасси получается 699 грамм.

Рассчетный вес модели 3кг.

699/3000х100%=23,3% от взлетного веса самолета.

Это при том, что прочность шасси заложена по самому минимуму, с учетом имеющегося опыта пилотирования самолетов такого плана и условии приземления только на гладкий асфальт. Максимальная перегрузка, которую выдержит такое шасси =1G. Больше - сломается.

grafalex:

Можно более развернутый ответ?

Носик профиля на модели по традиции делается жестким, стойким к внешним воздействиям. В нем заложен основной лонжерон, поэтому выгоднее сделать привязку к нему на носике профиля.

Хвостовая часть профиля кроме аэродинамических нагрузок, ничего не воспринимает. Ее выгодно облегчать. Любые усиления задней части профиля нагоняют много веса. Поэтому выгодно привязать площадку с ретрактом к основному лонжерону, а тот к носику профиля. Будет жесткость и на кручение, и на изгиб.

А по поводу потолочки, она как металл - во все стороны одинаково прочная. Дерево же обладает максимальной прочностью только вдоль волокон.

grafalex

ок, спасибо за развернутый ответ. Буду думать на чем можно сэкономить, а на чем нет.
Как дорисую модельку займусь детальной развесовкой.

EVIL:

С великим трудом верится, что 4-х граммовый ретракты будут уверенно держать посадочные перегрузки от 2-3G при весе модели 1кг.

Если честно, я тоже 😃

Но я не знаю как проверить. Ретракты валяются, как покупные, так и самодельные. Пытался прикладывать им нагрузки во все стороны - держат.
Сходил в авиамодельный кружок проконсультироваться. Местный дядька уверил что выдержит. И еще добавил, что если не выдержит, то пусть ломается уж ретракт, а не крыло.

С тем, что шасси само по себе это тяжело я смирился еще когда на первый тренер прикрутил колеса. Много раз как ни считал - шасськи 20-25% веса берут. Но уж больно на колеса люблю приземляться 😃

EVIL:

востовая часть профиля кроме аэродинамических нагрузок, ничего не воспринимает. Ее выгодно облегчать. Любые усиления задней части профиля нагоняют много веса. Поэтому выгодно привязать площадку с ретрактом к основному лонжерону, а тот к носику профиля. Будет жесткость и на кручение, и на изгиб.

О! Вот этой мысли мне не хватало!
Теперь знаю как мою конструкцию лучше сделать.
Нарисую покажу.

Только один вопрос. Правильно ли я понимаю, что речь идет больше в привязке к ретрактам, нежели о прочности самого крыла или его обшивки? Перефразируя вопрос, стоит сделать эту планку на носике только от центра до ретрактов или по всей длине крыла? Я собирался использовать ложерон из потолочки на внешней части крыла.

EVIL
grafalex:

Правильно ли я понимаю, что речь идет больше в привязке к ретрактам, нежели о прочности самого крыла или его обшивки?

Нет.

Прочность крыла должна быть достаточной в любой точке приложения рассчетной силы. Лонжероны можно не делать вообще. Потолочка легко справится с обозначенным весом. Лиш силовой лонжерон от ретракта до ретракта можно сделать из фанеры 2мм. Его же использовать как узел крепления крыла. Все-таки ударные нагрузки потолочка не очень хорошо держит.

Привязка шасси может быть выполнена любым удобным способом: с помощью усиленной полунервюры, или путем врезания площадки в лонжерон и привязкой ее к передней кромке, или врезанием площадки 1 стороной в усиленную полунервюру.

Шасси не стесняйтесь двинуть вперед. Облегчите отрыв и посадки будут куда аккуратнее.

grafalex
EVIL:

Лонжероны можно не делать вообще

Меня интересовал вопрос до куда делать планку в носике?

EVIL:

Шасси не стесняйтесь двинуть вперед. Облегчите отрыв и посадки будут куда аккуратнее.

Вперед куда? В полость перед основным лонжероном (сейчас оно позади лонжерона)

EVIL
grafalex:

до куда делать планку в носике?

чтобы к ней можно было привязать ретракты.

grafalex:

Вперед куда? В полость перед основным лонжероном

Перед не надо, это откровенный перебор. Если дальше некуда, оставьте как есть.

kvn543
grafalex:

Вперед куда? В полость перед основным лонжероном

Не забывайте о ц.т. Если ось колеса окажется впереди ц.т., самолет будет падать на хвост.

grafalex

Я полагаю если делать копийные пропорции (в т.ч. положение основных стоек) то и ЦТ придется делать ± так же как и у оригинала.
Т.е. вряд ли самолет будет хорошо летать, если у него ЦТ будет позади того места, где я собираюсь поставить колеса.

EVIL

Сделайте цт как у оригинала, так конечно копийно будет. Щас тут еще великие знатоки по центровкам расскажут, где надо ЦТ расположить. 😉

Евгений_15

Если модель что бы полетать, от складывающегося шасси лучше отказаться.
Все остальное вполне реализуемо, 1 кг. с батарейкой
Интересно какая будет нагрузка на крыло при копийных размерах и весе 1 кг.

EVIL:

конструкции из потолочки весят как бальзовые, обтянутые пленкой.

Если потолочку обтягивать калькой на ПВА или скотчем пожалуй бальзовые будут легче

grafalex

Рассчетная площадь крыла получается около 15,31дм. Нагрузка соответственно 65г/дм

На бальзу пока переходить не готов. Хочу с чего нибудь попроще начать. Пока заказал бальзовый кит маленький потренироваться. Освою технологию - буду большие самолеты из бальзы строить.

EVIL
grafalex:

На бальзу пока переходить не готов.

Никто вас не агитирует на бальзу. Для начала надо понять, что это за зверь такой самолет, определиться с направлением творчества, лиш потом, когда вы осознаете реальную необходимость, переходить на бальзу.

3 months later
grafalex

После вынужденного перерыва наконец вернулся к проекту. Появилось несколько вопросов.

  1. Многие советуют увеличить площадь крыла и стабилизатора на 15%. Но в какую сторону увеличивать? вперед или назад?
  2. Увеличивать нужно площадь на 15% или геометрические размеры (что соответствует увеличению площади почти на треть)?
  3. Как часто нужно ставить шпангоуты в фюзе?
  4. посоветуйте хорошую схему крепления съемного крыла
Airliner-rc

Видимо вы не понимаете зачем вам советуют увеличить крыло, раз задаете такие вопросы. Вы написали, что по расчетам получается нагрузка 65. Многовато для такого размера, соответственно вам надо снизить этот параметр. Способа два: увеличить площадь или уменьшить вес. Вот исходя из этого и считайте насколько и как вам надо увеличить площадь крыла, чтобы получить приемлемую нагрузку. При этом мне кажется, нет разницы как это делать: по передней кромке, по задней или и там и там.
И нафига вам съемное крыло в таком размере? Это же опять лишний вес.
Вы опеределились с обшивкой? От этого зависит как часто должны быть шпангоуты (чтобы обшивка потом не “провисала”).

Wild_Falcon

Самая простая схема съемного крыла, которая практически не добавляет веса: в основном лонжероне крыла монтируются два штыря, которые параллельны оси фюзеляжа, они входят в соответствующие им отверстия на усиленном шпангоуте фюзеляжа. А фиксируется от выпадания крыло легким винтом или двумя в районе задней кромки. Усилия на винте в таком случае небольшие - его функция не дать крылу сдвинуться в узле лонжерон-шпангоут.

grafalex
Airliner-rc:

Видимо вы не понимаете зачем вам советуют увеличить крыло, раз задаете такие вопросы. Вы написали, что по расчетам получается нагрузка 65. Многовато для такого размера, соответственно вам надо снизить этот параметр. Способа два: увеличить площадь или уменьшить вес. Вот исходя из этого и считайте насколько и как вам надо увеличить площадь крыла, чтобы получить приемлемую нагрузку.

Приемлимая для меня 40 и меньше. Но это уж слишком нужно будет увеличивать, будет слишком заметно.

Airliner-rc:

При этом мне кажется, нет разницы как это делать: по передней кромке, по задней или и там и там.

А центровка? Например, увеличу по задней кромке, железки в хвосте перевесят и может получиться, что заднюю центровку никакой батареей в носу не победить.
Вот и спрашиваю совета.

Airliner-rc:

И нафига вам съемное крыло в таком размере? Это же опять лишний вес.

Думаю причины как и у многих - хранение и транспортировка.

Airliner-rc:

Вы опеределились с обшивкой? От этого зависит как часто должны быть шпангоуты (чтобы обшивка потом не “провисала”).

Обшивка - потолочка. Возможно получится потолочку по толщине надвое распилить.

Wild Falcon,
Спасибо за совет

Wild_Falcon
grafalex:

Возможно получится потолочку по толщине надвое распилить.

Получится хлипко - а тут обшивка это основной силовой элемент. Лучше в шпангоутах дыр побольше наделайте (но не переусердствуйте, чтобы они не теряли стойкость от небольших нагрузок).