Кто как проверяет бабочку
тут рассказывали страшилки как лопасть улетала за 20 м и била в стену как артиллерийский снаряд.
Ну насчет “как артиллерийский снаряд” - это преувеличение, но достаточно неприятно. Лично я свидетель двух таких случаев.
№1 - с моим личным участием, позапрошлой зимой. Пытался научиться висеть на Белт-СР. Ерзал вдоль пола в спортзале, чиркнул лопастью пол (деревяшка) потом опять раскрутил - тут она и стрельнула.
№2 - прошлой зимой, опять в спортзале, на самом что не на есть кошернейшем Алайне - лопасть стрельнула в стену так, что аж страшно стало. Хотя “страшно стало” - это субъективно, объективно понимаю, что даже если бы попала в тело - максимум легкий синяк
Так что - бывает.
Торец одной из лопастей (плюс 1 см от края лопасти) закрашиваю контрастным маркером и тогда четко видно какая из лопастей выше, а какая ниже при бабочке.
Совершенно не обязательно при наблюдении бабочки высматривать, какая лопасть выше! Увидели факт - бабочка есть, маленкая, большая - не важно. Сажаете верт, помечаете чем угодно и где угодно ЛЮБУЮ лопасть, или цапфу, и подкручиваете ее линк на пол-оборота. Снова поднимаете верт, смотрите. Бабочка уменьшилась - закручиваете дальше этот же линк. Если увеличилась, значит удлиняете линк.
За 3-4 подлета обычно бабочка убирается в ноль.
P.S. Не сам придумал, здесь, в форуме вычитал.😃
Не сам придумал, здесь, в форуме вычитал.
Я про это писал, но тоже не сам придумал - ребята на тусовке подсказали.
Интересно другое. С тех пор как я обзавелся цифровым угломером и хитрыми тягами (на 450-м и 480-м) и просто соответственно цифровым угломером на больших вертолетах, у меня НИКОГДА не было необходимости настраивать бабочку. Выставил ровно 0.0 на обеих лопастях - вуаля, никакой бабочки нет и близко. Пришел к убеждению, если при ТОЧНОМ выставлении угла 0 в середине хода тарелки у вас бабочка - копайте, что-то у вас не то, или межлопастной кривой, или хаб, или цапфа, короче лучше устранить ПРИЧИНУ, а не убирать следствие (бабочку).
Охотники за вертолетами подкрадываются к добыче 😁
Я проверяю на столе, одев маску для работы с болгаркой 😃 Торец одной из лопастей (плюс 1 см от края лопасти) закрашиваю контрастным маркером и тогда четко видно какая из лопастей выше, а какая ниже при бабочке.
Точно так же поступаю на 250-м. Лопасть с закрашеным кочиком будеть видеться более короткой 😃
… По другому и не поймешь, ведь на балансире не вес выравнивается. Отбалансированные лопасти могут отличаться по весу.
В общем случае, вы правы. Но в частном, при балансировании однотипных и геометрически одинаковых лопастей, - ваше утверждение уже не столь однозначно. Ибо в этом случае отбалансированные лопасти можно тащить на точные весы и видеть, что вес одинаковый, с точностью до десятой грамма.
Разумеется, не рассматриваем случаи с мокрой и сухой деревянной лопастью, как вариант неоднотипных лопастей с разной удельной плотностью.
Я про это писал, но тоже не сам придумал - ребята на тусовке подсказали.
Интересно другое. С тех пор как я обзавелся цифровым угломером и хитрыми тягами (на 450-м и 480-м) и просто соответственно цифровым угломером на больших вертолетах, у меня НИКОГДА не было необходимости настраивать бабочку. Выставил ровно 0.0 на обеих лопастях - вуаля, никакой бабочки нет и близко. Пришел к убеждению, если при ТОЧНОМ выставлении угла 0 в середине хода тарелки у вас бабочка - копайте, что-то у вас не то, или межлопастной кривой, или хаб, или цапфа, короче лучше устранить ПРИЧИНУ, а не убирать следствие (бабочку).
О, кстати, можно попросить ссылочку на этот угломер? Особенно, если его можно и с FBL не напрягаясь использовать. А то как на флайбарном мерять я понял, а вот как с FBL - вошел в ступор.
Что-то типа такого.
Для ФБЛ один из двух вариантов.
Либо цифровой угломер
Либо фигня вкручивающаяся вверх хаба вместо стоппера, в которую вставляется флайбар (мне давеча подсказали) 😉
Цифровой угломер, ну например - вот вообще супер - специализированный: flying-hobby.com/…/rc-logger-digital-pitch-gauge-p…
У меня попроще (тогда супер еще не было) 😉 - flying-hobby.com/…/etech-digital-pitch-gauge-p-285… но и пользоваться им тяжелее, хотя ничего особо сложного нет, там прямо по ссылке в картинках все описано
Не сам придумал, здесь, в форуме вычитал.
Да, я знаю этот способ, тоже тут читал о нем, но я, например, при первой же раскрутке ротора уже знаю какую лопасть и куда крутить 😃
отбалансированные лопасти можно тащить на точные весы и видеть, что вес одинаковый, с точностью до десятой грамма
Это в идеале. На практике можно вполне балансировать, не заморачиваясь весом 😃 Хотя я обычно сначала выравниваю вес, а потом балансирую.
Либо фигня вкручивающаяся вверх хаба вместо стоппера, в которую вставляется флайбар (мне давеча подсказали)
Я часа два голову ломал зачем эта фигня в ФБЛ-ките 😃 Пока не пришло время выставлять углы, вот тогда до меня и дошло 😃
Пришел к убеждению, если при ТОЧНОМ выставлении угла 0 в середине хода тарелки у вас бабочка - копайте, что-то у вас не то, или межлопастной кривой, или хаб, или цапфа, короче лучше устранить ПРИЧИНУ, а не убирать следствие
собственно о чем и я пытался сказать тоже, когда говорил про ноль градусов
Вставлю и свои 5 копеек. Сам, даже на FBL, всегда использовал обычный, не цифровой, угломер. Ну, по здравому смыслу, подвигать руками лопасти в цапфах. Должно быть одинаково на обоих в плане люфтов. При измерении угломером покрутить лопасти, выбрать люфты, посмотреть, что получается. Бабочки никогда не было.
Но насколько же всё это быстрее с цифровым, от rc-logger. Особенно когда нормальная голова и нет люфтов. 😃
Проверяю - тоже методом глядения с 5м. Необязательно таращиться в течение минуты. Достаточно нескольких секунд. Необязательно зависать. Можно медленно подниматься-опускаться. Вероятность отстрела в голову - есть, но, думаю, очень маленькая. Защитные очки из поликарбоната несколько успокаивают.
В качестве предварительной проверки делаю так - ставлю верт на ровную поверхность стола (он у меня сделан по уровню) рядом скажем с стенкой, подвожу вращая руками одну лопасть до легкого касания стены, выставляю шагом перекос этой лопасти в 0 и делаю черту на ее уровне (параллельно столу). Затем подвожу вторую лопасть не сдвигая верт и смотрю симметрию и угол по тем же признакам, если нужно подстраиваю соответствующие тяги. также можно проверить и одинаковость углов в разных положениях общего шага. Если остальная механика исправна и отстроена, то бабочки в полете практически быть не должно, иначе где то дефект или люфт.
Да блин… Дурь на выдумки хитра))) Что тока не услышишь.
Да блин… Дурь на выдумки хитра))) Что тока не услышишь.
Плус адын.
Занимательная темка.😁
Подытожим.
Ни в коем случае не летайте на вертолетах! Во время взлета-посадки есть вероятность отстрела лопастей! Лучше прилепите вертолет скотчем к полу, раскрутите ротор и маркером его, маркером!
😃
Вообще прикольно все. Никогда бы не подумал, что банальный процесс отлова бабочки может быть настолько интересным и необычным, если судить по тому что понаписали в этой ветке.
Подытожим. Ни в коем случае не летайте на вертолетах! Во время взлета-посадки есть вероятность отстрела лопастей! Лучше прилепите вертолет скотчем к полу, раскрутите ротор и маркером его, маркером! Вообще прикольно все. Никогда бы не подумал, что банальный процесс отлова бабочки может быть настолько интересным и необычным, если судить по тому что понаписали в этой ветке.
Маркер на скотч к лопасти, лыжи гвоздями к полу, раскручиваешь ротор до 90-95%, и держишь двумя руками чистый лист А4, на нем и увидишь бабочку.
Сорри за флуд, но зачем усложнять простую процедуру…
off
Насчет поля - хорошо бы, но это теперь видимо не раньше весны, этот придется самому поднимать.
Если под “самому поднимать” подразумевается “выйти во двор/парк, где гуляют бабушки с внуками и собаками (и нет привычной всем поляны/поля, где летают на самолетах/вертолетах)”, то на всякий случай учтите: если с бабушками и собаками можно договориться, то с внуками - никакой возможности. Даже если всем перед началом полета прочитать лекцию о том где стоять и когда после посадки можно задавать вопросы, все равно найдется какой-нибудь внук, который опоздал на лекцию или ушами прохлопал.
Летайте там, где к этому уже привыкли (“на поле”) или там, где люди не ходят в принципе (во втором случае категорически не рекомендуется делать это одному (хотя бы поначалу - самый элементарный выход из-за спины к Вам собаки - предпосылка к летному происшествию, если никто не предупредит спокойным голосом)).
Это ни в коем случае не пугалка (если уж Вы занимаетесь вертолетами, то, как минимум, не надо их бояться). Это “хозяйке на заметку”.
откуда это пошло интересно “поднимать”… верт же птица, а не штанга. Он летать должен.
выход из-за спины к Вам собаки - предпосылка к летному происшествию, если никто не предупредит спокойным голосом)).
Это ни в коем случае не пугалка (если уж Вы занимаетесь вертолетами, то, как минимум, не надо их бояться).
Вам лучше собак не бояться 😉 Они это чуствуют, в отличие от вертушки 😃
А вертолета надо бояться всегда. Труситься не надо 😃, а хотя бы в глубине души. Это просто не расслабляет и заставляет помнить правила техники безопасности. Отсутствие страха со временем расслабляет.
Не буду приводить примеры(не из моделизма), их достаточно.
откуда это пошло интересно “поднимать”… верт же птица, а не штанга. Он летать должен.
Птица сама поднимается, а штангу поднимает человек. Как и вертушку. Так что все правильно. Именно “поднимать”.
М… нет, верт сам летит, человек им лишь управляет. А вот “поднимать” это как преодоление чего-то. Поднял, выдохнул, опустил 😃
У меня был случай. Во время полета оторвалась одна верхняя тяга ,управляющая лопастью, другая лопасть в норме. Появился звук характерный для большого угла атаки. И появилась не “бабочка”, а бабища какая-то. Но в этой в крашевой ситуации я не только нормально посадил вертолет, но и вырулил его в яму примерно 1,5 метра (дело было зимой и для взлета -посадки я в сугробах специально выкопал ямку). Поэтому я стараюсь выставлять “бабочку” по возможности, но если идеально не получается например из-за перекосов в голове после ударов, то и не заморачиваюсь с этим вопросом. Вертолет был 450класса.Я где-то читал что на модели вертолеров устанавливали однолопастной ротор и при этом не плохо летали, и тут понятия “бабочки” вообще не существует.
Не поверю что флайбарный верт с неуправляемой лопастью остался управляемым. У меня слетал верхний линк еще когда флайбар стоял - верт просто камнем упал. Управления он перестал слушаться сразу, просто встал на нож и на землю.
Потом еще раз срывало линк но уже на FBL, еще и в инверте. Там обошлось полегче - верт немного управлялся, но скакал по высоте рывками по 2-3 метра. Вывел его в плоскость над землей и врубил холд, жестко, но сел. Погнуло валы и шасси в труху.